Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие шрифта в XVII – первой половине XIXв.





 

В эпоху Ренессанса происходит переход от готических шрифтов к антиквенным. На основе рукописных образцов антиквы создаются типографские шрифты.

Самая ранняя форма наборной антиквы называется старинной антиквой (дру­гие названия — ренессансная антиква, гуманистическая антиква). Ее отличи­тельные особенности — наклонные оси округлых знаков и покатое начало букв. Это обусловлено наклонным положением ширококонечного пера при пись­ме прототипа гуманистической антиквы — гуманистического минускула. Кон­траст между основным и дополнительным штрихом небольшой: соотношение их ширины примерно от 1:2 до 1:4. Старинной антикве присущи мягкие, окру­гленные засечки.

 

Вторая большая группа наборных шрифтов возникает в период, связанный с переходом от Ренессанса к барокко, и носит название переходной антиквы.

У шрифтов этой группы выпрямлены оси округлых знаков. Контраст между основным и дополнительным штрихом более значительный, чем у гуманисти­ческой антиквы, соотношение штрихов от 1:4 до 1:7. Засечки тонкие с малыми дугами круглений.

Лучшими историческими типографскими шрифтами типа переходной антиквы считаются шрифты, созданные Антоном Янсоном (Голландия, 1620–1687), Уи­льямом Кезлоном (Англия, 1692–1766) и Джоном Баскервилем (Англия, 1706–1755).13

Третья модификация антиквы — новая или классицистическая антиква возни­кает в связи с распространением и популярностью гравюры на меди во вто­рой половине XVIII в. Этот шрифт полностью нарисован, связь с рукописной тех­никой пера совсем не ощущается. Оси круглых букв прямые, соединительные штрихи очень тонки и составляют сильный контраст с основными штрихами. Засечки не имеют круглений.

Среди лучших создателей шрифтов этого типа следует назвать Джамбаттисту Бодони (1740–1813), которого называли королем печатников и печатником королей, а также Фирмена Дидо (1764–1836, Франция) и Юстуса Вальбаума (1768–1839, Германия).

На основе лучших исторических образцов шрифтов каждой из трех групп соз­даны наборные гарнитуры, которые употребляются и в наши дни.

 

В России книгопечатание возникает в XVI в., первопечатником был Иван Федо­ров. Первым русским типографским шрифтом был полуустав и лишь проведен­ная Петром I в 1710 г. реформа шрифта положила начало использованию ново­го, близкого антикве шрифта. Этот вид шрифта получил название гражданско­го шрифта, и дальнейшее развитие русских типографских шрифтов происходит в русле общеевропейской типографической культуры.

Предпосылкой для создания гражданского шрифта стала мода на латиницу, которая распространилась в среде образованных русских людей в 1680-х – 1690-х годах. Гражданский шрифт стал компромиссом между сторонниками традиций и теми, кто стремился к максимально полному заимствованию западной культуры.

Петровская реформа русского типографского шрифта была проведена в 1708—1710 гг. Её целью было приблизить облик русской книги и иных печатных изданий к тому, как выглядели западноевропейские издания того времени, резко отличавшиеся от типично средневековых по виду русских изданий, которые набирались церковнославянским шрифтом — полууставом. В январе 1707 г. по эскизам, предположительно выполненным лично Петром I, чертёжник и рисовальщик Куленбах, состоявший при штабе армии, сделал рисунки тридцати двух строчных букв русского алфавита, а также четырёх прописных букв (А, Д, Е, Т). Полный комплект шрифтовых знаков в трёх размерах по рисункам Куленбаха был заказан в Амстердаме в типографии белорусского мастера Ильи Копиевича; одновременно шрифты по этим рисункам были заказаны в Москве, на Печатном дворе.

Новый — гражданский — шрифт был предназначен для печати светских изданий: официальных публикаций и периодики, технической, военной, научной, учебной и художественной литературы. Помимо введения нового рисунка букв, подвергся пересмотру и состав алфавита: исключены надстрочные знаки и некоторые дублетные буквы полуустава, узаконена буква Э [2], утверждены европейские (арабские) цифры вместо буквенных обозначений чисел, упорядочена пунктуация и применение прописных литер в наборе. Применение полуустава было ограничено сферой богослужебной литературы.

Эльзеви́ры (Elsevier) — семейство голландских печатников, которое занимало ведущее, а подчас и доминирующее положение в европейском книгопечатании XVII века. На издательских марках Эльзевиров были изображены глобус, орёл или мудрец под деревом. Их имя носит крупнейший в мире издатель научной и медицинской литературы — учреждённая в 1880 году компания Elsevier.

