Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Моисей. Работа Микеланджело. 1515–1516 гг.





 

Сторонники мнения, что Пятикнижие было написано не Моисеем, а несколькими авторами, жившими в разное время, в качестве аргумента указывают на то, что в различных частях Пятикнижия используются различные имена Бога – Элогим и Иегова. Однако едва ли это можно считать веским доказательством, ведь различные имена Творца указывают на множественность его проявлений и вполне могут использоваться одним и тем же автором.

Существовало несколько гипотез, которые постепенно были отвергнуты. Одни исследователи считали, что Пятикнижие было составлено из отдельных фрагментов, что подтверждается наличием повторов. Однако в тексте Пятикнижия явственно чувствуется единство, которое заставило ученых отказаться от этой гипотезы. Другие предполагали, что Пятикнижие имело изначальную основу, которую дополняли авторы, жившие в разное время. Одной из самых поздних частей, по этой версии, является текст Второзакония. Третьи утверждали, что Пятикнижие было составлено несколькими редакторами на основе более ранних документов. Однако у исследователей, которые придерживались подобного мнения, не существовало единой точки зрения относительно числа редакторов, а также количества и содержания документов, послуживших источниками для создания Торы. Сторонники этой гипотезы относили создание Пятикнижия к периоду так называемого вавилонского плена, то есть к 586–539 годам до н. э., когда часть еврейского народа была насильственно переселена в Вавилонию после взятия Иерусалима Навуходоносором II.

Находки археологов нанесли серьезный удар по гипотезам ученых, ставивших под сомнение единство авторства Торы и отнесение времени ее создания к периоду, когда жил Моисей.



Было опровергнуто и мнение, что иудеи во времена Моисея находились на низкой ступени культурного развития, поэтому не могли создать произведений такого высокого уровня, как Пятикнижие. Египтяне и ассирийцы, с которыми евреи постоянно взаимодействовали, уже имели письменность и литературу.

Во время раскопок древнешумерских городов были обнаружены обширные библиотеки. В Аккаде, Лагаше и Ниппуре археологи нашли множество клинописных глиняных табличек, в текстах которых можно обнаружить подтверждение библейских сказаний.

Археологические раскопки позволили опровергнуть мнение, что во времена Моисея не было письменности, поэтому пророк не мог стать автором Пятикнижия. Многие десятки тысяч письменных документов, обнаруженных исследователями в Месопотамии, Египте и на территории других древних государств, датированы 2250–2000 годами до н. э. Другими словами, письменность возникла за несколько веков до рождения Моисея. Едва ли евреи, живя в соседстве с этими народами, могли бы оставаться неграмотными и малоразвитыми.

 

 

Моисей разбивает скрижали. Гравюра Ю. Шнорра фон Карольсфельда

 

Основой Закона Моисея и христианства является десятословие, или десять заповедей, которые, по преданию, были начертаны на двух каменных плитах – скрижалях. Именно с тем, что в Библии первое упоминание о письменности связано с ними, некоторые ученые полагали, что ранее иудеи были неграмотными.

Первые скрижали были разбиты самим Моисеем, разгневанным на иудеев, в его отсутствие поклонявшихся золотому тельцу. Изготовленная пророком копия хранилась как святыня, но бесследно исчезла, когда Иерусалимский храм был разрушен воинами Навуходоносора, царя Вавилонии. Согласно преданию, скрижали имели вид каменных кубов; текст заповедей был высечен ассирийским квадратным письмом и на древнееврейском языке.

 

Кумранские свитки

 

Летом 1947 года в районе Хирбет-Кумрана, на северо-западном побережье Мертвого моря, юный пастух Мухаммед эд-Дхиб нашел в близлежащей пещере кожаные свитки, испещренные аккуратными письменами. Эта находка стала началом раскопок и исследований, давших обильную пищу для самых разных толкований.

В переводе с арабского «Кумран» означает «Две Луны». Пещеры, в которых были найдены свитки, датированные II веком до н. э. – I веком н. э., находятся вдоль русла реки Вади-Кумран. Археологические работы в этой местности были начаты в 1949 году и продолжались до 1967 года под руководством Р. де Во, представителя Французской археологической школы Святой земли. Большую роль в исследованиях также сыграли Иорданский департамент древностей и Палестинский археологический музей (Археологический музей имени Рокфеллера). В ходе раскопок были обнаружены не только многочисленные тексты на арамейском, древнееврейском, греческом и латинском языках, но и останки целого поселения, очевидно, прекратившего свое существование в I веке н. э.

Древнейшие поселения, существовавшие на территории Хирбет-Кумрана, относятся к более раннему периоду, а именно к VIII–VI векам до н. э., что подтверждают многочисленные находки. Большинство древних построек сильно разрушено, вероятно в ходе землетрясения 31 года до н. э., о котором упоминает в своих трудах римский историк Флавий.

