|
Э. Кингстон-Макклори (1896-1959гг.)Эдгар Джеймс Кингстон-Макклори — известный английский военный стратег, публицист, геостратег. Во время Первой мировой войны он начал свою службу в британских ВВС. В 1929 г. окончил Авиационный штабной колледж, затем — Армейский штабной колледж (1935). Командовал различными авиационными частями и соединениями. Три года (1948-1950) занимал должность начальника штаба истребительно-авиационного командования. В 1952 г. в звании вице-маршала авиации ушел в отставку. Целый ряд книг по военно-стратегическим проблемам: «Крылатая война», «Война в трех измерениях» (1949), «Руководство войной» (1955, переведена на русский язык в 1957 г.) свидетельствует о геостратегическом таланте Кингстона-Макклори. Но наибольшую известность получила его работа «Глобальная стратегия», вышедшая в Лондоне в 1957 г. и переведенная на русский язык в 1959 г. В ней Кингстон-Макклори оперирует такими категориями, как союзная объединенная (или коалиционная) стратегия, национальная совместная стратегия (т. е. включающая стратегии всех видов вооруженных сил: ВВС, ВМС, армии), стратегия театра военных действий, стратегии специальных военных объединений, например бомбардировочной авиации, и, наконец, — стратегия отдельного соединения. Все виды стратегии в интегральном плане образуют глобальную стратегию, которая тесно связана с национальной политикой и проводится национальным руководством. Общий характер совместной стратегии стран Запада, и в первую очередь Великобритании и США, по Кингстону-Макклори, должен быть оборонительным. Оборонительная политика обусловлена политической, экономической и моральной силой государства и определяется его географическим положением. Им сформулированы четыре требования стратегии, влияющие на геополитику западных держав: 1) создание сил, сдерживающих тотальную войну (имеются в виду ядерные силы сдерживания. — Б. Я.); 2) готовность к политической и, возможно, военной борьбе в условиях холодной войны; 3) готовность к локальной и ограниченной мировой войне обычных (неядерных. — Б. И.) сухопутных сил, возможно, с применением тактического атомного оружия; 4) готовность к тотальной войне с применением всех запасов ядерного оружия, с использованием всей стратегической бомбардировочной авиации и баллистических ракет (ядерные ракеты и стратегические подводные крейсеры тогда еще не появились. — Б. И). Стратегия холодной войны, а также локальных неограниченных войн требует иных вооруженных сил и вооружений, чем стратегия тотальной ракетно-ядерной войны. Тем более что проигрывать их нельзя, так как они могут оказаться решающими для геополитической судьбы государства. Это ставит сложные задачи перед политиками: как сбалансировать вооруженные силы, какую их часть использовать в том или ином виде войны. Однако стратегия холодной и локальной войны тесно связана со стратегией войны тотальной. В главе «Стратегия и географические зоны» Кингстон-Макклори рисует геополитическую картину мира 50-х гг. XX в. с точки зрения западных политиков. Большую часть территории центрального континента — Евразии — занимает СССР, Китай и их сторонники. Страны Запада контролируют большую часть территорий и морей, которые окружают «коммунистический территориальный массив». Таким образом, общий геополитический образ Кингстона-Макклори совпадает с картиной мира Маккиндера, с той разницей, что изменились границы хартленда и появился «железный занавес». Отсюда вытекает главная геополитическая цель Запада — не допустить, чтобы за «железный занавес» отошли новые территории, так как это повлекло бы за собой потерю ресурсов и союзников Запада и усиление советского влияния. На основе геополитической, почти маккиндеровской картины мира Кингстон-Макклори создал геостратегический проект, обозначив два «великих стратегических бастиона» — Западную зону и Восточный бастион, включающий некоммунистические страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. В Западную зону входят Западная Европа вместе с Великобританией, весь Американский континент и Атлантический океан. Восточная зона (бастион) состоит из акватории Тихого океана со всеми островами и прозападными странами, расположенными на его берегах, и восточной части Индийского океана. Между Западной и Восточной зонами располагается Средняя зона, которая включает страны, расположенные в районе Персидского залива, Африку и западную часть Индийского