Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Говорится, что когда йог упорядочивает деятельность своего ума и, освободившись от материальных желаний, поднимается на трансцендентный уровень, он достигает цели йоги.





КОММЕНТАРИЙ: Деятельность йога, в отличие от деятельности обыкновенного человека, не продиктована материальными желаниями, главным из которых является половое желание. Йог, достигший совершенства, полностью контролирует деятельность своего ума и потому у него не возникает никаких материальных желаний. Человек, развивший в себе сознание Кришны, автоматически достигает этой ступени совершенства, как сказано в "Шримад-Бхагаватам" (9.4.18-20):

са ваи манах кришна-падаравиндайор
вачамси ваикунтха-гунануварнане
карау харер мандира-мариджанадишу
шрутим чакарачйута-сат-катходайе

мукунда-лингалайа-даршане дршау
тад-бхртйа-гатра-спарше 'нга-сангамам
гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе
шримат-туласйа расанам тад-арпите

падау харех кшетра-паданусарпане
широ хршикеша-падабхивандане
камам ча дасйе на ту кама-камйайа
йатхоттама-шлока-джанашрайа ратих

"Царь Амбариша прежде всего сосредоточил свой ум на лотосных стопах Господа Кришны, затем, слово за слово, занял свою речь описанием трансцендентных качеств Господа; его руки убирали храм Господа, уши слушали повествования о деяниях Господа, глаза любовались трансцендентными формами Господа; своим телом он касался тел преданных Господа, носом вдыхал аромат цветов лотоса, предложенных Господу, а языком ощущал вкус листьев туласи, поднесенных лотосным стопам Господа; ноги несли его к местам паломничества и храмам Господа, голова отдавала поклоны Господу, а его желания были связаны с выполнением миссии Господа. Все эти трансцендентные занятия вполне достойны чистого преданного".

Этот трансцендентный уровень может быть недосягаем для последователей философии имперсонализма, но человек, обладающий сознанием Кришны, достигает его безо всякого труда, о чем свидетельствуют приведенные выше стихи, рассказывающие о деятельности Махараджи Амбараши. Заниматься трансцендентной деятельностью может лишь тот, кто постоянно помня о Господе, сосредоточил свой ум на Его лотосных стопах. В преданном служении Господу все эти виды деятельности, определенные предписаниями шастр, получили названия арчана, деятельности, позволяющей человеку занять свои чувства в служении Господу. Чувства и ум не могут оставаться в бездействии. Поэтому простой отказ от деятельности не даст практических результатов. Поэтому для большинства людей, особенно для тех, кто не ведет отреченный образ жизни, трансцендентные занятия для ума и чувств, описанные выше -самый лучший способ достичь трансцендентного уровня, который в "Бхагавад-гите" назван юкта.

19
йатха дипо нивата-стхоненгате сопама смрта
йогино йата-читтасйайунджато йогам атманах

йатха-как; дипах-светильник; нивата-стхах-в безветренном воздухе; на-не; ингате-колеблется; са-это; упама-сравнение; смрта-считается; йогинах-йога; йата-читтасйа-обуздавшего свой ум; йунджатах-постоянно пребывающего; йогам-в медитации; атманах-на трансцендентное.

Как пламя светильника, горящее ровно в безветренном воздухе, трансценденталист, который обуздал свой ум, всегда пребывает в состоянии медитации на трансцендентную душу /свою трансцендентную сущность/.

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто действительно обладает сознанием Кришны, и, непрерывно медитируя на своего возлюбленного Господа, всегда погружен в трансцендентное, подобен пламени светильника, ровно горящему в безветренном воздухе.

