|
Постепенно, шаг за шагом, опираясь на разум, подкрепленный убежденностью, йог должен войти в состояние транса и сосредоточить свой ум исключительно на душе, не думая ни о чем другом.КОММЕНТАРИЙ: Обладая убежденностью /верой/ и опираясь на разум, йог должен постепенно остановить деятельность чувств. Этот этап получил название пратйахара. Обладая убежденностью, занимаясь медитацией и прекратив чувственную деятельность, йог должен погрузиться в состояние транса, или самадхи. Тогда ему не грозит больше опасность снова оказаться на материальном уровне /материальных представлений о жизни/. Иными словами, до тех пор пока существует материальное тело, йог находится в соприкосновении с материальной природой, но он не должен стремиться к удовлетворению собственных чувств. Он должен думать только об удовольствии Верховного Существа. Этого уровня совсем нетрудно /легко/ достичь, занимаясь непосредственно деятельностью в сознании Кришны. 26 йатах йатах-куда бы; нишчалати-становится чрезмерно возбужденным; манах-ум; чанчалам-изменчивый; астхирам-неустойчивый; татах татахоттуда; нийамйа-регулируя; этат-это; атмани-в душе; эва-безусловно; вашам-контроль; найет-должен приводить под. Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и неустойчивый по природе, йог должен неизменно возвращать его назад, под контроль своего "я". КОММЕНТАРИЙ: Ум по природе своей изменчив и неустойчив. Но йог, осознавший свою истинную сущность, должен обуздать свой ум, а не позволять уму обуздать себя. Того, кто усмирил ум (а следовательно и чувства) именуют госвами, или свами, а того, кто подчиняется диктату своего ума, называют го-даса, слугой чувств. Госвами знает, что приносит истинное наслаждение чувствам. В состоянии трансцендентного блаженства чувства заняты в служении Хришикеше, верховному повелителю чувств, которым является Кришна. Тот, кто, очистив свои чувства, использует их в служении Кришне, действует в сознании Кришны. Только так можно стать хозяином своих чувств и достичь высшего совершенства йоги. 27 прашанта-умиротворенный, сосредоточенный на лотосных стопах Кришны; манасам-чей ум; хи-безусловно; энам-это; йогинам-йог; сукхам-блаженства; уттамам-высшего; упаити-достигает; шанта-раджасам-усмирив в себе страсть /выйдя из-под влияния гуны страсти/; брахма-бхутам-освобождение через отождествление себя с Абсолютом; акалмашам-освободившись от всех последствий своих греховных поступков. Йог, который сосредоточил на Мне свой ум, действительно достигает высшей ступени трансцендентного блаженства. Выйдя из-под влияния гуны страсти, он осознает свое качественное тождество со Всевышним и таким образом освобождается от всех последствий своих прошлых греховных поступков. КОММЕНТАРИЙ: Брахма-бхута-это уровень, достигнув которого, человек очищается от материальной скверны и начинает заниматься трансцендентным служением Господу. Мад-бхактим лабхате парам (Бг. 18.54). Тот, чей ум не сосредоточен на лотосных стопах Господах, не может осознать свое качественное тождество с Брахманом, Абсолютом /оставаться на уровне Брахмана, Абсолюта/. Са ваи манах кришна-падаравиндайох. Если человек постоянно занимается трансцендентным любовным служением Господу, то есть всегда остается в сознании Кришны, значит он действительно вышел из-под влияния гуны страсти и очистился от всей материальной скверны. 28 йунджан-занимаясь йогой; эвам-таким образом; сада-всегда; атманам-душа /итсинное "я"/; йоги-тот, кто связан с Высшей Сущностью /Верховным Существом/; вигата-очистившись; калмашах-от всей материальной скверны; сукхена-в состоянии трансцендентного блаженства; брахма-самспаршам-находясь в постоянном соприкосновении со Всевышним; атйантам-высшее; сукхамблаженство; ашнуте-обретает. Так йог, обуздавший ум и чувства и постоянно занимающийся йогой, очищается от всей материальной скверны и обретает /познает/ высшее блаженство /счастье/ в трансцендентном любовном служении Господу. КОММЕНТАРИЙ: Достичь духовного самоосознания значит осознать свое изначальное положение во взаимоотношениях со Всевышним. Индивидуальная душа-неотъемлемая частица Верховного Господа и ее предназначение заключается в том, чтобы заниматься трансцендентным служением Господу. Такую трансцендентную связь со Всевышним называют брахма-самспарша. 29 сарва-бхута-стхам-пребывающим во всех живых существах; атманамСверхдушу; сарва-всех; бхутани-живых существ; ча-также; атмани-в себе; икшате-видит; йога-йукта-атма-тот, кто обладает сознанием Кришны; сарватра-повсюду; сама-даршанах-видит одинаково. Истинный йог видит Меня пребывающим о всех живых существах, а всех живых существ-пребывающими во Мне. Воистину, человек, осознавший свою истинную сущность, видит Меня, неизменного Верховного Господа, повсюду. КОММЕНТАРИЙ: Йог, находящийся в сознании Кришны, обладает совершенным видением, ибо видит, что Кришна, Верховный Господь, пребывает в сердце каждого живого существа как Сверхдуша (Параматма). Ишварах сарва-бхутанам хрид-деше 'рджуна тиштхати. Господь в аспекте Параматмы находится и в сердце собаки, и в сердце брахмана. Совершенный йог знает, что Господь вечно остается трансцендентным, и не испытывает на Себе влияния материальной энергии, когда находится в теле собаки или брахмана. Так Господь демонстрирует Свой высший нейтралитет. Индивидуальная душа также находится в сердце индивидуального живого существа, но не присутствует в сердце каждого из них. Таково различие между индивидуальной душой и Сверхдушой. Тот, кто не занимается йогой по-настоящему, не видит этого достаточно ясно. Человек, сознающий Кришну, видит Его и в сердце верующего /преданного/, и в сердце атеиста. В смрти это подтверждается следующим образом: ататаватвач ча матртвач ча атма хи парамо харих. Будучи источником всех живых существ, Господь, словно мать, заботиться об их нуждах. Как мать одинаково относится ко всем своим детям, так и верховный отец (или мать) одинаково заботится обо всех живых существах. Поэтому Сверхдуша всегда пребывает в сердце каждого из них. С внешней стороны, каждое живое существо находится в энергии Верховного Господа. Как мы узнаем из седьмой главы, Господь обладает двумя основными энергиями: духовной (или высшей) и материальной (или низшей). Живое существо, будучи частицей высшей энергии, тем не менее обусловлено низшей энергией Господа; таким образом, живое существо всегда находится в /под влиянием; во власти/ одной из Его энергий. Каждое живое существо всегда /так или иначе/ пребывает в Господе. Йог обладает одинаковым видением, поскольку осознает, что все живые существа, занимающие в соответствии с результатами своей прошлой деятельности разное положение, тем не менее всегда остаются слугами Господа. Находясь во власти материальной энергии, живое существо служит материальным чувствам, а пребывая в духовной энергии, занимается служением непосредственно Верховному Господу. И в том, и в другом случае оно остается слугой Бога. У человека, обладающего сознанием Кришны, это видение равенства всех живых существ, становится совершенным. ГЛАВА ШЕСТАЯ 30 йах-кто бы то ни было; мам-Меня; пашйати-видит; сарватра-всюду; сарвам-все; ча-и; майи-во Мне; пашйати-видит; тасйа-для него; ахам-Я; на-не; пранашйами-потерян; сах-он; ча-также; ме-для Меня; на-не; пранашйати-потерян. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|