|
Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - М., 1991.-С.250.
Только тогда, когда индивидуальность человека имеет значение в его взаимодействии с другими людьми, только тогда он может раскрыть свой талант, стать радостью для других и для себя.
Ценность индивидуальности складывается из бытовых от- ношений, в которых воплощаются ценности другого, цен- ность самого человека. Как это происходит? Например так:
малыш прыгает на руках у мамы и вдруг шлепнул ее по лицу, мама не отводит маленькой руки, не останавливает шалуна, да еще сидящий рядом отец подзадоривает: «Так ей, так ей!» Вот и шлепает рука сына по маминой щеке.
Точно в такой же ситуации другие взрослые ведут себя по- другому. Шалун строго остановлен: «Нельзя! Маме больно!»
Такие понятные, житейские, распространенные сцены, а за ними стоит целая система оценок, отношений, моральных и нравственных норм. За простым действием ребенка кроется отношение других людей к нему, несмышленому малышу, и, в конечном счете, к самим себе.
Так происходит в любом действии. Если ребенок сломал игрушку, то могут начаться упреки, вплоть до упрека в небла- годарности. А он хотел посмотреть, как устроено, он «больше не будет». Но не пропадет ли что-то важное после таких упре- ков? «Нельзя» - это магическое слово. Нельзя резать ножом, стучать молотком, высказывать свое мнение, читать «взрос- лые» книги, дружить с девочкой... а потом разочарование во взрослой жизни - ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми - чересчур застенчив или развязан, не умеет... Не научился, не развились способности.
Те способности, которые дают человеку силы быть самим со- бой. Какие это способности, можно ли их выделить и назвать?
Ориентируясь на данные, которые доступны мне из пси- хологической литературы, хотелось бы сказать, что такие способности есть. Среди них, наверное, самое большое зна- чение имеет способность вставать на точку зрения другого человека, можно сказать даже шире - на точку зрения друго- го, имея в виду и человека, и весь мир природы и предметов, окружающих человека.
Через развитие этой способности у последнего появляется его второе Я, диалог с самим собой. Через развитие этой спо- собности появляется возможность видеть мир более много- гранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за пре- делы шаблонов и стереотипов, известных самому человеку.
Благодаря этой способности человек получает возмож- ность перевоплощения в других, он как бы получает воз-
мощность быть универсальным, то есть он может быть всем, я значит, у него появляется реальный шанс найти себя, стать
Самим собой.
Можно предполагать, что развитие этой способности оп- ределяет построение модели мира, в котором живет человек. В детстве эта модель мира формируется через общение и взаи- модействие со взрослыми, которые позволяют ребенку наме- тить основные контуры такой модели, контуры добра и зла, показывая их в виде чувств по поводу его действий, проявляя собственные чувства к нему.
Через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своего действия: замахиваться на маму нель- зя, а отмахиваться от мухи можно и тому подобное.
Общаясь со взрослыми по поводу действий с предметами, ребенок усваивает важнейшее свойство вещей - их неоднознач- ность: большая коробка, например, становится маленькой ря- дом с большущей, а палочкой можно есть как ложкой пона- рошку, а вот линия на бумаге превратилась в дорогу. С мамой тоже могут быть превращения - она стала лисой, а сам ребенок превратился в зайчика, и так далее и тому подобное.
Такая неоднозначность вещей проявляется при взаимодей- ствии с ними в тех случаях, когда есть отношение к их отдель- ным свойствам или ко всей вещи в целом. Это следующий шаг в развитии способности встать на точку зрения другого, зна- комство с неоднозначностью свойств вещи открывает беско- нечность данных свойств, а значит, бесконечную возможность взаимодействия с ними.
