|
Глава XXII. Общество: механизмы развития и разрушенияМеханизмы функционирования общества Как целостности \ Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания базовых элементов, структур, функциональных связей, определяющих качественную определенность социетальной системы. Для обозначения процесса самовоспроизводства социальной системы используется термин «аутопойезис» (в переводе с греческого — самотворение, самопорождение), предложенный чилийским биологом У. Матура-ной. Аутопойетические системы — это такие системы, которые обладают способностью воспроизводить свои основные компоненты, обеспечивать их связанность, упорядоченность, поддерживая тем самым собственную идентичность. Однако это не исключает изменений внутри системы, появления новых элементов, новых зависимостей и связей, переструктурирования нормативного порядка и т.д. Аутопойетические процессы впервые были описаны в живых системах.-Приведем пример описания клетки, который позволит лучше понять суть аутопойезиса: «Клетка — это сложнейшая система, состоящая в среднем из 105 макромолекул. За полное время жизни данной клетки все макромолекулы возобновляются приблизитель- *г но 104 раза. При этом в течение всего процесса клетка сохраняет свои отличительные свойства, связанность и относительную независимость. Она воспроизводит мириады компонент, но.все же не производит ничего, кроме самой себя. Сохранение единства и целостности, в то время как сами компоненты непрерывно или периодически распадаются и возникают, создаются и уничтожаются, производятся и потребляются, и называется самовоспроизведением (или аутопойезисом)»*. Позднее аутопойетическими стали называть и социальные системы, поскольку они в отличие от неживой природы обладают способностью живых организмов «воспроизводить мириады компонент, но все же не воспроизводить ничего, кроме самой себя». Данный методологический подход позволил воспринимать общество не как застывшее структурное образование, а как динамическую систему, существующую благодаря постоянному развитию аутопойетичес-ких процессов. * Цит. по: Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. —М., 1998, с. 19. 517 Рассматривая общество как аутопойетическую систему, подчеркнем следующие его основные свойства: • общество обладает способностью воспроизводить себя как • воспроизводя себя, общество не только сохраняет свою це • самовоспроизводство — это не воссоздание общества в аб • самовоспроизводство общества осуществляется только на ос Условно процесс самовоспроизводства общества можно пред Фаза динамического равновесия — это воспроизводство индивидами всех основных структурных элементов и функциональных связей общества-системы. Взаимодействуя, люди ориентируются на статусно-ролевые предписания (воспроизводится статусно-ролевой уровень общества, см. рис. 1), благодаря этому обеспечивается бесперебойная работа социальных институтов, организаций, групп (воспроизводится институциональный уровень системы), а также соблюдаются культурные, правовые нормы (воспроизводится со-циетальный уровень системы). Равновесие системы всегда относительно, потому что поведение реальных людей всегда многообразнее ролевых предписаний, но возникающие отклонения либо не мешают целостности системы, либо быстро подавляются, напри-
НОВОЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ Рис. 2. Процесс самовоспроизводства общества-системы 518 мер, институциональными механизмами санкций. Именно этим обусловлено динамическое равновесие системы. Фаза нарушения равновесия — это появление рассогласований, сбоев в работе общества-системы: увеличение числа случаев, несоответствия поведения ролевым предписаниям, снижение эффективности санкций, нарушение нормативного порядка. Рассогласование внутренних функциональных связей чревато серьезными последствиями для системы, поэтому она должна активизироваться с целью подавить дисфункциональные явления и тем самым обрести равновесие. Фаза нового динамического равновесия — это восстановленное, относительно устойчивое состояние системы. Отличие его от предыдущего динамического равновесия может варьировать от практически незаметного до радикального. В первом случае обычно говорят о собственно функционировании, воспроизводстве системы, во втором — об ее изменении, преобразовании. Главным возмутителем спокойствия системы является человек, способный своими действиями разрушать сложившиеся институциональные связи, делать неэффективным нормативный порядок. Вот почему основной проблемой функционирования общества-системы является подчинение своей логике действий человека. Прежде всего для этого необходимо, чтобы поведение людей соответствовало статусным предписаниям, чтобы они исполняли роли, определяемые системой. Для решения этой задачи используются механизмы социализации — именно в ходе социализации индивиды учатся исполнять предписываемые обществом роли, узнают о значимых культурных образцах поведения, вырабатывают ценностные ориентации, что обеспечивает постоянное воспроизводство сложившихся социальных связей. Общество-система в целях поддержания своего динамического равновесия стремится направить поведение индивидов в рамки статусно-ролевых отношений. Для этого, как уже говорилось, существуют различные уровни регуляции и контроля социальных взаимодействий: групповые нормы, институциональные требования, регулирующее воздействие культуры, государственное принуждение. Они дополняют процесс научения статусно-ролевому поведению внешним воздействием, принуждением к выполнению нормативных предписаний. Однако в реальной жизни всегда есть девианты, т.