Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Принципы регуляции социальных взаимодействий





/. Принцип личностной целесообразности (так называемый прин­цип «минимакса»): Актор (индивидуальный или групповой) в ходе взаимодействия стремится максимизировать вознафаждение и ми­нимизировать'затраты, издержки. Максимизация вознаграждения может ожидаться как тотчас, так и в будущем. При этом важно учитывать два обстоятельства. Первое: вознаграждение (и затраты) могут быть и материальными, и моральными (одобрение, поощре­ния, поддержка, уважение и т.п.), и интеллектуальными (знания, квалификация) и т.д. Второе: человек измеряет пользу или вред от обмена, используя определенные социокультурные критерии — ценности, которые становятся мерилом. То, что в одном обществе может считаться выгодным, в другой системе ценностей теряет значение выгоды...

Далее. Предположим, взаимодействия с каким-то человеком в ос­новном вызывают у вас беспокойство, раздражение, неудовлетво-


ренность, т.е. наносят вам ущерб. Вполне естественно, что вы пыта­етесь прекратить взаимодействие с ним. Однако вполне возможно, что этот человек — ваш руководитель, который, несмотря на ущерб, приносимый вам, обеспечивает вас выгодными заказами, работой. Другой вариант: несмотря на неудовлетворенность взаимодействи­ями с руководителем, вы не рискуете увольняться, поскольку не уверены, что в силу возраста или квалификации сможете найти другое место работы. Или вас удерживает тот факт, что вы работа­ете в престижном учреждении, что придает вам дополнительные преимущества, вызывает уважение со стороны окружающих и т.д.

Как видите, человеку приходится «взвешивать» совокупное воз­награждение и затраты. Взаимодействие продолжается, пока сово­купное вознаграждение перевешивает затраты, т.е. цена (если мож­но использовать этот экономический термин), которую платят это­му человеку в этой системе взаимодействия, достаточно высока и устраивает его.

Далее. Надо помнить, что люди в зависимости от их способнос­тей, возможностей могут соглашаться на разную цену. Кроме того, в разных системах взаимодействия эта цена различна: если на перифе­рии кандидат наук — это значимая фигура, то в ведущих московских вузах и научно-исследовательских институтах его статус гораздо ниже.

Следовательно, согласно первому принципу регуляции соци­альных взаимодействий социальная связь приобретает устойчивый, возобновляемый характер, т.е. приобретает качество взаимодействия, лишь в том случае, если соответствует личностной (слово «личность» здесь употребляется условно — это может быть индивидуальный или групповой субъект) целесообразности, т.е. затраты не превыша­ют вознаграждения. Из принципа личностной целесообразности следуют еще два побочных вывода:

• чем большую выгоду ожидает Деятель от взаимодействия с
другим субъектом (другими субъектами), тем более" вероят­
но, что он предпочтет взаимодействие именно с этим субъек­
том (этими субъектами);

• люди склонны выбирать те линии взаимодействий, которые
предвещают им наибольшую выгоду в данной ситуации,
данной сети взаимодействий.

Принцип целесообразности в более сложной форме пробивает себе путь и в опосредованных связях, например «личность — обще­ство», «личность — государство».

Социальная среда, конкретная сеть социальных связей и зави­симостей может быть признана Деятелем разумной, целесообраз­ной в том случае, если издержки, которые он несет за такие эф­фекты социального, как «порядок», «сложение и координация сил и умений», «разделение труда и функций», дают достаточное воз­награждение, возможности для удовлетворения собственных жиз-

175


ненных целей. На уровне социума люди постоянно находятся в по­иске этой меры, идет переустройство этих связей на основе изме­нения механизма регуляции.

Общество может быть организовано таким образом, чтобы обеспе­чить оборону от внешнего врага, что требует серьезных жертв от каждого (удлинение рабочего дня, снижение уровня материального благосостояния и т.д.). Ожидаемое вознаграждение, несомненно, превышает затраты. Но в мирное время (когда отпала вражеская угроза) затраты явно превышают положительный эффект. Люди начинают испытывать желание изменить этот порядок социальных взаимоотношений (именно поэтому тоталитарный режим так упор­но пугал население военной угрозой).