ГЛАВА ШЕСТАЯ
Дхьяна-йога

20-23
йатропарамате читтамнируддхам йога-севайа
йатра чаиватманатманампашйанн атмани тушйати

сукхам атйантикам йат тадбуддхи-грахйам атиндрийам
ветти йатра на чаивайамстхиташ чалати таттватах

йам лабдхва чапарам лабхамманйате надхикам татах
йасмин стхито на духкхенагурунапи вичалйате

там видйад духкха-самйога-вийогам йога-самджнитам

йатра-на том уровне, где; упарамате-прекращает (поскольку испытывает трансцендентное блаженство); читтам-деятельность ума; нируддхам-очищенного от материальной скверны /отстраненного от материальной деятельности/; йогасевайа-занимаясь йогой; йатра-в которой; ча-также; эва-безусловно; атмана-чистым умом; атманам-свою истинную сущность; пашйан-осознав; атмани-в себе /в душе/; тушйати-человек испытывает удовлетворение; сукхамблаженство; атйантикам-высшее; йат-которое; тат-это; буддхи-разумом; грахйам-достижимый; атиндрийам-трансцендентный; ветти-человек знает; йатра-где; на-никогда; ча-также; эва-безусловно; айам-он; стхитахнаходящийся; чалати-отклоняется; таттватах-от истины; йам-той, которую; лабдхва-постигнув; ча-также; апарам-никакое другое; лабхам-достижение; манйате-не считает; на-никогда; адхикам-больше; татах-чем это; йасминна котором; стхитах-находясь; на-никогда; духкхена-испытывая страдания; гуруна апи-даже сталкиваясь с непреодолимыми трудностями; вичалйате-остается непоколебим; там-это; видйат-знай же; духкха-самйога-страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром; вийогам-уничтожение; йога-самджнитам-называемое трансом в йоге.

Когда, занимаясь йогой, человек достигает совершенства, называемого трансом, или самадхи, его ум полностью отстраняется от материальной деятельности. На этом уровне йог, ум которого очистился от материальной скверны, видит свою истинную сущность и ликует, наслаждаясь духовным бытием. В этом радостном состоянии он обретает безграничное трансцендентное блаженство, ощущая его с помощью трансцендентных чувств. Находясь на этом уровне, он всегда видит истину и считает это величайшим достижением /благом/. Такой человек всегда остается непоколебим /никогда не теряет самообладания/, даже сталкиваясь с непреодолимыми трудностями. Это и есть подлинная свобода от всех страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.

КОММЕНТАРИЙ: Занимаясь йогой, человек постепенно избавляется от материальных представлений о жизни. Это основополагающий принцип йоги. В результате йог достигает состояния транса, или самадхи, находясь в котором, он с помощью трансцендентного /одухотворенного/ ума и разума постигает Сверхдушу, но никоим образом не отождествляет себя с Ней. Этот метод йоги в той или иной степени опирается на принципы системы йоги Патанджали. Некоторые некомпетентные комментаторы пытаются поставить знак равенства между индивидуальной душой и Сверхдушой (монисты называют это освобождением), но они не знают, какова истинная цель системы йоги Патанджали. Патанджали признает существование трансцендентного блаженства, которое отвергают монисты, видя в этом /в нем/ угрозу для своей теории единства. Монисты отвергают двойственность знания и познающего /субъекта познания/, однако данный стих утверждает аспект трансцендентного блаженства, ощущаемого трансцендентными чувствами. Это подтверждает также Патанджали Муни, знаменитый основоположник системы йоги. В своих "Йога-сутрах" (3.34) великий мудрец провозглашает: пурушартха-шунйанам гунанам пратипрасавах каивалйам сварупа-пратиштха ва чити-шактир ити.

