Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Техники усиления адаптивного поведения





Чтобы использовать подкрепление, определенное желательное поведение (поведение-мишень) должно быть, уже проявлено, совершено. Иногда поведение- мишень возникает спонтанно довольно быстро, но чаще для того, чтобы дождаться его, необходимо потратить много времени. Чтобы сократить это время и более планомерно управлять процессом вызывания поведения-мишени, можно использовать ряд технических приемов. Такими приемами являются побуждение, шейпинг.

Побуждение - это активное вызывание нужного поведения с помощью инструкций, напоминания о том, что необходимо совершить, демонстрации модели. Словесные побуждения используются чаще всего, форма такого побуждения варьирует от прямого приказа до мягкого приказа-побуждения (стой, дальше нельзя; говори громко; начали движение; начали говорить громко). Словесное побуждение можно сопровождать физическим побуждением («начали движение», - говорится больной с истерическим параличом; одновременно вы, взяв ее руку в свою, начинаете движение).

После запуска определенного поведения необходимость в побуждении снижается все больше, так как данное поведение все больше начинает поддерживаться последствиями. Процесс уменьшения веса побуж-

 

 

122 Глава 7

 

дений с переходом на подкрепление - фединг (затухание). Например, при работе с аутичным ребенком сначала спрашивают, показывая какой-либо предмет (книгу): «Что это?», и сам терапевт отвечает: «Книга».

После того как запущено вербальное поведение - ответ на вопрос, терапевт задает только вопрос, уже сам не отвечая за пациента, но использует уже определенные подкрепители для стабилизации данного поведения. Подкрепление производится сразу же вслед за совершенным желательным поведенческим актом - произнесением слова, как в этом примере: книга. Но надо помнить о том, что только поведение, возникающее с достаточной частотой, может поддерживаться одними последствиями.

Итак, если побуждение - это вмешательство, которое направляет внимание клиента на задачу и ее требования, то фединг постепенно повышает способность его различать все более тонкие параметры запускающего стимула и реагировать на минимальные запускающие стимулы. Фединг приводит к постепенному освобождению от необходимости использовать часть искусственно включаемых запускающих стимулов, чтобы вызвать определенное поведение. Побуждение и фединг в комбинации развивают дискриминантный контроль поведения.

Практические рекомендации по проведению фединга. Желательно использовать фединг и побуждение одновременно в комбинации с подкреплением поведения, все более приближающим демонстрируемый стереотип к формируемому поведению.

Необходимо использовать побуждения, которые являются похожими на те побуждения, с которыми в последующем встретится пациент в дальнейшей жизни.

Побуждения должны быть достаточно интенсивными, чтобы привлечь внимание обучающегося, поэтому необходимо учитывать, в какой ситуации проводится фединг, например, если обучение проводится в

 

Техники, работающие с последствиями 123

 

шумном помещении. Постепенно заменять искусственные побуждения на все более естественные.

До начала реализации методики надо установить четкие критерии для включения фединга, то есть ясно представлять, когда надо начинать уменьшать предъявление стимула.

Кори и Шамов [Corey G. R., Shamow G., 1975] провели сравнение скорости обучения двух групп детей, не умеющих читать, с помощью техники наложения слов на картинки и процедуры фединга. Использовался специальный проекционный аппарат, который позволял спроецировать на экран сочетание картинки и написанного слова, при этом в одной группе картинки и слова были видны одинаково хорошо (техника наложения), а во второй группе яркость картинки постепенно снижалась (фединг). В обеих группах дети должны были прочесть написанное слово, сказав его кукле-клоуну. При правильном прочтении слова у клоуна зажигался красный нос (подкрепление). Использовали 6 уровней снижения освещенности. Процедура фединга оказалась гораздо более эффективной в обучении устному чтению сравнительно с техникой наложения.

