|
Формы социальных взаимодействий. Власть«Ассоциация— диссоциация» как основной тип социальных взаимодействий воплощается в конкретных формах интеракций. Рассмотрим наиболее важные из них, представив формы социальных взаимодействий в виде своеобразной цепочки, логика и последовательность которой в какой-то степени воспроизводит историю возникновения и развития основных форм социальных взаимодействий (рис. 1). При этом мы, как и другие исследователи этих проблем, будем частично основываться на классических положениях Э. Дюр-кгейма и идеях-М. Вебера (в первую очередь о власти, ее легитимности и т.п.). На самых ранних этапах развития социума сотрудничество (I на рис. 1) между людьми носило достаточно широкий неспециализированный характер, чем-то напоминая взаимоотношения между соседями в современной деревне, где принят обмен продуктами в случае необходимости. Соседи равны, ни один из них не обладает монополией на какую-либо услугу, ресурс. По Э. Дюркгейму, подобные взаимоотношения характерны для обществ с относительно небольшими объемом и плотностью населения, ведущим натуральное хозяйство. Возникающие взаимодействия с другими носят спорадический и неспециализированный характер. Но уплотнение массы людей, порожденное ростом населения, неизбежно ведет к взаимодействию с нарастающим числом партнеров, которые предлагают широкий набор неспециализированных услуг. Возникает конкуренция (II), между теми, кто предлагает третьему одинаковые услуги. Обострение конкуренции чревато возникновением прямого противоборства, конфликтов между конкурентами. С целью снижения конкуренции и избежания разрушительных конфликтов развивается специализация предоставляемых услуг (не 204
О о. о с ш О О о. с о S 2 >■ о 2 D. С Ф
га ш S 2- ^ i Га га S m 3- <° О 3
О S С X только материально-хозяйственных, но и интеллектуальных, образовательных, оборонно-силовых, управленчески-координационных, художественно-эстетических и др.), что приводит к социальному разделению труда. По выражению Э. Дюркгейма, «разделение труда есть борьба за существование, но оно представляет ее смягченную развязку. Благодаря ему соперники (конкуренты) не вынуждены истреблять друг друга, но могут сосуществовать бок о бок»*. Специализация, разделение труда закрепляется, утверждается, приобретает самовозобновляемый характер. Возникают специальности, профессии. Закрепленная специализация обеспечивает пред-, сказуемость характера услуги, ее качества, количества, ее оплаты с учетом ценности и дефицитности предоставляемой специализированной услуги. Тем самым обеспечивается регулярность, возобнов-ляемость интеракций субъектов, предоставляющих специализированные услуги. Возникает социальная кооперация (III), особая форма сотрудничества, в основе которой — социальный обмен (чаще не непосредственно-двусторонний, а опосредованный, многоступенчатый) между субъектами, обменивающимися специализированными услугами. Специализируются все социально значимые услуги — от производства сельскохозяйственной продукции до оказания интеллектуальных, оборонно-силовых, управленчески-координационных услуг и т.д. Вместе с тем специализированные услуги начинают разделяться Соответственно, социальная кооперация приобретает как горизонтальные измерения (IV), так и вертикальное (иерархическое — V, VI). В иерархических формах взаимодействий на одном полюсе находится благодетель, наставник, правитель, на другом — опекаемый, ученик, управляемый. Проанализируем иерархизированные формы взаимодействия. Как уже отмечалось, способность отдельных людей, групп предоставлять особо ценные, дефицитные услуги ведет к тому, что те, кому предоставляются эти услуги, вынуждены расплачиваться достаточно дорого: уважением, признанием особых заслуг и даже уступками, подчинением своим «благодетелям». Соответственно, главным проявлением иерархических взаимодействий является оказание одним из участников взаимодействия (предоставляющим особо важные услуги) воздействия на поведение другого. Сделаем одно уточнение. Мы рассматриваем иерархические взаимодействия (да и все формы взаимодействия), которые как бы * Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии, с. 253. 206 «рождаются» на наших глазах. Конечно, очень часто и сегодня происходит становление неформальных групп, завоевание человеком лидерства в силу особых способностей, связей, умений и т.д. Но основную роль играют другие формы иерархии, в которых исторически возникшее сегодня функционирует как уже ставшее, в «снятой» форме. Эти формы иерархической кооперации заранее оговорены должностью, рангом, степенью, званием и т.