|
Развитие латинского письма в I-IXвв.В I–II в. н.э. достигает совершенства римское капитальное письмо. Совершенство формы и удобочитаемость обусловили его колоссальное влияние на все последующее развитие европейской шрифтовой культуры. Структура римского капитального шрифта находится в тесной связи с древнеримской архитектурой. В чередовании прямых и округлых линий прослеживается один и тот же принцип. Вертикали пилястров, между ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз — эти же элементы в преображенном виде мы замечаем в буквах. Общепризнанным шедевром и образцом для шрифтовиков последующих эпох признан шрифт с колонны Траяна. Перед тем, как высекать буквы на камне, мастер писал их плоской ширококонечной кистью. Этим обусловлена сложность построения букв и такие их особенности, как наклон осей округлых штрихов, плавный переход толщины штриха, сложная внутренняя ритмика шрифта. Шрифт колонны Траяна
Наряду с эпиграфическим письмом (т.е. высеченным на камне), стремившемся к монументальности, в Древнем Риме существовало и письмо от руки, тяготевшее к простоте, округлости форм и лучшей связи между буквами, чтобы можно было писать быстро. Оно получило название римского курсива и писалось на вощеной дощечке при помощи заостренной палочки, которая называлась стилус. Римский курсив принято разделять на ранний и поздний. Ранний или маюскульный курсив (маюскула — прописная буква) употреблялся в I–VI веках, использовал только прописные буквы, связей между буквами еще мало. К IV в. развивается минускульный курсив (минускула — строчная буква). Он резко отличается от маюскульного. Появляется наклон, связи между буквами, их форма становится более округлой и динамичной. Римский курсив
Кроме надписей на камне, капитальное письмо употреблялось для записей ширококонечным пером на пергамене. Это письмо получило название квадратных капиталов (capitalis quadrata). Не очень беглые и достаточно широкие, они использовались до X в., главным образом в декоративном письме и заголовках. Квадратные капиталы
Еще одна форма письма ширококонечным пером — рустика (capitalis rustica, т.е. простое крестьянское письмо) — более беглая и размашистая манера письма. Она сохранялась до XI в., в VI веке рустикой писались целые книги, и большинство дошедших до нас античных манускриптов написаны именно рустикой, например, тексты Вергилия. Характерные черты рустики — тонкие вертикальные штрихи и широкие горизонтальные, а также узкие пропорции букв. И рустика, и квадратные капиталы являются маюскульным письмом. Рустика
В конце I века под влиянием Востока в римскую архитектуру проникает стиль округлых сводов. Тот же принцип округления проникает и в письмо. Вырабатывается новый стиль — унциальное письмо (scriptura uncialis), который полностью развивается к IV в. и становится господствующим книжным письмом, т.к. им легче и быстрее писать, чем квадратными капиталами, при этом он более четок, чем рустика. Характерно малое значение горизонтальных штрихов. Унциал был в употреблении до VIII в., однако и позднее его формы сохранялись в заглавиях и инициалах. В унциале слова впервые начинают отделяться друг от друга. Унциал В V в. нарушается принцип размещения букв в пределах двух линий, объединявший унциал с капитальным письмом. В результате этих изменений возникает полуунциальное письмо (scriptura semiuncialis). Его отличительным признаком становится появление верхних и нижних выносных элементов, в результате чего он становится более читаемым, в этом минускульном письме можно увидеть прообраз современных строчных знаков. Полуунциал После падения Римской империи и переселения народов в Европе возник целый ряд новых государств. Эти государства освободились от культурного и политического влияния Рима, и каждое государство стало развивать в своем уникальном ключе римскую традицию письма. В VIII в. альтернативно национальным школам письма возникает в государстве франков и быстро распространяется по всей Европе новый вид общепринятого, унифицированного письма. Это каролингский минускул (названный так по имени династии Каролингов). Он содержит почти все, что в настоящее время нам известно под именем строчных букв. Удобочитаем. Буквы не соединяются друг с другом. В нем завершилось создание строчных букв и делались попытки создать прописные. Вместо них, как правило, употребляются увеличенные строчные и лишь к XI в. появляются самостоятельные формы прописных, т.н. ломбардские версалы (также называемые готскими маюскулами). Каролингский минускул Ломбардские версалы В конце XI в. характер минускулов начинает изменяться. Причина — развитие нового стиля, готика. В архитектуре, с которой по прежнему связано развитие шрифта, круглая арка отступает, ее место занимает стрельчатая. В течение XII в. происходит становление нового стиля: в письмо проникают надломленные линии, закругления и эллипсы приобретают миндалевидную форму. В начале XIII в. готика становится господствующим стилем во всей Европе.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|