Шейпинг - это процедура, при которой подкрепляются все более близкие приближения сложного поведения к желаемому. Шейпинг используется как прием, ускоряющий приобретение желаемого стереотипа поведения. При проведении шейпинга сложное поведение разбивается на отдельные, четко очерченные шаги, и каждый из этих шагов подкрепляется отдельно, пока не будет сформирован весь сложный поведенческий акт. Аналогией шейпинга является детская игра «холодно - горячо». При этой игре ребенок должен найти спрятанный предмет с помощью всего двух инструкций: холодно - горячо. После определенных шагов или действий ему говорят горячо, если он приблизился к предмету, холодно, если он удалился.

 

124 Глава 7

 

Шейпинг - это процедура для формирования отдельных, четко очерченных поведенческих стереотипов. Она может использоваться для улучшения моторных поведенческих актов, социальных поведенческих актов, для исправления дикции, обучения чтению.

Однако более широкое применение она нашла при работе с умственно отсталыми детьми, с тяжелыми психическими больными, с аутичными больными и некоторыми другими категориями пациентов.

Приводим ряд рекомендаций по проведению шейпинга, составленных в соответствии с последовательными этапами его проведения.

Наблюдайте за индивидом, с которым вы планируете проводить шейпинг и поведенческий репертуар которого вы оцениваете как дефицитный.

Ответьте на вопрос, какие стереотипы поведения отмечаются у него наиболее часто. Установите запускающие и поддерживающие стимулы этого (этих) стереотипа(ов) поведения. Определите вариабельность этих стереотипов (в форме проявления, в частоте, силе и продолжительности).

Определите, может ли быть сформирован желательный стереотип поведения, исходя из данного наиболее часто демонстрируемого поведенческого стереотипа.

Определите конкретный первый шаг, приближающийся к конечной цели (желательному поведению), на основе выбранного стереотипа.

Установите критерии для оценки достижения первого шага. Выберите критерий с двух точек зрения: поведенческие реакции, которые в наибольшей степени приближают к намеченной цели (желательному поведению) и наиболее удаляют от этой цели.

Постарайтесь выбрать достижимый, доступный критерий.

Организуйте окружение пациента для того, чтобы достигнуть максимума желательных поведенческих реакций, максимума продвижения в запланированном направлении. Если организация такого окруже-

 

Техники, работающие с последствиями 125

 

ния требует включения других людей, обеспечьте их присутствие во время проведения самой процедуры шейпинга.

Разнообразно подкрепляйте варианты поведения, которые будут первым грубым приближением к цели (желательному поведению).

Удаляйте подкрепления, которые несовместимы с желательным поведением. Например, мать, обучающая ребенка одеванию и выбравшая в качестве первого шага демонстрацию собственного правильного поведения одевания, должна эмоционально насыщенно говорить с ним только тогда, когда он смотрит на нее, и сохранять молчание, если он отворачивается, капризничает, закрывает глаза и т. д.

Отмечайте продвижение в направлении цели (желательного поведения) с точки зрения выбранного критерия оценки продвижения.

Изменяйте трудность этого критерия в зависимости от приближения к цели, если поведение уже стало достаточно стабильным (к примеру, ребенок говорит «да» на предложение: «скажи да»). В большинстве случаев критерий может быть усложнен с точки зрения дальнейшего приближения к желаемой цели (с этого момента начинают подкрепляться только два последовательных ответа «да» или подкрепляются два последовательных ответа, отделенных максимум двумя секундами).

Используйте вербальные и невербальные побуждения на всех стадиях проведения шейпинга, даже если они вначале не вызывают появления желаемого поведения. Уже на стадии наблюдения поведение клиента показывает, какие побуждения, близкие к запускающим стимулам и для пациента принимающие характер намека, подсказки можно использовать.

Например, если ребенок спонтанно говорит «ма», ведущий подкрепляет это действие, а затем говорит: «скажи "ма"», пытаясь таким путем установить контроль за запускающим стимулом.

 

126 Глава 7

 

Итак, шейпинг - это процедура, которая приводит к дифференциации ответа пациента, использует тактику последовательного приближения и применяет прежде всего избирательные вознаграждения (подкрепления) и угашение. Шейпинг обычно используется, чтобы сформировать единственный стереотип поведения.