д., за которыми закреплены определенные функции, права, обязанности. Итак, основной признак иерархических взаимодействий — способность оказывать воздействие на поведение другого. В более слабом виде — это влияние (V), предполагающее учет (но не обязательно полное принятие) одним человеком мнения другого при выработке собственных решений на основе уважения, признания заслуг, ума, таланта, а значит, признания значимым для себя мнения этого человека, этой профессии, занимающего эту должность (вспомним пример с профессором и уборщицей). Влияние — переходная к власти форма взаимодействия. С одной стороны, есть воздействие (и это роднит влияние и власть), а с другой стороны, не пастырь, а сама паства принимает решение о том, прислушиваться ли к мнению «благодетеля». На наш взгляд, примером такой переходной иерархизированной формы взаимодействия является феномен морального авторитета известных писателей, общественных деятелей, научного авторитета крупных ученых—создателей известных научных школ. Ярким примером является влияние средств массовой информации, которые в силу огромных возможностей воздействия на слушателей получили название «четвертая власть». Конечно, здесь еще нет полного подчинения, принуждения. Обязывающая сила уважения, престижа еще не гарантирует, что во всех случаях мнения морального, научного авторитета будут учтены. Но так или иначе влияние уже содержит намек на господство, подчинение. Высшая форма иерархизированных социальных взаимодействий — социальная власть (VI), не только политическая, но и власть родителей, начальника над подчиненными и т.д. Нас интересует прежде всего механизм фактической власти, т.е. власти, способной настоять на своем. Основой власти как формы взаимоотношений является такое средство обмена (вознаграждения), как уступка: получатель жизненно важной и дефицитной услуги (или надеющийся получить такую услугу) обрекает себя на повиновение, т.е. на то, что его Деятельность будут контролировать, координировать, программировать и преобразовывать. Наиболее точно определил это понятие М. Вебер, подчеркивавший, что власть означает способность настоять на своем даже при 207 наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта способность выражается. Иными словами, власть — это такое взаимоотношение, при котором один субъект способен тем или иным образом вызвать в поведении других изменения (уступки), желательные для него, даже в тех случаях, когда этого не желают те, кто должен изменить свое поведение. Данное социологическое понимание власти фактически в тех или иных вариациях было воспринято всеми социологами, каждый из которых вносит новые нюансы, аспекты анализа власти как обязывающего воздействия на другого. Интересную и логически связанную с веберовской трактовку власти как степени свободы («властителя») дает 3. Бауман, фиксируя еще один аспект данного феномена. «Чем больше у человека власти, тем... большее количество решений может считаться для него реалистичным, тем шире круг целей, которые он может преследовать вполне обоснованно, тем больше гарантий, что он получит (от тех, кто ему обязан уступить — подчиняться его воле. — А.Г.) то, чего хочет.;. Таким образом, власть заключается в способности пользоваться действиями других людей как средствами для достижения собственных целей (курсив наш. — А.Э.)»*. Власть как процедура, как механизм взаимодействия — явление сложное, многослойное. О том, что и как порождает такое вознаграждение, как уступка, мы говорили в § 1 данной главы. Но выявление причин готовности (вынужденной?) подчиненного идти на уступки позволяет осмыслить глубинный механизм власти, который, однако, еще не исчерпывает задачу постижения основных социологических ракурсов понимания власти. Власть — это форма социальных взаимодействий и в то же время инструмент, обеспечивающий упорядоченный характер этих взаимодействий. В последнем случае мы особо подчеркиваем главную социальную функцию власти. Власть имеет место именно в системах взаимодействий (в группах, партиях, организациях, обществе, наконец) прежде всего как решающий инструмент, обеспечивающий, гарантирующий соблюдение принятых правил игры, норм, координированность, ^организованность, упорядоченность действий отдельных индивидов; инструмент — препятствующий произволу и анархии, которые способны разрушить системы взаимодействия, породить беспорядок, непредсказуемость. В этих целях власть наделяется правом ограничения свободы действий отдельных индивидов, обладает силой принуждения. Вместе с тем власть — это сложный механизм социального взаимодействия. Он включает не только властные воздействия, волю, последовательность со стороны властителя, но и признание обоснованным доверия к властным действиям и ко всему порядку, системе отправления власти со стороны опекаемых. Социология делает особый акцент не на деятельности властителя, а на легитимности — массовой поддержке, признании власти опекаемыми. «Господство, то есть реальная способность подчинить себе других, покоится на готовности тех, кому приказывают, слушаться приказаний»*. Главное не столько и не только в том, почему люди борются за власть, упиваются властью (это как раз и понятно), а в том, почему люди подчиняются, исполняют распоряжения других — это и есть центральный пункт социологического анализа механизмов власти. Анализ власти как формы социального обмена способствует достаточно ясному пониманию природы легитимности, ее критериев: человек ожидает, что положительный эффект услуги, которую оказывает ему властитель, превысит те издержки, которые (он несет, подчинясь распоряжениям властителя. На чем основано доверие подчиненных к властителю, что признается приемлемым, разумным