Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ю.Минералов. Контуры стиля эпохи (еще раз о массовой песне 30-х годов). Статья (1991)





Массовая песня действовала на людей завораживающе, и при том едва ли не в прямом, медицинском смысле слова. Но чувство слиянности «со всеми», обращаясь в привычку, как известно, иной раз дает побочные следствия вроде утраты способности к самостоятельным решениям, проявлениям инициативы и т. п. Более того, находящиеся в такой «слиянности» люди будут порою с глухим непониманием и инстинктивной враждебностью реагировать на внутреннюю независимость, яркость и значительность той или иной, действующей по-своему и «не слившейся» с ними личности. Как бы грандиозно не раскрывалась такая личность в избранной ею сфере деятельности, каким бы высоким благородством ни веяло от такого человека, на него едва ли не поэтому кто-то станет подбирать «компромат», вкось и вкривь толкуя его слова и отыскивая малейшую зацепку в его поступках. <...>

Авторы массовых песен 30-х годов, к сожалению, нередко низводили ту высокую идею, которая одухотворяла эпоху, до уровня плаката-однодневки, приучая людей к упрощенному восприятию сложной реальности. <...>

Когда-то в музыковедении, между прочим, было подсчитано, что «два года -– 1937 и1938 – явили картину бурного роста советской песни» и что вообще 1937 год – самый «урожайный» в отношении песен» 1.

1Вопросы литературы. - 1991. - № 7. - С. 22, 23, 24.

Е.Ю.Зубкова. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 -– 1953 (2000)

«Жизнь-праздник», «жизнь-сказка» – с помощью этого образа в массовом сознании моделировалась и особая концепция послевоенной жизни – без противоречий, без напряжения, стимулом развития которой был фактически только один фактор -– надежда. Интересный факт: за время войны и в первые послевоенные годы в библиотеках отмечался рост спроса на литературу приключенческого жанра, и даже сказки. С одной стороны, подобный интерес объяснялся изменением возрастного состава работающих и пользующихся библиотеками: за время войны на производство пришли подростки (на отдельных предприятиях они составляли от 50 до 70%). После войны читательскую аудиторию библиотеки приключений пополнили молодые фронтовики, процесс интеллектуального роста которых прервала война и которые в силу этого после фронта вернулись к юношескому кругу чтения. Но есть и другая сторона этого вопроса: рост интереса к такого рода литературе и кинематографу был своеобразной реакцией отторжения той жестокой реальности, которую несла с собой война. Нужна была компенсация психологическим перегрузкам. Поэтому еще на войне можно было наблюдать, свидетельствует, например фронтовик М.Абдулин, «страшную жажду всего, что не связано с войной. Нравился немудрящий фильм с танцами и весельем, приезд артистов на фронт, юмор». Жажда мира подкреплялась верой, что жизнь после войны быстро будет меняться к лучшему, сохранилась на протяжении первых послепобедных лет.

<...> Современники до сих пор вспоминают популярные в послевоенные годы «трофейные» киноленты: «Девушка моей мечты», «Индийская гробница», «Тарзан». Из отечественных фильмов первый ряд популярности, несомненно, занимала комедия «Кубанские казаки». Фильм рассказывал о жизни послевоенной деревни радостной, веселой, полной изобилия. Ничего подобного в действительности, конечно, не было, за что впоследствии фильм подвергался самой резкой и справедливой критике. Но критика не учитывала одного обстоятельства: у этого фильма-сказки была своя правда, передающая дух того времени. Журналист Т.Архангельская вспоминает интервью с одной из участниц съемок фильма; та рассказывала, как голодны были эти нарядные парни и девушки, на экране весело рассматривавшие муляжи фруктов, изобилие из папье-маше, а потом добавила: «Мы верили, что так и будет <...> чего захочешь. И нам так нужно было, чтобы все было нарядно и чтобы песни пели». <...>

Молодые рабочие из Пензы жаловались: «Мы уже два года не ходим в кино. До того оборвались, что стыдно на люди показываться. Все, что есть на нас, в том мы и работаем, и спим». А секретари ряда обкомов Сибири обратились в ЦК ВКП(б) с беспрецедентной просьбой: разрешить им не проводить 7 ноября 1946 года демонстрацию трудящихся, мотивируя свою просьбу тем, что «население недостаточно обеспечено одеждой». <...>

