Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прояснение (распознавание) активирующего события





При первом описании психотравмирующей ситуации пациент сначала смешивает несколько элементов в таком описании: 1) событие, которое реально произошло; 2) субъективное восприятие этого события; 3) оценку этого события.

Например, когда клиент говорит: «Начальник ужасно оскорбил меня», - он не различает эти три эле-

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 225

 

мента: 1) реальное событие - это произошедший разговор клиента с начальником; 2) это событие было воспринято им как оскорбление; 3) этому восприятию клиент дал крайнюю степень оценки - «ужасно». Что на самом деле произошло при взаимодействии клиента с начальником, каковы были тон и манера разговора начальника, действительно ли в речи его содержалось оскорбление - все это остается непроясненным при такой форме описания ситуации.

Поэтому РЭТ различает объективную реальность и субъективное восприятие события. Объективная реальность - это реальность сама по себе, факты как факты.

Объективная реальность - это то описание события, которое дали бы ему несколько не вовлеченных в это событие людей. Поэтому ее можно назвать подтвержденной реальностью. Весьма вероятно, что эти наблюдатели описали бы разговор начальника с клиентом как оскорбление, поскольку в речи его содержались уничижительные оценки, позиция, с которой давались такие оценки, была высокомерной, клиент постоянно ставился в униженное положение.

Поэтому последователи РЭТ также выделяют два типа познания: дескриптивное и оценочное.

Дескриптивное познание - это тип познания, которое вовлекает в основном уровень восприятия. Оценочное познание - это познание, включающее оценки в виде рациональных или иррациональных когниций. С учетом этих дополнений основная формула РЭТ может быть представлена следующим образом:

 

 

8 Зак. №. 872

 

 

226 Глава 9

 

Ао - подтвержденная (объективная) реальность;

Ас - субъективное восприятие события (субъективное описание события);

У - убеждения (оценка пациентом события);

П - эмоциональные (Пе) и поведенческие последствия (Пп).

 

Разберем конкретный пример с учетом данной схемы. Молодая одинокая женщина предъявляет жалобы на апатию, депрессию, возникшие после разрыва с близким человеком. Отмечает появление чувства собственной никчемности и ненужности. «Никому я не нужна», - фраза, которая в разных вариантах неоднократно повторяется на протяжении беседы. Прояснение ситуации показало, что у этой пациентки имеется относительно благополучная ситуация на работе. Она неплохо выполняет свои обязанности, однако не имеет теплых эмоциональных отношений с кем-либо. Отношения ее с сотрудниками довольно формальные. Похожие отношения сложились у нее и с мужчиной, который в последнее время стал от нее отдаляться и недавно оставил ее.

Как видно из представленной схемы, возможны два вида когнитивных ошибок: искажение, возникающее на уровне дескриптивного познания события и оценочного познания события. Когда у клиента нарушения возникают на двух уровнях одновременно, возможны два разных подхода: с точки зрения рационально-эмоцио-нальной терапии Эллиса или когнитивной терапии Бека.

Когнитивная терапия Бека считает, что в этом случае надо работать в первую очередь с дескриптивными ошибками, опровергая точность субъективного восприятия события (в данном примере обоснованность слова «никому», предложив клиентке найти аргументы, подтверждающие правильность его использования). С точки зрения Бека оценочные искажения ситуации являются вторичными и являются следстви-

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 227

 

ем искажений дескриптивного познания. Поэтому специальной их коррекции не требуется.

Эллис называет такой подход неэлегантным, неоптимальным, поскольку он не обучает пациента навыку совладания с ситуацией дистресса. В результате когнитивной психотерапии пациент может исправить свое восприятие ситуации, но остается потенциально уязвимым к другим похожим негативным ситуациям (ситуациям неудачи, провала, которые вполне могут повториться в будущем), поскольку он продолжает придерживаться прежней системы оценок.

Поэтому РЭТ предлагает другой подход, тактику, называемую элегантной, изящной. Цель такой тактики - подготовить клиента к худшему варианту развития событий. В данном примере Эллис не опровергал бы достоверность восприятия события, а предложил бы клиентке подумать над следующим: «Хорошо, допустим, вы действительно потерпели неудачу. Вас отвергли. Что вы в таком случае говорите себе?»

Подход РЭТ предполагает, что если клиент научится справляться с худшей ситуацией даже когда она является результатом его искаженного восприятия, то он справится и с реальной негативной ситуацией.