во властных деяниях, до каких пределов власти позволительно вмешиваться в личную жизнь, приказывать, ошибаться, наконец? Это объясняется проблемой легитимности. М. Вебер выделил три разновидности «легитимных оснований господства»: харизматическое господство-подчинение; традиционное господство-подчинение; легальное господство-подчинение, — которые представляют собой вариант веберовского континуума мотивации социального действия (аффективное действие — традиционное действие — одлерацио-нальное действие). Харизматическое господство-подчинение основано на эмоциональной, аффективной реакции поклонения особому дару лидера, вождя в силу его уникальных интеллектуальных, этических и других способностей и качеств. Люди подчиняются вождю не потому, что так принято, не потому, что этого требует закон, а потому, что они очарованы его обаянием. «Харизматическое господство основано на аффективной преданности вождю и на дарованной ему благодати (харизме). Харизму могут обеспечить магические способности, откровение, героические деяния, сила духа или зажигательность речи... Наиболее чистые типы — господство пророков, военных героев, великих демагогов. Тот, кто распоряжается, — вождь. Те, кто подчиняются, — «учени-
* Бауман 3. Мыслить социологически, с. 121, 122. 208 Вебер М. Три типа господства, с. 185. ки». Они подчиняются вождю исключительно на основании его небывалых свойств; не по своему уставному положению и не в силу традиционной почтительности*. Харизматически обоснованное господство-подчинение играет огромную роль в изменениях общества. Можно согласиться с П. Бергером: «возможность прорыва сквозь социально «принятый мир как данность», разработаны Вебером в тезисах харизмы... Несмотря на ясное понимание недолговечности харизмы, Вебер рассматривал ее как главную движущую силу истории... харизма несет в высшей степени страстный вызов или предопределение. Она заменяет старые смыслы новыми и радикально переопределяет основные посылки, касающиеся человеческого существования»**. Но харизма быстро увядает, поэтому она выступает как некая историческая увертюра, пусковой механизм установления новых социальных порядков, социальных нововведений. В любом обществе — основанном или на традиционной, или на рациональной мотивации социальных действий, — преодоление устоявшегося, привычного требует особых усилий, которые возможны лишь на основе особого эмоционального порыва, доверия, создающего не только рассудочное, но и чувственно практические основания для признания, легитимации нового, его утверждения на практике. Харизма нужна новому властителю, устанавливающему новые порядки, законы, уставы, иначе говоря, харизма является фактором преобразования. Если человек обладает харизмой, его господство (на производстве, в семье и т.д.) будет более эффективным, распоряжения будут обладать большей обязывающей силой, безотлагательностью. При отсутствии у начальника харизмы его подчиненные, ориентируясь на устав, конечно, будут исполнять свои обязанности, но, возможно, не с таким рвением, которое могло быть при наличии у него харизмы. Итак, харизма необходима для серьезных изменений социальных порядков, деятельности фирмы, кафедры и т.д. Для обеспечения же простого воспроизводства, функционирования общества, коллектива, предприятия харизма желательна, но не обязательна. Традиционное господство-подчинение основано на вере в священное происхождение существующих порядков. Человек покоряется властителю (государю, хозяину), его приказу, требованиям не потому, что тот имеет на это право по конституции, закону, договору найма и т.д., а потому, что так принято. Но и властители долж- ны отдавать лишь определенные, освященные традицией распоряжения, традиционно заботиться о своих подчиненных. Традиция достаточно надежно регулирует взаимоотношения между властителем и подчиненным (например, подчинение распоряжениям старшего в семье, традиционное подчинение аксакалу и т.д.). Традиционный тип легитимности при всей своей недостаточно рационально-логической обоснованности, бсмысленности обладает достаточно сильными ресурсами принуждения. Легальное господство-подчинение, или господство на основании устава (договора, контракта, закона) осуществляется «в силу веры в обязательность легального установления власти, обоснованной рационально созданными правилами, т.е. ориентации на подчинение при выполнении установленных правил — господство в том виде, в каком его осуществляет современный государственный служащий и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении»*. На легальном господстве основаны современные государство, предприятие, фирма и т.д. Главный признак легальной легитимности — признание властных распоряжений разумными, обоснованными, так как они соответствуют установленным правилам, закону, другим рационально выверенным, оформленным установлениям. Закон, должность, контракт'/ соответствующие права и обязанности — вот что прежде всего регулирует взаимоотношения властителя и опекаемого в этом случае, а не поклонение, симпатия или традиция. Власть осуществляется благодаря таким средствам, как авторитет и насилие (рис. 1, VI-1 и VI-2). Некоторые авторы, в том числе Ч. Миллс, утверждают, что существуют три, а не два основных средства осуществления власти. «Безусловно, — пишет он,.