Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Негативные заявления. Негативные расспросы.





Данный метод дает возможность участвующим справиться с ситуациями, когда их обвиняют в ошибке (при этом не предполагаемой, где возможна дис-

 

Моделирующая терапия 191

 

куссия по поводу ее наличия, а стопроцентной) и используют эту ситуацию для вызова и усиления чувства вины с целью манипуляции.

В процессе освоения этой методики участники усваивают право на ошибку не на уровне декларативного заявления, а на уровне действия. Участники начинают рассматривать ошибку как действие, которое, возможно, требует исправления, но вовсе не обязывает чувствовать себя униженным и неуверенным.

Негативное заявление - это упражнение, при выполнении которого участник прямо признает совершенную ошибку или что-то негативное в себе. При выполнении методики «негативные расспросы» он идет еще дальше. Он сам активно предлагает обвинителю рассказать, что было отрицательного в его действиях, при этом по мере прояснения такой информации беседа концентрируется все больше на неконструктивных, непродуктивных аспектах поведения, уходя все дальше от оценочных суждений.

Приводим пример диалога, в котором негативное заявление переходит в негативные расспросы.

Критик. «Ты ужасно вела себя сегодня со своей подругой».

Участница. «Вы правы. Я вела себя с ней не лучшим образом. А что больше всего показалось Вам ужасным в моем поведении?».

Критик. «Ну. Ты просто оскорбляла ее, говоря, что она тупица».

Участница. «А что еще, кроме этого, было ужасным?».

Критик. «Сама поза, жесты, с которыми ты обращалась к ней».

Участница. «Расскажите, какие это были жесты и поза?».

Критик. «Поза смотрящей с большой высоты на какую-то козявку. А жесты соответствовали такой позиции - полное пренебрежение к человеку».

 

 

192 Глава 8

 

Овладение умением вести беседу. В программу тренинга ассертивности, проводимую нами, обязательно вводится овладение умением начинать разговор, свободно вести, поддерживать и заканчивать беседу.

Введение этого блока связано с тем, что большинство неуверенных индивидов имеет дефицит этих навыков, и даже приобретение навыков настойчивости, приемов противостояния критике вовсе не гарантирует успехов в общении. А успешное общение - это та обратная связь, без которой невозможно укрепить позитивную самооценку и уверенность в себе.

Умение начинать беседу сводится к двум основным навыкам: различать условия, благоприятные для начала разговора, и владеть приемами, помогающими завязать разговор.

Обычно первая группа навыков осваивается в процессе ролевых игр. Одна из них получила название «Выдели человека». Во время этой игры группа разбивается на несколько подгрупп (кроме того, обязательно выделение из группы 2-3 изолированных индивидов). Задача водящего состоит в том, чтобы выделить из группы одного участника, наиболее расположенного к началу контакта, и начать с ним разговор.

После выполнения задания от членов группы водящему дается обратная связь о готовности к контакту с ним. Обсуждаются критерии, которые предопределили его выбор.

Освоение приемов завязывания беседы начинается с обсуждения участниками возможных способов завязывания разговора. Как правило, группа находит много таких приемов. В дидактических целях они могут быть суммированы в следующих рубриках.

1. Предоставление информации о себе: «Здравствуйте, меня зовут...», даются некоторые сведения о себе, откуда вы, что здесь делаете и т. д.

2. Просьба о помощи. Описание своих затруднений с обращением к незнакомому с просьбой о помощи.

 

Моделирующая терапия 193

 

Я не могу найти нужный адрес. Не могли бы Вы помочь мне?

Я ничего не знаю об этих товарах. Пожалуйста, расскажите мне о них.

Не можете ли Вы порекомендовать мне хорошее кафе?

3. Комплимент, касающийся действий, каких-либо предметов, одежды возможного партнера.

Великолепный цвет у вашего автомобиля.

Какой прекрасный у Вас загар. Где Вы отдыхали?

4. Использование обычного светского такта.

Разрешите помочь Вам донести сумку.

Позвольте, я помогу Вам подняться.

Разрешите, я открою это окно.

5. Банальные приемы.

Какой великолепный вид. Вам нравится?

Какая прекрасная погода. Вы согласны?

Умение вести разговор предполагает освоение двух базовых навыков.

