Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Йог неизмеримо более велик любого аскета, философа-эмпирика и того, кто занимается кармической деятельностью. Поэтому, о Арджуна, не взирая ни на что, стань йогом.





КОММЕНТАРИЙ: Говоря о йоге, мы имеем виду процесс соединения нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Разные категории людей по разному называют этот процесс, в зависимости от выбранного ими метода духовного самоосознания. Когда процесс воссоединения со Всевышним основан на кармической деятельности, его называют карма-йогой, когда он связан в основном с философскими изысканиями, он носит название гьяна-йоги, а когда в основе процесса лежит деятельность в преданном служении Верховному Господу, его именуют бхакти-йогой. Бхакти-йога, или метод сознания Кришны, как будет сказано в следующем стихе, является высшей ступенью йогической лестницы. В данном стихе Господь подтвердил превосходство /мистической?/ йоги, но не сказал, что она выше бхакти-йоги. Бхакти-йога дает человеку полное духовное знание, и потому является непревзойденной /непревзойденным методом духовного самоосознания/. Аскезы, которые не приводят человека к осознанию своей истинной сущности, являются несовершенными. Философские изыскания, которые не побуждают человека предаться Верховному Господу, также остаются несовершенными. А кармическая деятельность, лишенная сознания Кришны - это пустая трата времени. Поэтому самым лучшим из всех перечисленных здесь методов йоги является бхакти-йоги, более подробно об этом будет рассказано в последующем стихе.

47
йогинам апи сарвешаммад-гатенантар-атмана
шраддхаван бхаджате йо мамса ме йуктатамо матах

йогинам-среди йогов; апи-также; сарвешам-всех видов; мат-гатена-следуя Моим указаниям, всегда думая обо Мне; антах-атмана-в глубине своего сердца; шраддха-ван-обладая непоколебимой верой; бхаджате-занимается трансцендентным любовным служением; йах-тот, кто; мам-Мне (Верховному Господу); сах-его; ме-Я; йукта-тамах-величайшим йогом; матах-считаю.

И из /среди всех йогов, тот, кто, обладая непоколебимой верой, всегда выполняет Мои указания, думает обо Мне в глубине своего сердца и служит Мне с любовью и преданностью, самым тесным образом связан со Мной в йоге и превосходит всех прочих трансценденталистов. Таково Мое мнение.

КОММЕНТАРИЙ: Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово бхаджате. Бхаджате-производное от слова бхадж, которое употребляется, чтобы указать на необходимость в служении. Русское слово "поклонение" не совпадает по смыслу со словом бхадж. Поклоняться значит чтить того, кто достоин поклонения, преклоняться перед ним. Но служить с любовью и преданностью можно /должно/ только Верховной Личности Бога. Человек может пренебречь поклонением какому-нибудь высокопоставленному лицу или полубогу и прослыть невежей, но на том, кто отказался служить Верховному Господу, лежит печать проклятия. Каждое живое существо- неотъемлемая частица Верховной Личности Бога и в соответствии со своей природой /изначально/ предназначено для того, чтобы служить Верховному Господу. Не делая этого, оно деградирует. "Бхагаватам" (11.5.3) дает этому следующее подтверждение:

йа эшам пурушам сакшадатма-прабхавам ишварам
на бхаджантй аваджанантистханад бхраштах патантй адхах

"Тот, кто отказывается служить предвечному Господу, являющемуся источником всех живых существ, и не исполняет своего долга перед Ним, неизбежно падет, утратив свое изначальное положение".

В этом стихе также употреблено слово бхаджанти. Таким образом бхаджанти относится /применимо/ только к Верховному Господу, тогда как слово "поклонение" можно употреблять и по отношению к полубогам или обыкновенным живым существам. Слово аваджананти, употребленное в данном стихе, всречается также в "Бхагавад-гите". Аваджананти мам мудхах: "Только глупцы и негодяи насмехаются /глумятся/ /могут насмехаться; глумиться/ над Верховной Личностью Бога, Господом Кришной". Такие глупцы берутся писать собственные комментарии к "Бхагавадгите", хотя отвергают служение /принцип служения/ Господу. В результате, они не могут должным образом разграничить понятия, обозначенные словами бхаджанти и "поклонение".