В возрасте от одного до трех лет у детей развивается чув- ство юмора как проявление отношения к многозначному ис- пользованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь. Вот малыш надел носок на руку и смеется. Нарисовал узор на руке и со смехом протягивает маме. Научившись говорить, пробует шутить, специально путая хорошо известное: «Мама Володя и сын Володя». При этом ребенок доволен своей шуткой, понимает ее назначение, относительность материала, на котором построена шутка. Трехлетний шутит уже с полным знанием дела: «Я корова, я тебя забодаю. Как смешно! Почему ты не смеешься?», «Ой, бабушка надела дедушкину рубаху, как смешно!» Неловко поскользнулся, засмеялся над собой: «Как я поскользнулся!» При этом пробует поскользнуться еще раз и еще раз. Излюб- ленным вопросом становится вопрос: «А что было бы, если...» Что было бы, если бы все люди стали табуретками? Что было бы, если бы других людей не было, а были только мы?
Дальнейшее развитие способности вставать на точку зре- ния другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и вооб- ражения. В воображении отчетливо проявляется ориенти- ровка на неоднозначность свойств вещи, преодоление фик- сированное™, шаблонности свойств; действие с предметами становится полифункционально, и ребенок, выполняя его, способен уже отделить свойства предмета от отношения к нему. Он уже может сказать о себе: «Я - врач, я - мама» и тому подобное. Называя себя так, он уже задает для себя определенные отношения с предметами, определенные от- ношения между собой и людьми. В более позднем возрасте - младшем школьном - появляется рефлексия, которая обога- щает способность вставать на точку зрения другого новыми возможностями, связанными с выделением своего внутрен- него мира и воздействием на него. Во внутреннем плане дей- ствий появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, так как появляется не только понимание дру- гого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним. Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравст- венности, так как рост самосознания способствует форми- рованию у человека особенного представления о свойствах психической реальности.
Таким образом, развитие способности встать на точку зрения другого в онтогенезе связано с пониманием свойств психической реальности, обобщением этих свойств об образе другого.
Индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности пони- мать неоднозначность действия, это помогает противосто- ять шаблону, стереотипу поведения. При этом важнейшей характеристикой индивидуальности будет действие в соот- ветствии с нравственными принципами - действие по совес- ти, которая, как известно, предполагает апелляцию человека к самому себе, к своим нравственным чувствам, отражаю- щим самое сущностное для человека - его же собственную сущность. Естественно, что человек должен приобретать свою сущность, чтобы у него был развит голос совести.
С сожалением приходится констатировать, что многие люди отказываются по разным причинам (или им отказы- вают в этом другие люди) от собственной сущности, отказы- ваются от своей индивидуальности, проживая, в конечном
чете не свою, а чужую жизнь. Надо сказать, что основное пепеживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по от- ношению к другим - зависть, злость, раздражение, нетерпи- мость и тому подобное.
Человек же, который живет своей жизнью, не испытывает на себе разрушающего действия других людей, он сохраняет то человеколюбие, которое отличает зрелую личность от лич- ности ущербной и неполноценной. Можно было бы сказать иначе - развитой индивидуальности другие люди не мешают быть самой собой, а не состоявшейся - всегда кажется, что кто-то занимает ее место в жизненном пространстве. Проил- люстрируем это стихом:
Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник,'я же и цветок. В темнице мира я не одинок. На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть - Узора милого не зачеркнуть.
О.Мандельштам, 1909г.
Человек, написавший такие стихи, жил в этом мире не гос- тем, он чувствовал, что это его мир, его жизнь, его Я. Он не только усваивал и присваивал, он создавал мир своей инди- видуальности, создавал свое Я, свой микрокосмос.
Каждый человек ощущает свою индивидуальность через переживание зависимости воздействующего на него мира, существующего вне его. Такой, в первую очередь, предметный мир врывается в жизнь каждого из нас с первого мгновения появления на свет.