Когда же целью терапии является создание правильной последовательности отдельных поведенческих актов, используется сочетание шейпинга и процедуры «сцепка».

Метод «сцепка» основан на следующем положении. Сложный поведенческий акт состоит из цепи простых поведенческих актов. Первый простой поведенческий акт, который является реакцией на определенный запускающий стимул, сам в этой цепи является запускающим стимулом для последующего акта, и так далее до завершения всей цепи, то есть рассматриваемый в процессе построения (в цепи) поведенческий акт выступает одновременно как подкрепление и как запускающий стимул. Приведенная ниже схема показывает, как соединяются отдельные поведенческие акты в сложную цепь:

 

 

В этой цепи выделяют элементы цепи (открытое поведение) и связи (коннекторы отдельных поведенческих актов). Например, тапочки являются запускающим стимулом для начала ходьбы и одновременно делают ходьбу более удобной (подкрепляющий стимул) и поэтому могут стать началом следующего поведенческого акта; тюбик с зубной пастой является запускающим стимулом чистки зубов, освобождение полости рта от зубной пасты с ощущением свежести подкрепляет привычку чистить зубы. При использовании метода «сцепка» формирование сложного поведенческого стереотипа начинается с самого последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего

 

Техники, работающие с последствиями 127

 

к подкреплению, поскольку в обычной жизни подкрепление следует всегда после выполнения всей цепи простых поведенческих актов, а не после выполнения отдельного поведенческого акта. Принцип методики «сцепка» может быть понят из приводимого ниже примера. Watson L. S. и соавт. (1973) использовали процедуру «сцепка» для обучения умению правильно одеваться умственно отсталых и аутичных детей. Весь поведенческий акт одевания был разбит на 5 компонентов: надевание нижнего белья, надевание штанов, надевание рубашки, надевание носков и надевание обуви. Первоначально использовалась процедура шейпинга, для того чтобы обучить детей отдельно каждому из этих компонентов. Затем эти компоненты были соединены в сложный поведенческий акт с помощью процедуры сцепки. Цепь связывалась, начиная с последнего компонента. Ребенку говорилось: «начали одеваться». После команды ему помогали надеть обувь, вслед за чем проводилось подкрепление (конфетой). Использовались также другие подкрепления (разнообразные сласти, социальные подкрепления: похвала, улыбка, похлопывание). Когда хорошо был усвоен этот поведенческий акт и было ясно, что он хорошо управляется словесной командой «Начали одеваться», был добавлен 4-й компонент - надевание носков, при этом подкрепление производилось только тогда, когда наряду с четвертым компонентом (надевание носков) производилось и надевание обуви. И так далее, пока не был сформирован весь сложный поведенческий акт одевания, состоящий из всех пяти компонентов.

Процедура сцепки вызывает неоднозначное отношение у терапевтов, поскольку использует необычный подход для формирования сложного поведения, но так как она дополняет обычные подходы, обогащает арсенал методов и увеличивает возможности терапии, она сохраняет свое значение в ряду других методов.

 

 

128 Глава 7

 

Негативное подкрепление. Если индивид подвергается воздействию болезненного, неприятного стимула, то любое поведение, приводящее к прекращению действия такого стимула, упрочивается. Происходит негативное подкрепление определенного поведенческого акта. В некотором смысле негативное подкрепление является обратным зеркальным отображением наказания (действие негативного стимула прекращается, а не продолжается, с целью вызвать увеличение, а не уменьшение определенного поведения).

Использование негативного подкрепления предполагает предварительное создание ситуации, в которой используются неприятные стимулы. Поэтому техники, использующие негативное подкрепление, внешне похожи на аверзивные техники и рассматриваются в соответствующей главе.

 

Жетонная система

Подкрепления

 

Жетонная система подкрепления, в англоязычной литературе известная как система token-economy от английского token - знак.

Это система, при которой окружение клиента жестко структурируется таким образом, что побуждает его совершать определенные адаптивные действия.