1. Умение выявлять свободную информацию в высказываниях собеседника и использовать ее для общения.

2. Умение самому давать свободную информацию о себе, то есть проводить самораскрытие.

Началу практического освоения этих навыков предшествует обсуждение важности свободной информации в поддержании разговора. Подчеркивается, что если человек, отвечая на вопросы другого, говорит больше чем да или нет, он дает определенную информацию о себе, о своих интересах, желаниях, и эта информация может стать тем содержанием, той темой, вокруг которой в дальнейшем будет строиться беседа. Собеседнику важно только уметь выявить эту свободную информацию и открытыми вопросами способствовать ее предоставлению и развитию. Например, при знакомстве где-нибудь на вечеринке вы можете спросить свою собеседницу: «Вы живете в

 

7 Зак. № 872

 

 

194 Глава 8

 

Центральном районе?» Если она отвечает односложно: «Нет», то фактически она дает нулевую информацию о себе, закрывая возможности общения. Но если она отвечает: «Нет, я живу далеко отсюда, в районе Сосновой Поляны», то она представила уже много информации о себе, если учитывать еще и тон и другие невербальные компоненты речевого высказывания. И эта предъявленная информация может быть развита далее в беседе, если индивид умеет пользоваться ею.

В этом же введении подчеркивается, что беседа развивается плавно только тогда, когда на предоставление свободной информации одним участником идет сбалансированное самораскрытие другого, то есть возникает определенное равновесие между самораскрытием двух взаимодействующих. В противном случае спрашивающий превращается в выспрашивающего, а разговор приобретает характер допроса. Обсуждается также различие открытых и закрытых вопросов.

Открытые вопросы, начинающиеся со слов что, какой, как и некоторых других, дают возможность свободно представлять сведения о себе и событиях. Закрытые вопросы, наоборот, предполагают получение вполне определенной информации. При использовании закрытых вопросов участник беседы загоняется в заранее предопределенное русло. Сравниваются два типа таких вопросов. Например: «Какое впечатление на Вас произвела выставка?» - открытый вопрос.

«Вы, наверное, огорчены, что посетили эту выставку?» - закрытый вопрос.

Далее выполняются упражнения в парах, помогающие отдельному освоению этих умений.

Первое задание. Одному из пары предоставляется возможность развивать свободную информацию, предоставляемую другим. Но ему запрещается проводить самораскрытие. Задача упражнения - обучить занимающихся выделять свободную информацию в вы-

 

Моделирующая терапия 195

 

оказываниях собеседника и следовать ей, задавая вопросы.

Второе задание. Задача - научить участников проводить собственное сбалансированное самораскрытие в ответ на предоставление свободной информации партнером.

Самостоятельные задания - важный аспект тренинга уверенности. Они должны строиться по типу постепенного приближения ко все более трудным ситуациям. Начинать надо с ситуаций, не грозящих никакими негативными последствиями в случае проявления самоутверждающего поведения. Задача выполнения самостоятельных заданий - сделать самоутверждающее поведение постоянным компонентом поведенческого репертуара пациента.

Терапевт должен позитивно подкреплять только самоутверждающее поведение, а не результаты его, которые, как уже указывалось ранее, могут зависеть от многих причин, лежащих вне контроля пациента.

Однако практика самоутверждающего поведения в реальной жизни всегда сопровождается теми или иными позитивными подкреплениями. Человек получает то, чего он никогда не получал ранее: он достигает своих целей, реализует свои права. Кроме этих объективных подкрепителей такое поведение обычно подкрепляется также такими чувствами, как ощущение своей возросшей ценности, независимости, раскрывшихся возможностей.

Тем не менее, пациента надо готовить и к тому, что в ряде случаев самоутверждающее поведение не будет сопровождаться позитивными последствиями.

На этом этапе желательным является ведение дневника, в нем клиент должен фиксировать все свои реальные действия, отмечать возникающие при этом чувства, а также регистрировать те моменты, которые остановили его в самоутверждающем поведении.

Цель записей - оценка продвижения к цели, а так-

 

196 Глава 8

 

же углубленное осознание причин, поддерживающих несамоутверждающее поведение и позитивное подкрепление самоутверждающего поведения.