— в наше время нет нужды доказывать, что насилие представляет собой «решающее» средство власти. Но мы далеко не всегда испытываем на себе насилие. Вместе с насилием нужно рассматривать и авторитет (власть, которой сознательно и добровольно подчиняются) и манипулирование (власть, о механизме действия которой подчиненные ничего не знают). Фактически, рассуждая о природе власти, мы должны постоянно различать эти три вида ее действия»**. Хотя сам Ч. Миллс не дает определение третьего средства — манипулирования, можно предположить, что речь идет об управлении людьми в выгодных для властителя целях, но неприемлемых для подчиненных и скрываемых от них. Манипуляция так или иначе подразумевает неискренность, обман, наличие тайного умысла. Но и ма-
* См.: Вебер М. Три типа государства//Двадцать два, № 72, июль—август, М., 1990. ** Бергер П. Приглашение в социологию, с. 118, 119. Вебер М.. Избранные произведения, с. 647. * Миллс Ч. Социологическое воображение. — М. 1998, с. 54. 211 нипулирование должно базироваться на способности власти хотя бы обманом подчинить людей, создать интригу- Иными словами, манипуляция — это не равноценное авторитету и насилию средство реализации власти, а скорее метод, форма использования этих средств. Авторитет как средство власти основан на признании подчи Чем же объясняется такая обязывающая сила авторитета? Она обусловлена легитимностью, признанием подчиненными власти обоснованной, разумной. Отец одним словом может остановить конфликт между детьми; ко-.,--,{;!] роль, чей сан освящен «божественным светом», одним взглядом. _.подчинял себе непокорных вельмож (таков обычай); вождь, всего ' """лишь произнеся зажигательную речь, мог повести в бой горстку '•'"' плохо вооруженных, но ослепленных харизмой своего вождя бой--мв цов; начальник письменным распоряжением увольняет одного че-_~о>; ловека, а другого повышает в должности — его распоряжение ле- ', гально, оно регулируется законом, уставом, который вызывает уважение. Авторитет, позволяющий властителю без физического насилия распоряжаться людьми, незыблемо покоится на легитимности, признании власти — или по традиции священных, законных или основанных на эмоциональном поклонении — харизматических. Авторитет может быть.формальным (авторитет короля, начальника, родителя и т.д.) или неформальным —. им в настоящее время обладают, как правило, харизматические лидеры. Примеры — Дэн Сяопин, который в последние десять лет своей жизни не занимал никакого поста, но сумел обеспечить модернизацию Китая; аятолла Хомейни, который в первые годы революции в Иране не занимал никакой должности, но властно определил путь развития исламской республики Иран. Второе средство власти — это насилие. Без права и возможности осуществлять насилие власть'лишается одного из главных своих признаков — гарантии неодолимости своих распоряжений. Насилие может быть психологическим (постоянные придирки, гонения и др.), административно-юридическим (административные запре- ты, взыскания, выговоры), физическим (физическое прямое применение силы или угроза применения силы). Существуют два варианта насилия: легитимное й нелегитимное. Легитимное насилие подразумевает применение силы (или предупреждение о возможном применении силы) к тем, кто нарушает закон, права людей, общественный порядок и т.д. Данный вид насилия одобряется, признается легитимным подавляющим большинством граждан (порой даже теми, кто нарушает закон). Нелегитимное насилие — это осуществление властью насилия в целях, не признаваемых большинством граждан обоснованными. Это могут быть отдельные легальные (законные) акции государства (типа наведения конституционного порядка в одной из областей, республик, страны), но не признаваемые обществом разумными (хотя в целом власть еще может признаваться легитимной). Это может быть деятельность всей власти, которая (независимо от того, пришла ли она к власти легально или путем незаконного захвата власти, а также оккупации) не воспринимается населением обоснованной, легитимной. В последних случаях любые распоряжения власти лишены возможности реализации на основе авторитета. Остается только одно -- угроза силы или прямое применение силы. Как правило, рано или поздно нелегитимная власть разрушается. Но следует помнить, что долговечность нелегитимной власти зависит от многих условий, в том числе от позиции,"энергии, активности населения. Если оно не проявляет организованности, активности с целью смены власти, возникает промежуточное состояние, которое может затянуться на долгие годы. Происходит привыкание к нелегитимной, малоавторитетной власти, сила'которой лишь в готовности осуществить насилие или реально осуществляемом насилии. Поведение подчиненных в этой ситуации характеризуется нео-добряемым, но добровольным исполнением властных распоряжений, покорностью (формальной дисциплинированностью) власти. Это касается не только государства, но и учреждения, семьи и др. 213 Раздел IV. ~ ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|