За них он получает жетоны, а они в свою очередь могут быть обменены на желаемые подкрепления (развлечения, возможность заняться интересной деятельностью, недорогие материальные вознаграждения и т. п.). Жетоны представляют собой знаки, марки, металлические кружки, сделанные таким образом, что их в условиях проводимой терапии невозможно подделать. Например, это может быть квадратная марка из особого сорта бумаги, на которой имеется штамп лечебного учреждения, и др.

 

Техники, работающие с последствиями 129

 

Жетонная система использует принципы подкрепления, приспособленные для работы с группами. Она позволяет проводить закрепление поведения-мишени одномоментно большому числу участников, задействовав ограниченное количество персонала. Поэтому показаниями для данной процедуры являются ситуации, когда цель терапии (поведение-мишень) одинакова для всей группы и когда количество персонала недостаточно для индивидуальной работы с каждым клиентом.

Этим и объясняется то, что она нашла применение прежде всего в закрытых психиатрических отделениях, при работе с заключенными, в школах-интернатах, детских садах и т. д.

Данную систему можно рассматривать как систему вмешательств, предназначенных для того, чтобы мотивировать индивидов вести себя желательным образом, укрепить у них стереотипы такого поведения и создать условия для возможного переноса его в повседневную ситуацию пациента.

При проведении данной системы все участвующие в ней должны понимать цель терапии (и клиенты, и персонал). Цель терапии считается сформулированной, когда составлен список адаптивного поведения, за которое участвующие могут зарабатывать жетоны.

Это должен быть ограниченный, понятный для каждого перечень поведенческих актов, представленный в терминах открытого поведения.

Важным моментом в данной системе является процедура количественной оценки подкрепления. Это означает, что все участники должны знать, сколько за какое конкретно реализованное поведение они получат.

Понятно, что цена (количество полученных жетонов) будет различаться в зависимости от вида совершенного поведения.

Процедура количественной оценки подкрепления включает и знание того, на что (на какое подкрепление) может быть в последующем обменен жетон, например, на 1 час игры в настольный теннис, на

 

130 Глава 7

 

2 часа просмотра телепередачи и др., то есть у пациента должна иметься ясная информация о стоимости каждого жетона.

Жетонная система подкрепления эффективно реализуется, когда у пациентов имеется достаточно широкая возможность выбора подкрепителей. Поэтому список подкреплений должен быть достаточно разнообразным. При наличии такого списка каждый участвующий может проявлять свои индивидуальные различия в предпочтениях, а также может заменять подкрепители, когда они теряют свою значимость, тем самым он может избегать возможности возникновения явления насыщения.

При проведении данной процедуры должны соблюдаться правила использования позитивных подкреплений, перечисленные ранее. Из них основное - позитивное подкрепление (жетон) должно выдаваться сразу после совершения желательного поведения (поведения-мишени). Как поведет дальше себя пациент, имеет уже меньшее значение. А он имеет право реализовать свой жетон сразу же или провести обмен его на подкрепление отсроченным образом. Такое отставленное подкрепление возникает и тогда, когда конкретный желаемый подкрепитель временно отсутствует (например, лимонад, конфеты и т. д.). При возникновении такой ситуации важно, чтобы она не затягивалась на длительное время, а при появлении соответствующих вознаграждений они обменивались бы на жетоны без промедления.

Вариантом данной процедуры является проведение ее без использования жетонов. В этом случае пациент зарабатывает баллы, которые записываются в определенную таблицу, обычно вывешенную в отделении для всеобщего обозрения. В такой таблице представлены 3 графы: заработанных и использованных баллов и графа их баланса. Этот вариант более труден в реальном исполнении, так как налагает дополнительные обязанности на персонал (записи в таб-

 

 

Техники, работающие с последствиями 131

 

лице, учет баланса) и практически возможен, если число клиентов сравнительно невелико.

Еще одной разновидностью данной процедуры является прием ведения баланса баллов самим пациентом. В этом случае она становится похожей на некоторые техники самоконтроля, самоподкрепления. При использовании такой модификации методики функции контроля передаются в основном клиенту, персонал же наделяется обязанностью проводить только дополнительный контроль. Понятно, что участие пациента при исполнении такого варианта существенно выше, чем при проведении данной системы обычным способом.