Или рассмотрим взаимоотношения гражданина с государством: если государство не способно защитить его от насилия, дезоргани­зации экономической жизни, если в своем государстве человек стал беженцем, признание им государства, уважение к нему резко сни­жается.

//. Принцип взаимной эффективности интеракций. Деятель оце­нивает разумность, эффективность взаимодействий, как прямых, так и опосредованных с точки зрения личностной целесообразнос­ти. Но ведь и его партнер по связям также пытается определить, насколько вознаграждение превышает его затраты. Вполне возмож­но, что оценка эффективности социальной связи будет различной: то, что для одного «дешево», для другого может быть «дорого».

Предположим, вы являетесь участником карточной игры. После не­скольких крупных выигрышей вы собираетесь выйти из нее — ведь вряд ли такие подарки судьбы будут бесконечными. Но компаньо­ны по игре возражают: они в проигрыше, вы забрали значительную часть их средств и, выйдя из игры, не оставите им шансов хотя бы на возврат средств. Следовательно, у вас одни критерии, у них — другие. Возникает необходимость поиска компромиссного вариан­та, который устроил бы всех.

Другой пример. Предположим, вы талантливый актер, вам дают луч­шие роли, вы постоянно заняты в спектаклях. Вас это вполне уст­раивает: вы развиваете свой талант, ваша известность растет. Воз­награждение велико, и вы считаете это справедливым. А как счита­ют менее талантливые члены труппы? Какие у них в этом случае пропорции затрат и вознаграждения? Годы уходят, а им приходит­ся по-прежнему исполнять второстепенные роли, которые не дают им возможности проявить свои способности, и т.д. Зреет недо­вольство, конфликт. Необходимо найти компромисс, дать возмож­ность и другим актерам, пусть и не столь блистательным, получать первые роли.

«Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, что­бы они поступали по отношению к тебе» — великая, простая исти­на, ставшая нравственным правилом человеческого общежития.

Г. Зиммель считал конституирующим следующий принцип об­щения: «Каждый должен иметь столько возможностей удовлетво-


рять свое влечение к общению, насколько это совместимо с точно такой же степенью удовлетворения этого влечения всеми другими... Каждый должен дать другим такой же максимум ценностей... кото­рый совместим с максимумом этих ценностей, полученных им са­мим...»*

Какие выводы мы можем сделать?

Связь должна быть взаимно эффективной и для Деятеля, и для его партнеров. Это залог ее устойчивости, регулярности, признак социального равновесия, достигнутого в системе социальных свя­зей. Если интересы одной из сторон ущемляются, она будет стре­миться пересмотреть эти связи, по-новому их отрегулировать.

Начиная анализ социального действия^ мы подчеркивали, что импульс желаний, исходящий от самой личности (группы, нации и т.д.), преломляется через барьеры, ограничения, которые дикту­ет ситуацияГТребования взаимной эффективности, взаимной целе­сообразности социальных взаимодействий партнеров могут суще­ственно ограничить «аппетит» Актора. Если он заинтересован в во­зобновлении взаимодействия с конкретным партнером, он вынуж­ден считаться с его интересами. Конечно, если претензии>партнера не устраивают Актора, он будет искать другого партнера. Но если партнер обладает уникальными способностями, свойствами, имеет доступ к уникальной информации и т.д., Актор вынужден будет существенно ограничить свои запросы, чтобы любыми способами заполучить этого партнера.

Принцип взаимной эффективности порождает два важных вы­вода:

• социальное взаимодействие всегда предусматривает некий
компромисс, т.е. каждый партнер вынужден считаться с
интересами напарника и при необходимости ограничивать
свои притязания;

• партнеры чаще всего обладают различными по ценности
способностями, ресурсами, и, соответственно, претендуют
на различное вознаграждение со стороны своего напарника.
В этом случае взаимодействие как регулярная, возобновляе­
мая связь осуществляется в том случае, если оба партнера
согласны, чтобы вознаграждение было несимметричным: один,
обладающий большими способностями, получает больше
материальных вознаграждений, прав, привилегий, чем дру­
гой. Но и менее способный тоже должен получать вознаг­
раждение, которое хотя бы немного превышало его затраты
в этом социальном обмене.