РЭТ не отрицает возможность использовать в работе и первый подход, но предлагает начинать все-таки с элегантного подхода по нескольким соображениям.

Во-первых, первая тактика опровержения достоверности субъективного восприятия является более конфронтационной и таит в себе опасность нарушения складывающихся отношений с клиентом. Клиент может воспринять вмешательство (опровержение) как сомнение в его искренности, как угрозу его «Я».

Во-вторых, эта тактика предполагает в классическом варианте использование преимущественно логических опровержений, и для ряда клиентов непри-

 

228 Глава 9

 

емлема. В-третьих, у многих клиентов оценочные когниции определяют проблему, поэтому психотерапия с ними должна проводиться в системе РЭТ. Что и было реализовано в этом конкретном случае.

Какие сложности возникают на этапе прояснения «А»?

Чрезмерная детализация «А». Существует категория клиентов, которые, обозначив событие «А», при описании его дают слишком много информации, утопают в частностях, деталях, готовы подробно рассказывать всю историю развития отношений, приведших к определенному результату.

Поскольку рационально-эмоциональная психотерапия нацелена прежде всего на проработку установок, оценок, интерпретаций, то излишняя информация об «А» не требуется, она может даже затруднять работу, мешая выделить главную мишень психотерапевтического воздействия. Поэтому при работе с подобными клиентами психотерапевт должен направлять их высказывания на суть проблемы, пресекать уходы в сторону. Например, пациента, который застрял на деталях, рассказывая о семейных конфликтах, терапевт может прервать вопросом.

Терапевт. «Из всего, о чем вы рассказали, что же больше всего расстраивает вас?»

И если клиент вновь вязнет в деталях, можно вновь в другой форме повторить вопрос.

Терапевт. «И все-таки я не совсем понял, что же больше всего в этой ситуации расстраивает вас?»

Как вариант направления клиента возможно предоставление ему обратной безоценочной связи о его рассказе.

Например. Терапевт: «Олег, вы так обстоятельно рассказали о своей семейной ситуации, что мне трудно выделить главное, что же вас в ней прежде всего расстраивает. Не сможете ли вы кратко сформулировать это?»

 

Когнитивно-поведенческая терапия 229

 

Возможны и варианты переформулирования рассказа пациента с выделением самого существенного. Тогда терапевт в вышеприведенном примере говорит: «Олег, насколько я вас понял, больше всего вас расстраивает то, что ваша жена не ценит ваших усилий построить ваши отношения с ней на новых основаниях».

Неопределенность при описании «А». Это случай, когда пациенту трудно приблизиться и обозначить главное, с чем связано негативное восприятие «А».

Если при чрезмерной детализации клиент дает такую информацию, но она скрыта среди многих предоставленных им фактов, то при неопределенном описании «А» пациент как будто постоянно ускользает от формулировки самого существенного в «А».

Чаще всего такой способ представления «А» связан с защитой пациента, боязнью пациента увидеть реакцию терапевта, если он прямо назовет самые беспокоящие моменты (параметры) ситуации.

Реже за такой неопределенностью стоит стиль - привычный для клиента способ взаимодействия, а фактически ухода от травмирующей ситуации.

Справиться с проблемой неопределенности помогают следующие правила.

1. Задавайте пациенту повторные вопросы, настаивайте на конкретных ответах.

2. Проясняйте неопределенность, предлагая приводить недавние примеры.

3. Используйте поведенческий анализ ситуации, предложите вести дневник.

4. Реже можно рекомендовать использование более конфронтационных приемов прямого столкновения с ситуацией «А». Например, задав вопрос: «Что самое неприятное произойдет, если вся информация о ситуации будет известна мне в данный момент? Пофантазируйте».

Вторичные «А» - это ситуации, когда последствия (эмоции, симптомы, поведение) становятся сами ак-

 

 

230 Глава 9

 

тивирующими событиями и запускают следующую цепь реакций. Часто вторичные «А» обозначают термином - симптомный стресс. Его можно представить в виде следующей схемы:

 

Например, больной, имеющий бессонницу (П1 вследствие первичного стресса, реагирует уже на сам факт наличия этого симптома.

А2 - бессонница.

У2 - «Как ужасно иметь этот симптом! Я должен как можно скорее избавиться от него. Моя нервная система не выдержит долго таких нагрузок».

П2 - усиление тревоги, депрессии.

Далее возможно включение У2 и П2 в следующие циклы: «Я не в состоянии справиться с этим симптомом. Наверное, у меня очень тяжелое заболевание».

