|
Социальная регуляция поведения личности в обществеРассматривая проблемы социальной регуляции, нельзя не видеть и тех существенных различий, которые обнаруживаются при сопоставлении механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, прямой и опосредованных форм социальных взаимодействий. Мы подчеркивали, что наличие единого критерия, совпадение ценностей представляет собой основу любых социальных связей и взаимодействия. Но определение единого критерия на микроуровне происходит по элементарному сценарию. Каждый оценивает эффективность социальной связи в соответствии со своими нуждами, потребностями, соотносит затраты и вознаграждение со своими ЛИЧНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.: .;-.■ Известно, что туземцы с радостью меняли меха на побрякушки, предлагаемые европейцами. Европейцы недоумевали, считая, что вознаграждение несоизмеримо с затратами. Но, вероятно, такого же мнения придерживались и туземцы: мехов у них было немало, добыть их не так уж трудно, а вот зеркало или стеклянные бусы приобрести негде. Но как регулировать опосредованные связи, процессы на макроуровне? В соответствии с каким критерием будут строить отношения друг с другом два завода, находящиеся на разных концах страны, президент страны и работница молочно-товарной фермы уральского села? Как любого человека, невзирая на его индивидуальные особенности, склонности, надежно включить в систему общественных связей таким образом, чтобы его поведение для незнакомых с ним было предсказуемо, понятно; как включиться каждому в систему опосредованных общественных связей, где трудно, да и невозможно договариваться каждый раз о новых критериях, новых нормах взаимосвязей? Это возможно лишь на основе выработки единых критериев, стандартов поведения, которые как своеобразные посредники делают возможным взаимодействие между людьми независимо от их статуса, характера сотрудничества (случайное или регулярное), характера связей (прямых или опосредованных). Идет ли речь о взаимодействии индивидов, или заводов, фирм, государственных учреждений или общественных организаций, идет ли речь о жителях отдаленного края, о поведении в экономической сфере или в политике, в кругу близких или на совещании, — во всем и везде нужен своеобразный язык, который был бы понятен всем участникам данной системы социальных связей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками подобные критерии, которые понятны всем и которыми готовы пользоваться все. К их числу он отнес прежде всего систему ценностей, деньги, власть (закон), которые предоставляют возможность регулировать любые социальные связи (независимо от их сложности и опосредованности) на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Единая система нравственных ценностей вооружает нас моральными критериями (что такое добро и что такое зло; за что человека могут помиловать, а за что наказать), скрепляет общество, делает возможным устойчивое взаимодействие его участников в любых ситуациях. Благодаря деньгам и рынку вклад любого члена данного общества может быть оценен любым другим. И не прибегая к прямому контакту, товарообмену, каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может вступить в любую экономическую сделку на любом конце страны. Власть (и закон) уравнивает всех членов общества, заставляя нести определенные обязательства перед ним, сохраняя основные условия существования как каждого индивида, так и общества в целом. 185 "Именно ценности, деньги, власть в совокупности отграничивают данное общество как относительно замкнутую, самодостаточную систему социальных взаимодействий от других обществ, имеющих свеих символических посредников. Общества обособляются друг от друга как особые системы социальных связей, регулируемых особыми нравственными, экономическими, политическими критериями. В данной системе связей человек действует в соответствии с понятными для него и других нравственными нормами, получает вознаграждение в соответствии с размером трудового вклада в дела всего сообщества, обязуется выполнять указания власти и надеется получать от нее защиту. Как же общество выработало эти единые стандарты поведения, единые нормы, по которым определяется, что такое добро и что такое зло? Любой стандарт поведения, нормы,' принципы, регулирующие взаимоотношения индивидов в обществе, опосредованно выражают связь между людьми. Типовой стандарт поведения человека в данном обществе был определен на основе различных реальных вариантов, личностных образцов поведения на микроуровне. Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, который в характерной для него образной форме писал, что «коллективные представления — продукт обширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений накапливали свой опыт и свои знания»*. На первых порах границы определенной системы социальных связей почти совпадали с семьей, общиной. Готтентоты, жившие в Капской провинции (в нынешней ЮАР), прославилась как невероятные разбойники и похитители крупного рогатого скота. Когда один миссионер, обративший готтентота в христианство, спросил: «Ты знаешь, что такое зло?» —тот ответил: «Знаю, это если зулусы уводят моих быков».— «А что такое добро?» — «Это если я у зулусов угоню быков». По мере расширения системы социальных связей не только расширялся круг людей, которым было «разрешено» считаться равными с членами семьи, общины, племени, но и изменялись критерии отбора; стандарты поведения адаптировались к обслуживанию более сложной системы отношений. Оказалось, что отношения «добрых родственников», связанных кровно-родственной, эмоциональной общностью, не во всем 'пригодны для регулярных связей с другими людьми, людьми из других родов и т.д. * Дюркгейм Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980, с. 218. Расширение системы социальных связей, а с другой стороны, необходимость обеспечить их регулярность, самовозобновляемость (особенно если речь идет об институализированных связях) деин-дивидуализировали стандарты поведения. Деиндивидуализированныи образец — это исторически отобранный тип поведения, обеспечивающий эффективное выполнение той или иной функции независимо от того, какой человек будет ее выполнять (т.е. независимо от его психологических и физических особенностей). Высшая степень деиндивидуализации — образец человека вообще как элементарной единицы системы социальной связи. Общество, устанавливая нормы, ценности, как бы устанавливает набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник социальных связей, независимо от его индивидуальных особенностей и т.д. «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Любовь к чело Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|