Занятия йогой достигают своей кульминации на уровне бхакти-йоги. Все остальные методы йоги-не более чем ступени, ведущие к бхакти в бхакти-йоге. Строго говоря, йога значит бхакти-йога; все остальные виды йоги-ступени, позволяющие достичь уровня бхакти-йоги. Начиная со ступени карма-йоги и заканчивая уровнем бхакти-йоги, живое существо проходит /должно пройти/ длинный /долгий/ путь духовного самоосознания. Началом этого пути является кармайога, лишенная стремления к плодам своего труда. Когда, человек, занимающийся карма-йогой, обретает знание и способность к самоотречению, он поднимается на уровень гьяна-йоги. Когда занятия гьяна-йогой приводят его к медитации на Сверхдушу, посредством различных физических методов /упражнений; методов механического воздействия на тело/, и он сосредотачивает на Ней свой ум, то достигает стадии аштанга-йоги. Поднявшись еще выше и осознав Верховную Личность Бога, Кришну, человек достигает уровня бхакти-йоги, кульминации. Бхакти-йога является высшей целью занятий йогой, но чтобы вникнуть в суть этого метода, человек должен понять содержание всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся достичь высшей цели, находится на верном пути, который приведет его к вечному счастью. А тех, кто достигнув определенной ступени йоги, останавливается на ней и не движется дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.д.. Если человеку посчастливится подняться на уровень бхакти-йоги, он поднимется и над всеми остальными методами йоги. Поэтому развить в себе сознание Кришны-значит достичь высшей ступени йоги. Так, говоря о Гималаях, мы имеем в виду самые высокие горы в мире, и высочайшей горной вершиной на земле является Эверест, который находится в Гималаях.

Только тот, кому очень посчастливится, может обрести сознание Кришны, следуя путем бхакти-йоги и выполняя предписания Вед. Идеальный йог /йог, достигший совершенства/ сосредотачивает свой ум на Кришне, которого называют Шьямасундара. Цвет Его прекрасного тела напоминает цвет грозового облака, Его лотосоподобный лик сияет, словно солнце, одежды усыпаны драгоценными камнями, а грудь украшена гирляндами из цветов. Сияние, исходящее от Его тела, освещает все стороны света и называется брахмаджьоти. Он приходит в материальных мир в различных воплощениях, таких как Рама, Нрисимха, Вараха и Кришна, Верховная Личность Бога. Появляясь на земле в облике человека Он становится сыном матери Яшоды и известен под именами Кришна, Говинда и Васудева. Он - самый совершенный сын, муж, друг и господин, Он исполнен всех достояний и трансцендентных качеств. Того, кто полностью осознал эти черты и качества Господа, называют совершенным йогом.

Достичь высшей ступени совершенства можно только занимаясь бхакти-йогой. Это подтверждается в Ведах:

йасйа деве пара бхактирйатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхахпракашанте махатманах

"Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя, открывается смысл ведического знания" ("Шветашватара Упанишад" ^.23).

Бхактир асйа бхаджанам тад ихамутропадхи-наирасйенамушмин манахкалпанам, этад эва наишкармйам. "Бхакти-это преданное служение Господу, не оскверненное желанием материальной выгоды в этой жизни или в следующей. Освободившись от подобных устремлений, йог должен сосредоточить свой ум на Всевышнем. Такова цель наишкармйа" ("Гопала-тапани Упанишад" 1.15).

Существуют определенные методы, в соответствии с которыми следует заниматься бхакти-йогой и развивать в себе сознание Кришны, которое является высшим совершенством йоги.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к Шестой главе "Шримад Бхагавад-гиты", которая называется "Дхьяна-йога".

ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Знание Абсолюта

1
шри-бхагаван увача
майй асакта-манах партхайогам йунджан мад-ашрайах
асамшайам самаграм мамйатха джнасйаси тач чхрну

шри-бхагаван увача-Верховный Господь сказал; майи-на Мне; асакта-манахсосредоточив ум; партха-о сын Притхи; йогам-духовного самоосознания; йунджан-идя по пути; мат-ашрайах-сознавая Меня /находясь в сознании Кришны/; асамшайам-освободившись от сомнений; самаграм-полностью; мамМеня; йатха-как; джнасйаси-ты сможешь постичь; тат-об этом; шрнуслушай же.

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Сейчас, о сын Притхи, ты услышишь о том, как занимаясь йогой в /полном/ сознании Кришны и сосредоточив на Мне свой ум, ты сможешь постичь Меня, освободившись от всех сомнений /освободиться и постичь/.

КОММЕНТАРИЙ: Седьмая глава "Бхагавад-гиты" рассказывает о природе сознания Кришны. Кришна исполнен всех достояний и в этой главе рассказывается о том, как Он проявляет Свои достояния. Здесь также идет речь о четырех типах удачливых людей, которые обращаются к Кришне, и о четырех типах несчастных людей, которые никогда не придут /предадутся/ к Кришне.