Точных данных о количестве жертв послевоенного голода не существует. Сам факт голода тщательно скрывался советскими властями, медицинская статистика была несовершенна, а частично и сфальсифицирована (например, не всегда фиксировали диагноз дистрофии в качестве причины высокой заболеваемости и смертности населения в 1946-1947 гг.) Историк В.Ф Зима, которому принадлежит первое и наиболее обстоятельное исследование происхождения и последствий голода 1946 – 1947 гг. в СССР, полагает, что в целом по Союзу ССР в послевоенные годы голодало около 100 млн. человек, а всего с 1946 по 1948 год от голода и связанных с ним болезней погибло около 2 млн. человек. В России жертвами голода стали не менее полумиллиона человек. <...>

15 декабря 1947 г. на прилавках магазинов крупных, прежде всего столичных, городов появилось почти что довоенное изобилие. Люди приходили туда так просто, как на «экскурсию» - посмотреть, прицениться, прикинуть, что купить. К бескарточной торговле магазины готовились заблаговременно. Чтобы обеспечить успех реформы на показательных площадках Москвы и Ленинграда, Совет Министров СССР 29 ноября 1947 г. принял постановление о создании в этих городах неснижаемых запасов товаров 1.

1 Зубкова, Е.Ю. Послевоенное общество: политика и повседневность. 1945-1953 / Е.Ю.Зубкова.М., 2000.С. 48-49, 58, 76, 85, 137.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите черты советской тоталитарной культуры.

2. Охарактеризуйте сталинскую культурную политику. В чем различие ленинской и сталинской культурной политики?

3. Какие партийно-правительственные акты повлияли на создание творческих союзов в 30-е годы? Как повлияли постановления ЦК ВКП(б) 1946 – 1948 годов по идеологическим вопросам на судьбы советской интеллигенции?

4.Чем можно объяснить феномен «двоемыслия», «двоедушия», «двойной жизни» среди деятелей советской культуры?

5. Назовите основные, на ваш взгляд, черты личности советского человека.

6. Почему искусство кино было признано важнейшим?

РАЗДЕЛ III. КУЛЬТУРА НА ПУТИ ОТ «ОТТЕПЕЛИ» К ЗАСТОЮ (середина 50-х – середина 80-х годов)

Ключевая проблема эпохи. Характерные черты культурного процесса 70 – 80-х годов во многом определились событиями предшествующего десятилетия. Время «оттепели» не оправдало надежд на плодотворный диалог и обретение нового образа культуры. Обозначилось главное противоречие культуры советского общества: официальная культура исчерпала возможности развития при помощи идеологического диктата, а неофициальная не имела почвы для расширения своего воздействия на общественное сознание.

Тема 4. ЭФФЕКТ «ОТТЕПЕЛИ» В КУЛЬТУРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

1. Истоки и движущие механизмы «оттепели».

2. Перемены в стиле жизни людей.

3. Основные течения и тенденции культурной новизны.

Тема 5. КУЛЬТУРНОЕ «ДВОЕМИРИЕ» ПОЗДНЕГО СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА (середина 60-х –– середина 80-х гг.).

1. Наука и техника в условиях НТР.

2. Реформы системы образования.

3. От «двоецентрия» к «двоемирию» культуры позднего советского общества.

4. Литература и искусство 70-80-х годов: в пределах и за пределами социалистического реализма.

Ключевые понятия

Андеграундная культура (андеграунд) – культурный процесс и продукты культуры, находящиеся вне официальной культуры, а подчас и оппозиционные ей. Андеграундная культура часто балансирует на грани не разрешенной официально и официально запрещенной.

Диссидентство (от лат. dissidens (dissidets) – несогласный, противоречащий) – инакомыслие, основанное на несогласии с господствующей идеологией, существующим строем. В диссидентстве обычно сочетается культурное и политическое содержание.

Концептуализм – направление в искусстве, прозе и поэзии, возникшее как реакция на «зрелый» социалистический реализм, своего рода «отзеркаленный» текст, предполагающий ироничное толкование штампов и стереотипов в восприятии реальности.

Мир повседневности – система определенных практик, выражающих основные наши предпочтения и вкусы в отношении предметов, ценностей и людей.

«Оттепель» – исторический период 10 – 15 лет (максимально – 1953 – 1968), который связан с процессом десталинизации и демократизации общественной жизни. Характеризуется взлетом культурного творчества, первой попыткой формирования нетоталитарного общественного сознания.