Эта чити-шакти, или внутренняя энергия является трансцендентной. Пурушартха означает материалистическую религиозную деятельность, экономическое преуспеяние, удовлетворение чувств и в конечном итоге попытку достичь единства со Всевышним. Монисты называют это "единство со Всевышним" каивалйам. Однако согласно Патанджали, каивалйам это внутренняя, или трансцендентная энергия, помогающая живым существам осознать свою истинную природу /свое изначальное положение/. Господь Чаитанья назвал этот процесс чето-дарпанамариджанам, очищением зеркала ума от грязи и пыли. Это "очищение" является подлинным освобождением, или бхава-маха-давагни-нирвапанам. Этому принципу соответствует и концепция нирваны, которая также является предварительной ступенью /предварительным этапом (предваряет что? предшествует чему?). В "Бхагаватам" (2.10.^) эту ступень называют сварупена вйавастхитих. О ней также рассказывается в данном стихе "Бхагавад-гиты".

За нирваной, прекращением материального существования, следует этап духовной деятельности, преданного служения Господу, называемого также сознанием Кришны. Как сказано в "Бхагаватам", сварупена вйавастхитих: это "истинное бытие живого существа". Майей, или иллюзией называют духовную деятельность, пораженную материальной скверной /оскверненную влиянием материальной энергии/. Очиститься от этой скверны не значит нарушить изначальное вечное положение живого существа. Патанджали также признает это, говоря: каивалйам сварупа-пратиштха ва чити-шактир ити. Чити-шакти, трансцендентное блаженство, является нашей истинной жизнью /истинным состоянием нашего бытия/. Это подтверждает "Ведантасутра" (1.1.12): ананда-майо 'бхйасат. Это естественное для живого существа состояние трансцендентного блаженства является конечной целью занятий йогой и легко достижимо в процессе преданного служения, или бхакти-йоги. Метод бхактийоги будет подробно изложен /описан/ в седьмой главе "Бхагавад-гиты".

В системе йоги, описанной в этой главе, различают два вида самадхи: сампраджната-самадхи и асампраджната-самадхи. Тот, кто поднимается на трансцендентный уровень в процессе философских изысканий, достигает состояния сампраджната-самадхи. На уровне асампраджната-самадхи человек не испытывает материальных удовольствий, ибо становится трансцендентным ко всем видам наслаждения, источником которых являются материальные чувства. Достигнув трансцендентного уровня, йог уже никогда не оставляет его /сходит с него/. Того, кому не удалось подняться на этот уровень, нельзя считать достигшим цели йоги. Современная так-называемая йога, допускающая различные формы чувственных удовольствий, полностью противоречит этому принципу. Йог, предающийся плотским утехам и прибегающий к различного рода одурманивающим средствам, является пародией на йога. Даже тех, кто занимаясь йогой, стремятся обрести сиддхи (мистические силы), нельзя назвать совершенными йогами. Йоги, которые прельщаются побочными продуктами йоги, как сказано в этом стихе, не смогут достичь совершенства. Поэтому те, кто стремятся поразить воображение людей различными акробатическими трюками и мистическими сиддхами, должны знать, что тем самым они преграждают себе путь к достижению цели йоги.

В нынешний век лучший метод йоги-это метод сознания Кришны, который поможет людям достичь высшей ступени совершенства. Занимаясь деятельностью в сознании Кришны, человек так счастлив, что перестает стремится к чему-либо другому. Те, кто занимаются хатха-йогой, дхьяна-йогой и гьяна-йогой, особенно в нынешний век всеобщего лицемерия, встречают на своем пути множество различных препятствий, но все эти трудности не ведомы человеку, занимающемуся карма-йогой, или бхакти-йогой.

Пока существует наше материальное тело, мы вынуждены удовлетворять его потребности: есть, спать, обороняться и совокупляться. Однако человек, который действует на уровне чистой бхакти-йоги, чистого сознания Кришны, не потакает чувствам, удовлетворяя потребности тела. Напротив, он принимает лишь то, что абсолютно необходимо для жизни, стараясь извлечь, так сказать, максимальную выгоду из неудачной сделки, и наслаждается трансцендентным блаженством в сознании Кришны. Он равнодушен к превратностям судьбы, будь то несчастный случай, болезнь, нужда или даже смерть близкого человека, но всегда старается исполнять свои обязанности в сознании Кришны, или бхакти-йоге. Никакие потери и неудачи не помешают ему исполнить свой долг. Как сказано в "Бхагавад-гите" (2.14), агамапайино 'нитйас тамс титикшасва бхарата. Он терпеливо переносит все несчастья, ибо знает что они преходящи и не могут стать препятствием на его пути. Так он достигает высшего совершенства /высшей ступени/ йоги.