Зиммель Г. Избранное. Т. 2. =-, М., 1996, с. 492—493.


 


176


177


Иначе говоря, эквивалентность обмена между партнерами, пре­доставляющими неравные по ценности и сложности услуги, вос­станавливается посредством неэквивалентности вознаграждений.

///. Принцип взаимного признания критериев обмена обоснованны­ми (легитимными)принцип единого критерия. Для того чтобы вза­имодействие состоялось, участники социальных связей (системы) должны руководствоваться едиными критериями оценки вознаг­раждения. Состоится ли ваша покупка (обмен), если за не очень качественный, по вашему мнению, продукт продавец на рынке потребует от вас высокую (на ваш взгляд) цену?

Если два завода не договорятся о приемлемой для обеих сторон цене, взаимодействие не будет налажено. Если преподаватель бу­дет руководствоваться одними посылками (например, студенты дол­жны выполнять требования преподавателя готовиться ко всем за­нятиям независимо от того, насколько преподаватель сумел увлечь студентов своим предметом), а студенты — другими (например, не­обходимо изучать лишь то, что наверняка пригодится в будущем, и то, что интересно), то между ними не будет достигнуто взаимодей­ствия, что приведет к конфликту.

Применяя единый критерий (взаимно признаваемый обоснован­ным, разумным), единые «правила игры», ценности, шкалу их при­оритетов, партнеры, доверяя друг другу, спокойно и уверенно во­зобновляют свои связи, придают им устойчивый, регулярный ха­рактер. Наличие единых взаимно признаваемых обоснованными, ле­гитимными правил игры, норм, ценностей является условием со­гласия, стабильности взаимодействия двух партнеров. Кроме того, находясь в непосредственном контакте, используя метод дискуссий, проб и ошибок, партнеры могут и сами выработать единые крите­рии (вспомните пример с карточной игрой). Когда же речь идет о групповых взаимодействиях, опосредованных социальных взаимо­действиях, системах, комплексах взаимодействий Актора с обезли­ченными социальными образованиями, системами (государство, народ, коллектив и т.д.), наличие единых критериев становится ос­новой налаживания социальных обменов, согласия во всей системе социальных взаимодействий, обществе. Эти единые разделяемые кри­терии становятся своеобразными символически-культурными скре­пами (особое значение данного принципа обосновано символичес­кими интеракционистами), которые соединяют людей. Отсутствие же единых критериев порождает отсутствие согласия, стабильности.

Согласованность, сопряженность, единство регуляторов соци­альных связей — это важнейшее условие развития как отдельных линий взаимодействия, так и функционирования всего общества в целом. Одна из самых сложных и драматичных проблем социальной жизни — это выработка единства в понимании «правил игры», все­общая легитимация тех или иных идей, ценностей.

178


Отсутствие в обществе, социальной группе, организации объе­диняющих (разделяемых) жизненных ценностей, идеалов, норм имеет опасные последствия. В подобной ситуации невозможна ус­тойчивая система возобновляемых взаимодействий. Конечно, дос­тичь полной гармонии в понимании ценностей вряд ли когда-ни­будь удастся. Но чем шире область сопряжения, единства ценнос­тей, тем прочнее и мобильнее общество.

IV. Принцип социальной дифференциации. Мы уже подчеркивали, что взаимодействующие партнеры обладают разными способностя­ми, и, соответственно, обмен между ними носит несимметричный характер.

Люди, обладающие большими ресурсами, признаваемыми в дан­
ной системе взаимодействий дефицитными (знаниями, имуществом,
силой, способностями, связями и т.п.), вызывают желание взаи­
модействовать с ними у большого числа партнеров, для которых
эти ресурсы представляются важными. Взамен люди, обладающие
«дефицитом», могут потребовать определенных преимуществ — как
материальных, так и моральных (уважение, признание, привиле­
гии И Т.Д.).;:-Г.. ^

Здесь важны два побочных момента:

• заинтересованность многие в установлении регулярных свя­
зей с людьми, способными предоставить значительное число
ресурсов, особенно ценных в данном обществе. Подобные
люди становятся центром целой сети взаимодействий и
способны не только оказывать влияние на многих, но и
сохранять эту сеть как целое, как систему — это является
своеобразным прообразом таких централизованных сис­
тем взаимодействий, как государство, организация, се­
мья и т.д.;

• готовность этих многих людей признать за лицами, облада­
ющими «дефицитом», особые привилегии, права, что яв­
ляется элементарным проявлением социального преимуще­
ства, неравенства.