океана. В этих геостратегических зонах Кингстон-Макклори выделяет «критические рубежи», где противостояние западного и коммунистического мира чувствуется наиболее остро, тем не менее «за критическими рубежами в Европе, в Средней зоне и на Дальнем Востоке имеются большие окаймляющие зоны, где может быть больше возможностей для компромиссов». Рассмотрев затем каждую из геополитических зон, Кингстон-Макклори ставит и решает конкретные военные задачи стратегической обороны Запада (далеко не всегда оборонительные). К. Ясперс (1883-1969) Карл Ясперс, известный немецкий философ, психолог, врач-психиатр, геололитик, родился в г. Ольденбурге (современная Нижняя Саксония) в семье юриста, ставшего затем директором банка. Дед и отец Карла не только интересовались политикой, но и избирались депутатами ландтага, а отец еще несколько лет подряд был. председателем Ольденбургского магистрата. Поэтому с детства К. Ясперс проявлял интерес к политике, а в бытность профессором охотно писал на политические и геополитические темы. По окончании классической гимназии К. Ясперс поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета (1901), но, проучившись полтора года, перевелся на медицинский факультет, который закончил в 1908 г. Затем шесть лет он отработал, научным ассистентом в психиатрической клинике г. Гейдельберга, здесь он защитил диссертацию по психопатологии (1913), получил степень доктора психологии и медицины и начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском университете. В 1919 г. Ясперс опубликовал «Психологию мировоззрений» — работу более философскую, нежели психологическую, принесшую автору известность и возможность читать курс философии. Через два года Ясперс становится профессором философии, и в 1931-1932 гг. были опубликованы три тома «Философии» Ясперса, которые подвели итог его становления как философа. С приходом нацистов к власти у либерально настроенного Ясперса появляются проблемы. В 1937 г. его отстраняют от преподавания, лишают возможности публиковаться. Только после разгрома фашизма ученый получил возможность вернуться к преподавательской деятельности сначала в Гейдельбергском (1945), затем в Базельском университете (1947). Ясперс издает целый ряд работ философского, философско-исторического и философско-политического характера: «Об истине» (1947), «Вопрос о вине» (1946), «Ницше и христианство» (1946), «О европейском духе» (1946), «Философская вера» (1948); «Истоки истории и ее цель» (1949), «Разум и антиразум в нашу эпоху» (1950), «Об условиях и возможностях нового гуманизма» (1962). Ясперс выдвигается в число ведущих философов Германии и Ев-ролы. Ведущей политической темой его книг, лекций, выступлений по радио становится борьба с тоталитаризмом, противостояние войне и революции. В одной из своих последних работ «Куда движется ФРГ» (1967) Ясперс подверг резкой критике антидемократизм властей, тенденцию к сокращению прав и свобод граждан в государстве. Геополитическое наследие известного философа достаточно велико. Основной темой своей геополитической концепции он сделал всемирный исторический процесс, при этом история и существование человека опираются на определенные географические сущности: реки, моря, горы, равнины, климат, растительность, почву. В отличие от получившего известность благодаря Данилевскому, Шпенглеру и Тойнби циклического понимания истории у Ясперса исторический процесс развивается линейно и носит всечеловеческий, глобальный характер. Следовательно, единая история человечества имеет свое начало, конец и направление движения — ось. Что следует считать осью мировой истории? Ясперс убежден, что общей для всей земной цивилизации верой стала философская вера, которая проявилась параллельно в Китае (учение Конфуция, Лао-Цзы, Мо-цзы и др.), Индии (Упанишады, буддизм), Иране (Заратустра), Палестине (пророки Илия, Исайя, Иеремия) и Греции (Гомер, Гераклит, Парменид, Платон, Архимед, Фукидид, трагики). Духовное движение философов, историков, писателей, пророков и сформировало тот тип человека, который осуществляет современный исторический процесс. Осевое время — это эпоха смены язычества монотеизмом, а мифологического сознания — философским, это эпоха создания религий спасения (дающих истории начало и конец) и философского мировоззрения, приведение человечества к рационализму, определившему путь развития цивилизации. Кроме осевого времени Ясперс выделял в историческом процессе доисторию, время «великих культур древности» (Древний мир), век науки и техники. Ученый отрицал европоцентристский характер мировой истории: «...