В случае недостаточно успешного движения к цели проводится обзор результатов тренировок. Выявляются причины, затрудняющие достижение целей, с учетом которых корректируется программа тренировок.

 

 

Глава 9

КОГНИТИВНО-

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ

ТЕРАПИЯ

Специфика когнитивно-

Поведенческого направления

 

 

Когнитивно-поведенческое направление возникло вследствие осознания недостаточности воздействий только на внешнее поведение пациента, понимания необходимости в ряде случаев модификации познавательной (когнитивной) сферы с целью повышения эффективности терапии.

Это направление ставит перед собой задачу воздействовать прямо на когнитивные процессы (мысли, ожидания, установки).

Необходимость прямого воздействия на когнитивную сферу понятна у тех пациентов, у которых мысли приобретают навязчивый характер, и ясно, что такие мысли должны стать главной мишенью терапии.

Например, когда у больной появляются назойливые образные воспоминания о позорном событии в своем прошлом, сопровождающиеся чувством раскаяния, вины. В другом примере, когда у больной имеются навязчивые мысли, связанные с обвинениями себя в смерти близкого человека типа: «Я не сделала всего, что надо было сделать. Я виновата в его смерти».

В случае, когда больной имеет навязчивые страхи замкнутых пространств, сопровождающиеся мыслями о том, что у него в этой ситуации обязательно возникнет удушье с неизбежной смертью.

 

 

200 Глава 9

 

У некоторых пациентов когниции могут быть поддерживающими условиями дезадаптивного поведения (поведения-мишени терапии), например, у застенчивого юноши ожидания неудачи, кажущееся ему неприятие его другими, мысли типа: «У меня все равно ничего не выйдет» усиливают соответствующее неуверенное поведение. Эти мысли не только повышают уровень его тревоги в ситуации, мешая ему свободно функционировать, но могут стать и программой самореализующегося пророчества неудачи.

Термин «когнитивно-поведенческая терапия» должен применяться только к методам, которые базируются на принципах поведенческого направления и имеют цель прямо изменить когниции человека, и только вторично, за счет модификации когниции достигать изменения поведения.

Своеобразие когнитивных техник можно лучше понять путем сравнения их с другими, не когнитивными техниками. Ряд описанных ранее методик также изменяет когниции индивида, но делает это не прямо, сначала модифицируя внешнее поведение.

Когниции при их использовании изменяются вторично. Изменение внешнего поведения является целью терапии и может привести, а может и не привести к изменению когниции. Например, после применения имплозии пациент может изменить представление об избегаемой ситуации и своих возможностях. У него могут появиться мысли типа: «Ничего страшного нет в этой ситуации. Я могу быть в этой ситуации», и т. д.

Изменение когниции при использовании этих техник - заведомо неуправляемый процесс, и этим они отличаются от когнитивных методов.

Когниции при использовании некогнитивных техник не являются мишенью терапии, а используются как инструменты для достижения изменений открытого неадаптивного поведения. Обращение к когнитивным процессам, например, к воображению паци-

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 201

 

ента, отмечается при многих некогнитивных методах (систематическая десенситизация, скрытая сенситизация, имплозия и др.), но смысл и цель такого обращения существенно различны.

Итак, когнитивная терапия имеет цель прямо и прежде всего модифицировать когниции человека.

Центральным понятием когнитивно-поведенческого направления является понятие схемы, через которую человек воспринимает и интерпретирует окружающий мир. Схема - промежуточная переменная, которая предопределяет воздействие окружения на индивида. Иными словами, не событие само по себе, а значения, которыми через призму схемы наделяет человек окружающие объекты и явления, его установки и ожидания относительно них и определяют прежде всего его поведение.

Введение этого понятия не означает отрицания важности влияния факторов окружения на человека. Просто когнитивно-поведенческое направление добавляет еще один важный фактор - когниции, которые часто являются основным передаточным звеном, определяющим результат воздействия окружения.

Смысл, который приписывает человек окружающим событиям, и определяет в основном, как они будут воздействовать на него.