Более поздние постройки, как полагают ученые, были возведены около 4–1 годов до н. э. и разрушены римлянами в 68 году н. э. Внимание исследователей привлекли останки массивного каменного здания с башней, расположенной с северо-западной стороны. Нашли много гончарных изделий. Были разнообразные хозяйственные постройки. Ученые решили, что жители стремились самостоятельно производить все необходимое для жизни.

Также было обнаружено кладбище, на котором насчитывается около тысячи захоронений, причем мужчин хоронили в одной его части, а женщин и детей – в другой.

Большинство исследователей придерживаются мнения, что появление Кумранских свитков, или свитков Мертвого моря, связано с деятельностью иудейской секты ессеев, создавших изолированную общину, чтобы избежать контактов с развращенными современниками.

Община в Кумране была основана во II веке до н. э. человеком, имя которого не сохранилось. В текстах свитков его именуют «Учителем праведности». Известно, что он разошелся во мнениях с представителями официальной иудейской религии, за что подвергся гонениям. Некоторые ученые пытались отождествить его с Христом, основываясь на общности некоторых высказываний. Однако при внимательном рассмотрении описанных в текстах Кумранских свитков правил, которым подчинялась община ессеев, подобная гипотеза не подтвердилась.

Дело в том, что у ессеев существовало очень много мелочных, бытовых предписаний и запретов, регулировавших повседневную жизнь. Особое значение придавалось ритуальным омовениям и соблюдению святости субботы. Ессеи, как и обличаемые Христом фарисеи, сочли бы величайшим грехом вытащить из ямы скотину в субботний день. Кроме того, как явствует из текстов Кумрана, ессеи считали себя выше окружающих их грешников, которых они пренебрежительно именовали «сынами Тьмы», одновременно считая себя «сынами Света». Они были уверены, что праведный образ жизни позволит им спастись в последний день мира.

Все их имущество находилось в общем пользовании. Ессеи предпочитали не жениться, чтобы не связывать себя тесными узами с миром, однако запрета на пребывание в общине женщин и детей не существовало.

Основным занятием общины ессеев было изучение и переписывание Священного Писания, а также составление комментариев к нему. До открытия Кумранских свитков некоторые ученые утверждали, что за долгие века, прошедшие со времени написания Библии, тексты Книги книг подверглись сильному искажению. Однако находки в Кумране полностью опровергли подобную гипотезу. Археологами были найдены практически все книги Ветхого Завета, кроме книги Есфирь. Тщательный анализ этих текстов и современного текста Священного Писания оказались идентичными, иными словами, тексты Книги книг не были искажены. Благодаря находкам в Кумране подтвердилось и авторство книг Библии, которое ранее оспаривалось. Кумранские свитки помогли подтвердить даже отдельные события, описанные в Новом Завете, а также их хронологию и датировку некоторых новозаветных текстов, например послания апостола Павла к Колоссянам и Евангелия от Иоанна.

Кроме библейских текстов, в Кумране были обнаружены свиток Войны, Устав, гимны, комментарии к Священному Писанию, антологии мессианских и эсхатологических текстов и др.

В Кумранских текстах можно найти описание ритуалов, совершавшихся в Иерусалимском храме, а также предсказание относительно разрушения храма. Кроме того, создатели этих текстов предвидели, что их записи будут найдены через 2000 лет, когда Израиль вновь станет самостоятельным государством.

Действительно ли Кумран был поселением ессеев? Этот вопрос появился в связи с недавними открытиями ученых. Археолог из США Д. Табор и палеоантрополог из Израиля Д. Зиас полагают: недавняя находка уборных, относящихся к I веку н. э., подтверждает то, что на территории Кумрана проживала община ессеев. Уборные находятся приблизительно на расстоянии 300 метров от поселения, что вполне соответствует ессейским нормам, предписывавшим выкапывать отхожие места в северо-западной стороне жилищ, но так, чтобы уборные не были видны из поселка.

Однако имеются археологические данные, которые опровергают устоявшиеся взгляды на принадлежность авторства Кумранских текстов и поселения в Кумране общине ессеев. В 2006 году израильские археологи Ю. Пелег и И. Маген обнаружили на развалинах Кумрана многочисленные ювелирные украшения, изделия из стекла и каменные емкости, которые использовались для хранения косметики. Новые находки опровергают мнение о том, что жители Кумрана вели аскетический образ жизни.

Ученые, которые утверждали, что Кумранские тексты созданы представителями ессейской общины, жившей в пещерах Кумрана, в качестве доказательства указывают на наличие купален, предназначенных для ритуальных омовений, и отсутствие предметов роскоши среди находок – ведь ессейский устав предписывал жизнь в бедности, предпочтительно вдали от поселений обычных людей, то есть грешников и «сынов Тьмы».