Азия выступает по сравнению с крошечной Европой во всем величии своего огромного пространства, поэтому нельзя игнорировать огромный неевропейский мир, более того... западный мир вышел из глубины Азии», западная культура, как и все существующие сегодня культуры, рождалась из общих истоков, а противостояние Запада и Востока, по Кингстону-Макклори, происходило в едином потоке всемирной истории. Современное человечество благодаря успехам техники, коммуникаций, развитию транспорта и связи, все совершенствующимся технологиям освоения окружающей среды делает самые отдаленные уголки Земного шара более доступными и обжитыми, а мир — более единым. Политическое единство планеты, которое Ясперс видел как движение от национальных государств через крупные континентальные формы к мировой империи или мировому порядку, «является только вопросом времени». При этом под мировой историей он понимал централизованное всемирное государство, объединенное «железом и кровью», а под мировым порядком — добровольно, путем переговоров созданную федерацию, решающую только самые общие, заранее оговоренные проблемы, способную к самокоррекции и переменам. А. Тойнби (1889-1975) Арнольд Джозеф Тойнби — выдающийся английский историк, социолог и геополитик, родился в Лондоне в семье со средним достатком. Тойнби окончил частную школу, Оксфордский университет (1911) и Британскую археологическую школу в Афинах (1912). Получив блестящее классическое образование, он занялся педагогической деятельностью сначала в качестве преподавателя истории колледжа, затем Лондонского университета (1919-1924), где получил звание профессора. В 1925-1955 гг. Тойнби читал лекции в Лондонской школе экономических наук — одном из самых престижных вузов Британии. В тот же период совместно с В. М. Баултером руководил Королевским институтом международных отношений (в просторечии — «Чатем-Хаус»), одной из главных задач которого было составление ежегодных обзоров политических событий в мире (знаменитых A survey of international affairs), выходивших вплоть до 1965 г. 1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 91. Ученый также читал циклы лекций в Америке (Гарвардский, Принстонский университеты) и Канаде (Торонтский университет, Канадский институт международных отношений), публиковал статьи в таких известных американских журналах, как «Форин афферз», «Интернэшнл афферз», «Атлантик мансли», «Харсперз мэгэзин». Он был участником двух парижских конференций (1919 и 1945), подведших итоги Первой и Второй мировых войн. Тойнби никогда не порывал с научно-исследовательской деятельностью. Мировую известность принесла ему двеладцатитомная работа «Постижение истории» (вышедшая на русском языке в 1990 г. книга представляет собой сборник, составленный по материалам первых семи томов), которой он посвятил почти тридцать лет (1934-1961). Постижение истории (A study of history иногда переводят как «Изучение истории»), по Тойнби, — это переосмысление процесса развития человечества в духе цивилизационпого подхода. Здесь очевидно влияние О. Шпенглера, книга которого «Закат Европы» вышла за полтора десятилетия до этого и еще продолжала оказывать воздействие на многие умы. Поэтому одной из главных задач, поставленных Тойнби в начале исследования, было доказательство ложности концепции «единства цивилизации» и создание теории множества одновременно существующих цивилизаций. На этом пути он сразу столкнулся с той трудностью, что западное общество должно представлять собой не доминирующую цивилизацию, а одну из многих, отличающуюся теми или иными признаками от других цивилизаций. Тойнби отказался от позиции евроцептризма, признав одновременное существование сразу многих развитых и отличающихся друг от друга культур, а также наличие такого культурно-цивилизационного разнообразия и в прошлой истории человечества. Таким образом, исследование истории велось с позиций полицентризма и цивилизационной автономии. Тойнби классифицировал реально существующие и исчезнувшие сообщества людей и подвергал их сравнительному анализу и культурной идентификации. В результате им было выделено девятнадцать типологических структур или обществ, генезис (зарождение), рост, надлом и распад которых и составляют историю