Симптомный стресс - это почти постоянное сопровождение таких невротических синдромов, как агорафобический, социальных фобий, панических расстройств, обсессивно-компульсивных расстройств и некоторых других.

В таких случаях больные фиксируются на возникающих симптомах вследствие проносящихся мыслей типа: «Я опять не справился с приступом. Я ничего не могу сделать с приступом. Я не вынесу этих симптомов».

Вторичные циклы (и включенные в них установки) приводят к постоянному страху возникновения повторных атак.

Эллис (1989) различал два вида вторичной тревоги, возникающей при симптомном стрессе. Это тревога дискомфорта и тревога «Эго» (тревога, связанная с угрозой Эго, источник которой исходит изнутри). Примером такой тревоги является страх сойти с ума, который активно не предъявляется такими больными, но

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 231

 

на уровне неосознанных установок направляет поведение таких пациентов.

Симптомный стресс осложняет течение и других хронических заболеваний. Актуальной является проработка убеждений симптомного стресса при хронических психических заболеваниях. Понятно, психотерапия не избавит больного от первичной симптоматики, связанной с биохимическими, генетическими факторами (например, при аффективных расстройствах или шизофрении). Однако она будет эффективной при вторичных расстройствах. Помочь пациентам принимать себя с имеющейся симптоматикой, не создавать себе из своей болезни дополнительных проблем и переживаний - вот задачи, которые решает РЭТ в этом случае. Итак, основная задача данного этапа - выделение, распознавание активирующего события, которое запускает всю последующую цепь эмоциональных и поведенческих реакций.

В процессе этого этапа проясняются параметры события (А), наиболее затронувшие пациента, что облегчает в последующем идентификацию убеждений.

Прояснение позволяет пациенту дифференцировать события, которые могут и не могут быть изменены.

При этом цель психотерапии - не поощрить больного к уходу от проблемной ситуации без изменения ее (например, переход на новую работу при наличии конфликта с начальником), а сначала осознание системы убеждений (рациональных и иррациональных), коррекция иррациональных, и только после этого принятие решения (об увольнении с работы). В противном случае пациент сохраняет потенциальную уязвимость в подобных ситуациях.

 

Работа над последствиями

 

Причинами, которые заставляют пациентов обращаться к психотерапевту, являются последствия (симптомы, трудно управляемые поведенческие реакции, эмоциональные расстройства).

 

 

232 Глава 9

 

Последствия являются той направляющей, вокруг которой строится РЭТ. Выбор определенных последствий - это выбор цели терапии. Он предопределяет и поиск соответствующих установок. Вот почему работа над последствиями (П) предшествует этапу идентификации установок (У).

В то время как описание симптомов, неадекватных поведенческих актов не вызывает затруднений, описание эмоциональных реакций нередко создает сложности. Легко называют свое эмоциональное состояние те больные, у которых основной причиной обращения послужили эмоциональные расстройства. В этом случае на вопрос «Что заставило вас обратиться к терапевту?» они отвечают: «Подавленное настроение, с которым я не могу справиться, или постоянная тревога, ожидание чего-то плохого, что может случиться».

Иногда еще более кратко: «Депрессия».

Если пациент не отмечает как повод своего обращения эмоциональные расстройства, а делает акцент на активирующем событии (проблеме), с которой не может справиться, то в соответствии с положениями РЭТ и принципами активно-директивного вмешательства терапевт должен прояснить характер испытываемых им эмоций. И тогда он может задать вопрос:

¦А какие чувства вы испытываете в связи с "А"?».

Некоторых клиентов достаточно только несколько подтолкнуть, чтобы они стали дифференцировать свои эмоции. Какие приемы с этой целью использует РЭТ?

Опытный терапевт может высказать свое предположение об испытываемых пациентом чувствах. Например: «И на эту ситуацию "А" вы отреагировали тревогой?», «И это "А" вызвало у вас злость?».

Однако такие заявления должны высказываться как гипотезы без авторитарного навязывания их клиенту, от которых терапевт может легко отказаться, если они не принимаются клиентом. В противном случае вместо прояснения чувств и углубления контакта мо-

 

Когнитивно-поведенческая терапия 233

 

жет возникнуть отчуждение. Высказывая такие предположения, врач обычно опирается на:

- наблюдение за поведением и испытываемыми клиентом эмоциями в момент его рассказа о проблеме (активирующей ситуации);

- учет суждений (убеждений) клиента, высказываемых на этом этапе в связи с А, хотя такие убеждения (У) представлены в сокращенном, свернутом виде, они дают терапевту достаточно информации, чтобы он смог завершить цепь АУП и понять, какая эмо

ция должна возникнуть в результате таких убеждений (У);

- знание о типичных эмоциональных реакциях, наиболее часто возникающих у людей в подобных ситуациях.

