Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория оперантного обусловливания





Второй теоретической базой поведенческой терапии явилась теория инструментального или оперантного обусловливания. Основные экспериментальные работы, лежащие в основе этой теории, были начаты

 

Теоретические основы поведенческой психотерапии 29

 

Торндайком, а позднее завершены Скиннером. Скиннер теоретически обобщил эти исследования.

В противоположность экспериментам И. П. Павлова животные, с которыми проводил эксперименты Скиннер, были более активны в выборе способа воздействия на окружающее. Скиннер предложил специальный ящик, который позднее получил название «ящика Скиннера». «Ящик Скиннера» - это полностью изолированное от внешних воздействий помещение; внутрь выдается рычаг, надавливая на который можно вызвать появление пищевого шарика в кормушке, также расположенной внутри ящика. В начале эксперимента голодное животное хаотически исследовало окружающую обстановку, и только по прошествии некоторого времени происходило случайное надавливание на рычаг. Оно сопровождалось пищевым подкреплением. Второе и последующие надавливания на рычаг также подкреплялись. Постепенно надавливания на рычаг становились все более частыми и, наконец, наступал момент, когда животное нажимало на рычаг, прерываясь лишь для того, чтобы съесть пищевую порцию. Формировалась условная реакция. Животное обучалось в процессе проб и ошибок. Обучение происходило как результат выбора (селекции) нужного эталона поведения и последующего его закрепления, подчиняющегося нескольким законам, важнейший из которых получил название закона эффекта. Его можно сформулировать следующим образом: поведение закрепляется (контролируется) его результатами, последствиями.

Поведение, которое приводит к достижению положительного результата, удовлетворению, закрепляется, и наоборот, не приводящее к положительному результату стирается или ослабляется.

Сравнение классических (павловских) и инструментальных условных рефлексов показывает, во-первых, что классическое обусловливание требует повторного попарного предъявления нейтрального стимула и специфического стимула, вызывающего врожденную ре-

 

30 Глава 2

 

акцию. Для обеспечения такого совмещения необходимо участие экспериментатора. В экспериментах же Скиннера животное само осуществляет перебор эталонов, стереотипов поведения. Выбор приводящего к достижению результата стереотипа протекает активно.

Во-вторых, инструментальные ответы (рефлексы) контролируются их результатом. В экспериментах же И. П. Павлова появление безусловной реакции контролируется появлением предшествующего стимула. Это сравнение показывает, что в реальной жизни большая часть обучения протекает активно. В процессе теоретического обобщения работ по классическим и инструментальным условным рефлексам Скиннер пытался создать теорию обучения, в которой бы понятие стимула, предшествующего реакции, отсутствовало. Однако эти попытки оказались неудачными, и Скиннер был вынужден вновь внести в свою формулу стимул, предшествующий ответу (реакции), изменив его понимание. В его теории предшествующий стимул, который он обозначил как дискриминантный, - это сигнал, который позволяет идентифицировать контекст, в котором ожидается награда или наказание. Включение дискриминантного стимула в формулу оперантного поведения сделало ее трехструктурной (рис. 2).

Из этой формулы видны основные пути воздействия на поведение R(2). Основной способ воздействия - это воздействие на подкрепляющий стимул SR (3). Другой путь воздействия - через дискриминантный стимул SD (1). Примером использования такого способа воздействия являются методики контроля стимула.

Следующая серия экспериментальных работ связана с исследованиями механизмов действия новых поведенческих методик, введенных в клиническую практику в 60-е гг., и получила название экспериментов по исследованию поведения избегания - Маурэр О. X. [Mourer О. Н., 1960], Миллер Н. Е. [Miller N. Е., 1963].

Для проведения этих экспериментов в вышеописанный «ящик Скиннера» вводились дополнительные из-

 

 

Теоретические основы поведенческой психотерапии 31

 

 

 

менения. Пол ящика покрывался металлической сеткой, через которую мог пропускаться электрический ток, и в таком случае животное, находящееся на полу, получало электрический разряд. В боковую стенку ящика вставлялась площадка, через которую ток не пропускался, и животное могло запрыгивать на площадку, фактически прекращая действие болезненного стимула. При проведении типичного эксперимента на первом его этапе у животного вырабатывается условный рефлекс, например, на звук. При этом подавался специфический звуковой раздражитель, а через короткий интервал времени включался электрический ток.

Поведение животного становилось хаотическим, в процессе прыжков по металлической сетке оно случайно запрыгивало на площадку и тем самым прерывало действие электрического тока. В последующем при повторении эксперимента период, через который животное запрыгивало на площадку, становился все более коротким (фаза выработки условного рефлекса), пока, наконец, уже только при подаче звукового раздражителя животное не запрыгивало на площадку, не дожидаясь начала действия электрического тока (фаза сформированного условного рефлекса). В последующем условия эксперимента изменялись. Электрический ток отключался и никогда больше не подавался. Однако поведение животного оставалось прежним. При включении специфического звука животное сразу же запрыгивало на площадку и находилось там, пока эксперимент не прекращался. Таким образом, хотя ситуация изменилась (полностью прекратилось действие болезненного

 

32 Глава 2

 

раздражителя), поведение животного сохранялось таким, как если бы действие тока продолжалось. Поведение животного, целесообразное при подаче электрического тока, в данном случае оказывалось нецелесообразным. Приобретение ответа избегания, имеющего смысл в первом случае, мешало соприкосновению с реальностью во втором. Приобретение ответа избегания поддерживало поведение избегания. Для того чтобы животное смогло протестировать изменившуюся ситуацию, в условия эксперимента должны быть внесены изменения. Например, удлинение времени действия условного раздражителя (звука) за пределы реакции избегания приводило к быстрому угасанию этой реакции избегания. Схематически построение этого эксперимента представлено на рис. 3.

 

Другими вариантами экспериментов, приводящими к столь же быстрому угасанию реакций избегания, являются эксперименты по форсированному тестированию реальности. В них производится удаление площадки, на которой животное спасалось бегством.

Еще одним вариантом такого эксперимента, имитирующим моделирование, являлось запускание в ящик животного, которое не подвергалось воздействию электрических шоков. Вид животного, спокойно идущего к кормушке, приводил также к угасанию реакции избегания у экспериментального животного.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.