е. люди, действующие не по правилам системы. При определенных обстоятельствах (возникновение новых ценностей, нарастание неудовлетворенности в обстановке экономического кризиса и т.п.) девиация может обрести угрожающие для системы масштабы. В этом случае 519 главным стабилизирующим фактором общества-системы становятся механизмы второго уровня — механизмы институализации, которые проявляются в двух основных формах: самозащита, т.е. предохранение уже сложившегося института или общности от саморазрушения, способного произойти, если поведение индивидов перестает соответствовать институциональным или групповым нормам и правилам, и создание новых институтов, новых групп, организаций, позволяющих упорядочить новые виды социальных взаимодействий. Процесс создания новых структурных образований может развиваться «снизу», т.е. в виде постепенного появления всех основных институциональных атрибутов — устойчивых статусно-ролевых взаимодействий, нормативных правил, внутреннего социального контроля за выполнением этих правил. Благодаря этому отношения, имевшие ранее спорадический, случайный характер, становятся устойчивыми, формальными и дают рождение новым социальным организациям и институтам. Так, в конце 80-х — начале 90-х гг. в СССР возникают на волне недовольства масс народные (национальные) фронты. Первоначально аморфные, лишенные четкой ориентации, они постепенно обретали черты устойчивых организаций и дали начало многим политическим партиям молодых государств, образовавшихся после распада СССР. Создание новых структурных образований возможно и «сверху», т.е. параметры новой институциональной структуры задаются в виде законов, указов, принимаемых политической элитой. Как правило, такие решения принимаются по мере осознания усиливающегося недовольства народных масс и нарастающей угрозы расширения зоны девиантного поведения. Осуществляется как бы упреждающий удар, т.е. массам предлагаются готовые нормативные отношения, задается алгоритм их будущей деятельности. Типичный пример институализации «сверху» — структурные рефор В какой бы форме ни осуществлялась институализация, она неизбежно завершается появлением на втором уровне общества-системы новых социальных организаций или институтов. Это может 520 вызвать неадекватную реакцию системы как целого — ведь могут возникнуть структуры-«монстры», не соответствующие логике со-циетального уровня общества-системы. Так, Первая Государственная дума (1905 г.) не вписывалась в логику нормативного порядка абсолютной монархии — ее появление требовало изменений, перераспределения функций между государственными институтами; император должен был отдать часть своих полномочий новому государственному образованию, претендовавшему на роль парламента. Появление в СССР во второй половине 80-х гг. многих политических партий потребовало отмены конституционной нормы о руководящей роли КПСС; профессионализация в США в XIX в. государственного управления потребовала ограничения правила «системы добычи», согласно которому каждый новый президент приводил с собой свою команду и практически обновлял весь государственный аппарат. Структуры-«монстры», возникающие стихийно или создающиеся государством, требуют переструктуриррвания нормативного пространства, что может быть очень болезненным для общества: изменение норм всегда затрагивает интересы определенных групп," неизбежно происходит столкновение сил, утрачивающих свои позиции в социальном пространстве, и сил, расширяющих зоны своего влияния. Борьба между ними может спровоцировать резкое нарастание вненормативного, девиантного поведения. Общество-система не может позволить правящей элите или другим группам, опираясь на насилие, по своему усмотрению, исходя лишь из собственных представлений и интересов, переустраивать социальные взаимодействия. Благодаря третьему виду механизмов функционирования общества — легитимации результаты социализации и институализации постоянно сравниваются с общепринятыми ценностными образцами культуры данного общества, нормами права. В результате осуществляется своего рода «выбраковка» тех новообразований, которые не соответствуют доминирующей системе ценностей, устоявшимся правовым нормам. Например, невозможно ввести монархическую форму правления там, где монархия в массовом сознании не воспринимается как ценность; невозможно утвердить принципы правового государства там, где народу неизвестны иные образцы поведения, кроме беспрекословного подчинения царю-батюшке и т.