Вместе с тем существует группа клиентов, у которых диагностика эмоциональных состояний связана не с ошибками врача, а с их собственными трудностями в определении и назывании эмоций.

Затруднения в описании эмоций возникают из-за распространенной в нашей культуре склонности смешивать мысли и чувства. Часто на вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?» пациент отвечает: «Я чувствую себя униженным», а на вопрос: «Что вы сейчас думаете?» говорит: «Я думаю, что разозлен». Поэтому первая задача, которая стоит перед таким клиентом на этом этапе, научиться хорошо дифференцировать две разные сферы функционирования человека: мышление и чувства. Трудность в их различении связана с неоднозначностью самого слова чувствовать, поэтому и психотерапевт, и клиент должны обострить у себя осознание используемого значения слова «чувствовать». Оно может употребляться в следующих случаях.

1. Описание эмоционального состояния (я чувствую нарастающее раздражение).

2. Описание физических ощущений в теле (я чувствую боль в спине).

 

234 Глава 9

 

3. Выражение своей оценки событий (я чувствую, что это отвратительный поступок).

4. Высказывание предположений, гипотез (я чувствую, что жена скоро уйдет от меня).

5. Выражение своего мнения (я чувствую, что в этой ситуации необходимо руководствоваться принципом равного распределения обязанностей).

Выслушивая пациента, психотерапевт должен осознавать значение использованного им слова «чувствовать» и не позволять смешивать мысли и чувства.

Пациент также в процессе такого уточнения значений обучается сам находить различие между мыслями и эмоциями.

Такое дифференцирование подготавливает и облегчает проведение этапа коррекции иррациональных когниций, так как на этом этапе иррациональные когниции становятся мишенью воздействий. РЭТ утверждает, что эмоции не могут стать мишенью психотерапии. Они являются субъективным опытом, уникальным для каждого индивида. Поэтому нельзя оспаривать этот субъективный опыт. Мысли же (суждения, когниции) могут быть подвергнуты обсуждению и коррекции. И чем четче сам пациент различает мысли и чувства, тем продуктивнее протекают последующие этапы психотерапии.

Если вернуться к указанному в начале примеру, то исправление смешения мыслей и чувств у пациента приведет к следующим высказываниям. «Я думаю (считаю), что я унижен». Фактически такое высказывание уже в более явном виде содержит оценку события пациентом и, соответственно, облегчает осознание им этой оценки.

Второе заявление приобретает следующий вид:

«Я чувствую, что разозлен». Объединение этих двух высказываний еще больше раскрывает клиенту активную роль его мыслей в возникновении эмоций.

«Я считаю, что унижен и из-за этого разозлен».

 

Когнитивно-поведенческая терапия 235

 

Итак, ясное осознание двух сфер своего функционирования, различий между ними - условие правильного описания чувств.

В ряде случаев клиент испытывает затруднение в назывании эмоции из-за ограниченного словаря чувств, которым владеет. В таких случаях помощь психотерапевта состоит в расширении такого словаря.

В качестве первого шага, приближающего к описанию чувств, разумно спросить: «Это положительное или отрицательное чувство?» После такого первого разделения можно предложить найти описательный термин для испытываемой эмоции, а если есть сложности, дать словарь названий основных эмоций и чувств: раздражение, злость, беспокойство, тревога, страх, паника, грусть, печаль, горе, обида, интерес, счастье, смущение, разочарование, вина, недовольство, радость и др. В некоторых случаях словарем эмоций целесообразно овладевать, используя для этого пантомиму.

Упражнение. Предложите клиенту прочитать словарь терминов, прояснить значение каждого термина. После чего с помощью пантомимы (без слов) выразить каждое эмоциональное состояние из списка.

(У каждого человека существуют свои способы выражения определенных эмоций. Нет общепринятых правил, поэтому оценка пантомимы по критерию правильно - неправильно не проводится.) Далее предложите дополнить словарь названием новых чувств.

Домашнее задание.