Для новорожденного характерно полное слияние собст- венной активности с объектом, действие хватания возникает только тогда, когда предмет вложили в руку, а мигание толь- ко тогда, когда свет попадает в глаза. Но уже трехлетний ре- бенок может выбирать, какое действие можно осуществить с тем или иным предметом, ориентируясь на его свойства. Взрослый человек к основаниям для выбора свойств предмета
добавляет еще и свойство их полезности для осуществления действия в настоящем или в будущем. Но даже взрослому трудно устоять перед некоторыми свойствами предметов. В памяти любого из нас есть сюжеты, когда мы останавлива- лись, словно завороженные, перед каким-нибудь (совершенно бесполезным) предметом, он притягивал, как магнит. Конеч- но, помним и те ситуации, когда даже покупали что-то только потому, что это престижно, что это есть у всех... Предметы кроме их собственных свойств имеют еще и как бы сверхчув- ственные свойства - те, что люди приписывают им в силу обстоятельств действия с ними. Человек начинает зависеть от таких свойств, они становятся для него магическими.
Магия предмета, его свойств очень велика, в психологии есть специальное понятие, характеризующее зависимость че- ловека от них, - полевое поведение, то есть поведение, кото- рое определяется непосредственно воспринимаемыми свойст- вами предметов.
Но одно из важнейших проявлений индивидуальности че- ловека состоит в возможности быть относительно независи- мым от этих свойств. Это ярко проявляется в задачах на сооб- разительность. Попробуем рассмотреть, как выглядит поле- вое поведение в решении таких задач. Вот одна из них: «Она мне соседка, а я ей нет. Как это возможно?»
Если решать эту задачу, используя только свой опыт по- нимания слова «соседка», то последняя не имеет решения. Но если рассматривать ее через понимание соседства как отно- шений между людьми, то решение находится сразу - я ее со- сед. Полевое поведение здесь состоит в зависимости мышле- ния человека от текста, в котором есть слово «соседка», при- обретающее магическое влияние на процесс решения, ограни- чивающее анализ задачи.
Для того чтобы полевое поведение не стало главным, дов- леющим, в человеческой жизни должно произойти событие - встреча со своим собственным Я, которое непохоже на свой- ства предметов, которое похоже только на самого себя. Это - переживания, обобщающие наличие дистанции между внеш- ним и внутренним мирами: той дистанции, которая фиксирует наличие границы между ними. Граница выражается в фено- менах ухода в себя, когда человек становится независим, или относительно независим, от магического воздействия предмета. Внутренний мир обобщается человеком в понятии мое-не-мое, переживается как открытый или закрытый для воздействия других людей, как открытый или закрытый для воздействия мира внешнего.
Существуют специальные механизмы, поддерживающие относительное постоянство Я человека и препятствующие его разрушению. Они называются защитными механизмами личности.
Среди этих механизмов один из главных - вытеснение, которое проявляется в том, что человек как бы забывает о тяжелом и неприятном для него. Это не лицемерие. Человек бессознательно вытесняет из сознания разрушающую его информацию.
Как и всякий механизм, вытеснение может выдерживать только определенные информационные нагрузки, и естест- венно, что они индивидуальны для каждого человека. Каж- дый обладает собственной устойчивостью, которую человек переживает как наличие Я или его деформацию. Хотелось бы сказать об этом словами П.Флоренского: «Расстройство личности нередко сопровождается утратой имени его сосре- доточенного места. Элементы личной жизни ослабляют свои связи с именем...
Я начинает предицироваться случайными отдельными со- стояниями, соревнующимися между собой и борющимися за присвоение себе основной функции имени. Теперь уже имя не покрывает сполна своего подлежащего - Я, но это последнее предицируется и тем, и другим, и третьим - и ничем опреде- ленным и устойчивым.
Многими лжеименами пытается назвать себя раздираю- щееся между ними Я; а настоящее имя дается одним из многих, случайным и внешним придатком. Настоящее имя сознается как нечто внешнее личности, извне внедренное в ее жизнь, могущее быть, как начинает казаться личности, произвольно замененным и даже вовсе снятым. Наконец, при дальнейшем расстройстве личности оно вовсе утрачи- вается, но вместе с ним утрачивается и непрерывность соз- нания...