д. Механизмы легитимации обусловлены культурой, которая, как уже отмечалось, является своеобразным генетическим кодом общества, влияющим на поведение множества индивидов и позволяющим каждому из них формировать в своем сознании однотипные образы окружающего мира и тем самым достигать согласия по основным вопросам социального порядка. Нормы, не соответствующие ценностным образцам культуры общества, не приживаются 521 или остаются фикцией, зафиксированной на бумаге. Любым изменениям в обществе практически всегда предшествуют сдвиги в ценностных ориентациях значительной части населения. Трудности радикального реформирования определяются именно глубиной противоречия между исторически сложившейся и усвоенной массами культурой поведения, мышления, восприятия и предлагаемыми, еще непривычными, типами социальных взаимодействий. В сознании людей должны произойти серьезные изменения, чтобы они приняли новую систему норм, правил, пересмотрели свои ценностные ориентации. Ценностный раскол населения, религиозный или идеологический, делает общество крайне уязвимым, механизмы легитимации в нем перестают выполнять интефирующую функцию. Сторонники разных религиозных взглядов и идеологических концепций могут поддерживать несовместимые институциональные образования, выступать за установление в стране взаимоисключающих структур, организаций и т.п. Так, приверженцам либеральной системы ценностей институт частной собственности представляется естественным и крайне необходимым, а представители коммунистической идеологии видят в нем источник неравенства и выступают за его отмену. Единственным «страхующим механизмом», способным предотвратить распад общества, может быть государство, которое берет на себя задачу подавления отклоняющегося поведения, используя для этого находящиеся в его арсенале средства, включая применение прямого насилия. Однако эти средства могут дать правящей элите лишь кратковременный шанс на осуществление своего господства — власть сама должна обладать легитимностью, пользоваться доверием населения, в противном случае она обречена (подробнее о легитимации политической власти см. раздел X, гл. XXVII). Механизмы легитимации универсальны, поскольку регулируют все институты, в том числе и институты политической власти. Механизмы функционирования общества представляют собой аутопойетические процессы, при помощи которых система воспроизводит себя в постоянном развитии: социализация обеспечивает воспроизводство ранее сложившихся структурных элементов и взаимосвязей, институализация — появление в системе новых структурных образований, легитимация — интеграцию ноовообразова-ний в единый ценностно-нормативный порядок, поддерживая целостность системы. Указанные механизмы объективны, они развиваются в любой социальной системе, обеспечивая ее воспроизводство. Но они проявляются только в конкретных действиях людей, социальных Акторов. Механизмы функционирования общества — это процессы, состоящие из множества событий или практик, в которых в той или иной мере и форме участвует все население страны и главным итогом которых является воспроизводство общества. Разрушение общества. Аномия Разрушение общества — это утрата им способности воспроизводить себя, утрата своей качественной определенности, идентичности. Распад Австро-Венгрии в начале XX в. и Советского Союза в конце Рассмотрим условия, при которых становится возможным разрушение общества, оставив в стороне случаи вооруженного захвата территории, т.е. случаи насильственного внешнего воздействия. Основной признак нарастающего «неблагополучия» общества-системы — нарастание девиации, т.е., как уже указывалось, осознанного индивидами нарушения сложившихся норм социального порядка. Этот процесс, как правило, является частью более общего процесса — аномии. Этот термин предложил Э. Дюркгейм для обозначения дезорганизации социальной жизни, при которой нормативный, институциональный порядок в обществе перестает выполнять свою регулирующую роль: «Никто не знает в точности, что возможно и что невозможно, что справедливо и что несправедливо; нельзя указать фаницы между законными и чрезмерными требованиями и надеждами, а потому все считают себя вправе претендовать на все»*. Первый фактор, способствующий развитию аномии в обществе, — прекращение в силу определенных причин ориентации большей части населения в своих действиях на сложившиеся ранее статусно-ролевые предписания, следования еще недавно общепринятым нормам поведения. Предпосылками для возникновения такой ситуации часто бывают природные катаклизмы, экономические потрясения, войны, при которых значительные массы населения оказываются неспособными поддерживать свой жизненный уровень привычным способом, главной проблемой для них становится проблема физического вы- ' Дюркгейм Э. Самоубийство. — М., 1994, с. 238.