1. В течение нескольких минут записывайте в дневник предложения, начинающиеся со слов «Сейчас чувствую..., а сейчас я чувствую...» и т. д. После овладения навыком фиксировать эмоции добавляйте фразу: «Когда произошло то-то и то-то, я чувствовал... Например, когда во время ведения дневника зазвонил телефон, я почувствовал интерес». Чтобы понять, как ведутся такие записи, полезно предвари-

 

 

236 Глава 9

 

тельно выполнить подобные упражнения прямо в кабинете врача.

Затруднения в описании испытываемых чувств возникают у клиента, когда он одновременно испытывает несколько эмоций «Я был ошеломлен», - такими словами может определить свое эмоциональное состояние клиент. Терапевт может помочь дифференцировать чувства с помощью следующих вопросов: «А какое основное чувство преобладало в тот момент? Удивление? А ещё какое чувство вы можете выделить? Растерянность? А еще? Злость?»

Затруднения в описании эмоций возникают у клиента, когда проявление эмоции является неприемлемым для него. Тогда возможность проявления такой эмоции (Пе) становится активирующим событием (А), запускающим новый цикл. И индивид может испытывать другую эмоцию вместо заблокированной эмоции. Например, в присутствии родителей при проведении семейной терапии не проявляющий гнева в их адрес ребенок может испытывать чувство вины.

Чувство вины возникает у индивида в случае осуждения им себя за возможное появление такой эмоции.

Пример. Женщина обратилась за помощью в связи с пониженным настроением. Причиной, вызвавшей болезнь, с ее точки зрения явилась утрата контактов с близкими, отсутствие должной оценки ее заботливости с их стороны. Заблокированными эмоциями в данном случае были раздражение и гнев. Вторичными, открыто проявленными эмоциями были апатия, депрессия.

Какие приемы использует РЭТ в таких случаях?

1. Высказывание гипотезы о возможной типичной эмоции, испытываемой в таких случаях: «Как представляется мне, большинство людей, оказавшихся в схожей ситуации, испытали бы злость, а вы?».

2. Использование юмора. Юмор используется как способ, который позволяет дистанцироваться от си-

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 237

 

туации, взглянуть на нее более отстраненно и за счет этого снять блоки, которые мешают проявлению чувств.

3. Использование отдельных техник гештальт-терапии или психодрамы (техника пустого стула, обмена ролями). Данные техники дают возможность в связи с необходимостью вхождения в роль соприкоснуться с вытесняемыми эмоциями и признать их своими.

Определенные категории клиентов не проявляют свои чувства из-за иррациональной установки следующего типа: проявлять свои чувства означает быть слабым. Блокирование эмоций для них способ избежать чувства несостоятельности. Эта группа пациентов на вопрос о том, какие чувства они испытывают, или начисто отрицают какие-либо эмоции, или вместо чувств описывают свои мысли.

Разблокирование эмоции у этой категории может быть достигнуто объяснением того, что эмоции являются первичной реакцией целостной личности, обязательным сопровождением любого действия, и характер их определяется не активирующим событием самим по себе, а внутренним саморазговором, который ведет человек по поводу события. Оценка эмоции (адекватные - неадекватные, допустимые - недопустимые) является уже вторичным процессом, связанным с включением еще одной системы установок человека.

Прояснение последствий, признание существования негативных эмоций, правильная их оценка ставят клиента перед выбором: хочет ли он избавиться от них или сохранить.

Для того чтобы у клиента была осознанная мотивация к дальнейшему лечению, на этом этапе целесообразно помочь ему взвесить все выгоды и потери, связанные с сохранением состояния эмоционального дистресса, осознать, какой выигрыш от болезни он получает. И только после этого определиться в жела-

 

 

238 Глава 9

 

нии продолжить терапию. Если по ряду причин клиент не хочет менять П, то психотерапия дальше проводиться не может.

 

Идентификация установок

 

Задача этого этапа - выявление иррациональных убеждений, связанных с проблемной ситуацией (А).

Для решения этой задачи пациент должен научиться различать дискриптивные и оценочные суждения, рациональные и иррациональные убеждения. Дескриптивные суждения являются описанием и предсказанием реальности. Они не содержат оценки действительности. Рациональные и иррациональные установки (суждения) являются оценкой реальности. Они не констатируют факт как факт (происходит такое-то событие), а выражают оценочное отношение к нему индивида (как плохо, как неудачно, нежелательно - примеры рациональных суждений; это настоящая катастрофа, это ужасно, это полный крах - примеры иррациональных суждений).