Итак, при проведении жетонной системы подкрепления необходимо придерживаться следующих правил:

1. Сформулировать ясные критерии, делающие понятной связь адаптивного поведения и получения жетонов.

2. Объяснить правила обмена жетонов на конкретные подкрепления.

3. Ознакомить с пунктами 2 и 3 всех клиентов, персонал, участвующий в программе.

4. Выдавать жетоны сразу же после выполнения желательного поведения.

5. Ограничить стимулы, противоречащие программе (пациент не должен получать выбранные подкрепления, кроме как за совершение адаптивного поведения (поведения-мишени).

6. Проводить в первую очередь подкрепление спонтанно выполненного поведения.

В данной системе используются только две категории подкреплений: различные виды деятельности и материальное вознаграждение (предметы).

Диагностика подкреплений проводится на этапе составления программы. С этой целью используются прежде всего индивидуальное интервью, в котором проясняются предпочтения пациента и значимость

 

 

132 Глава 7

 

определенного класса подкреплений. Однако не менее важную информацию этого же плана дает наблюдение за пациентами в реальных ситуациях (чем они больше всего занимаются, как тратят свое свободное время).

На основе обобщения данных интервью и наблюдения составляется список видов деятельности, которые могли бы выполнить роль подкреплений для всех участников программы. Однако такой список не должен иметь жестко фиксированный характер, поскольку ситуация в учреждении, в котором находятся клиенты, может меняться, может исчезнуть ряд подкреплений, и наоборот, появиться совершенно новые (новые виды деятельности или игр и т. д.).

В некоторых случаях допускаются совершенно уникальные подкрепления для отдельного пациента, но только при условии, что их введение не нарушает общей стратегии принятой программы.

На этом же этапе унифицируется стоимость различных подкреплений (например, различных видов активностей) для всей группы участников. Стоимость вовсе не должна быть постоянной. Например, в программе, направленной на улучшение взаимодействия, стоимость увеличивалась в зависимости от количества пациентов, принимающих участие в игре. При двух участниках она была минимальна и далее возрастала.

 

Уменьшение неадаптивного

Поведения

 

Воздействуя на последствия, можно достичь еще одной цели - уменьшения неадаптивного поведения.

В этом случае терапевт работает с поведением, которое отмечается слишком часто или интенсивно, или про-

 

 

Техники, работающие с последствиями 133

 

является слишком длительное время и за счет этого создает проблемы пациенту или его окружению. Фактически объектом воздействий терапевта является переизбыток определенного поведения. Примерами такого излишне представленного поведения может быть поведение, чрезмерно привлекающее к себе внимание, капризное поведение, частые проявления агрессивного поведения, частые опоздания на работу, на встречи, прерывание разговора других, переедание и другие стереотипы поведения.

Главная стратегия уменьшения нежелательного стереотипа поведения - это усиление адаптивного поведения, несовместимого с угашаемым поведением, используя подкрепления как основной инструмент воздействия. Эта стратегия имеет существенные преимущества перед другими, которые указаны ниже, поскольку создает позитивную замену дезадаптивному поведению. Она целенаправленно заполняет вакуум, который возникает, если проводится прямое угашение нежелательного стереотипа поведения и который в таком случае может заполниться другим равно нежелательным поведением. Управление этим процессом - важное преимущество этой стратегии.

Другая стратегия - это работа только с неадаптивным поведением, прямая блокировка неадаптивного поведения. Эта стратегия показана в тех случаях, когда такое поведение создает угрозу жизни и здоровью пациента или представляет опасность для окружающих. Примерами такого поведения являются самодеструктивное поведение у психических больных: нанесение себе повреждений, навязчивое царапанье, навязчивое давление на глаза, угрожающее возникновением опасных последствий, навязчивое щипание и т. д. Понятно, что в таких случаях, когда промедление нежелательно, предпочтение будет отдаваться стратегии, дающей наиболее быстрый результат. Прямое угашение неадаптивного поведения является таким вариантом.