523 живания, подавляющая все ранее выработанные социальные установки на исполнение ролевых стандартов. Приведем, к примеру, описание положения масс в период, непосредственно предшествовавший Великой французской революции 1789 г.: «Беспримерные бедствия, голод, нужда обрушились на народные массы деревень и городов. Доведенные до отчаяния крестьяне покидали насиженные места, уходили бродяжничать, поднимали мятежи. То здесь, то там в разных провинциях королевства вспыхивали крестьянские восстания. В городах голодающая беднота громила продовольственные лавки и склады. Общественное возбуждение охватывало всю страну... Крестьяне громят ненавистные им замки сеньоров, «пускают петуха» — сжигают помещичьи усадьбы, делят между собой помещичьи луга и леса...»* Ситуация, сложившаяся в нашей стране в 90-е гг. XX в., при всей своей внешней несхожести с волнениями крестьян в феодальной Франции, содержала в себе ту же угрозу дезорганизации общества. Сокращение производства, неполная занятость, низкие заработки, невыплата зарплаты выталкивали людей из привычных статусно-ролевых ниш, провоцировали на поиск новых видов деятельности, которые могли бы обеспечить приемлемый уровень жизни, а нередко и физическое выживание. Такое выталкивание не имеет ничего общего с соцйопрофессио-нальной мобильностью. Последняя представляет собой свободный или конкурентный переход индивидов из одной ниши в другую, смену статусно-ролевой позиции. Каждая такая позиция характеризуется устойчивостью ролевых ожиданий и представляет собой звено в цепи институализированных, нормативно определенных отношений. Обретая новый статус, индивид принимает новые правила взаимодействий с окружающими, причем эти правила уже выработаны, известны, им можно научиться. В России же на протяжении последнего десятилетия XX в. отмечалась ситуация, при которой многие были вынуждены выходить за пределы статусно-ролевых ниш, предлагаемых общепринятой системой институциональных отношений. Люди оказывались как бы вне структур общества, в безнормативном пространстве, где не действуют механизмы воспроизводства старых социетальных связей. Инициативные и волевые, попадая в такую ситуацию, находили силы и возможности самоорганизовываться, создавать новые социальные структуры. Однако подобная самоорганизация в условиях размытости социально-политических ценностей нередко обретала дикие формы, осуществлялась подчас на базе узкокорыстных целей, порождая асоциальные объединения, в том числе и откровенно преступные по своей направленности. Те, кто психологически не был готовым к новой ситуации, отступали перед трудностями или становились активными участниками экстремистских движений. Второй фактор, способствующий развитию аномии, — делегитимация, т.е. размывание исходных ценностных основ нормативного порядка, обеспечивающих интегративность, целостность обще- ства на социетальном уровне. Широкие массы утрачивают доверие к ранее сложившейся системе ценностей и обеспечивавшей совсем недавно легитимацию нормативного порядка. Критический настрой многих людей в отношении тех идеалов, представлений, убеждений; которые еще недавно казались им важными, жизненно необходимыми, является важным признаком делегитимации. Важной составляющей процесса размывания социетальнрго уровня общества-ристемы является делегитимация политической власти. Утрата доверия масс к государственным органам, недовольство руководством страны резко сужают возможности правового регулирования обществом. Властеотношения начинают держаться исключительно на принуждении, насилии, что не может долго продолжаться. ■»iy На рубеже 80-х — 90-х гг, XX в. в нашей стране наблюдались все.. ц основные признаки размывания социетального уровня общества-системы: девальвация ценностей, легитимировавших нормативный порядок советского строя, беспощадная критика принципов коммунистической идеологии, новое отношение к истории страны, возросший интерес к ценностям либерализма. Социологические исследования, проведенные в первой половине 90-х гг. под руководством И. Клямкина*, уже в это время зафиксировали достаточно высокую степень актуализации либеральных ценностей в сознании россиян. Однако эти:ценности формировались не в результате усвоения реально сложившегося нормативного порядка, а как негативная реакция на тоталитаризм, как ориентация на западный образ жизни. Накладываясь на ранее интериоризированныё'норма-тивные ожидания и требования, эти ценности нередко причудливо