человечества. Первоначально в число этих обществ он включил западную, православную, иранскую и арабскую (в настоящее время они входят в исламскую), сирийскую, индуистскую, дальневосточную, эллинскую, индийскую, китайскую, мшюйскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую (империя инков), юкатанскую, мексиканскую (империя ацтеков), майянскую (империя майя), египетскую цивилизации. В дальнейшем Тойнби увеличил количество цивилизаций до двадцати одной, сведя их, впрочем, к двенадцати типологиям: египетская (и родственная андская), китайская (минойская, шумерская; майянская), сирийская, индская (хеттская, эллинская), западная, православная христианская в России (дальневосточная — Корея, Япония), православная христианская основная, с центром в Греции и Византии, иранская, арабская (индуистская), мексиканская, юкатанская, вавилонская. История, по Тойнби, утрачивает свою однолинейность и гомогенность, приобретая при этом цикличность, многомерность, многонаправленность развития и неоднородную гетерогенность. Появление цивилизаций он связывал либо с мутациями примитивных, доцивилизационных обществ в цивилизованные, либо с появлением родственно связанных цивилизаций, которые рождаются не из лона своей прародительницы, а рядом с ней. Среди факторов, способствующих появлению новых цивилизаций, Тойнби выделил, во-первых, взаимодействие рас и цивилизаций и, во-вторых, воздействие географической и исторической среды. Негативным, тормозящим цивилизационный процесс фактором он считает силу инерции, традиции. Движущими силами истории, а следовательно и геополитики, у Тойнби выступают вызовы и ответы. В концепции «вызова — ответа» он исходит из изначальной дуальности всего духовного. Столкновения Яхве и змия, Господа и сатаны, добра и зла, Инь и Ян китайской философии дают начальные примеры вызовов и ответов. «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние... Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию»1. При этом благоприятные географические и климатические условия не всегда способствуют развитию общества. Более того, слишком комфортные условия среды тормозят прогресс и поощряют возврат к природе, здесь действует правило: «Чем сильнее вызов, тем сильнее стимул». Особенно сильным развивающим стимулом служит заморская миграция. 1 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 2002. С. 126. Это ясно просматривается на примере истории Средиземноморья и особенно па примере истории колонизации Нового времени. Не менее действенным является и фактор окружающей исторической, человеческой среды. Эта среда воздействует на развитие цивилизации посредством либо «стимула-удара», либо «стимула-давления». Классическим примером стимулирующего воздействия «удара» человеческой среды является реакция Афин на персидскую агрессию (480-479 гг. до н. э.). Примером ответа на «стимул-давление» служит возвышение Московского государства, преодолевшего монгольское иго. В цивилизации, испытывающей непрерывное давление исторической среды, образуются определенные социальные структуры: форпосты и тылы. Типичным форпостом Московского государства служило казачество, «пограничники русского православия», одержавшие победу в борьбе с кочевниками. Вторым «вызовом-давлением» на Россию, на этот раз с Запада, Тойнби считает польскую интервенцию (1610-1612). Ответом на него стала победа петровской России в Северной войне и основание Петербурга. Подобным образом, т. е. с помощью форпостов, отвечал и Запад на «вызовы-давления» окружающей исторической среды. Во-первых, западный мир в лице Римской империи и Империи Карла Великого выстоял против «континентальных европейских варваров», во-вторых — против Московии, в-третьих, против Оттоманской империи, в-четвертых, против дальнезападного христианства (пиктов и скоттов), в-пятых, против Скандинавии викингов, в-шестых, против арабского (мавританского) давления. Исторические стимулы, кроме форм «удара» и «давления», действующие «снаружи» общества, могут выступать как формы «социального ущемления», проявляя себя изнутри социальной среды как миграция, рабство, кастовая и религиозная дискриминация. «Социальные ущемления» тоже стимулируют ответы общества. В постоянно действующей дихотомии «вызов — ответ» проявляет себя «закон компенсаций». Его действие связано с чрезвычайно суровыми вызовами и проявляется как смягчение воздействия особенно суровых испытаний. Например, вызов морской стихии, брошенный Венеции и Голландии, был компенсирован защитной морской преградой, возведенной самой природой. Тойнби сделал вывод, что «повышение силы вызова сверх некоторого предела влечет за собой не повышение, а понижение успешного ответа»¹. Следовательно, мак симально стимулирующий вызов — это не самый сильный, а оптимальный для данного общества вызов, на который оно готово и сможет дать достойный ответ. 