 

 

134 Глава 7

 

Эта стратегия показана еще в тех случаях, когда нежелательное поведение настолько выражено, что оно не дает возможности усилить противоположное ему адаптивное поведение, а тем более выбрать новое.

Возможны промежуточные варианты, когда гибким образом соединяются две вышеуказанные стратегии. Они показаны в случаях, при которых дезадаптивное поведение умеренно выражено.

Методика угашения

Методика угашения (extinction) - это методика, которая использует удаление или прекращение действия всех подкрепителей дезадаптивного поведения-мишени. Как указывалось ранее, значительная часть нашего поведения поддерживается подкрепителями.

Прекращение действия подкрепителей какого-либо специфического вида поведения приводит в конце концов к исчезновению этого поведения. Это положение относится как к адаптивному, так и дезадаптивным стереотипам поведения. Методика угашения последовательно реализует это положение в работе с дезадаптивным поведением.

Для успешной реализации этой методики необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, надо точно установить, какие подкрепители поддерживают данный нежелательный вид поведения. Только тогда их удаление приведет к запланированному результату.

Во-вторых, надо удалить все подкрепители, и даже более того - те подкрепители, которые до этого не являлись подкрепителями, но потенциально могут стать ими. Если не выполняется это требование, то угашения не произойдет. В-третьих, необходимо помнить, что после удаления подкрепляющих стимулов всегда будет отмечаться период, в течение которого нежелательное поведение может усиливаться,

 

 

Техники, работающие с последствиями 135

 

возрастать как по частоте, так и по силе проявлений.

В это время пациент «выжимает» из окружающих нужный ему подкрепляющий стимул, а окружающие обычно не выдерживают натиска больного и идут ему навстречу. Поэтому данная методика требует от психотерапевта активного привлечения членов семьи больного, персонала, а сам психотерапевт превращается в активного организатора «нового» окружения больного. От самого терапевта требуется внутренняя устойчивость, чтобы не сдаться на давление больного и окружающих, которых может вовлекать пациент. Все это приводит к тому, что методика угашения является длительной процедурой, растянутой на значительный период и к тому же требующей больших временных затрат на организацию проведения самой техники. Эффект угашения, достигаемый с помощью этой процедуры, часто является ситуационно специфичным, очень редко возникает генерализация угашения неадаптивного стереотипа на другие сходные ситуации. Поэтому угашение как изолированную технику используют редко, чаще она сочетается с другими техниками. Ayllon, Michael (1959) первыми продемонстрировали эффективность методики угашения при работе со стационарными психическими больными. Задача, которую поставили авторы исследования, работая с Helen - бредовой психически больной с длительностью болезни около 3 лет - это уменьшение ее «психотического разговора» до уровня, позволяющего ей адекватно взаимодействовать с другими больными. Почти 90 % всех бесед Helen были посвящены мужчинам, которые преследуют ее, и ее незаконному ребенку. Авторами была использована методика угашения в комбинации с позитивным подкреплением других тем разговора. В программу терапии был включен весь персонал отделения, включая медицинских сестер и санитарок. Через 10 недель после начала реализации программы прежняя тема разговора составляла 25 % времени всех проводимых разгово

 

 

136 Глава 7

 

ров. Когда частота «психотического разговора» вновь несколько увеличилась, то оказалось, что возрастание частоты было связано с позитивным подкреплением угашаемого поведения новым сотрудником, не знакомым с программой лечения данной больной.

В последующем эффективность техники угашения с разными категориями психически больных неоднократно была продемонстрирована другими исследователями.

 

Тайм-аут

 

Тайм-аут - это временное прекращение действия позитивных подкрепителей сразу же после того, как пациент совершил нежелательное подкрепление.

Тайм-аут может быть назван ограниченным по времени лишением позитивных подкреплений.