Соц-арт – направление в живописном творчестве, напоминающее литературный концептуализм. Язык живописи соц-арта составлен из иронично осмысленных осколков мифов и стереотипов тоталитарного сознания и искусства социалистического реализма.

Занятие 4. ОТРАЖЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ (50 – 60-е ГОДЫ)

План.

1.Открытия литературы 50 – 60-х годов.

2. Эффект «оттепели» в театре, кино и музыке.

3. Конфликт Н.С.Хрущева с творческой интеллигенцией.

 

Вторая половина 50-х – начало 60-х годов – время кардинальных перемен в сознании советского общества, его нравственного очищения, духовного обновления. Реформы, проводимые сверху, были подчас непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу. Но произошло главное: так жить, мыслить и чувствовать, как это было до «оттепели», теперь уже нельзя. Под напором этих перемен стал расшатываться один из краеугольных камней в фундаменте «государственного социализма» сталинского образца – тотальный контроль властей над духовной жизнью и образом мышления людей.

По-разному можно оценивать то, что происходило в культуре «исторического межсезонья». Но именно тогда начал постепенно размываться миф о духовной монолитности, мировоззренческой однородности советского общества и его культуры. В те годы вдруг выявилось, что люди культуры отличаются друг от друга не только «творческими почерками» и «уровнями мастерства», но и еще гражданской позицией, политическими убеждениями, эстетическими взглядами.

Литература времени «оттепели» сделала огромное дело для русской культуры. Она сформировала слой новой «читающей публики». Обнаружилось своеобразное «двоецентрие» в литературе как отражение процессов в обществе. Писатели и читающая публика в 60-е годы поделились на «охранителей» и «обновленцев», «почвенников» и «западников». Первые объединялись вокруг журнала «Октябрь», главным редактором которого был писатель В.А.Кочетов, вторые – вокруг «Нового мира», который возглавлял А.Т.Твардовский. Тон в формировании общественного мнения задавал «Новый мир». На страницах журнала появлялись яркие материалы, заставлявшие объективно смотреть на современные процессы и пытаться осмысливать их. Слово «правда» приобрело принципиальное значение для литературы этого времени во многом благодаря деятельности этого журнала. Здесь создавались новые имена, ибо журнал не смущался неизвестностью имени писателя или публициста – главным критерием выступал талант. Редакция журнала вступала в активный диалог со своими читателями, устанавливая прямую связь между событием и его оценкой. Общество получало возможность самостоятельно выбирать, «в каком идти, в каком сражаться стане», из какого источника утолять жажду, какую литературную, нравственную, политическую позицию принимать.

Приметой времени становится расцвет поэзии, ее общественное звучание. Сложность окружающего мира во всей его полноте и противоречивости отразили в своем творчестве молодые поэты-«шестидесятники» Б.А.Ахмадулина, А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, Р.И.Рождественский и др. 21 октября 1962 г. в «Правде» была опубликована поэма Е.Евтушенко «Наследники Сталина», отношение к которой, как считают многие политологи, стало отныне надежным индикатором нравственной зрелости граждан в СССР. И хотя отношение властей и самого Н.С.Хрущева к Е.Евтушенко, а также к А.Вознесенскому (в годы «оттепели»: сб. «Антимиры» – 1964 г., поэмы «Мастера» – 1959 г. и «Лонжюмо» – 1963 г.) и другим деятелям культуры было далеко неоднозначным, ни о каких репрессиях, подобных былой эпохе, не было и речи.

Ветер перемен коснулся и прозы. По-новому, с позиции человека, обществу была возвращена тема Великой Отечественной войны. С конца 50-х годов появляется новая волна военной («лейтенантской») прозы: «Батальоны просят огня» Ю.В.Бондарева, «Пядь земли» Г.Я.Бакланова, «Живые и мертвые» К.М.Симонова. Эти и другие произведения, исследующие разнообразные человеческие судьбы военного лихолетья, освобождали читателя от стереотипов тоталитарного мышления, свидетельствовали о начале исхода культуры из тоталитарного времени.

Рядом с военной прозой формировался пласт «лагерной литературы», в которой поднималась тема ответственности за репрессии, за искалеченную жизнь целого поколения. Именно на страницах журнала «Новый мир» в 1962 году появилась повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», приподнявшая завесу молчания над историей ГУЛАГа. Приход Солженицына, а также произведения в прозе и поэзии Анатолия Жигулина, Георгия Жженова, Николая Заболоцкого, Льва Разгона, Булата Окуджавы, Варлама Шаламова резко обозначили границы между литературой умеренной, разрешенно-критической, угодно-критической и литературой, не признающей никакой зависимости, кроме зависимости от правды.

