Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Словосочетание и предложение





Цели: наглядно показать, что предложение состоит из слов; тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении, в составлении схемы предложения — для того, чтобы школьники учились раздельному написанию слов;

Показать необходимость согласования слов в предложении; упражнять в грамматически правильном построении предложений; тренировать в наблюдении за интонацией понижения голоса, соотнося ее с правилом обозначения границ предложения в письме.

1) На доске предметные картинки: [Мышка] [ ? | [сыр]

Дети должны составить устно предложение из трех слов, например: Мышка любит сыр. Затем они повторяют предложение и обозначают его одной длинной полосой (логопед — на доске, ученики — в тетрадях).

Обсуждается, сколько слов в предложении. Слова обозначаются в схеме короткими черточками. Дети по показу логопеда выборочно называют второе, третье, первое слово (можно обратиться к картинкам).

2) Логопед демонстрирует сюжетные картинки: «Мальчик читает книгу»; «Девочка гонит козу»; «Кролик ест морковку» и т.п.

Дети составляют к каждой картинке предложение. Определяют число и последовательность слов в каждом предложении, находят в схеме место определенного слова. «Читают» предложение по схеме.

3) Далее они упражняются в составлении распространенных предложений по вопросам где? как? когда? (На материале сюжетных картинок.)

4) На доске запись, логопед читает ее и поясняет:

гулять — отдельное слово не всегда передает мысль;

гулять, дети, поле — ряд слов, не связанных между собой

нормами грамматики, не является предложением;

гуляли поле дети в — слова, записанные в беспорядке, тоже не передают мысли;



Дети гуляли в поле — это предложение. Оно образовано из слов с учетом грамматических норм языка и выражает закон-юнную мысль.

5) Из ряда слов составить предложения:

дымок, идет, труба, из;

орехи, в, белка, прячет, дупло.

6) Логопед предлагает послушать стихотворение Е. Измайпова:

БОЛЬШАЯ БУКВА

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги —

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела.

Букве поручено важное дело.

Ставится в слово не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале —

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо,

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая — совсем не пустяк:

В букве большой — уважения знак!

Дети запоминают, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

7) Как по интонации (понижению голоса) угадать, закончилось ли предложение?

Игра: при понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Хлопок будет обозначать точку.

Бабушка вяжет. (Хлопок.)

Бабушка вяжет (..?) носки. (Хлопок.)

Бабушка вяжет носки (..?) внуку. (Хлопок.)

Бабушка вяжет носки внуку (..?) Максиму. (Хлопок.)

8) Прочитать текст:

было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше

Определить тему рассказа.

Выделить в тексте законченные смысловые единицы — предложения, отмечая, о чем говорится в каждом из них.

Упражняться в чтении текста с интонационным обозначением границ предложений (понижение голоса, пауза).

Списать текст, подчеркивая заглавные буквы и точки.

9) Прослушать (прочитать) текст. Пересказать по ролям два диалога, определив, сколько человек разговаривали.

ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР

Мария Ивановна и Петр Иванович, Маша и Петя говорят по телефону. Но со связью не все в порядке: разговоры перепутались. Вот что получилось.

— Сколько у тебя?

— А сколько у кошки котят?

— Тридцать восемь и пять.

— А доктор приходил?

— Целых шесть.

— А есть хоть один полосатенький?

— Скоро будет. Звонил, что выезжает.

— Может, положить грелку на живот?

— Не знаю... Там что-то копошится и пищит.

10) Определить в данных ниже столбцах словосочетания и предложения:

ранней осенью Наступила осень,

головки цветов Цветы увяли,

кудрявая травка Пожелтела трава,

гнёзда птиц Замолкли птицы,

промочило дождём Идут дожди.

Устно распространить предложения.

11) Составить предложения, используя следующие словосочетания:

высокие ели весёлая песня

забавный котёнок спелая земляника

полная корзина широкие улицы

нарядная толпа белый пароход

колючий куст свежая булка

12) Из двух предложений составить одно.

Образец:

Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.

Сегодня дождливый и пасмурный день.

По нашей улице ходят трамваи. По нашей улице ходят автобусы.

У меня есть коллекция марок. У меня есть коллекция значков.

Мы набрали много рыжиков. Мы набрали много маслят.

В нашем лесу водятся волки. В нашем лесу водятся лисы.

Мы соберём модель катера. Мы соберём модель яхты.

Малыши любят петь. Малыши любят рисовать.

13) Найти ошибки и построить предложения правильно.

Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди.

Брат потерял библиотеку из книги.

Коза принесла девочке корм.

Весной луга затопили реку.

На тоненьких листьях показались ветки.

Дети набрали костёр для хвороста.

Снег засыпало пышным лесом.

13) Из двух простых предложений составить одно — сложное, используя союзы и, а, но.

Выглянуло солнце. Дети пошли гулять.

Солнце светит ещё ярко. Звери уже готовятся к зиме.

Начался дождь. Дети укрылись в шалаше.

Снег ещё не лег. Заяц оделся в белую шубку.

Прокричал петух. Разом ответили ему петухи, с других дворов.

Зимой солнце светит редко. Случаются и ясные деньки.

Согласование

Согласование слов в числе

Задача: упражнять учащихся в практическом использовании категории числа (без ее определения).

1) Логопед предлагает ученикам решить задачу:

«Две мамы купили своим детям четыре панамки. Первая мама купила белую панамку, вторая — голубые панамки. Сколько детей было у каждой мамы?»