Пелег и Маген на основе данных, полученных в ходе проделанной ими работы, пытаются доказать, что поселение в Кумране не было местом уединения общины ессеев, а являлось обычным поселком, жители которого занимались гончарным ремеслом. Ученые даже выступили с обвинением в адрес своих предшественников, якобы скрывших находки, противоречащие устоявшимся представлениям о Кумране. Согласно гипотезе Пелега и Магена, Кумранские свитки принесли и спрятали в пещерах беженцы из Иерусалима. Необходимо отметить, что исследователи не ставят под сомнение подлинность самих текстов.

Тексты Кумранских рукописей окончательно не расшифрованы, и ученым еще предстоит сделать много открытий.

 

 

ИЗ ГЛУБИН ИСТОРИИ

 

Тайны древних городов и стран всегда занимали умы людей. Многие великие цивилизации давно исчезли, а их грандиозные строения, произведения искусства продолжают вызывать интерес у историков, лингвистов, художников и, конечно, археологов. Именно археологи и открыли загадочные города, существование которых раньше считалось легендой.

 

Древний Египет

 

Египетская цивилизация является одной из наиболее древних. Она была тесно связана с жизненными циклами реки Нил, в дельте которой и сформировалось государство, возглавляемое фараоном. Сами жители этого африканского государства называли свою страну Та-Кемет – «Черная земля», противопоставляя ее «Красной земле» – бесплодной пустыне.

В истории Египта выделяют несколько периодов: Древнее царство (IV–III тысячелетия до н. э.), Среднее царство, просуществовавшее до XVI века до н. э., и Новое царство, утратившее свое могущество в конце XI века до н. э. В VI–IV веках до н. э. Египет находился под властью персов, а в IV веке до н. э. в результате завоевательной политики Александра Македонского стал эллинистическим государством и таким оставался до I века до н. э. В 30 году до н. э. он был завоеван римлянами и утратил свою независимость.

Благосостояние и могущество Египта было основано на сельскохозяйственном труде и сложной системе орошения. Что касается фараонов, то их почитали как живых богов, без которых невозможно само существование страны. Эти верования поддерживались жрецами и самими фараонами, в том числе с помощью сооружения монументальных архитектурных памятников, которые сохранились до наших дней и стали богатым материалом для исследований ученых.

Относительно даты образования египетского государства существует множество мнений. Расхождение весьма значительно – от 5867 года до н. э. до 2200 года до н. э.

В XIX веке ученые относили основание египетской державы к более раннему периоду. Однако новейшие технические достижения XX века при исследованиях сохранившихся памятников и письменных свидетельств позволили более точно установить дату объединения египетских номов – сельскохозяйственных областей – под властью Менеса (Мины), первого фараона первой династии, о котором упоминает Геродот.

Согласно новейшим исследованиям, основание египетского государства произошло около 2000 года до н. э., что соответствует библейской хронологии, относящей Всемирный потоп к 2348 году до н. э.

Впервые Египет для европейцев открыл Наполеон Бонапарт. В его экспедиции участвовало 175 различных ученых: астрономов, химиков, геометров, а также немало писателей и художников, в их числе – прекрасный рисовальщик и собиратель древностей барон Доминик Виван Денон. Он зарисовывал все, что видел, и впоследствии его рисунки вошли в 48-томное «Описание Египта», ставшее, по сути, первой попыткой изучения этой страны и ее древностей. Тогда же были предприняты первые попытки раскопок, расчистки сфинкса, поиск гробниц и входов в пирамиды.

В 1799 году инженер Бушар близ городка Розетта (ныне Рашид), недалеко от Александрии, обнаружил черную базальтовую плиту с полустертыми знаками (так называемый Розеттский камень), благодаря которой была расшифрована древнеегипетская письменность и восстановлен мертвый язык.

Инициатором первых крупных раскопок в Египте стал французский археолог Огюст Мариэтт. Увидев, как варварски расхищаются египетские древности и разрушаются памятники архитектуры и искусства, он встал на их защиту. В 1858 году Мариэтт был назначен директором Управления по делам египетских древностей и главным инспектором всех раскопок. На протяжении 30 лет он проводил раскопки в 37 местах и совершил множество открытий. Близ Мемфиса он обнаружил храмовый комплекс Серапеум с аллеей сфинксов и гробницами священных быков Аписов.

Самыми известными и в то же время загадочными памятниками египетской культуры и былого могущества фараонов, несомненно, являются пирамиды, которые не только были местом упокоения царей, но и воплощали саму идею их божественности и величия.

Погребение фараонов сопровождалось сложными обрядами; на стены гробниц наносили специальные заупокойные заклинания, которые дали богатый материал для исследований. Так, было установлено, что у фараонов, начиная с пятой династии, было пять имен: «имя Гора», «имя золотого Гора», «имя двух владычиц», «имя царя Верхнего и Нижнего Египта», «имя сына Ра».

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.