Тайм-аут реализуется с помощью удаления пациента из ситуации, в которой возникло нежелательное поведение, и переводом его в изолированное место (комнату). Физическая изоляция не позволяет ему получить какие-либо позитивные подкрепления. Например, если тайм-аут проводится в учебном заведении (классе), ребенок должен помещаться в комнату без окон, лишенную всех возможных подкрепителей.

Часто практикуемое помещение его в другое место (например, в учительскую) может стать даже вполне интересным предприятием. В учительской он может наблюдать за всем тем, что до сих пор было скрыто от него, слушать то, что потом может повысить его значимость в глазах сверстников, и т. п. К тому же удаление его в такое интересное место, избавляя его от занятий, часто воспринимаемых как тяжелые и неприятные, может стать желательным, тем самым подкрепляя неадекватное поведение.

При использовании тайм-аута пациент должен получить информацию о длительности периода удаления.

 

Техники, работающие с последствиями 137

 

Например, в случае «истерики», неадекватных выходок - это период, пока они не закончатся. Это правило приводит к тому, что уменьшающееся неадекватное поведение негативно не подкрепляется окончанием тайм-аута и одновременно позитивно получением вновь доступа к прежним подкрепителям. Например, девочка в детском саду начинает кричать, как только не получает желанной игрушки. Воспитатель решает использовать тайм-аут и ставит ее в угол. Как только она помещается туда, крики смолкают. Но перед окончанием тайм-аута крики возобновляются. Это означает, что крики появились, когда воспитатель хочет забрать ребенка. Крики подкрепляются вниманием воспитателя (позитивное подкрепление) и удалением из угла (негативное подкрепление).

Период тайм-аута должен быть непродолжительным (от нескольких десятков секунд до нескольких минут). Не надо смешивать процедуру тайм-аута и изоляцию. Тайм-аут имеет ясно определенные цели, осознаваемые пациентом, и относительно короток. Изоляция - это процедура не поведенческой терапии и лишена того, что отмечено выше как характеризующее тайм-аут.

В редких случаях тайм-аут возможен без удаления клиента из ситуации. Это случается тогда, когда он, оставаясь в ситуации, не имеет доступа к позитивным подкреплениям, например, при индивидуальной работе с учеником учитель отворачивается и воздерживается от разговора в течение кратких отрезков времени, не отвечая на его остроты и комментарии, не относящиеся к делу.

Тайм-аут хотя и является неприятным методом для участника, однако он не вызывает страха и тенденции к избеганию этого метода, как аверзивные техники.

Тайм-аут - это полезная методика в школе и других учреждениях воспитательного характера, когда нет времени для использования других процедур. Он может использоваться как при работе с детьми, так и

 

 

138 Глава 7

 

взрослыми, как с психически здоровыми, так и с психически больными. Тайм-аут показал себя эффективным методом работы с девиантным поведением, прежде всего с агрессивным, деструктивным поведением, направленным на других и на самого себя. В общем, можно говорить, что тайм-аут - это недостаточно часто используемый метод, а если и используемый, то не всегда правильно.

Основные рекомендации по использованию тайм-аута. Используйте тайм-аут в комбинации с позитивным подкреплением, желательно несовместимым с угашаемым поведением.

Место изоляции, используемой для тайм-аута, не должно давать пациенту возможности заниматься в нем интересной и отвлекающей работой, деятельностью. Наоборот, место, где может проявляться желательное поведение, должно быть максимально привлекательным для пациента, обстановка должна обеспечивать возможность получения быстрых подкреплений за проявление желательного поведения.

Время тайм-аута для работы с детьми не должно превышать 5-20 минут. Большие промежутки времени сокращают время для проявления адаптивного поведения и тем самым снижают возможности обучаться такому поведению. Целесообразно начинать тайм-аут с меньших промежутков времени и только потом переходить к большим. Противоположная тактика нежелательна.

Время и расстояние, отделяющее клиента после совершения им нежелательного поведения, от помещения его в место изоляции (тайм-аута) должно быть минимальным (небольшим).

Если возможно, отслеживайте, что ребенок делает в ситуации тайм-аута, не развлекается ли он там, не получает ли других удовольствий.