— Как вы догадались, что у первой мамы был один ребенок, а у второй — трое?

— Белая панамка — значит, одна; остальные из четырех — голубые панамки. Значит, их три.

2) Игры с мячом для тренировки в изменении словосочетаний по числам:

Один — много Много — один
душистый ландыш — ... сочные арбузы — ...
полное ведро — ... острые когти — ...
чистое стекло — ... смелые воины — ...
дальний путь — ... верные друзья — ...
мощный трактор — ... спелые орехи — ...
большое дупло — ... дождевые облака — ...
лесное озеро — ... желтые листья — ...
острая пила — ... мелкие семена — ...
тонкий стебелек — ... мягкие стулья — ...
славное имя — ... новые игроки — ...
старый кошелек — ... крепкие весла — ...
ранняя весна — ... хищные зверьки — ...
удалой молодец — ... старые дворцы — ...

3) Каждую пару предложений из левого столбца заменить
одним из правого.

Ойпазеп:

4) Закончить предложения, изменяя слова по образцу.

Образец: Лодки плывут. — Лодка плывет.

Ракеты летят. — Ракета .... Машины стоят. — Машина .... Ветры гудят. — Ветер .... Сугробы растут. — Сугроб.... Костры дымят. — Костёр .... Комары пищат. — Комар.... Сады цветут. — Сад.... Плащи висят. — Плащ .... Толпы спешат. — Толпа .... Телята мычат. — Теленок .... Синицы свистят. — Синица ....

Согласование в роде

1) У детей на столах карточки с местоимениями: он, она, оно или мой, моя, мое.

Логопед показывает им предметы или картинки — дети под-п и мают соответствующую карточку.

2) Вместо точек вставить слова: он, она, оно (письменно).

Образец: На столе яблоко. Оно сладкое.

Брат хорошо учится. ... отличник. Мама пришла с работы. ... устала. Пригревает солнышко.... ласковое. Зацвела липа.... душистая. Развевается флаг.... огромный. Растет елочка.... пушистая. Шумит море.... глубокое. Продают капусту.... свежая. Дедушка любит пчел.... пчеловод. Птицы оставили гнездо. ... опустело.

3) Выписать из текста поочередно предложения со словами мужского, женского и среднего рода:

Подул ветер. Набежало облако. Поднялась пыль. Солнце скрылось. Потемнел лес. Пошел дождь. Сверкнула молния. Загремел гром.

4) Составить предложения, определив род имен существительных. Соотнести глагольные окончания с родом существительных.

Образец: Море шумело (с. р.).

шумела [-МОре> волна> толпа, собрание, река] шумело

висело [карТина> объявление, зеркало, вывеска, полотенце] висела

5) Выписать парами главные члены предложений, подчеркивая окончания о или а в глаголах среднего и женского рода. Устно поставить к ним вопросы.

Образец: Небо дышало (ср.)... Дышало (что?)... Небо (что делало?)...

а) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. Потемневшее море пенилось, бурлило, шумело. Буря прошла, и земля освежилась. Весной Волга затопила берега. Зазеленела молодая берёзка. Тёмное облако закрыло небо.

6) Приближалась дождливая осень. Поле покрылось снегом. Небо озарилось огнями салюта. Пламя медленно разгоралось. Утка бросилась в заросли. Река затянулась тонкимльдом. В июле созрела рожь. За окном промелькнула ласточка. Громко свистела бойкая синица.

б) Списать текст, поставив выделенные слова в единственном числе. Подчеркнуть родовые окончания глаголов.

Образец: В ящике лежало письмо.

В ящике лежали письма. Здесь раскинулись большие озера. Окна выходили на восток. Сверкнули капли утренней росы. Весла упали в воду. Стрекотали на высокой ели сороки. Ведра с водой опрокинулись. Гнезда грачей опустели. Скрипели от ветра сосны. На землю упали спелые ягоды.

7) Выписать последовательно словосочетания мужского, женского, среднего рода. В словах, отвечающих на вопрос какой?, подчеркнуть родовые окончания.

Образец: Краска (какая?) синяя, яркая.

Пень (какой?) старый, низкий, гнилой.

Рожь густая, спелая; озеро дальнее, синее; море солёное, суровое; весна ранняя, светлая; путь далёкий, трудный; чай горячий, сладкий, крепкий; лес густой, еловый; небо хмурое, осеннее; речка быстрая, прохладная; сено свежее, душистое, сухое; кочан белый, крепкий, тугой;морковъ сочная, крупная.

8) Вставить пропущенные окончания, используя вопросы какой? какая? какое? Вопрос ставить от выделенного слова:

В ручье чист.. вода. Мальчик набрал полн.. ведро грибов. Краен., ягода смотрит из травы. В стене было кругл., окно. На хорош., цветок и пчёлка летит. Детям дали нов., мяч. Добр., слово всякому приятно. Добр., слава дороже богатства. В зимн.. холод каждый молод. Сереньк.. утро — крас-неньк.. денёк. Весенн.. лёд толст, да прост; осени.. — тонок, да цепок.

9) Выписать слова парами, используя вопросы какой? какая? какое? какие?

ГОЛУБАЯ ПОРА. МАРТ

У каждого месяца свой цвет. Январь — бел.., июнь — зелен.., а вот март — голуб.. . Голуб., небо, снега голуб.. . На снегах тени, как син.. молнии. Голуб.. даль, голуб.. льды, голуб., на снегу следы. Перв.. голуб., лужи и последи., голуб., сосульки. А на горизонте син.. полоска далекого леса,

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.