1 Тойнби А. Дж. Постижение истории. С. 187. Исследуя внутреннюю структуру обществ, Тойнби обнаружил, что некоторые цивилизации имеют более прочные внутренние связи, чем прочие. Такие прочные связи, или «сыновне-отеческие отношения», создают совсем иной тип государства — универсальное. Примером универсального государства в истории может служить Византийская империя, историческую эстафету которой приняла Российская империя. Общество в процессе своего развития, по Тойнби, выделяет из себя такие социальные структуры, как доминирующее меньшинство (элиту), внутренний и внешний пролетариат. Предназначение элиты — дать обществу философию, общую программу развития, вдохновить строителей универсального государства. Внутренний пролетариат (например, первохристиане) порождает высшую религию, которая стремится структурироваться во вселенскую церковь, а внешний пролетариат, стремясь выплеснуть накопленную энергию за пределы государства (в первую очередь в форме военных походов и завоеваний), проявляет себя как творец героических веков. Работы «Цивилизация перед судом истории» и «Мир и Запад» носили ярко выраженный геополитический характер. В первой Тойнби, анализируя «изменение карты мира», отмечал нарастающий процесс унификации, т. е. объединения мира в единое мировое сообщество, которое стало реальностью уже с 1500 г. Процесс унификации, по мнению ученого, приведет к политическому объединению мира, т. е, созданию в скором будущем всемирного государства. К этому же ведет и сокращение числа великих держав с восьми до двух (США и СССР). Третьей великой державой может стать Европейский союз. Объединение мира возможно двумя способами: принудительным (военными средствами) и путем сотрудничества. Принудительный метод невозможен в эпоху ядерного оружия. Поэтому у великих держав и остальных стран нет альтернативы налаживанию отношений и сближению. Механизм этого сближения и управления мировыми процессами уже создан в лице ООН. В главе «Столкновение цивилизаций» (Хантингтон потом заимствует его для своей знаменитой статьи и книги) Тойнби сделал набросок теории столкновений: главным содержанием истории за последние 450 лет было мощное воздействие западной цивилизации на все остальные и столкновение западного и остального мира. Зоны и границы этих столкновений были им намечены во второй из упомянутых выше книг: «Мир и Запад», главы которой носят соответствующие названия: «Россия и Запад», «Ислам и Запад», «Индия и Запад», «Дальний Восток и Запад». (Под Дальним Востоком Тойнби понимал Китай, Японию и Корею.) Таким образом, получается следующая геополитическая картина столкновения цивилизаций: западной цивилизации противостоят российская, исламская, индийская, китайская, японская, корейская цивилизации. Казалось бы, историческая и геополитическая картины мира у Тойнби не совсем совпадают — разница заключается в отсутствии мексиканской цивилизации в геополитической картине. Ученый не пояснил причину этого отсутствия. Возможно, он не счел нужным в небольшой работе анализировать столкновение Запада и Латинской Америки или посчитал, что мексиканская цивилизация не противостоит западной. Не исключен также вариант, что современная Латинская Америка является частью западной цивилизации — ведь при идентификации мексиканской цивилизации в «Постижении истории» Тойнби ийел в виду средневековые мексиканское, юкатанское и майянское общества. Ф. Бродель (1902-1985) Фернан Бродель — влиятельный французский историк, социолог и геополитик. На становление его как ученого и преподавателя большой влияние оказал Люсьен Февр, известный историк, основатель (в 1929 г. совместно с Марком Блоком) научно-исторического журнала «Анналы экономической и социальной истории» и научного направления, получившего название «школа анналов». Данное направление отличалось «неприятием традиционной узконациональной» истории, базировавшейся на хронологии событий, и призывало видеть в качестве движущих сил исторического