Основал фирму уроженец Лёвена по имени Лодевейк Эльзевир, который после пребывания в Везеле и Дуэ обосновался (не позднее 1580 года) в Лейдене. После его смерти в 1617 году семейное предприятие возглавляли потомки — Бонавентура Эльзевир (1583—1652), Исаак Эльзевир (1596—1651), Лодевейк Эльзевир Младший (1604-70). Последний из Эльзевиров умер в 1712 году, после чего их фирма закрылась.

Долгое время первым «эльзевиром» (так называют издания этой типографии) считался Флавий Евтропий, датированный 1592 годом. В настоящее время известно более раннее эльзевировское издание 1583 года. Будучи печатниками Лейденского университета, Эльзевиры выпустили в свет не менее 3000 диссертаций. Их издания латинских текстов отличались прекрасным оформлением и сравнительной дешевизной; довольно показательно в этом отношении двухтомное фолио с Corpus iuris civilis (1663).

Во второй половине XVII века основной для Эльзевиров становится книгопечатня в Амстердаме. Они по-прежнему специализировались на издании античных авторов, но можно найти в их каталоге и произведения современных авторов — от Галилея и Локка до Паскаля и Мольера.

 

98.

Гарнитура шрифта (Type family) по принятой терминологии - это

совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признака-

ми, отличными от других шрифтов, т. е. совокупность начертаний,

объединенных общим характером графического построения знаков и

решением их элементов.

Начертание (Type face) - это комплект строчных и прописных

знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Начертания

шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью,

пропорциями, контрастностью и наклоном знаков (светлое, полужир-

ное, курсивное или наклонное, нормальное, узкое или широкое).

Насыщенность шрифта определяется изменением толщины

основных и соединительных штрихов одноименных знаков в различ-

ных начертаниях. B рамках одной гарнитуры насыщенность может из-

меняться от сверхсветлой до сверхжирной (light - ultra bold).

Рисунок 1.3 Признаки основных групп шрифта: контрастность; наличие

И характер засечек

Пропорции шрифта - это показатель изменения ширины одно-

именных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до

сверхшироких.

 

B основу измерений типографских шрифтов положены система

Дидо, распространенная в Европе и принятая в России, и так назы-

ваемая англо-американская система или система Пика. И в том, и в

другом случае основной единицей измерения является типографский

пункт, равный в системе Дидо 0,376 мм, а в системе Пика - 0,352 мм.

Величина шрифта в наборе выражается в кеглях. Размер кегля

определяется в пунктах. Кегль - это величина площадки, на которой

размещается знак (буква). Например, кегль 10 пунктов равен 3,76 мм

(3,52 мм в системе Пика), но очко знака, размещенного на нем, есте-

ственно, меньше, т. к. необходимо предусмотреть место для свисаю-

щих, надстрочных и подстрочных элементов (диакритических знаков).

 

«Акцидентные» и «наборные» печатные шрифты

Чем «наборные гарнитуры» отличаются от «акцидентных»? Это

характеристика гарнитур по потенциальной удобочитаемости. Под на-

борными мы подразумеваем те гарнитуры, которые обычно называют-

ся в профессиональной среде «текстовыми», «наборными», «телес-

ными» (body type), «хлебными» и предназначены для максимально

комфортного и неутомляющего чтения «длинных текстов». Вторые

переводятся как выделительные, и их эстетика весьма разнообразна:

от акцидентных начертаний - жирные и светлые, узкие и широкие, на-

клонные и курсивные, - до гарнитур, специально созданных для акци-

денции. Понятие акциденции в книге включает в себя на уровне

шрифта выделение отдельных букв (к ним можно отнести буквицы),

слов, заголовков, частей текста. Ho не следует думать, что акцидент-

ные гарнитуры не являются наборными.

Текстовые гарнитуры - это гарнитуры, удобочитаемые в длин-

ных текстах в традиционном книжном наборе в 9-10 кеглях (и в массо-

вом тираже).

Признаками наборных гарнитур является ясность, простота, опреде-

ленная сдержанность (даже относительно курсивного начертания) и

срединность пластики, пропорций, насыщенности.

Понятно, что при увеличении кегля наборные гарнитуры в боль-

шинстве случаев вполне справляются с акцидентными функциями.

Акцидентными гарнитурами можно назвать гарнитуры, усту-

пающие наборным в удобочитаемости в 9-10 кеглях, что не позволяет

их применять для набора длинных текстов. Обычно советуют приме-

нять чисто акцидентные гарнитуры в кеглях не меньше 24-го. K акци-

дентным шрифтам следует отнести жирные, очень светлые, курсив-

ные, капительные, узкие, широкие и декоративные начертания даже в

наборных гарнитурах.

Отличительными особенностями эстетики акцидентных гар-

нитур будет большая выразительность, сложность и чувственность,

что отразится в пластике, пропорциях, насыщенности, степени контра-

ста элементов, эстетике апрошей

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.