Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бытовая деятельность в дошкольном возрасте





 

Примерно на втором году жизни дети уже участвуют в бытовой деятельности. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка дают ему возможность в типично жизненных ситуациях проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении поручений взрослых, связанных с наведением порядка в доме, на садовом участке, с уборкой посуды и пр. Поручение – обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо действие. Постоянное выполнение подобных дел, удовлетворение от оказания помощи маме, няне, воспитателю, товарищу способствуют формированию таких нравственных качеств, как доброжелательное отношение к окружающим, трудолюбие, настойчивость и, вместе с тем, коллективистических начал личности дошкольника.

На третьем году жизни у ребенка при вовлечении его в совместную со взрослыми работу формируются умения выполнить элементарные задания: малыши выносят на площадку игрушки, ставят стулья к столам, приносят и убирают материал для занятий, собирают бумагу с пола или листья на участке, приносят тарелки с хлебом на столы. Задача воспитателя – поддерживать и поощрять новообразование этого возраста «Я сам!»феномен детского сознания, обусловленный возникновением внешней самооценки ребенка на основе сравнения себя с другими людьми.

Для малыша, вовлеченного в бытовую деятельность, важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому способствует показ и объяснение взрослого. Например: «Держи тарелочку двумя руками. Не прислоняй к себе. Поставь тарелочку на стол, ребята будут есть суп с хлебом». Однако мало только показать и объяснить, как следует выполнить действие. Малышу нужна непосредственная помощь. Взрослый может вместе с ребенком нести на участок мишку, машину; дать малышу в руки подставку с карандашами, показав как надо ее держать (крепко захватить ее руками малыша), чтобы не выскользнула из рук, и поставить ее в шкаф. Постепенно дети овладевают навыками, и взрослый может уже ограничиться оказанием помощи лишь в случае выполнения ребенком трудного действия. Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребенка с выполнением поручений, не делать за него того, что он может сделать сам. И конечно, нужно помнить о постоянстве требований относительно того, что и как должен делать ребенок.



Дети 3–4 лет должны владеть знаниями бытовой деятельности взрослых в детском саду и семье, называть трудовые действия взрослых: родителей, работающих в детском саду повара, дворника, няни; рассказывать о том, что делают взрослые, уметь принимать посильное участие в бытовой деятельности.

В 4–5 лет малыши убирают игрушки, строительный материал, ставят стулья па место, собирают с пола бумагу и другой мусор, вешают полотенца, подметают на веранде пол, собирают листья на участке, сметают со скамеек снег. Так воспитывают желание участвовать в поддержании порядка в помещении детского сада и на участке. Дети помогают няне накрыть столы: разложить ложки, салфетки, расставить хлебницы, убрать после еды на хозяйственный стол чайную посуду. Впоследствии это становится содержанием работы дежурных по столовой.

В 5–6 лет бытовая деятельность в детском саду усложняется. Так, вначале под наблюдением воспитателя, а затем самостоятельно дети поддерживают порядок в групповой комнате и на участке, принимают участие в их уборке: протирают тряпкой стулья, строительный материал; моют игрушки, стирают кукольную одежду и т. п. Детям поручают раскладывать чистые салфетки, вешать полотенца, осенью на участке сгребать опавшие листья, зимой расчищать дорожки от снега. Это требует от ребят знания конкретных приемов и операций (дети овладели ими на предыдущей возрастной ступени), умения пользоваться ими в нужной последовательности, а также таких качеств личности, как самостоятельность, проявление заботы друг о друге, оказание помощи взрослым, стремление сделать для них что-то приятное.

Осуществляя руководство бытовой деятельностью детей пятого года жизни, важно учить их понимать, что главным в достижении результата являются не столько личные интересы, сколько потребности детского коллектива, а также окружающих взрослых. Наиболее доступной формой организации такой деятельности для детей пятого года жизни являются дежурства. Включение детей в общую работу и создание разнообразных жизненных ситуаций при ее выполнении позволяет воспитателю постепенно переключать ребят с деятельности, вызванной личными мотивами (сделать самому, удовлетворить свою потребность в активности, в общении со сверстниками), на деятельность, мотивом которой оказывается помощь товарищу, взрослому. Так, во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды помогают няне убирать со стола посуду; по окончании занятия убирают материалы и пособия на место, моют кисточки стаканы, стирают тряпки, используемые при наклеивании и рисовании, вытирают столы после работы; принимают участие в еженедельной уборке групповой комнаты (протирают мебель, моют игрушки, подметают пол и пр.); убирают постель. Дети должны делать это аккуратно, старательно. Постепенно повышаются требования к правильному пользованию предметами домашнего обихода: мыть и сушить его после использования, хранить в порядке и в определенном месте, соблюдая правило: «Каждой вещи – свое место».

В 6–7 лет бытовая деятельность в детском саду становится коллективной. Это позволяет шире использовать ее как средство нравственного воспитания детей: формирования целеустремленности, организованности, понимания необходимости и важности бытового труда людей, уважения к нему, воспитания положительных взаимоотношений в процессе коллективной деятельности. Большое значение имеет привлечение детей к помощи взрослым, важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям выполнить какую-то работу. Содержание таких поручений различно и основывается на необходимости сделать что-либо для всей группы. Например, протереть лыжи, санки, которые летом стояли в сарае, а теперь, зимой, ими могут воспользоваться на прогулках. В процессе организации бытовой деятельности детей необходимо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование нетерпимости к грязи, неряшливости, эмоционально-эстетическую чуткость к окружающей обстановке.

Деятельность ребенка, направленная на обслуживание им самого себя, называется самообслуживанием. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия.

Организация самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства. Ведь именно взрослый организует самообслуживание так, чтобы в нем принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись задачи, совершенствовалось, по мере роста ребят, содержание самообслуживания. Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. «Посмотри, Таня, как я буду умываться – чисто и аккуратно. Я сначала заверну рукава, потом смочу руки водой. Вот так»,– говорит воспитатель и сопровождает свои действия пояснениями. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т. е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыками немыслимо. Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни – это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.