Одним из ведущих направлений русской литературы второй половины ХХ века – и конкретно периода «оттепели» – стала «деревенская проза», представленная именами Ф.А.Абрамова, В.И.Белова, В.П.Астафьева и др. Эти писатели обратились к извечным проблемам нравственности человека, связанного с землей, в котором воплотились нравственные устои нации. Духовное богатство и самобытность человека «из народа» раскрывают в своих сочинениях В.М.Шукшин, А.В.Вампилов, В.А.Солоухин. Всех этих писателей сближала важная и принципиальная черта: внимание не только к большой, но и малой Родине, где человек родился, где начал познавать мир. И герои всех их произведений – земляки писателей, «чудики», «странные люди» (Шукшин), близкие и дорогие всем. И малая Родина каждого из авторов (Вологодчина – Белова, Приангарье – Вампилова, Алтай – Шукшина и т.д.) открылась своими яркими оригинальными сторонами, замечательными людьми – знакомыми и незнакомыми еще истинными героями земли русской.

За короткое время «оттепели» изменился язык литературы, в нем ощущается реальная жизнь и реальный человек. И хотя многие произведения такого характера впоследствии стали «отложенной» литературой, движение по пути осознания тоталитаризма в культуре уже обозначилось. Литература «оттепели» давала не только нового героя и новые темы, она вводила в мир культуры нового читателя. Читающая публика 60-х – это мыслящее, активное поколение, заявляющее свое право на самостоятельные оценки. Таким образом, литература 60-х отступала от традиции учительности литературы.

Открытия литературы «оттепели» поддержали театр и кинематограф. В эпицентре духовного обновления находились театры «Современник» О.Н.Ефремова (1957), труппу которого в основном составили выпускники школы-студии МХАТ, Театр драмы и комедии на Таганке, созданный в 1964 г. на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946 г.), в которую вошли выпускники театрального училища им. Б.В.Щукина, воспитанные Ю.П.Любимовым, Ленинградский Большой драматический театр.

В конце 50-х годов к творческой работе обратилось новое поколение отечественных кинематографистов. Среди них Т.Е.Абуладзе, Р.А.Быков, Л.И.Гайдай, С.Ф.Бондарчук, Г.Н.Данелия, Э.Г.Климов, А.Н.Митта, Э.А.Рязанов, М.М.Хуциев.

Вместо насквозь бодрых и совершенно бесконфликтных картин (где были несомненные актерские и режиссерские удачи), вместо фильмов об одном исключительном человеке – И.В.Сталине, либо (косвенно «отраженным светом») о нем же – в картинах, посвященных государственным и военным деятелям России – Александру Невскому, Ивану Грозному, Петру I и др., появляются совершенно другие:

- открыто осуждающие сталинский режим («Чистое небо», 1961 и «Тишина», 1964);

- осуждающие прежнюю систему ценностей и ее носителей («Дело было в Пенькове», 1958; «Карнавальная ночь», 1956);

- правдиво, объективно раскрывающие человеческие характеры и драматические судьбы в водовороте гражданской войны («Сорок первый», 1956; трилогия «Хождение по мукам», 1959; «Коммунист», 1958);

- рассказывающие без прикрас о великом испытании для всего народа – Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов – на примере жизни «простых смертных» людей, без фанфар, без намеренного принижения противника, без обязательного мажорного финала, без бодрых песен и плясок («Летят журавли», 1957; «Дом, в котором я живу», 1957; «Баллада о солдате», 1959; «Судьба человека», 1959; «Живые и мертвые», 1964);

- тонко, лирично воспевающие чувства вечные – на примерах людей нового поколения, вступающих в самостоятельную жизнь свободно, без страха, с широко распахнутыми сердцами («Высота», 1959; «Сережа», 1960; «А если это любовь?», 1962; «Друг мой, Колька», 1961; «Девять дней одного детства», 1962; «Когда деревья были большими», 1962; «Девчата», 1962 и др.);

- более чем успешным оказалось обращение к классике мировой литературы («Дон Кихот», 1957; «Гамлет», 1964).

К середине 50-х годов стал постепенно увеличиваться выпуск детских художественных фильмов, успешно развивается искусство мультипликации. Появляются высокопрофессиональные документальные фильмы («Обыкновенный фашизм» режиссера М.И.Ромма).