уживались со стереотипами коммунистического сознания. Вместе с тем сохранились группы, не испытавшие на себе сильного воздействия либеральной идеологии. Сегментация ценностного сознания характерна, видимо, для любого общества. Идеологический плюрализм не опасен для общества как системы при наличии базовых социально-политических ценностей, легитимирующих нормативный порядок, которые поддерживаются большинством участников социальных взаимодействий. В СССР в начале 90-х гг. сложилась ситуация, когда массовое сознание уже не принимало старый нормативный порядок, но еще было не готово к безоговорочному принятию новых социальных институтов. Ценностный раскол вел к тому, что в обществе складывались конкурирующие представления о его новом облике. Ситуация осложнялась падением авторитета центральных государственных органов власти и ростом сепаратистстких настроений. Распад СССР становился неизбежным. ;'*-
* История Франции. — М., 1973. Т. 2, с. 5. 524 * См.: ПОЛИС, 1993, №6; 1994, №2, 4-5.: т?:V<?i 525 В условиях разбалансирования статусно-ролевого и социеталь- Итак, аномия — это рассогласованность между нормативно-функциональными требованиями системы и реальным поведением индивидов, ведущая к отчуждению индивидов от общества. Общество оказывается не в состоянии направить поведение индивидов в ранее привычные институциональные рамки, а люди, лишенные ценностно-нормативной ориентации, находятся в состоянии либо крайнего возбуждения, либо глубокой депрессии, действуют на свой страх и риск, руководствуются сиюминутными интересами и тем самым перестают воссоздавать структурные элементы общества- Аномия одинаково пагубна и для личности, и для общества. Личность десоциализируется, утрачивает навыки моральной, правовой регуляции своего поведения, мотивация становится утилитарной, примитивно-гедонистической, на уровне физиологических потребностей. Общество начинает распадаться, так как не воспроизводятся некогда устойчивые социальные связи и отношения. К счастью, анемические процессы в обществе редко обретают всеобщий характер, затрагивая обычно отдельные виды взаимодействий. Однако любая форма аномии свидетельствует о неспособности механизмов функционирования общества восстанавливать равновесие системы под влиянием окружающей среды, и чем глубже аномические процессы, тем труднее добиться восстановления равновесного состояния системы. Развитие общества Параметры, свидетельствующие о развитии общества, должны относиться к основным структурным уровням общества-системы, 526 быть необратимыми и устойчивыми. Можно выделить три основных параметра: • появление новых элементов культуры в виде новых ценност Например, как убедительно показал М. Вебер, ценности протестантизма оказались значимыми для общества-системы не сами по себе, а потому, что оказали огромное воздействие на изменение экономических и политических отношений в западных обществах. • появление новых (исчезновение старых) институтов: создание • трансформация функциональных зависимостей между струк Таким образом, развитие — это перемены, затрагивающие структурную композицию общества, т.е. те наиболее устойчивые, относительно неизменные факторы, которые влияют на поведение людей, определяют их действия, задают логику последующим событиям. Необходимо различать развитие стабильного общества-системы, когда оно оказывается в состоянии аутопойезиса, и развитие дезорганизованного общества-системы, когда аномические процессы не позволяют ему восстанавливать в полном объеме свою структурную композицию. Инновационные процессы в стабильном обществе развиваются на фоне основных аутопойетических процессов, поддерживающих вос- 527 производство системы, ее целостность. Поэтому любая новация, чтобы состояться, не должна вносить диссонанс в системный механизм, иначе мощные восстановительные силы системы подавят ее или вытеснят на периферию социетального порядка. Иными словами, все создаваемые людьми новые социальные структуры должны пройти проверку на соответствие ранее сложившимся принципам системной самоорганизации. Чтобы объяснить, как решается эта сложная задача в реальной жизни, обратимся к схеме инновационного процесса, предложенной П. Штомпкой, несколько изменив ее (см. рис. 3)*. На стадии создания новации проявляется творчество индивида (индивидов). Происходит изобретение чего-то нового, что еще никак не проявлялось ранее в жизни общества: новая трактовка философом принципа социальной справедливости, изобретение нового орудия труда, идея политика о создании новой партии, оригинальная теоретическая концепция ученого, желание группы государственных деятелей провести конкретные реформы и т.