процесса политические, экономические и социальные отношения, а также географические, демографические и культурные факторы, рассматриваемые в самом широком смысле вплоть до глобального уровня. Ф. Бродель вполне разделял такой подход. В 1946 г. он начал работать в редакции «Анналов», а позднее стал одним из руководителей журнала и научной школы. Через десять лет Бродель — президент «Дома наук о человеке», входящего в состав ведущей научно-исследовательской организации Франции — Практической школы высших исследований. В 1985 г. ученый был избран членом Французской академии. Бродель не считал себя геополитиком, но его подход, его анализ исторических и экономических процессов, очевидно, носят геополитический характер. Наиболее характерен в этом отношении двухтомный труд «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (защищенный в качестве докторской диссертации в 1947 г.). Эпоха Филиппа II занимает в истории Франции 2-ю половину XVI в. Но учитывая недостаток источников, а также опираясь на методологию «школы анналов», предполагающую «широту захода», Бродель обращается «для освещения короткого промежутка средиземноморской жизни между 1550 и 1600 гг. к образам, ландшафтам, реалиям других эпох, ему предшествовавших или следовавших за ним, и даже к нашему времени»1. География для исследования фактов истории играет у него очень важную роль, обеспечивая постоянными величинами (ведь история Земли протекает гораздо медленнее, чем человеческая) исторический процесс. Вот почему часть I называется «Роль среды» и почти полностью посвящена описанию влияния различных географических объектов (гор, плоскогорий, равнин, рек, различных морских акваторий и даже Атлантического океана, побережий, островов, континентальных масс Европы, Азии и Африки, климата и т. д.) на образ жизни (оседлый, полуоседлый, кочевой), состояние дорог и развитие транспорта, мореплавание и торговлю, промышленное производство, становление городов и империй в районе Средиземноморья. История у Броделя, как у самого настоящего геополитика, начинается с географии и заканчивается политикой. Более того, территориальный фактор рассматривается им предельно широко. Например, чтобы понять ландшафт и климат Средиземноморья, Бродель исследует его связи с Атлантическим океаном, Сахарой, Индийским океаном и Европой. Такой глобальный, всеохватывающий подход для изучения региональных проблем требует длительного и тщательного анализа, но зато дает предельно объективную картину. Детали этой картины, а вернее, первые мазки — это географическое описание, но «география в этой игре перестает быть самоцелью и становится средством»2. 1 Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. М., 2002. С. 29. 2 Там же. С. 29. Действительно, Бродель не географ и не ставит себе целью географическое исследование бассейна Средиземного моря. Вслед за описанием гор следует описание человеческих социумов, обитающих там, их верований и обычаев — ведь «жители гор в большинстве случаев остаются на обочине великих цивилизационных движений»1. Так же тщательно и географически детерминировано описаны все виды ландшафтов: плоскогорья, предгорья, холмистая местность, равнина. Переходя к исследованию образа жизни обитателей Срединного моря, Бродель не может не сопоставить отгонное животноводство (фактический оседлый образ жизни) и кочевую жизнь селян Южной Франции и Испании (геополитическая проблема), противопоставить земледельцев и скотоводов-кочевников Северной Африки. И здесь же помещена ретроспекция об османских и арабских завоеваниях. Собирая по фрагментам жизнь водной среды (каботажное плавание, пиратство, кораблекрушения), описывая побережье и развитие прибрежных районов, островов и полуостровов, Бродель подходит к постановке главной (опять геополитической) проблемы — переносу центра тяжести торговли, а по большей части и всей хозяйственной жизни из Средиземноморского бассейна в Атлантику. Проблема пространств и границ также роднит Броделя с геополитиками. Он утверждает, что «Средиземноморье, рассматриваемое согласно запросам истории, должно быть обширной зоной, которую следует равномерно продолжать во всех направлениях на большое расстояние от морских побережий»2. Он и «раздвигает» его границы в Европу, Азию и Африку — туда, куда следуют люди, имеющие экономические, политические, этнические, военные и религиозные связи со Средиземным морем. Важное значение для развития бассейна Средиземного моря играла и играет Северная Африка, страны Магриба. Не менее существенно соседство Европы, значение которой среди континентальных масс, окружающих Средиземное море, постоянно возрастает. Завершается географо-экономо-социологический экскурс в историю Срединного моря описанием Атлантического океана и его роли в судьбе стран Средиземноморья в XVI в. Кроме отмеченной работы о Средиземном море Бродель написал получивший широкую известность труд «Материальная цивилизация и капитализм» (1973), а также работы «Что такое Франция?», «Игры обмена, и ряд других. 