Восстанавливается личность вместе с именем. Первый проблеск самосознания воссияет во тьме как ответ на внезап- но всплывший вопрос о самом себе: "Кто я?" Чтобы поста- вить его, необходимо уже знать, хотя бы смутно, и ответ на него: "Я - тот-то". Когда это сказано, самосознание зажило и личность ожила, хотя бы не вполне целостная»'.
Вытеснение, забывание, казалось бы, существенного, от- ражает изменения, происходящие в Я человека. Их можно рассматривать как жизнь личности.
I Флоренский П. Имена//Характер и имя. - М., 1992.-С. 267. 171
Другой защитный механизм личности - эго проекция или перенос, бессознательный перенос собственных переживаний чувств, влечений на кого-то другого, приписывание этому дру. гому своих чувств, мыслей, переживаний. Так поступает ханжа, приписывая другим собственные стремления, которые проти- воречат его целостному представлению о себе. Через меха- низм проекции человек распространяет свои переживания на весь свет - его радость становится безграничной, его горе затопляет весь мир, все вокруг должны ему сопереживать.
Проекция позволяет человеку расширять границы своего Я практически до бесконечности, границы ее безмерны, но у нее есть важное свойство - она лишает человека чувства реальности другого - не только человека, но и всего мира. В конечном итоге, это путь к одиночеству, путь к миру, в котором будет только Я и никого больше. Грустная карти- на, не правда ли?
Как говорится, все хорошо в меру, что в полном смысле слова относится и к механизму проекции, хотя это очень сильный защитный механизм, и человек иногда может про- жить в своем космосе всю жизнь, так и не встретившись с реальностью.
Но встреча происходит и бывает это, наверное, так:
Ты опять со мной
Ты опять со мной, подруга осень, Но сквозь сеть нагих твоих ветвей Никогда бледней не стыла просинь, И снегов не помню я мертвей. Я твоих печальнее отребий, И твоих черней не видел вод, На твоем линяло-ветхом небе Желтых туч томит меня развод. До конца все видеть, цепенея... О, как этот воздух странно нов... Знаешь что... Я думал, что больнее Увидать пустыми тайны слов.
И.Анненский
Встреча с реальностью как преодоление механизма проек- ции требует от человека не только интеллектуальных усилий, но и особого чувства сопричастности к происходящему, того чувства, которое позволяет переживать ответственность за другого, воспринимать его как целостность, обладающую своими неповторимыми свойствами.
Рсть еще один защитный механизм личности. Его распро- тпаненность заставляет уделить ему должное внимание - это национализация, самообман, в котором представлена попыт- ка человека для самого себя и других людей обосновать свои чувства и действия. Рационализация - это объяснение самому себе самого же себя. Она дает человеку возможность не вы- глядеть ущербным со своей же собственной точки зрения, остаться понятным самому себе в трудных или даже неразре- шимых обстоятельствах. Говоря по-другому, именно рацио- нализация помогает не потерять свое лицо в своих же собст- венных глазах. Как это бывает? Даже в языке есть специаль- ные формы для выражения данного явления: «Что я, нанимал- ся?..», «Сколько это можно терпеть?!», «Да это и святого из себя выведет!» и тому подобное.
Занимаясь рационализацией, человек как бы очерчивает для себя и для других людей границы своего Я, переживает его ограниченность как факт существующий, с которым надо считаться.
Все защитные механизмы (а их очень много) помогают человеку решать его проблемы, хотя далеко не всегда адек- ватным способом. Но даже если способ не является адекват- ным проблеме, он является адекватным самому человеку, его индивидуальности, ресурсам его Я. Так, человек при реше- нии сложной жизненной задачи начинает пользоваться спо- собами более раннего возраста, но уже давно прошедшего. В кокетстве стареющей женщины можно увидеть ее детское желание быть красивой девочкой, а в ребячливом поведении взрослого мужчины - страх перед собственным возрастом, попытку уйти от возрастной ответственности. В психологии подобное поведение называют регрессией. Суть ее в том, что человек решает свои задачи, свои проблемы способами, не соответствующими ни его возрасту, ни его статусу, ни его социальным возможностям. Регрессивное поведение воз- вращает человеку его прошлое, к которому он может отно- ситься так, как умеет - уважать его, ненавидеть, отвергать и тому подобное. Регрессия позволяет обнаружить глубинные слои Я, пережить его как себе принадлежащее.