В первых шести главах "Бхагавад-гиты" рассказывалось о том, как живое существо, которое является нематериальной духовной душой может доситчь самоосознания с помощью различных методов йоги. В конце шестой главы Кришна со всей ясностью заявил, что тот, чей ум сосредоточен на Кришне, иначе говоря, тот, кто занимается деятельностью в сознании Кришны, находится на высшей ступени йоги. Только сосредоточив ум на Кришне, мы сможем полностью постичь Абсолютную Истину /но никак иначе/. Осознание безличного брахмаджьоти или локализованной Параматмы является неполным, но лишь частичным осознанием Абсолютной Истины. Полностью осознать Абсолютную Истину значит овладеть наукой Кришны, и человеку, обладающему сознанием Кришны открывается все /знание/. Полностью развив в себе сознание Кришны, человек понимает, что Кришна, вне всяких сомнений, является высшей ступенью познания. Различные методы йоги-не более чем этапы пути, ведущего к сознанию Кришны. Тот, кто занимается непосредственно деятельностью в сознании Кришны, автоматически получает полное знание о брахмаджьоти и Параматме. Метод сознания Кришны дает человеку возможность познать все: Абсолютную Истину, живых существ, материальную природу и все, что с ними связано.

Поэтому человек должен начать заниматься йогой так, как предписано в последнем стихе шестой главы. Сосредоточить ум на Кришне, Верховном Господе, можно занимаясь девятью видами деятельности в преданном служении, первым и самым важным из которых является шраванам. Поэтому Господь говорит Арджуне: тач чхрну, "Слушай Меня". Нет авторитета более великого, чем Кришна, поэтому тот, кто слушает Его, получает редчайшую возможность полностью развить в себе сознание Кришны. Поэтому духовное знание должно быть получено непосредственно от Кришны или от Его чистого преданного, а не от выскочки-атеиста, который кичится своей образованностью.

Процесс постижения Кришны, Верховной Личности Бога, Абсолютной Истины, описан во второй главе Первой Песни "Шримад-Бхагаватам":

шрнватам сва-катхах кришнахпунйа-шравана-киртанах
хридй антах-стхо хй абхадранивидхуноти сухрт сатам

нашта-прайешв абхадрешунитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлокебхактир бхавати наиштхики

тада раджас-тамо-бхавахкама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавиддхамстхитам саттве прасидати

эвам прасанна-манасобхагавад-бхакти-йогатах
бхагават-таттва-виджнанаммукта-сангасйа джайате

бхидйате хридайа-грантхишчхидйанте сарва-самшайах
кшийанте часйа карманидршта эватманишваре

"Слушать повествования о Кришне, изложенные в ведических писаниях, или слушать слова Самого Кришны, увековеченные в "Бхагавад-гите"-значит заниматься благочестивой деятельностью. Господь Кришна, пребывающий в сердце каждого живого существа как его лучший друг, очищает сердце преданного, который неустанно слушает о повествования Нем, от материальной скверны. Таким образом в преданном естественным образом пробуждается трансцендентное знание. Слушая повествования о Кришне, изложенные в "Шримад-Бхагаватам", слушая рассказы преданных о Кришне, человек начинает заниматься преданным служением Господу. Занимаясь преданным служением, он выходит из-под влияния гун страсти и невежества и таким образом постепенно освобождается от вожделения и жадности. Очистившись от этой скверны, кандидат в преданные достигает уровня чистой благости, и, вдохновленный преданным служением, постигает науку Бога во всех ее аспектах. Так бхакти-йога разрубает тугой узел материальных привязанностей в сердце человека, который сразу же поднимается на уровень асамшайам самаграм и постигает Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога" (Бхаг. 1.2.17-21).

Таким образом, постичь науку Кришны можно только слушая Кришну или Его преданных, обладающих сознанием Кришны.

2
джнанам те 'хам са-виджнанамидам вакшйамй ашешатах
йадж джнатва неха бхуйо 'нйаджджнатавйам авашишйате

джнанам-знание о материальном мире; те-тебе; ахам-Я; са-вместе с; виджнанам-трансцендентным знанием; идам-это; вакшйами-изложу; ашешатах-полностью; йат-которым; джнатва-овладев; на-не; иха-в этом мире; бхуйах-более; анйат-ничего; джнатавйам-что необходимо познать; авашишйате-не останется.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.