Перевод в ситуацию тайм-аута должен по возможности носить нейтральный характер. Необходимо помнить, что, проявляя позитивное внимание или на-

 

 

Техники, работающие с последствиями 139

 

оборот - агрессию, негодование в момент помещения или удаления из места тайм-аута, мы можем подкрепить нежелательное поведение.

До начала применения тайм-аута используйте вербальные и невербальные сигналы предупреждения.

Они могут стать сигналами для торможения нежелательного поведения.

Никогда не используйте тайм-аут в ситуациях, которые неприятны для индивида. Иначе он может использовать тайм-аут, чтобы избавить себя от этой ситуации и в последующем усилит проявление неадекватного поведения, чтобы спровоцировать тайм- аут.

Пример использования тайм-аута для угашения агрессивного асоциального поведения у делинквентных подростков (13-15 лет), находящихся в загородном специальном учреждении [Tyler, Brown, 1967].

После определения цели терапии (прекращение драк во время игр, нарушения правил игры), подросткам было объявлено, что за такие нарушения они будут наказываться помещением в изолированную комнату. Эта комната размерами 1,5 м на 3 м не имела окон, в ней находился только один стул. Располагалась она почти рядом с помещением для игр. Перевод в нее занимал несколько десятков секунд, осуществлялся помощниками терапевта максимально нейтральным путем, после краткого объявления: «Ты нарушил условия». Никаких других комментариев, оценок действиям подростка не давалось. Использование тайм- аута привело к быстрому и устойчивому угасанию асоциального поведения у подростков.

Методика оценки ответа

Методика «оценка ответа» - методика, которая использует лишение клиента каких-либо ценностей за совершенное нежелательное поведение. Она может

 

140 Глава 7

 

быть названа методикой штрафов. Этот прием используется постоянно при воспитании детей. Когда ребенок ведет себя неадекватно, его лишают какой-либо значимой вещи или активности (просмотра телепередач, общения с друзьями, чего-то вкусного и т. д.

Если утрачиваемая ценность очень значительна, то частота неадекватного поведения, приведшего к утрате, быстро убывает. Для того чтобы метод работал, не должны использоваться одни и те же ценности.

Скиннер - пионер поведенческих техник, работающих с последствиями, описал использование приема, которое обозначил «Воскресная коробка», чтобы уменьшить небрежное поведение членов семьи, которые постоянно забывали вещи в палисаднике у собственного дома. Прием состоял в следующем: когда находилась забытая вещь, она помещалась в коробку и владелец этой вещи не мог взять ее до следующего воскресенья. Прием оказался очень эффективным в формировании качеств аккуратности у членов семьи.

Во многих случаях угроза потенциальной утраты ценности оказывается достаточной, чтобы уменьшить дезадаптивное поведение.

Некоторые варианты процедуры оценки ответа строятся таким образом, что клиент отдает терапевту ряд ценных вещей и заключает с ним контракт, согласно которому он не будет проявлять неадекватного поведения в течение оговоренного времени. В случае нарушения контракта эти вещи поступают в полное распоряжение терапевта, который обычно отдает их в благотворительные организации. Ценные вещи могут быть самыми разными (книги, аудиокассеты, видеокассеты, авторучки, украшения и т. д.). Когда оставленные у терапевта ценности значительны, клиент редко нарушает условия контракта. В таких случаях адекватное поведение клиента негативно подкрепляется: он успешно избегает отрицательных последствий (утраты ценных вещей).

 

 

Техники, работающие с последствиями 141

 

Методика оценки ответа редко используется изолированно, в большинстве случаев она комбинируется с позитивным подкреплением, реже с приемом тайм-аута и с использованием аверзивного стимула.

Методика оценки ответа не вызывает нежелательных побочных эффектов, таких как наказание. Угашенное с помощью этого метода поведение в отличие от наказания значительно реже возобновляется.

Рекомендации по использованию методики «оценка ответа». Используйте методику «оценка ответа» в комбинации с позитивным подкреплением желательного поведения. Прежде чем начинать использовать данный прием, необ<







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.