Индивид одновременно может отражать события, используя и дескриптивные, и рациональные, и иррациональные суждения. Задача психотерапевта - обучить клиента пользоваться критериями, которые помогут ему хорошо различать эти виды суждений.

Но особый акцент на этом этапе делается на выработке умения дифференцировать рациональные и иррациональные убеждения (суждения). С этой целью РЭТ предлагает четыре основных критерия для такого различения: 1) истинность суждения; 2) степень обязательности реализации суждения; 3) уровень испытываемых эмоций; 4) свобода выбора в использовании других способов достижения прежней цели или в отыскании новой цели.

Рассмотрим рациональное суждение: «Было бы неудачно, если бы наш проект провалили» через призму этих четырех критериев.

 

Когнитивно-поведенческая терапия 239

 

1. Рациональное суждение реалистично отражает действительность, как в качественном, так и количественном отношении, поэтому оно и истинно. Истинность его легко может быть доказана. При доказательстве его индивид полностью опирается на логику так, как это делал бы ученый, обосновывая какие-либо факты. Апелляция к интуиции, вере и другим нелогическим понятиям здесь отсутствует. Возвращаясь к примеру, мы можем сказать, что сам факт отвержения проекта - неудача (при нормальном отношении к событиям).

2. Рациональное суждение выражает пожелание определенного развития событий, оно не содержит предписания только определенной линии разворачивания явления (только так, а не иначе). Следовательно, оно содержит возможность принятия и других вариантов развития событий. Оно содержит различные градации установки пожелания - надежду, предпочтение, желательность и др., которые противоположны установке требования. Рассматриваемое суждение фактически содержит пожелание следующей динамики события: «Я бы предпочел утверждение нашего проекта».

3. Рациональное суждение приводит к умеренным эмоциям. Такой уровень эмоций активирует индивида к продуктивному поведению, не парализует его действия.

При рациональной установке индивид может испытать и сильные эмоции, но они не захватывают его целиком, они кратковременны. Он сохраняет возможность выбора.

В нашем примере, когда человек высказывает это суждение, скорее всего он испытывает легкое огорчение, связанное с ожиданием неудачи. Данная эмоция легко переносима, готовит его к принятию различных вариантов событий.

4. Рациональное суждение сохраняет для индивида свободу выбора в достижении целей. Установка

 

240 Глава 9

 

пожелания содержит возможность множественных выборов, поэтому недостижение данной цели не является катастрофой. Индивид при рациональной установке легко находит другие цели или способы достижения прежней цели. Такая установка не обрекает человека на длительные конфликты с окружением или с самим собой.

Рассматривая приводимый пример по этому критерию, можно прогнозировать, что высказывающий это суждение не застрянет на неудаче, а будет выискивать новые варианты поведения для достижения цели.

Иррациональные суждения характеризуются противоположными признаками (всеми четырьмя или частью из них).

1. Иррациональное суждение не отражает реальность. Оно искажает ее. Оно может быть чрезмерным преувеличением какой-то одной качественной характеристики события или его интенсивности. Оно содержит крайнюю степень оценки ситуации, которое сопровождается соответствующими словами «ужасный», «потрясающий», «жуткий» и т. д. Поскольку оно неправильно представляет действительность, оно не доказуемо. Если вышеприведенный пример трансформировать в иррациональное суждение, он выглядел бы так: «Ужасно, если бы наш проект провалили».

2. Иррациональное суждение выражает императив, абсолютное требование, приказ, которое не подразумевает исключений. В нем не содержится и намека на возможность выбора, предпочтения определенного хода развития событий. Требования могут быть обращены к миру: мир должен быть предсказуем, мир должен быть гуманным ко мне и т. д.; к другим людям: она должна ценить меня, ребенок должен любить меня и т. д.; к себе - я должна всегда быть на высоте; я должна добиться одобрения другими всех моих действий и др.

 

 

Когнитивно-поведенческая терапия 241

 

3. Иррациональные суждения приводят к длительным эмоциям.

Иррациональные убеждения приводят к длительным негативным эмоциям. Результатом неразрешающейся эмоции становятся или состояние апатии, или сохраняющегося хронического напряжения. И то, и другое резко снижают возможности клиента продуктивно решать проблемы.

4. Иррациональные убеждения ограничивают свободу выбора индивида. Наличие таких убеждений фиксирует человека только на одной цели, мешает увидеть широкий контекст, в котором существует проблема.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.