|
Социальные механизмы воспроизводства стратификационной структуры обществаСовременные социологические опросы показывают, что люди остро ощущают неравенство, имеют сложившееся мнение о социальной иерархии, достаточно определенно указывают на свое место в иерархической структуре. По данным ВЦИОМа, в 1996 г. ответы россиян на вопрос о том, к какому слою в обществе они бы себя отнесли, распределились следующим образом: к низшему слою — 12,9%, к рабочим - 37,9%, к среднему слою — 39,7%, к высшему слою — 1,2%, затруднились ответить 8,3%*. Идентификация с определенным социальным слоем не означает, что индивид удовлетворен своей позицией в стратификацион-
* «Новые Известия», 10 марта 1998 г. ** Современное российское общество:переходный период / Отв. ред. В.А. Мансуров. — М.: Институт социологии РАН, 1999, с. 31. 554 * Громова Р.Г. Социальная стратификация в самооценке россиян // Общественные науки и современность. — 1997. — № 6, с. 6. 555 ной структуре общества — более того, у него может возникать острое ощущение несправедливости. Но большинство людей мирятся с социальным неравенством, воспринимают его как неизбежность, нормальное, естественное состояние общества, ф,,м; Видимо, в обществе складываются особые механизмы, защищающие и воспроизводящие социальную иерархию, заставляющие людей принимать ее логику и принципы. Это институциональные механизмы, механизмы легитимации неравенства и механизмы хаби-туализации (опривычивания) сложившегося способа неравенства в обществе. Рассмотрим их более подробно. Институциональные механизмы — это совокупность институтов, закрепляющих статусное, экономическое и политическое неравенство в обществе. Например, институты политической власти устанавливают принципы политической иерархии, определяют, кто и при каких условиях может стать обладателем высших статусных позиций в системе государственной власти. Институт собственности и институт наследования делают неравными шансы богатого наследника и человека, родившегося в бедной семье, т.е. определяют их изначальную принадлежность к разным стратам. Институты структурируют социальное пространство, делают контуры стратификации четкими, нормативно определенными, определяют условия, при которых индивид может претендовать на ту или иную статусную позицию, подавляют те виды социальных действий и взаимодействий, которые могут нарушить сложившийся каркас институциональных иерархических отношений." Институциональное регулирование в сословном феодальном обществе, например, заключается в государственной защите привилегий высших аристократических слоев, предоставлении им исключительного права на управление, власть, недопущении или резком ограничении браков между представителями различных слоев. Институты, защищающие иерархию, опираются не только на силу власти, но и на целенаправленно создаваемую и распространяемую в массовом сознании систему соответствующих ценностей, нравственных правил, жизненных ориентиров. Так, католическая церковь, преодолевая эгалитаристские черты первоначального христианства, в странах Западной Европы превратилась в надежного идеологического стража феодальной иерархии. В современном общестре, провозгласившем равенство всех граждан, тем не менее, существует своя система институтов, поддерживающих стратификационную структуру. К названным политическим институтам и институтам собственности и наследования можно добавить институт образования, позволяющий заниматься престижными видами деятельности лишь тем, кто обладает возможностями получить соответствующий диплом, институализацию управленческой деятельности в организациях и т.д. 556 С изменением принципов вертикального расслоения меняются и социальные институты, их обеспечивающие. Вместо институтов, закрепляющих аскриптивный принцип иерархии, возникают институты, ориентирующие индивидов на достижение. Однако социальные институты всегда остаются, стражам и социальной иерархии, обеспечивающими либо неприкосновенность границ между высшими и низшими ее эшелонами, либо превращающимися, как подметил П. Сорокин, в своеобразный селективный механизм, формирующий верхние пласты общества. Механизмы легитимации неравенства — это устойчивый и непрерывный процесс усвоения населением ценностных суждений, представлений о необходимости и целесообразности сложившейся в обществе стратификационной структуры. В культуре любого народа по мере иерархизации институциональ Легитимация неравенства обеспечивается путем интериориза-ции ценностных представлений, суждений, верований в.ходе социализации. В средневековье в основе этого процесса лежало формирование веры в незыблемость традиций, их божественной предопределенности. В современном обществе также существуют определенные идеологические постулаты, которые дополняются возросшей рациональностью мышления, признанием важности существования специфических регуляторов социальной жизни, препятствующих хаосу и анархии. Эгалитаристские взгляды, проявляющиеся время от времени, встречают в настоящее время мощный идеологический отпор как несоответствующие сущности человека, который изначально имеет определенные способности, талант и потребности, противоречащие природе, требующей функционального различия между социальными группами, лишающие индивида внутренней побудительной силы к самосовершенствованию. * Минделл А. Лидер как мастер единоборства. — М., 1993, с. 29—30. 