Введя понятие промежуточной когнитивной переменной, когнитивно-поведенческое направление расширило и представление о поддерживающих условиях. Они теперь рассматриваются как вклю-чающие два фактора: внешние события и когниции о них (наше восприятие этих событий, мысли, установки, ожидания). Действием этих двух факторов, а не одного, как ранее, объясняется подкрепление неадаптивного поведения. С точки зрения когнитивного терапевта во многих случаях стабилизация проблемного поведения связана в основном с искаженным восприятием окружения вследствие фиксации непродуктивных

 

202 Глава 9

 

установок, приобретения ими характера автоматизированных неосознанных реакций. Поэтому понятен их вывод: более простой и прямой путь воздействия на это поведение - воздействие на неадекватные когниции.

Как же работает когнитивный терапевт с таким неопределенным, ненаблюдаемым явлением, как когниции (мысли, установки, ожидания)? Как мы помним, работая с открытым поведением, поведенческий терапевт упрощает такое, тоже довольно сложное явление, как открытое поведение, до отдельных простых, поддающихся легкому количественному измерению сегментов. В этом и состоит операционный подход к открытому поведению.

Каким же образом операционально могут быть определены когнитивные процессы? Когниции, определенные в операциональных терминах, могут быть названы саморазговором.

Саморазговор - это то, что люди говорят себе, когда сталкиваются с каким-либо явлением, это то, как они представляют себе это явление, чего ожидают от него, как оценивают его, какие возможные действия по отношению к нему планируют. Саморазговор - это постоянно присутствующий процесс. Без саморазговора нет восприятия мира человеком. Саморазговор - это внутренняя речь индивида; способ, с помощью которого он представляет себе то, что происходит в данном отрезке времени, свое отношение, свои возможные действия к событию, правила регуляции своего поведения в ситуации.

Саморазговор - это неозвученная речь, и она находится вне поля ясного осознания человека. Только отдельные фрагменты саморазговора отражаются в сознании индивида. Такая частичная представленность саморазговора в сознании не делает его менее значимым, поскольку именно саморазговор может определять поведение человека.

 

Когнитивно-поведенческая терапия 203

 

Саморазговор - это частично осознаваемый феномен, связанный с тем, что большая часть внутренней речи протекает непроизвольно, автоматически. В ряде случаев саморазговор может вовлекать в себя и сенсорно-перцептивный уровень кодирования информации, и тогда внутренняя речь может включать, например, и зрительные образы. В таких случаях человек не только внутренне говорит себе что-либо, но и чаще всего представляет себе в зрительной модальности определенные ситуации (больная, например, со страхом высоты не только говорит себе: я не могу подойти к окну, но и ярко видит себя лежащей на тротуаре в луже крови).

Итак, операциональное определение когниций как саморазговора делает понятным, как когниций воздействуют на поведение, и открывает еще один способ воздействия на поведение с помощью модификации соответствующих когниций. Поэтому работа в любой системе когнитивно-поведенческой терапии предполагает принятие клиентом гипотезы о влиянии когниций на поведение. Только после принятия этой гипотезы возможно начало работы с пациентом.

Когнитивная психотерапия как самостоятельное направление психотерапии сложилась в рамках психоанализа и была в значительной степени реакцией, направленной на возвращение сознанию большей роли, чем ему придается в психоанализе (роль эпифеномена, следующего за бессознательной мотивацией). Когнитивная психотерапия выступила с утверждением, что «в сознании человек находит ключ к пониманию и разрешению своих психологических проблем и эмоциональных расстройств» [А. Бек, 1976]. Разрешение психологических проблем определяется возможностями сознания индивида. В обычном сознании, здравом смысле содержится неиспользованный потенциал, который помогает человеку решать проблемные ситуации. Часто это происходит в

 

 

204 Глава 9

 

сложных условиях, при дефиците информации, при ограниченном времени, имеющемся для принятия решения. Поэтому обычный человек может быть с достаточным основанием приравнен к ученому, решающему проблему, отличающийся от него только степенью осознания способов, которые он применяет. Использование потенциала решения проблем, расширение этого навыка и на область эмоциональных проблем человека составляет задачу когнитивной психотерапии.

В начале своего возникновения когнитивная психотерапия была представлена двумя основными направлениями: рационально-эмоциональной психотерапией А. Эллиса (1962) и когнитивной психотерапией А. Бека (1976), которые и до настоящего времени остаются наиболее популярными ветвями когнитивной психотерапии.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.