Связь особого социального положения с обладанием особо ценны­ми ресурсами подтверждена эмпирически. Причем подобное поло­жение характерно даже, для общинного уклада социальной жизни. Исследование общественной жизни папуасов Кивай (Новая Гви­нея), проведенное Г. Ландтманом, подтвердило, что зачатки соци­альной дифференциации в зависимости от способности предос­тавлять важные услуги наблюдаются уже в примитивном обществе. Он обнаружил, что, несмотря на видимость всеобщего равенства (все мужчины выполняли одинаковую работу, никто не имел ни слуг, ни рабов, ни у кого не было собственного дома), некоторые папуа­сы имели возможность принимать большее количество гостей, чем другие, поэтому занимали несколько более высокое положение и

179


                   
   
     
       
 
 
     
       
 
 
 

пользовались уважением. Воины, гарпунеры и колдуны также име­ли более высокий статус. В то же время слепые, больные и другие неполноценные люди имели более низкий статус и вынуждены были в определенной степени поддерживать мнения других по общим вопросам.

В исследовании «Общество на углу улицы» У. Уайта лидер шайки Док обладал такими ресурсами, как: сила, сообразительность, вер­ность данному слову. Это поставило его в положение лидера, снис­кало уважение: большое число участников шайки ощущали потреб­ность в его услугах.

Кстати, что такое лидер? Часто при определении этого понятия внимание акцентируют на особенностях темперамента, стиля по­ведения. Не отрицая значения этих факторов, следует определять это понятие в базисном, социологическом ракурсе v это облада­ние способностями стратегического мышления, квалификацией, способностями генератора идей, организатора, наличие связей и т.д. Эти дефицитные ресурсы и ставят человека в положение, при котором многие участники группы начинают зависеть от него, ува­жать его, подчиняться ему, предоставлять определенные привиле­гии (право выступать от имени группы, принимать решения, обя­зывающие других к определенному поведению, и т.д.). Причем по­нятие об особо ценных, дефицитных ресурсах в научных учрежде­ниях и, предположим, в промышленных фирмах различно. Иными словами, в разных обществах, культурах, ситуациях ценным ресур­сом будут считаться различные способности, свойства и т.д. В од­ном случае это обусловлено спецификой деятельности (в научном коллективе, конечно, генерирование новых крупных исследователь­ских идей будет признано особо ценным ресурсом), в другом слу­чае — традицией, культурными нормами.

Приведем любопытный пример. Д. Фрезер предложил следующее объяснение феномена кроскузенного брака (запрет прямого брака и разрешение перекрестного брака) у австралийских аборигенов: не имея возможности предоставить равноценный по значимости эквивалент за женщину-работницу, хранительницу очага (женщина была главным богатством, самым ценным ресурсом), туземец был обязан отдать в качестве компенсации свою сестру или дочь. В результате у аборигенов тот из мужчин, у кого было много сестер, жен, считался богачом, к нему относились с уважением, предостав­ляли привилегии, полномочия при решении общих дел, его мнение было особенно важным. Тот, кто не имел сестер, считался бедняком и был обречен остаться холостяком.

Как видим, доступ к признаваемым в данном обществе особо ценным (как материальным, так и нематериальным) ресурсам, об­ладание ими становится фактором, существенно воздействующим

* См.: Смелзер Н. Социология. — М., 1994, с. 275. 180


субъектами, одним из важных системообразующих элементов соци- альной реальности. Один из участников обмена получает преимуще- ства перед другим: или большее материальное вознаграждение, или большая.престижность, или большая степень уважения, а в особых случаях — прямое подчинение партнера его распоряжениям.