557 Важной особенностью современного общества является и то, что оно, поддерживая в массовом сознании представления о необходимости и целесообразности социальной иерархии, дает шанс каждому испытать свои силы в труднейшем подъеме на высшую ступень стратификационной лестницы. Тем самым создаются условия для направления энергии, генерирующей недовольство своим положением в иерархической структуре, не на разрушение самой структуры и охраняющих ее институтов, а на достижение личного успеха. В массовом сознании создается устойчивое представление о персональной ответственности за свою судьбу, за свое место в пирамиде власти, престижа и привилегий. Механизмы легитимации — это не только усвоение определенных ценностных суждений о социальной иерархии в обществе, но — главное -*- усвоение ценностных представлений, моделей поведения, свойственных субкультуре каждого социального слоя. Различия в культуре страт являются одной из важнейших характеристик социальной стратификаци-и. В процессе жизнедеятельности люди создают на каждом этаже социальной иерархии особый мир, помогающий им жить, общаться между собой, удовлетворять свои потребности. Привыкая'к этому миру, они стараются сберечь его и с недоверием относятся к иным принципам и взглядам. Особенно настойчиво охраняют свою социокультурную среду высшие слои общества. У.Л. Уорнер выявил, что воспроизводство субкультуры того или иного слоя общества обеспечивается главным образом благодаря семье, кругам общения и некоторым относительно закрытым ассоциациям. ^ В семье прививаются определенные навыки поведения в соответствующей социокультурной среде, закладываются ценностные ориентации. Круги общения представляют собой тесные группы, организованные прежде всего по принципу принадлежности к одному со^-циальному слою, которые определяют поведение, входящих в них индивидов, закрепляя соответствующие модели поведения. Вхождение в некоторые круги общения может гарантировать человеку повышение своей статусной позиции. По мнению американского социолога Э. Дэвиса, «круги общения цементируют индивидов своего класса и обеспечивают возможность мобильным лицам продвижение вверх по социальной шкале благодаря тому, что те, кто находится «выше», признают их своими»*. Принадлежность к определенным ассоциациям (например, престижным клубам) становится своеобразной гарантией повышения * Социальная стратификация. Вып. 1. — М., 1992, с. 62. 558 своей статусной позиции. Низшие слои также могут создавать ассоциации — например, профессиональные, которые способствуют поддержанию у них определенного стиля поведения. О. Льюис, изучавший проблемы бедности в Мексике и на Кубе, четко выделил основные черты субкультуры наиболее обездоленных людей*: для того, чтобы компенсировать несчастья и лишения, бедняки формируют специфическую систему ценностей, стремясь взять от жизни как можно больше и не задумываясь о последствиях своих поступков; как правило, у них нет жизненных планов, уверенности в себе, они более склонны обвинять в своих бедах других людей или внешние обстоятельства, более агрессивны, конфликтны. Различия между социальными слоями проявляются даже в манере речи. В одном из экспериментов, проведенном американскими учеными, респондентам, имеющим разные статусы, предложили в течение 40 секунд читать одну и ту же басню. Затем эти короткие записи оценивали группы из 15—30 студентов колледжей из разных регионов, которым было предложено определить социальный статус говорящего. В 80% случаев их оценки реального социального класса респондента оказались точными. Когда респондентов попросили придать своему голосу схожесть с голосом богатых людей, точность оценок осталась по-прежнему высокой — 65%. Все респонденты соблюдали правила произношения, однако длина и структура предложений, скорость чтения менялись в зависимости от класса. В другом эксперименте, когда респондентов просили считать вслух от 1 до 20, оценки студентов также были верными в 65% случаев**. Культурные различия порождают не только разные стили жизни, но и непонимание, недоверие: политиков обвиняют в амбициозности, богатых — в алчности, управляющих — в некомпетентности, народ — в нетерпимости, низкой культуре, непонимании задач и целей общественного развития. Механизмы хабитуализации (опривычивания) — это множество социально-психологических процессов, раскрывающих особенности приспособления личности к существующей в обществе стратификационной структуре. Обычно человек мирится с существующей в обществе иерархией в силу усвоенной в ходе социализации необходимости следовать установленным нормам, принципам и законам. Вырастая в определенной социальной среде, воспринимая ее культуру, образ жизни, он, как правило, привыкает к определенному уровню потребления, соизмеряет жизненные цели со своими возможностями, руководствуется усвоенными правилами и нормами. Возникающее желание подняться выше нивелируется финансовыми трудностями, трудностями адаптации к новому окружению, * См.: Кравченко АИ. Основы социологии. — М., 1998, с. 136—137.