д. Не всякая идея человека может рассматриваться как новация. Главным отличием новации является то, что, будучи реализованной, она в той или иной мере должна будет изменить структурную композицию общества-системы, т.е. должны появиться новая социальная организация или институт, новые нормы или ценности, измениться престижность статусных позиций и т.п. Поэтому радикальный, на первый взгляд, лозунг «Правительство — в отставку!» не несет в себе новизны. В нем выражено лишь недовольство существующим правительством, но не более того. Реализация данного лозунга приведет только к замене персонального состава кабинета министров, но никаких изменений, например, в политической институциональной подсистеме не произойдет. Второй этап инновационного процесса — сообщение о новации. Изменения структурной ткани общества не могут быть уделом оди-
■— К Сообщение i— К Рис. 3. Стадии появления и распространения новации * См. Штомпка П. Социология социальных изменений, с. 318. 528 ночек, в том числе гениальных. Любые социальный институт, организация, нормативный порядок или идеологическая система существуют только в процессе их воспроизводства многими людьми, поэтому первое условие вхождения этих изменений в реальную жизнь — распространение о них соответствующей информации. Третий этап инновационного процесса — отбор («фильтрация») новаций. На этом этапе отбрасываются мнотие идеи, предложения, получившие достаточную информационную поддержку. Блокирование нововведений осуществляется в обществе постоянно и повсеместно: в лице традиционно ориентированных коллег по работе и друзей, в лице идеологических или политических противников, которые любую идею противоположного политического лагеря априори назовут абсурдной, в лице тележурналистов, которые могут интерпретировать содержание идеи таким образом, что ее автору будет не по себе от возможных последствий ее реализации. В любом обществе действуют три основных «фильтра», отсекающих большую часть новаций, известных достаточно широким слоям населения: • правящая элита, обладающая властными полномочиями в :.;; рых, как правило, невозможно осуществление большей ча-", сти нововведений, затрагивающих социетальный порядок. Ее политические воззрения, ценностные ориентации, корпоративные интересы, симпатии и антипатии, личные амбиции — все это может сыграть роль при отборе новаций. Вот почему качество политической элиты, ее открытость, заинтересованность в изменениях — одно из важнейших условий развития общества. Наивысшая степень зависимости инновационного процесса от правящей элиты отмечается в тоталитарном обществе, где государство контролирует даже распространение идей, для чего создает цензуру; • правовые нормы, ограничивающие поток новаций и суще • культурные ценностные ориентации и установки населения, 529 порядке. Этот механизм фильтрации новаций является наиболее сложным, потому что обычно не связан с позицией конкретных лиц, способных запретить то или иное нововведение. Он проявляется в массовом недоверии людей ко всему необычному, не укладывающемуся в традиционные представления, ко всему, что может нарушить их привычный уклад жизни. Воздействие на новатора может исходить от его родных и коллег, которым в силу ранее сложившихся и интериоризированных ценностей, непонятны его предложения. Ему начинают доказывать тщетность и пагубность его идей, бессмысленность его замыслов. Надо обладать большой верой, убежденностью в своей правоте, огромным упорством, чтобы преодолеть неизбежно возникающее отчуждение. В самом общем плане этот механизм можно обозначить как господствующую культуру, которая, будучи усвоенной массами, делает последних невосприимчивыми к любой попытке обновления общества. Прохождение новации через фазу отбора означает начало материализации идеи в конкретное социальное образование: издается нормативный акт, создается новая организация, новая идеологическая система обретает своих сторонников и начинает распространяться в обществе, изменяются функции какого-либо уже существующего института и т.д. Однако осуществление замысла совсем не обязательно ведет к планируемому результату. Инновационный процесс вступает в четвертый этап — «прорастание» нова
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|