Знание о защитных механизмах позволяет увидеть в сво- ем поведении и в поведении другого не только внешний ри- сунок - кто и что делает, - но как бы приоткрывает занавес над содержанием Я человека, определяющего такой рисунок поведения. Можно сказать, что знание защитных механиз- мов личности позволяет выявить пространство Я, его орга- низацию, его динамику.
Защитные механизмы личности обеспечивают человеку со. хранение некоторого идеального представления о себе, без существования которого невозможно их функционирование. Я-идеальное - это обобщение, возникающее на основе взаи- модействия с другими. Оно включает как знание о сущности человека, о его назначении, так и конкретизацию этого зна- ния в доступных для человека формах.
Идеал человека, обобщенное представление в его сущности не является только абстрактной идеей, он постоянно присут- ствует в отношениях между людьми в виде системы оценок, которыми мы наделяем разные качества человека, результаты его действий, даже его внешность.
Нравственный и этический смысл различных качеств об- ладает разрешающей и запрещающей силой, он как бы очер- чивает возможные контуры потенциально возможного пове- дения человека, создавая условия для конкретного воплоще- ния своей индивидуальности.
В этом смысле все качества человека, в том числе и врож- денные, которые становятся предметом оценки, отношения других определяют становление индивидуальности. Тело че- ловека может стать в известном смысле социальной пробле- мой, так как вызывает разные оценки и отношения со сторо- ны других людей.
Давно известно, что присутствие в группе красивой ум- ной девушки или женщины перестраивает ее психологиче- ский климат, делает людей более человечными. Как говорил В.А.Сухомлинский: красота как бы открывает людям глаза на мир, а все плохое, уродливое в свете красоты становится вдруг нетерпимым.
Красота, идеал человека - неотделимы друг от друга в сознании каждого из нас. Переживание возможного дает идеал; приближение возможного, осуществление его пере- живаем мы в присутствии красоты. Красота, остановленная словом, кистью, звуками музыки, движением танца, красота, выраженная философом в виде мысли, красота дерева и де- ла... Через нее человек приближается к вечности, к пережи- ванию не только того, что пролетает мимо и навсегда, но и к переживанию неизбежности вечности, если ты будешь стре- миться к ней как к человеческой сущности, воплощенной в твоей красоте. Для этого надо уметь не так уж много - уметь быть самим собой, не мешать, а помогать ближнему. Да что тут говорить, это давно известно и сформулировано в биб- лейских заповедях. Их трудно осуществлять тому, кто стара- ется искать свою сущность вне себя, растворяя индивиду-
ность в случайном, минутном, преходящем, принимая его ^а главное, сущностное.
Чтобы этого не происходило, чтобы это происходило не со семи индивидуальность человека охраняют литература и искусство, давая возможность жить не только в мире внешних предметов, но и в мире своей души, в той реальности, кото- пую можно назвать реальностью сознания, реальностью бы- тия сознания. В ней познается и узнается свое новое человече- ское качество - качество беспредельности, если хотите бес- смертия, которое не появляется при встрече с вещами, предме- тами, ограниченными в пространстве и времени и потому неизбежно ограничивающими человека. Литературные тексты, произведения искусства таковыми не являются. Посмотрите сами, разве есть оттенок столетий на этом тексте, а ведь он написан Сей-Сёнагон в XI веке:
То, что пролетает мимо
Корабль на всех парусах. Годы человеческой жизни. Весна, лето, осень, зима.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|