Обладание особо ценными ресурсами может быть достигнуто благодаря собственным усилиям (квалификация, профессионализм, моральные качества) или получено по наследству (богатство, род­ственные связи с высшими кругами общества). Соответственно, те или иные, привилегии могут быть получены в ходе, например, за- воевания должности (человек, назначенный руководителем пред- приятия начальником отдела, получает право распоряжаться под- чиненными) или аскриптивно (престолонаследие, права отца или матери по отношению к детям).

Организация социальной жизни существенно зависит от того, доступ к какого вида привилегиям, правам в данном обществе да­ется от рождения (аскриптивно) или достигается.

В первом случае для обретения привилегий, особых прав чело­век (царь, король, владелец унаследованной личной фирмы и др.) не обязательно должен обладать необходимыми ресурсами, квали­фикацией, талантом, что так или иначе сказывается на качестве осуществления привилегий и полномочий.

В заключение сделаем одну существенную оговорку. Во всех из­ложенных сюжетах процесс получения привилегий людьми, обла­давшими особо ценными ресурсами, рождался как бы «на наших глазах». Это сделано с целью возможно глубже понять суть подоб­ных процессов. Между тем в более или менее развитом обществе значимая часть привилегий, прав, престижа уже закреплена за оп­ределенными профессиями, должностями, общественными пози­циями (ученый, президент, староста группы, начальник отдела, заведующий кафедрой и др.), что является следствием закрепле­ния, укоренения определенных взаимодействий, правил игры, норм, в соответствии с которыми происходит взаимообмен услуга­ми в развитом обществе. Но и в развитых обществах привилегии могут рождаться «на наших-глазах». Яркое доказательство этого — образование неформальной группы, точнее, завоевание в ней мес­та лидера человеком, проявившим наиболее ценные для задач, ре­шаемых данной группой, способности," умения, связи и т.д.

''4' V. Принцип равновесия в системе социальных взаимодействий. Этот принцип как бы результирует все рассмотренные нами принципы: принцип личностной целесообразности, принцип взаимной эффек­тивности интеракций, принцип единого критерия и принцип со­циальной дифференциации в зависимости от обладания дефицит-

181


ным ресурсом. Именно взаимоувязанность, совокупность этих прин­ципов дает нам представление о равновесной стабильной системе социальных взаимодействий как непосредственных, так (что еще важнее) опосредованных, как межличностных, так и групповых.

Обеспечение равновесия в системе социальных взаимодейст-_
вий — важнейший принцип организации не только (и не столько)
межличностных интеракций, а всей системы социальных взаи­
мозависимостей и отношений. vi:

К равновесию стремится социум во взаимоотношениях с при­родой. Различные отрасли промышленности, как показал К. Маркс, строят свои отношения по принципу равновесия.

По своей сути равновесие — это признак отрегулированности отношений между субъектами взаимодействий в соответствии с критериями, ценностями, нормами, принятыми в данной системе социальных взаимодействий.

А что такое по своей сути затраты и вознаграждение?

Если затраты и вознаграждение наполнить реальным содержа­нием, т.е. определить, какие действия, услуги, ресурсы требуются от Деятеля в качестве затрат и какие услуги, права, привилегии и в каком объеме будут получены в качестве вознаграждения, то затра­ты предстанут как функциональные обязанности Деятеля, а воз­награждение — как его функциональные права.

Иначе говоря, права и обязанности Деятеля (в дальнейшем бу­дет показано, что права, привилегии, обязанности определяют социальную позицию Деятеля в системе социальных взаимодей­ствий — его социальный статус) есть не что иное, как конкрет­ное воплощение того, какие услуги, ресурсы Деятель должен пре­доставить системе социальных взаимодействий и на какое вознаг­раждение он твердо может рассчитывать.

Социальные позиции в системе социальных взаимодействий фик­сируют в себе не просто права и обязанности Деятеля, выполняю­щего те или иные функции, но и уравновешенность этих прав и обя­занностей в соответствии с едиными критериями, приоритетами, принятыми в данной системе взаимодействий. Работа чиновников (работников государственного аппарата) требует особой подготов­ки, степень ее ответственности очень высока, поэтому то, что их зарплата превышает зарплату, предположим, учителя школы, впол­не обоснованно. Мы называем это явление равновесием статусов.

Но следует иметь в виду несколько существенных моментов.

