|
Разновидности социальных взаимодействийПредставляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений. Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулируют обмен в процессе самовозобновляемых, регулярных социальных \ связей — взаимодействий. В ходе социального контакта эти принципы могут и не действовать: Актор может мало заботиться о том, будет ли его поведение вызывать желание у его партнера возобновлять связь, не нанесет ли подобный обмен ущерб ему самому, может проявлять или излишнее великодушие, или излишнюю скупость и т.д. При наличии одноразовых, несистематических контактов люди иногда ведут себя совершенно иначе, чем при наличии I устойчивых взаимоотношений, имеющих к тому же определяющий ■-'. характер. Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен на плату — издержки. Необходимость компенсировать получение благ, чтобы по-прежнему получать их, и является-«пусковым механизмом» социального взаимодействия (или, по выражению П- Блау, «социального притяжения»). Именно то, что взаимно ^вознаграждается, имеет тенденцию к регулярности, самовозобнов-ляемости. На этой основе возникают взаимные ожидания того, что эффект нового акта взаимодействия будет таким же. Любой регулярный социальный обмен тем самым стремится к гарантиям взаимности. Но в одном случае эти гарантии могут быть оговорены заранее, а в другом строятся на доверии. Соответственно, социальные взаимодействия как обмен могут иметь несколько разновидностей. Обмен на основе определенных договоренностей, которые могут быть оформлены в виде договора, контракта, устава, закона, скреп- » лены печатью, а могут и не иметь формализованного характера (устная договоренность), предполагает, что обязательства сторон, 171 объем услуг, сроки Оказания ожидаемой услуги, форма возврата ;-?ТТри наиболее'распространенном диффузном (нежестком) обмене точная плата за услугу, форма и сроки оплаты могут не оговариваться. Человек предоставляет услугу, приходит на выручку по собственной инициативе. Главным при этом является как ожидание взаимности (в перспективе), так и доверие Актора к получателю услуги, который сам принимает решение, как, когда и в какой форме расплатиться, вознаградить за услугу. Он имеет свободу выбора, но во многом иллюзорную — ведь если расплата оказывается явно ниже приемлемой или вообще не наступает, партнер лишается доверия и обмен с ним прекращается. Восстановить доверие намного труднее, чем возобновить оговоренные формы взаимодействия. Как отметил П. Блау, типы обмена, предполагающие добровольное и инициативное предоставление выгод и услуг другому, вовлекают «факторы, создающие диффузные» (жестко не обозначенные ни по срокам, ни по форме услуги) будущие обязательства, не специфицированные четко, при которых природа возврата не может оговариваться, и по большей части оставлена на усмотрение того, кто его осуществляет»*. Социальная жизнь представляет собой постоянное переплетение, взаимодополнение договорных и диффузных форм социального'обмена. Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономической сфере; социальный обмен здесь приобретает форму сделки, в которой строго оговорены объем услуг, сроки их возмещения, стоимость и т.д. Ценник на сыре — это не что иное, как открыто заявленная цена услуги, при соблюдении которой владелец готов произвести с вами обмен; договорная форма пронизывает социальный обмен в организации между руководителем и подчиненными (контракт) и т.д. Широко развиты договорные формы взаимодействия в политической жизни (договоры между государствами, партиями, договор о коалиционном правительстве, договоры между политическими деятелями о координации деятельности и др.). По существу и взаимодействия между государством и гражданами также носят договорный характеров качестве договора может рассматриваться конституция). Диффузность (нежесткость) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих прежде всего, если так можно выразиться, морально-этическое содержание: дружба^ Соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство. Мы не согласны с авторами, ут- * См.: Култыгин В.П. Концепция социального обмена в современной социологии// СОЦИС. — 1997. — № 5, с. 95. 172 -верждающими, что. социальный обмен .--. это только диффузный обмен. В этом случае из социального обмена выпадают экономический обмен, обмен в политической сфере жизни общества,, взаимодействия в организации. Однако именно диффузный обмен является наиболее массовым. Как экономическая сделка, так и политический договор, контракт сотканы из общесрциальной ткани, в которой стороны добровольно предоставляют услугу на основе ожиданий взаимности и доверия к партнеру. Вы покупаете в магазине сыр и надеетесь, что вас не обманут, т.е. качество сыра будет соответствовать указанной цене. А если вас обманут? Вряд ли вы станете обращаться в суд — скорее всего, вы перестанете доверять этому магазину, этому производителю. Вы слушаете предвыборные речи кандидата в депутаты или в президенты, который клянется, что выполнит свои обещания, а в противном случае «готов лечь на рельсы»... Доверяя ему, ожидая выполнения обещаний, вы добровольно голосуете за него. И лишь через определенное время, убедившись в тщетности своих ожиданий, вы откажете ему в доверии. Сколь бы ни были жесткими договорные формы социального обмена, они базируются на таких нежестких материях, как ожидание, доверие и т.п. Можно сказать, что система социальных взаимодействий пронизана доверием, ожиданием взаимности. По каждому поводу не станешь обращаться в суд, надеяться на карательные органы. Основная масса обменов между людьми в обществе осуществляется в кредит, на основе риска, ожидания взаимности, на основе доверия. Диффузный социальный обмен, предполагающий добровольность, доверие к партнеру, является фундаментальной основой повседневной жизни. Одаривать других и не ждать тотчас ответного вознаграждения, оставив его на совести получателя услуги, доверившись его такту, обязательности, — именно это составляет основу социальных взаимодействий. Вот почему роль таких факторов, как честность, верность данному слову, является главным гарантом эффективности всей системы социальных взаимоотношений, взаимодействий. Если в обществе нет «климата ответственности», любые договоры, угроза санкций будут бесполезными. «Диффузность — жесткость» — это лишь один из векторов огромного многообразия взаимодействий. Другой вектор — «прямые-косвенные интеракции». Чтобы точнее понять, как организуется социальная жизнь, как она регулируется, нельзя ограничиваться изучением лишь прямых (простых) интеракций между индивидами (хотя они и наиболее наглядны). Взаимодействия (и, соответственно, обмен вознаграждениями) могут быть как простыми, непосредственно-двусторон- 173 ними, так и сложными, опосредованно-косвенными, когда взаимодействия осуществляются через три-четыре лица и т.п. Так, между учителем и учеником (его семьей) может осуществляться простой, прямой обмен (плата за репетиторство и т.п.) или сложный, опосредованно-косвенный обмен (учитель преподает в государственной школе, но государство выплачивает ему зарплату из суммы налогов, в которую входят и налоги, выплаченные родителями учеников). В современном обществе доля косвенных интеракций очень большая, если не доминирующая. Актор, как правило, вознаграждает одних, а расплачиваются другие. В этом случае речь идет скорее о взаимодействии индивида с социальной группой, социальными организациями, обществом. Другой вектор: обмен осуществляется на уровне как индивидов, так и социальных групп, общностей. Преподаватели вузов как социально-профессиональная группа могут высказать неудовлетворенность той платой, которую общество в лице государства предоставляет им за их высококвалифицированный труд. Демонстрации, митинги, забастовки есть не что иное, как проявление неудовлетворенности данных социально-профессиональных групп вознаграждением, получаемым ими за свой труд. Принципы регуляции взаимодействий, которые мы будем рассматривать, на наш взгляд, носят всеобщий характер. Они реализуются как в индивидуальном, так и в групповом обмене, касаются как прямых, так и косвенных интеракций, проявляются как в жестких, так и в диффузных социальных взаимодействиях. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|