Заявив тему человека, кинематограф вместе с литературой стал размышлять о его назначении. В начале 60-х эти вопросы были заданы М.М.Хуциевым в фильме «Застава Ильича». Этот фильм ставил вопросы, на которые должно было ответить поколение 60-х: «Как жить? И как жить дальше?» Фильм пытался установить преемственную связь прошлого, настоящего, будущего.

В музыкальной культуре периода «оттепели» развивается такое самобытное явление, как авторская песня (или бардовская песня). В лирическом самовысказывании, в юмористических портретах и сатирических зарисовках современников обрела «авторская песня» свой самобытный облик, получила общественное признание. В числе ее творцов и исполнителей выделяются Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, Ю.Визбор и др. Новым явлением культуры становится пришедшая с Запада рок-музыка, что в дальнейшем привело к развитию вокально-инструментальных ансамблей.

В жанрах академической музыки расцветает искусство мастеров старшего поколения, появляются новые имена. Д.Д.Шостакович закончил Тринадцатую симфонию, в основу которой положено пять стихотворений Е.А.Евтушенко («Бабий яр», «Юмор», «В магазине», «Страхи», «Карьера»). Интерес мастера к жанрам, синтезирующим возможности оркестрового и хорового звучания, получает воплощение в симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (стихи Е.А.Евтушенко). Музыка композитора звучит во всем мире и получает всенародное признание.

Одно из своих лучших произведений – балет «Спартак» пишет А.И.Хачатурян. Оркестрово-хоровой реквием на стихи Р.И.Рождественского создает Д.Б.Кабалевский. Реквием посвящен тем, кто погиб в Великой Отечественной войне:

Помните! Помните!

Через года, через века помните!

О тех, кто уже не придет никогда, не плачьте!

В горле сдержите горькие стоны,

Памяти павших будьте достойны.

В соответствии с общей духовной устремленностью интеллигенции тех лет (а иногда и из конъюктурных соображений) композиторы обращаются к революционной и ленинской теме. Образы вождя революции и восставшего народа воплощаются в контексте нравственно-эстетических идеализированных представлений о прошлом, «искаженном» последующим развитием социализма. В числе лучших – XII («1917») симфония Д.Д.Шостаковича, оратория «Ленин в сердце народном» Р.К.Щедрина, кантата «Ленин с нами» А.Я.Эшпая, опера «Виринея» С.М.Слонимского.

В этот период был приоткрыт «железный занавес» в сфере музыкального исполнительства. Был учрежден Международный конкурс музыкантов-исполнителей им. П.И.Чайковского. Высокого мастерства достигают такие отечественные исполнители, как Ю.Х.Темирканов (симфонический дирижер), А.А.Юрлов (дирижер хора), пианисты Д.А.Башкиров, П.А.Петров, скрипачи Г.М.Кремер, И.Д.Ойстрах, В.В.Третьяков, виолончелисты Н.Г.Гутман и Н.Н.Шаховская, певцы М.Л.Биешу, Е.В.Образцова и др.

«Оттепель» стала новым этапом и в творчестве уже известного в стране поэта-песенника Евгения Долматовского. Его стихи, написанные именно в те годы, будут тогда же удачно переложены на музыку, их будет петь вся страна:

- «За фабричной заставой» (1953);

- «Мы жили по соседству» (1956);

- «Школьные годы» (1956);

- «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия» (1956);

- «Если бы парни» (1957);

- «Комсомольцы-добровольцы» (1958);

- «Вот так и живем, не ждем тишины» (1958);

- «Я – Земля»;

- «И на Марсе будут яблони цвести» (1962);

- «Венок Дуная» (1962).

Эти стихи-песни были подсказаны временем.

Однако позиции партийного руководства по вопросам культуры были противоречивы. На первых порах правдивое изображение в литературе и искусстве недавнего прошлого, поиски новых выразительных форм получили официальную поддержку и одобрение, но вскоре появились партийные документы, подтверждающие незыблемость основных положений официальной идеологии. Власть продолжала мыслить категориями «советское – несоветское». Параллельно с реабилитацией людей, пострадавших от сталинских репрессий, продолжался жесткий идеологический контроль над культурой.