1 Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. М., 2002. С. 41. 2 Там же. С. 237. М. Кастелз Мануэл Кастелз — выдающийся современный социолог и политолог, в трудах которого отражены основные закономерности формирования, развития и функционирования информационного глобального общества. Кастелз родился в Испании в 1942 г. В 1958-1962 гг. изучал право и экономику в Университете Барселоны. В студенческие годы принимал активное участие в борьбе против диктатуры генерала Франко и в конечном счете был вынужден просить политического убежища во Франции. В 1964 г. Кастелз завершил обучение на факультете права и экономики в Сорбонне. В 1967 г. получил ученую степень доктора социологии в Парижском университете. Известность молодому ученому принесли исследования в области социологии города, которые он продолжает и по настоящий момент. Кастелз также посвящает ряд своих исследований проблемам информационного общества и пишет трилогию: «Информационный век: экономика, общество и культура»: «Становление сетевого общества» (1996), «Сила идентичности» (1997),--«Завершение тысячелетия» (1998). Одна из последних работ ученого — научно-популярное издание «Беседы с Мануэлем Кастелзом» (2003), где в обобщенном виде представлены его социально-политические идеи. Сфера теоретической и практической деятельности Мануэла Кас-телза чрезвычайно широка, равно как и география его перемещений. Двенадцать лет он преподавал в Парижском университете, но также занимался преподавательской и исследовательской деятельностью в Испании, Чили, Канаде, Венесуэле, Мексике, Швейцарии, США, Гонконге, Сингапуре, Тайване, Нидерландах и в ряде других государств, не исключая и Россию (Москва, Новосибирск). В настоящее время Кастелз работает в США в Калифорнийском университете. Кроме того, он является советником ЮНЕСКО, Европейской комиссии и целого ряда международных организаций, а также правительств. Теоретическое значение работ Кастелза нередко сравнивают с наследием Макса Вебера — социолога, систематически исследовавшего специфику своей эпохи и принципы функционирования ее институтов. Геополитический аспект исследований ученого в концентрированном виде отражен, например, в статье «Европейские города, информационное общество и глобальная экономика» (1994). Для современной цивилизации, считает Кастелз, характерны следующие явления: - нарастание глобальной информационно-технологической революции; - построение информационного общества как социальной структуры; - формирование системы глобальной экономики. Еще одна тенденция свойственна непосредственно европейскому обществу — речь идет о европейской интеграции. Глобальная экономика, по Кастелзу, представляет собой систему потоков, в первую очередь информационных и финансовых. Потоки концентрируются в узловых центрах — крупнейших городах-мегаполисах. Так формируется сеть глобальной экономики, ключевую роль в жизнеспособности которой начинают играть города. Сеть глобальной экономики образует так называемое «пространство потоков», которое при анализе расстановки сил в мире играет большую роль, чем пространство в традиционном смысле этого слова, которое Кастслз определяет термином «пространство мест». При этом, концентрируясь в бизнес-центрах мегаполисов, пространство потоков обретает свое физическое выражение. Но и бизнес-центры городов — не абстрактное понятие. Душой этих районов является новая информационно-технократическая элита, которая и определяет образ пространства потоков. Итак, центральной идеей концепции Кастелза является проблема взаимоотношений между пространством потоков и пространством мест, которые зачастую носят напряженный и противоречивый характер. Пространство потоков, по Кастелзу, есть действие или функция, пространство мест — это смысл функции. Таким образом, в современном