|
Развитие шрифта в XVII – первой половине XIXв. ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
В эпоху Ренессанса происходит переход от готических шрифтов к антиквенным. На основе рукописных образцов антиквы создаются типографские шрифты. Самая ранняя форма наборной антиквы называется старинной антиквой (другие названия — ренессансная антиква, гуманистическая антиква). Ее отличительные особенности — наклонные оси округлых знаков и покатое начало букв. Это обусловлено наклонным положением ширококонечного пера при письме прототипа гуманистической антиквы — гуманистического минускула. Контраст между основным и дополнительным штрихом небольшой: соотношение их ширины примерно от 1:2 до 1:4. Старинной антикве присущи мягкие, округленные засечки.
Вторая большая группа наборных шрифтов возникает в период, связанный с переходом от Ренессанса к барокко, и носит название переходной антиквы. У шрифтов этой группы выпрямлены оси округлых знаков. Контраст между основным и дополнительным штрихом более значительный, чем у гуманистической антиквы, соотношение штрихов от 1:4 до 1:7. Засечки тонкие с малыми дугами круглений. Лучшими историческими типографскими шрифтами типа переходной антиквы считаются шрифты, созданные Антоном Янсоном (Голландия, 1620–1687), Уильямом Кезлоном (Англия, 1692–1766) и Джоном Баскервилем (Англия, 1706–1755).13 Третья модификация антиквы — новая или классицистическая антиква возникает в связи с распространением и популярностью гравюры на меди во второй половине XVIII в. Этот шрифт полностью нарисован, связь с рукописной техникой пера совсем не ощущается. Оси круглых букв прямые, соединительные штрихи очень тонки и составляют сильный контраст с основными штрихами. Засечки не имеют круглений. Среди лучших создателей шрифтов этого типа следует назвать Джамбаттисту Бодони (1740–1813), которого называли королем печатников и печатником королей, а также Фирмена Дидо (1764–1836, Франция) и Юстуса Вальбаума (1768–1839, Германия). На основе лучших исторических образцов шрифтов каждой из трех групп созданы наборные гарнитуры, которые употребляются и в наши дни.
В России книгопечатание возникает в XVI в., первопечатником был Иван Федоров. Первым русским типографским шрифтом был полуустав и лишь проведенная Петром I в 1710 г. реформа шрифта положила начало использованию нового, близкого антикве шрифта. Этот вид шрифта получил название гражданского шрифта, и дальнейшее развитие русских типографских шрифтов происходит в русле общеевропейской типографической культуры. Предпосылкой для создания гражданского шрифта стала мода на латиницу, которая распространилась в среде образованных русских людей в 1680-х – 1690-х годах. Гражданский шрифт стал компромиссом между сторонниками традиций и теми, кто стремился к максимально полному заимствованию западной культуры. Петровская реформа русского типографского шрифта была проведена в 1708—1710 гг. Её целью было приблизить облик русской книги и иных печатных изданий к тому, как выглядели западноевропейские издания того времени, резко отличавшиеся от типично средневековых по виду русских изданий, которые набирались церковнославянским шрифтом — полууставом. В январе 1707 г. по эскизам, предположительно выполненным лично Петром I, чертёжник и рисовальщик Куленбах, состоявший при штабе армии, сделал рисунки тридцати двух строчных букв русского алфавита, а также четырёх прописных букв (А, Д, Е, Т). Полный комплект шрифтовых знаков в трёх размерах по рисункам Куленбаха был заказан в Амстердаме в типографии белорусского мастера Ильи Копиевича; одновременно шрифты по этим рисункам были заказаны в Москве, на Печатном дворе. Новый — гражданский — шрифт был предназначен для печати светских изданий: официальных публикаций и периодики, технической, военной, научной, учебной и художественной литературы. Помимо введения нового рисунка букв, подвергся пересмотру и состав алфавита: исключены надстрочные знаки и некоторые дублетные буквы полуустава, узаконена буква Э [2], утверждены европейские (арабские) цифры вместо буквенных обозначений чисел, упорядочена пунктуация и применение прописных литер в наборе. Применение полуустава было ограничено сферой богослужебной литературы. Эльзеви́ры (Elsevier) — семейство голландских печатников, которое занимало ведущее, а подчас и доминирующее положение в европейском книгопечатании XVII века. На издательских марках Эльзевиров были изображены глобус, орёл или мудрец под деревом. Их имя носит крупнейший в мире издатель научной и медицинской литературы — учреждённая в 1880 году компания Elsevier. Основал фирму уроженец Лёвена по имени Лодевейк Эльзевир, который после пребывания в Везеле и Дуэ обосновался (не позднее 1580 года) в Лейдене. После его смерти в 1617 году семейное предприятие возглавляли потомки — Бонавентура Эльзевир (1583—1652), Исаак Эльзевир (1596—1651), Лодевейк Эльзевир Младший (1604-70). Последний из Эльзевиров умер в 1712 году, после чего их фирма закрылась. Долгое время первым «эльзевиром» (так называют издания этой типографии) считался Флавий Евтропий, датированный 1592 годом. В настоящее время известно более раннее эльзевировское издание 1583 года. Будучи печатниками Лейденского университета, Эльзевиры выпустили в свет не менее 3000 диссертаций. Их издания латинских текстов отличались прекрасным оформлением и сравнительной дешевизной; довольно показательно в этом отношении двухтомное фолио с Corpus iuris civilis (1663). Во второй половине XVII века основной для Эльзевиров становится книгопечатня в Амстердаме. Они по-прежнему специализировались на издании античных авторов, но можно найти в их каталоге и произведения современных авторов — от Галилея и Локка до Паскаля и Мольера.
