Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСВОЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОМ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................................................................................... 3

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................................................... 4

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР....................................................................................................................................... 5

1. ОСВОЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОМ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................................................................................................................. 5

1.1. Бытовая деятельность в дошкольном возрасте........................................................................................ 5

1.2. Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте.................................................................. 6

1.3.Трудовая деятельность в дошкольном возрасте..................................................................................... 12

1.4. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками..................................................................... 14

1.5. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте................................................................ 17

1.5.1.Теория игры........................................................................................................................................ 17

1.5.2. Классификации и особенности детских игр.................................................................................. 19

1.5.3. Организация игровой деятельности в ДОУ................................................................................... 25

2. ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ............... 26

2.1.Педагогические технологии в дошкольном образовании.................................................................... 26

2.2. Дошкольная дидактика............................................................................................................................ 27

2.3. Методы и формы организации обучения.............................................................................................. 29

2.4.Технология педагогической диагностики.............................................................................................. 32



3. ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ............................................................................................................................ 33

3.1. Роль семьи в формировании личности ребенка.................................................................................... 33

3.2. Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей................................................................................. 35

4. ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА.......................................................................................................................... 37

4.1. Формы и методы взаимодействия ДОУ со школой.............................................................................. 37

4.2. Психолого-педагогические основы готовности ребенка к школьному обучению........................... 38

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.......................................................................................... 41

ГЛОССАРИЙ......................................................................................................................................................... 45

 

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Психолого-педагогические основы организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Освоение дошкольником позиции субъекта в разных видах детской деятельности. Бытовая деятельность в дошкольном возрасте. Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность в дошкольном возрасте. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Теория игры. Классификация и особенности детских игр. Организация игровой деятельности в ДОУ.

Технологии педагогического процесса в дошкольном учреждении. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Дошкольная дидактика. Методы и формы организации обучения. Технология педагогической диагностики.

Детский сад и семья. Роль семьи в формировании личности ребенка. Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей. Формы и методы взаимодействия ДОУ со школой. Психолого-педагогические основы готовности ребенка к школьному обучению.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Базовая

*1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.

*2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном и Д, 2001.

 

Дополнительная

*3. Белкин. А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.

*4. Болотина Л.П., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия, 1997.

5. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академический Проект, 2001.

*6. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.

7. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: Карапуз, 2001.

8. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. – Мн.: Университетское, 2001.

9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. – М.: Академия, 1997.

 

__________________________________________________________________________________________________

Примечание. Знаком (*) отмечены работы, на основе которых составлен тематический обзор.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

 

ОСВОЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОМ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др., организация которых, руководство, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов.

Ребенок – субъект собственной деятельности, и его активность и свобода встречаются и взаимодействуют с субъектностью и активностью взрослых. Субъект – индивид как источник познания и преобразования действительности, носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе, как в другом. Субъектность человека проявляется в его деятельности, общении, самосознании. Личностный подход к ребенку предполагает последовательное отношение педагога к ребенку как к личности, как к самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия. Личность – это и человек, субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности; это и совокупность психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки, поведение среди других людей.

На рис.1 представлены основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста.

Рис. 1. Виды деятельности дошкольника

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника.

Данные специальных исследований и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логика развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и, в конечном счете, к переходу на новую ступень детства.

 

Теория игры

 

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале XX в. у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является первичным в истории человечества: труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вундт. В дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В.Плеханов в работе «Письма без адреса» (1912), где пришел к выводу, что игра возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. По мнению Г.В.Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. К труду человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище и т.п. Труд, охота, война с соседним племенем – все это сопровождалось чувствами радости, удовольствия, горечи. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Но в жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В.Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», подготавливает детей к труду. Г.В.Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обществе рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх подражали тем представителям пола, к которым относились сами. Возражая своему современнику, немецкому психологу К. Гросу, считавшему, что различие игр мальчиков и девочек определяется особенностями их половых инстинктов, Г.В.Плеханов выдвигал социальные причины, а именно: существующее разделение труда взрослых людей в обществе по признаку половой принадлежности.

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического материала выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и др.). Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: малыш уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, так как она требовала умений, знаний, сноровки, ловкости и т. д. Взрослые стали изготовлять игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан), в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками и умениями в использовании орудий труда. Игрушки были их моделями (из маленького лука можно попасть в цель, маленькой мотыгой – рыхлить землю).

С возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки становятся образами орудий труда. Возникает игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Итак, игра имеет социальную основу. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский.

В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду. К.Д. Ушинский писал: «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги...».

Но в игре находят отражение лишь отдельные стороны многообразной окружающей ребенка действительности: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И.Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым,
Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно-сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности.

По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают (не бегай, не упади, мой руки, не выдумывай), в игре ребенок может все: плыть на корабле, лететь в космосе, учить учеников в школе и т.п. Таким образом, малыш, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Справедливы слова Н.К.Крупской об игре как «серьезной форме учения». Е.И.Тихеева рассматривала игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитания ребенка-дошкольника.