обществе функция вступает в противоречие и расходится со смыслом. В этом, с точки зрения исследователя, и заключается абсурд и величие современной эпохи, которую символически портретирует абстрактная монументальность городов-мегаполисов. Итак, роль государства или региона в системе мировых взаимоотношений в эпоху информационного общества определяется степенью вовлеченности в глобальную экономику, представленную пространством потоков. В этой связи Кастелз проводит пространственный анализ, используя традиционные категории геополитики, такие как Север, Юг и др. Отводя ведущую роль в глобальной экономике Европе, Кастелз также рассматривает проблему государств Юго-Восточной Азии, следующих курсом Японии; Латинской Америки, стремящейся влиться в глобальную экономику, но балансирующую на грани маргинализации; Африки, находящейся в бедственном положении Китая, вынужденного платить за экономический рост гуманитарными издержками, и России, вставшей на путь интеграции в глобальное пространство, которая протекает в весьма сложных условиях. Китая, вынужденного платить за экономический рост гуманитарными издержками, и России, вставшей на путь интеграции в глобальное пространство, которая протекает в весьма сложных условиях. Но все же именно городская Европа как социокультурное целое находится в центре исследования Кастелза. По мнению Кастелза, Европе на рубеже тясячелетий свойственны следующие тенденции: - кризис идентичности горожан, связанный с ослаблением роли государства-нации, и усиление роли города; - приток иммигрантов из развивающихся стран, вызывающий ксенофобию горожан; - рост социальных движений, в первую очередь экологического и движения за права женщин; - наполнение городов маргиналами, проживающими либо в специально предусмотренных гетто, либо на виду, на улицах города. Таким образом, Кастелз характеризует современный европейский город как информационный (в связи с концентрацией информационных ресурсов и необходимой инфраструктуры), глобальный (узловой центр глобального, пространства потоков благодаря транспортной и другим видам инфраструктур) и дуалистичный (т. е. город во всей его противоречивости, где жизнь информационно-технократической элиты деловых центров соседствует с жизнью добропорядочных обывателей пригородов и «гетто», населенных маргиналами). Вместе с тем современная городская европейская цивилизация формируется на основе традиций эпохи городского Средневековья, когда принадлежность к городу играла большую роль, чем национальная идентификация. Преодоление кризиса идентичности Кастелз связывает с активным участием граждан в структурах местного управления и межгосударственном взаимодействии этих структур. Итак, концепция Кастелза включает в себя и глобальный геополитический уровень, и регионально-локальную геополитику городских агломераций. Проблемы, поднимаемые Кастелзом, так или иначе связаны с противоречиями пространства потоков и пространства мест и поиском путей если не разрешения этих противоречий, то адаптации к ним граждан. П. Тейлор В поисках решения поставленной Кастелзом проблемы британский геополитик Питер Тейлор придет к выводу о необходимости выработки нового принципа пространственного отображения мира наряду с традиционным географическим, что, по сути, соответствует концепции соотношения пространства потоков и пространства мест. Разработанная им матрица связей между городами есть конкретизация идей Мануэли Кастелза. Профессор Питер Тейлор — одна из наиболее ярких фигур современной британской и мировой политической географии, геоэкономики и геополитики. Его деятельность связана с преподаванием в университетах Великобритании, а также с редакцией периодических изданий: с 1982 по 1998 г. им издавалась «Политическая география» и с 1992 по 1997 г. — «Обозрения международной политической экономии». Сегодня Питер Тейлор проживает в Ливерпуле и занимается преподавательской деятельностью в Университете Лоуборо. Работа Тейлора «Политическая география: мировая экономика, государство-нация и локальность», выдержавшая четыре издания (1985, 1989, 1993 и 2000), сегодня считается одной из базовых в области политической географии, геополитики и мировой экономики и широко изучается в университетах мира. Сам ученый выделяет четыре основных направления своих изысканий. ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++}; ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|