24
са нишчайена йоктавйойого 'нирвинна-четаса
санкалпа-прабхаван камамстйактва сарван ашешатах
манасаивендрийа-грамамвинийамйа самантатах

сах-этим; нишчайена-со всей решимостью; йоктавйах-следует заниматься; йогах-йогой; анирвинна-четаса-не отклоняясь; санкалпа-в уме; прабхаванвозникшие; каман-материальные желания; тйактва-изживая; сарван-все; ашешатах-полностью; манаса-с помощью ума; эва-безусловно; индрийаграмам-все чувства; винийамйа-контролируя; самантатах-со всех сторон.

Человек должен заниматься йогой со всей решимостью и верой, никогда не сходя с избранного пути. Он должен изжить в себе все без исключения материальные желания, источником которых является ум, и, обуздав ум, /подчинить себе/ контролировать все свои чувства /со всех сторон?/.

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто занимается йогой, должен обладать решимостью и терпеливо продолжать свои занятия, не сходя с избранного пути. Он должен верить в то, что в конце концов достигнет успеха и двигаться вперед с великим упорством, не отчаиваясь, если достижение цели по той или иной причине откладывается. Тот, кто настойчив и решителен, непременно придет к намеченной цели. Описывая метод бхакти-йоги, Рупа Госвами говорит:

утсахан нишчайад дхаирйаттат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато врттехшадбхир бхактих прасидхйати

"Человек, который с неослабевающим энтузиазмом, упорством и решительностью исполняет предписанные ему обязанности и вместе с другими преданными занимается исключительно деятельностью в гуне благости, непременно достигнет цели бхактийоги ("Упадешамрита" 3).

Что касается решимости, то йог должен следовать примеру воробьихи, потерявшей отложенные ею яйца в океанских волнах. Она отложила яйца на берегу океана, но их унес морской прилив. Охваченная горем, воробьиха стала умолять океан вернуть ей пропажу. Но океан не обратил на ее мольбы никакого внимания. Тогда воробьиха решила осушить океан. Своим маленьким клювом она принялась по капле вычерпывать из него воду, и все вокруг потешались над ее невероятной решимостью. Молва об этом разлетелась по свету и дошла до Гаруды, огромной птицы, которая носит на своих плечах Господа Вишну. Сжалившись над своей маленькой сестрой, Гаруда прилетел на берег океана. Довольный решимостью маленькой воробьихи, он пообещал помочь ей. Он тут же велел океану вернуть отложенные ею яйца, а не то он сам возьмется за то, что вознамерилась сделать воробьиха. Испугавшись этой угрозы, океан тотчас же вернул воробьихе яйца. Так воробьиха по милости Гаруды стала счастливой матерью.

Подобно этому, занятия йогой, особенно бхакти-йогой в сознании Кришны, могут казаться нам очень трудными. Но Господь непременно придет на помощь человеку, который следует принципам бхакти-йоги с великой решимостью, ибо Бог помогает тому, кто сам помогает себе.

25
шанаих шанаир упарамедбуддхйа дхрти-грхитайа
атма-самстхам манах кртвана кинчид апи чинтайет

шанаих-постепенно; шанаих-шаг за шагом; упарамет-должен опираться; буддхйа-на разум; дхрти-грхитайа-подкрепленный убежденностью; атмасамстхам-находящийся на трансцендентном уровне; манах-ум; кртва-делая; на-не; кинчит-о чем-либо еще; апи-даже; чинтайет-должен думать.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.