Писатели-«шестидесятники» верили в необратимость «десталинизации». Однако на их призывы отменить постановления по идеологическим вопросам 1946 – 1948 годов партийное руководство ответило достаточно жесткими заявлениями о приверженности курсу «социалистического реализма». Систематически подвергались критике за «идеологическую сомнительность» или «формализм» такие писатели и поэты, как А.А.Вознесенский, Д.А.Гранин, В.Д.Дудинцев, С.И.Кирсанов. Из Союза писателей за роман «Доктор Живаго» был исключен Б.Л.Пастернак.

Н.С.Хрущев лучше, чем кто-либо, выражал своим поведением одну из характерных черт тоталитарной системы – отрицание всего, что не вписывается в официальную идеологию. В 1962 – 1963 годах состоялся ряд встреч Н.С.Хрущева с представителями творческой интеллигенции. На одной из них он произнес афористически точную формулу: «В вопросах искусства я сталинист».

1 декабря 1962 г. после осмотра работ неофициальных художников на выставке в Манеже Хрущев заявил, что такое творчество чуждо советскому народу, и продолжил: «Вот над этим и должны задуматься люди, которые именуют себя художниками, а сами создают «картины», что не поймешь, нарисованы ли они рукой человека или хвостом осла. Им надо понять свои заблуждения и работать для народа».

Хрущев от имени партии и правительства предложил писателям осторожнее обращаться к теме сталинизма. Тем самым практически заново были поставлены официальные ограничители культуры. В одном из выступлений Н.С.Хрущев пояснял, что было бы хорошо, если бы каждый писатель, деятель искусства научился понимать: его творчество должно укреплять, а не ослаблять позиции коммунизма. Каждое произведение несет «идеологическую вахту». Оно служит интересам партии и народа. Расхождение между жизнью и мыслью продолжалось.

По-прежнему выход в свет книги, премьера спектакля, фильма зависели от большого числа инстанций. Попытки художников с нравственно-эстетических позиций осмыслить отдельные эпизоды революции и гражданской войны, правдиво рассказать о 30 – 40-х годах, о жизни деревни, обращение к национальным корням, исторической судьбе русского народа предопределяли трудный путь произведения к массовой аудитории. Так, были отправлены «на полку» или выпущены в ограниченном количестве копий такие фильмы, как «Застава Ильича» М.Хуциева, «Интервенция» Г.Полоки, «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало» А.Тарковского, «Цвет граната» С.Параджанова и др. С трудом пробивались к зрителю спектакли А.Эфроса, Ю.Любимова. Запрещались и закрывались выставки художников-нонконформистов – О.Рабина, Э.Булатова, И.Кабакова, О.Целкова, Л.Кропивницкого, М.Шемякина, В.Комара, А.Меламида, Э.Неизвестного и др. В 1966 г. состоялся процесс над писателями Ю.Даниэлем и А.Синявским. Будущий лауреат Нобелевской премии, поэт И.Бродский был осужден за тунеядство.

Итак, «оттепель» завершилась разочарованием. Культура вступила в очередной период «похолодания». Но процесс исхода культуры из советского пространства уже начался, менялся лишь темп исхода.

 

Рекомендуемая литература

1. Культурная жизнь в СССР (1951- 1965): хроника. – М., 1979.

2. Жутовский, Б. Об оценках Хрущевым абстракционизма / Б.Жутовский // Огонек. – 1989. – № 15.

3. Мильштейн, И. Тарусские страницы / И.Мильштейн // Огонек. – 1989. – № 14.

4. Пастернак, Б. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве / Б.Пастернак. – М., 1990.

5. Протокол № 8 (история одного стихотворения А.Вознесенского) // Огонек. – 1989. – № 31.

6. Аронов, А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец ХIХ-ХХ век / А.А.Аронов. – М.,1998.

7. Время «оттепели» в кино // Отечественная история. – 2003. – № 6. – С.68-107.

8. Зезина, М.Р. История русской культуры / М.Р.Зезина, Л.В.Кошман, В.С.Шульгин. – М., 1990.

9. Иного не дано: Судьбы перестройки. Вглядываясь в прошлое. Возвращение к будущему, под ред. Ю.А.Афанасьева. – М., 1998.

10. Козлов, В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе (1953-1982) /В.А.Козлов // Отечественная история. – 2003. – № 4. – С.93-111.

11. Степанян, Н. Искусство России ХХ века/ Н.Степанян. – М., 1999.

Творческие задания

1. «В нем дух переворота и вечный бунт» – А.Вознесенский.

2. Нелегкое искусство понимания и прощения… – Б.Окуджава.

3. «Только он не вернулся из боя» – В.Высоцкий.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.