98. Гарнитура шрифта (Type family) по принятой терминологии - это совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признака- ми, отличными от других шрифтов, т. е. совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решением их элементов. Начертание (Type face) - это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужир- ное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое). Насыщенность шрифта определяется изменением толщины основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различ- ных начертаниях. B рамках одной гарнитуры насыщенность может из- меняться от сверхсветлой до сверхжирной (light - ultra bold). Рисунок 1.3 Признаки основных групп шрифта: контрастность; наличие И характер засечек Пропорции шрифта - это показатель изменения ширины одно- именных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.
B основу измерений типографских шрифтов положены система Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так назы- ваемая англо-американская система или система Пика. И в том, и в другом случае основной единицей измерения является типографский пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм. Величина шрифта в наборе выражается в кеглях. Размер кегля определяется в пунктах. Кегль - это величина площадки, на которой размещается знак (буква). Например, кегль 10 пунктов равен 3,76 мм (3,52 мм в системе Пика), но очко знака, размещенного на нем, есте- ственно, меньше, т. к. необходимо предусмотреть место для свисаю- щих, надстрочных и подстрочных элементов (диакритических знаков).
«Акцидентные» и «наборные» печатные шрифты Чем «наборные гарнитуры» отличаются от «акцидентных»? Это характеристика гарнитур по потенциальной удобочитаемости. Под на- борными мы подразумеваем те гарнитуры, которые обычно называют- ся в профессиональной среде «текстовыми», «наборными», «телес- ными» (body type), «хлебными» и предназначены для максимально комфортного и неутомляющего чтения «длинных текстов». Вторые переводятся как выделительные, и их эстетика весьма разнообразна: от акцидентных начертаний - жирные и светлые, узкие и широкие, на- клонные и курсивные, - до гарнитур, специально созданных для акци- денции. Понятие акциденции в книге включает в себя на уровне шрифта выделение отдельных букв (к ним можно отнести буквицы), слов, заголовков, частей текста. Ho не следует думать, что акцидент- ные гарнитуры не являются наборными. Текстовые гарнитуры - это гарнитуры, удобочитаемые в длин- ных текстах в традиционном книжном наборе в 9-10 кеглях (и в массо- вом тираже). Признаками наборных гарнитур является ясность, простота, опреде- ленная сдержанность (даже относительно курсивного начертания) и срединность пластики, пропорций, насыщенности. Понятно, что при увеличении кегля наборные гарнитуры в боль- шинстве случаев вполне справляются с акцидентными функциями. Акцидентными гарнитурами можно назвать гарнитуры, усту- пающие наборным в удобочитаемости в 9-10 кеглях, что не позволяет их применять для набора длинных текстов. Обычно советуют приме- нять чисто акцидентные гарнитуры в кеглях не меньше 24-го. K акци- дентным шрифтам следует отнести жирные, очень светлые, курсив- ные, капительные, узкие, широкие и декоративные начертания даже в наборных гарнитурах. Отличительными особенностями эстетики акцидентных гар- нитур будет большая выразительность, сложность и чувственность, что отразится в пластике, пропорциях, насыщенности, степени контра- ста элементов, эстетике апрошей
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|