** Энджел Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. -
1999, с. 500—501. незнанием его нравов и обычаев. Поэтому человек скорее будет стремиться реализовать свои жизненные планы на привычном, а не на более высоком уровне. Привычное, понятное, доступное, воплощающееся в его миропонимании, культуре, делают его заложником своего слоя. В совокупности механизмы поддержания неравенства —• инсти-туализация, легитимация и хабитуализация — обеспечивают воспроизводство социокультурного расслоения общества, придают стратификационной системе необходимую прочность, исключающую проявление массового оспаривания, неподчинения, стремление выйти из-под контролирующего влияния и достаточно жесткого распределения по «этажам» социальной иерархии. Социальная мобильность Незыблемость иерархической структуры общества не означает отсутствия внутри ее какого-либо движения. Как уже отмечалось, на различных этапах возможно резкое увеличение одного и сокращение другого слоя, что невозможно объяснить естественным приростом населения — происходит миграция отдельных индивидов по вертикали. Эти передвижения по вертикали при сохранении самой стратификационной структуры мы будем рассматривать как социальную мобильность (оговоримся, что само понятие «социальная мобильность» значительно шире и включает также горизонтальные перемещения индивидов и групп — переход их в иные, но равные по статусу профессиональные общности, территориальные перемещения в виде миграции населения и т.п., однако в данном случае нас будет интересовать только движение по вертикали). Рассмотрим вначале групповую мобильность, которая вносит в стратификационную структуру большие изменения, нередко влияет на соотношение основных социальных пластов и, как правило, связана с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. К середине XX в. такой группой, например, стали управляющие, менеджеры крупных предприятий. Не случайно на базе обобщения изменившейся роли управляющих в западной социологии складывается концепция «революции менеджеров» (Дж. Бернхейм), согласно которой административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и даже иногда вытесняя класс собственников. Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивны во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. 560 Падение социального статуса профессии, исчезновение некоторых профессий провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших людей и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии. В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социально-политических структур может произойти почти полное обновление высших классов общества. (Так, революционные события 1917 г, в России привели к низвержению старого правящего класса и быстрому подъему на государственно-политический олимп новых социальных классов, имеющих новую культуру и мировоззрение.) Такая кардинальная замена социального состава высшего слоя общества протекает в обстановке крайнего противостояния и жесткой борьбы. Период смены политической и экономической элиты переживает Россия и в настоящее время. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, неуклонно расширяет свои позиции именно как класс, претендующий на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Одновременно с ним поднимается новая политическая элита, взращенная соответствующими партиями" и движениями. И этот подъем происходит как путем вытеснения старой номенклатуры, обосновавшейся у власти в советский период, так и путем ее перехода в класс предпринимателей либо демократов. Экономические кризисы, сопровождающиеся падением уровня материального благосостояния широких масс, ростом безработицы, резким увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной численного роста наиболее обездоленной части населения, всегда составляющей основание пирамиды социальной иерархии. В таких условиях перемещение по нисходящей линии охватывает не одиночек, а целые группы, и может быть временным или приобретать устойчивый характер. В первом случае социальная группа возвращается на привычное место по мере преодоления экономических трудностей, во втором случае группа меняет свой социальный статус и вступает в сложный период адаптации к новому месту в иерархической пирамиде. Итак, массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально-экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию своего места в социальной иерархии; во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, систем ценностей, политических приоритетов — в этом случае наблюдается движение вверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, 561 ориентациях и идеалах населения, происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты; в-третьих, с расбаланси-ровкой механизмов, обеспечивающих воспроизводство стратификационной структуры общества. Механизмы институализации, легитимации и хабитуализации перестают функционировать в полном объеме в силу происходящих в обществе радикальных изменений, роста конфликтности и социальной неопределенности. Перемещения в экономической, политической и профессионально-статусной иерархии происходят, как правило, одновременно или с небольшим разрывом во времени. Причина этого — взаимозависимость факторов, их вызывающих: изменения в социально-экономической структуре предопределяют сдвиги в массовом сознании, а появление новой системы ценностей открывает дорогу для легитимации социальных интересов, запросов и притязаний ориентирующихся на них групп. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|