Первый. Равновесие устанавливается между людьми, предлагаю­щими к обмену различные по дефицитности ценности, ресурсы и, соответственно, осуществляющими различные виды социально раз­деленного, социально (в том числе профессионально) дифферен­цированного труда.

182


Не следует путать равновесие и равенство. Равновесие в обмене, как мы отметили (см. принцип взаимной эффективности), между неравными партнерами устанавливается посредством неэквивален­тности их вознаграждений. Равновесие есть уравнивание неравного; допустим, 1 кг золота и 1 кг хлопка по объему несопоставимы, а по весу нам удастся их уравнять.

Итак, равновесие предполагает, что в рамках применения еди­ного критерия (вес или объем) каждому Деятелю воздают эквива­лентно тому, что он предоставил системе социального взаимодей­ствия, следовательно, равновесие в каждой системе социальных взаимодействий, общества устанавливается в зависимости от при­нятого в этой системе, этом обществе критерия — это второй су­щественный момент.

Не стоит думать, что тоталитаризм не имел своего равновесия:
низкий жизненный уровень трудящихся уравновешивался гаранти­
ей работы, более или менее сносного существования. Свое равно­
весие имело и крепостничество: большинство крестьян сами пред­
почитали зависеть от сильных феодалов, чтобы получить защиту от
набегов, произвола. Свобода обходилась гораздо дороже, чем польза
от нее. Но прошло время, плата за «крепость» в условиях развитого
государства, способного обеспечить всех защитой, становилась все
более несоизмеримой вознаграждению. Требовалось установить но­
вый единый критерий. л{~

Отсюда следует, что равновесие — это явление исторически из­менчивое. Конфликты, требования одной из сторон взаимодействия или пересмотреть соотношения затрат и вознаграждения, или при­менить другой критерий к оценке услуг, их дефицитности и т.д. порождают изменения равновесия.

Иллюстрацией нарушения равновесия статусов является случай, проанализированный Дж. Хомансом*. Бухгалтеры отдела были не­довольны тем, что оплата их труда, несмотря на большую сложность и интеллектуальную загруженность, не превышала оплату труда учет­чиц оплаченных счетов, чей труд не требует специальных знаний, а предполагает лишь физическую подвижность. Данная обида была усугублена еще тем обстоятельством, что бухгалтеров нередко пе­рекидывали на другой фронт работы, ограничивали возможности их карьерного роста и т.д. Бухгалтеры жаловались руководству, представителям профсоюзов, но изменений не произошло, так как, по мнению бухгалтеров, «начальство не защищает нас».

В достаточно простом эмпирическом исследовании Дж. Хоманса нашли воплощение и обоснование важнейшие теоретические идеи — в частности, значимость установления разделяемых критериев для определения того, кто чего стоит, положение о комплексном харак-

См.: Хоманс Д. Статус конторских служащих// СОЦИС. — 1993. — № 2.

183


тере, взаимодополняемости средств обмена в ходе взаимодействия (об этом речь пойдет в следующей главе) и многое другое.

Равновесие существенно зависит от традиционной для данного
общества культуры, иерархии ценностей, связанной с ней иерар­
хии в том числе видов профессиональной деятельности. Известно,
что в странах, в которых приоритетны либеральные ценности, про­
фессии, непосредственно обеспечивающие развитие, образование
человека, защиту его прав, охрану его здоровья, ценятся очень вы­
соко, у представителей этих профессий высокий престиж, одно из
самых высоких вознаграждений за услуги. В странах же, в которых
исторически приоритет отдан не личности, а государству, власти,
вооруженным силам и в которых финансирование образования, здра­
воохранения в течение многих десятилетий ведется по остаточному
принципу, иные приоритеты, критерии — и, следовательно, иное
равновесие. ■?•■■ чу---

Мы завершили анализ основных принципов социального взаи­модействия как обмена. Конечно, данный перечень принципов не является исчерпывающим, но эти принципы становятся организу­ющим началом социальной жизни, определяют основные рамки, «ритмы» ее функционирования. Именно в них заложены основы социальной жизни — социальное неравенство и иерархия, роль ценностей как критериев обмена, легитимация как признание вза­имодействия обоснованным, законным, разумным, социальное равновесие как уравнивание неравного и т.д.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.