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях еще «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П.Усова).

В недрах игры зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. В свое время, А. С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности.

Признаком игры, как отмечал Л.С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации. На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться и учебная деятельность, указал В.В.Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу-дороге и гудит). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия («помыл руки» из воображаемого крана). Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении. В игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребенок видит грань между воображаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто», «по правде так не бывает».

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (кресло – космическая ракета, плюшевый пингвинчик – отважный путешественник). Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Однако не следует думать, что в любой игре приобретения ребенка имеют положительное значение. Представим себе, девочки играют в семью: Лиза изображает ласковую, заботливую маму, Настя – властно командует детьми, покрикивает на своего мужа. Если мы сравним чувства, испытываемые в играх «мамами», действия и способы общения, в которых они упражняются, то станет ясно, как по-разному скажутся подобные игры на формировании характера, отношения к окружающей жизни.

Н.К. Крупская, Д.В. Менджерицкая подчеркивали полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала средством воспитания и обучения. При тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упрочению его интересов, развитию речи. Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить?). Например, Егору расхотелось подвозить панели для строительства школы, вот быть крановщиком – другое дело. Но крановщик – Алеша, а если он, Егор, выйдет из игры, то она нарушится. Как быть? Подобные нравственные коллизии часто возникают и в играх с правилами. В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма.

Таким образом, воспитательные возможности игры чрезвычайно велики.

 

Дошкольная дидактика

 

Дидактика –отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.Предмет дидактики– закономерности и принципы обучения, его цели, методы, формы, средства обучения. Обучение – целенаправленная последовательная передача общественно-исторического социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

Дошкольная дидактика представляет собой отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного обучения, представлены его содержание, формы организации, методы и средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку его к обучению в школе.

В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподаваниеэто деятельность учителя по:

– передаче информации;

– организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

– оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

– стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

– оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учениеэто деятельность ученика по:

– освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

– самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

– осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Существуют, как отмечал отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.

Учение в последнем случае – не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен. Для детей дошкольного возраста характерен именно второй вид учения, так как они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности. Научение – результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях и развитии ребенка. Например, Саша хочет построить такой же туннель из песка, как делал вчера, а песок рассыпается. «Оказывается, из сухого песка строить нельзя», – делает мальчик правильный вывод. Он получил новые представления о свойствах песка, но их приобретение не было целью деятельности, они явились побочным продуктом игры с песком.

Вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями, является учебной деятельностью. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: мотивацию, учебную задачу, учебные действия (предметные или вспомогательные), контрольные действия преподавателя, трансформирующиеся в действия самоконтроля, оценочные действия преподавателя, переходящие в самооценку обучающегося.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении, – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности, в процессе специально организованных учебных занятий формируются отдельные ее элементы.

В младшем дошкольном возрастена занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе от 2 до 3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3 до 4 лет). После 4 лет деятельность ребенка приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задания, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрастеу ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

– умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

– самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

– умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

– умение планировать деятельность, ориентируясь на ее результат.

Для формирования учебной деятельности большое значение имеет развитие познавательных интересов. Для этого необходимо:

– создавать условия ребенку для его активных действий;

– вовлекать в процесс самостоятельного поиска;

– ставить вопросы проблемного характера;

– разнообразить учебную деятельность;

– показывать ребенку нужность, важность учебного материала;

– предлагать задания трудные, но посильные;

– планировать достижение результата, положительно оценивать;

– предлагать эмоциональный учебный материал.

Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте.

Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты: а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу; б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.); в) контролирует себя в процессе выполнения задания; г) достигает результата; д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки.

А.П. Усова выделяет конкретные признаки овладения учебной деятельностью у дошкольников (табл. 3)

 

Таблица 3

ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ

 

ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

 

Воспитание в детском саду
Преимущества Недостатки
1. Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников 2. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей 3. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей 4. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников 5. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом сверстников 1. Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность 2. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком 3. Сравнительная жесткость режима дня 4. Общение с детьми одного возраста

 

 

Таблица 5

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Воспитание в семье
Преимущества Недостатки
1. Эмоциональная насыщенность отношений между родителями и ребенком 2. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку 3. Подвижный режим дня 4. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов 1. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы 2. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания 3. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, инертность в поисках методов воспитания 5. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания 6. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре

Таким образом, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу, ребенок, не вступая в общение со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды. Если ребенок лишен материнской любви и ласки, не принимает посильного участия в делах семьи, большую часть времени проводит в дошкольном учреждении, то у него нарушается эмоциональная связь с близкими людьми, не реализуется его основная потребность в общении.

Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.

 

ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛА

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты

2. Заполните схему

ГЛОССАРИЙ

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.