Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Индивидуальная социальная мобильность





В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертика­ли носят не групповой, а индивидуальный характер, т.е. поднима­ются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономи­ческие, политические и профессиональные группы, а отдельные их представители. Сказанное не означает, что эти перемещения не могут быть массовыми — напротив, в современном обществе водо­раздел между стратами многими преодолевается сравнительно лег­ко. Дело в том, что индивид в случае успеха изменит, как правило, не только свое положение в вертикальной иерархии, но и социо-профессиональную группу.

Круг профессий, имеющих и вертикальную структуру (например, «звезды», имеющие многомиллионные состояния, и артисты, пере­бивающиеся случайными заработками), ограничен и не имеет прин­ципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший голово­кружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим прежним местом в социальной иерархии и со своей прежней профессио­нальной группой; разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

Проблема индивидуальной мобильности в западной социологии является одной из наиболее притягательных. Исследователь может опереться на богатый эмпирический и статистический материал, выработанный не одним поколением социологов. По специальным методикам определяются интенсивность перемещений по иерархи­ческой лестнице, их направленность, шансы детей в достижении


более высокого статуса, чем тот, который имеют родители, роль индивидуальных способностей, образования и других факторов, влияющих на подвижность индивидов в социальном пространстве, и т.п.

Палитра конкретных исследований социальной мобильности столь многообразна, что приходится ограничиваться изложением лишь наиболее общих принципов. Впервые они были сформулиро­ваны П. Сорокиным, который считал, что вряд ли есть общество, страты которого были бы абсолютно эзотеричными, т.е. непропус-кающими никакое движение через свои границы. Однако история не знала ни одной страны, в которой вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся безо всякого сопротивления: «Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе, которое получилось бы в результате, не было бы социальных страт.'Оно напоминало бы здание, в котором не было бы потолка — пола, отделяющего один этаж от другого. Но всё общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своеобразного рода «сито», просеи­вающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот»*.

Роль «сита» выполняют социальные институты, регулирующие движение по вертикали, а также субкультура, образ жизни каждого слоя, позволяющие проверять каждого выдвиженца «на прочность», соответствие нормам, принципам той страты, в которую он пере­мещается. П. Сорокин указывает, что система образования обеспе­чивает не только социализацию личности, ее обучение, но и вы­полняет роль своеобразного социального лифта, который позволя­ет наиболее способным и одаренным подняться на высшие «эта­жи» социальной иерархии. Политические партии и организации формируют политическую элиту, институт собственности и насле­дования укрепляет класс собственников, институт брака позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся ин­теллектуальных способностей.

Однако использование движущей силы какого-либо социально­го института для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, форми­ровать свое поведение в соответствии с принятыми нормами и пра­вилами —' этот процесс протекает довольно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми при­вычками, пересмотреть свою систему ценностей. Адаптация к но­вой социокультурной среде требует высокого психологического

* Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество, с. 379.


 


562


563


напряжения, что чревато нервными срывами, развитием комплек­са неполноценности и т.д. Человек может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался во­лею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Если социальные институты, по образному выражению П. Со­рокина, можно рассматривать как «социальные лифты», то социо­культурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразный селективный конт­роль. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он будет обречен быть чужаком. Поднявшись на более высокую ступень, он как бы остается за две­рью, ведущей в саму страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, состоянием, на нахождение в высших слоях, индивид опускается на более низ­кую ступень, но оказывается не в состоянии «открыть дверь» в новый для него социокультурный мир. Будучи неспособным адап­тироваться к чуждой для него субкультуре, он испытывает серьез­ные психологические затруднения. В социологии для описания по­добных" явлений вводится понятие «маргинальность».

§ 4. Маргинальность "* 'У""

Маргинальность (от французского marge — край, marginal— край-' ний) —■ это пограничность состояния индивида (или группы) по отношению к социальной общности, страте или социально значи­мым структурам. Термин «маргинальность» указывает на возможность возникновения особого положения индивида или группы в социаль­ном пространстве, когда они оказываются на стыке субкультур, не принадлежа ни одной из них, или просто вытесняются на перифе­рию социальной жизни. Индивид или группа, оказавшиеся в таком состоянии, называются маргиналами.

Маргинальность как явление — неизбежность социальной мо­бильности, причем как вертикальной, связанной с переходом из одной страты в другую, так и горизонтальной, связанной с перехо­дом на другие равные по престижности статусные позиции. В ходе такого перехода потеря объективной принадлежности к старой страте может значительно опережать процесс вхождения в новую страту, Причины этого «запаздывания» ■■«-■ особенности индивида, кото­рый должен настроиться на принятие новой субкультуры, форми­рование нового вида идентичности, что требует определенного вре­мени, в ходе которого осуществляется субъективная адаптация.

Эталонная модель маргинальной личности — мигрант из села в город. Приехавший на постоянное жительство в город, он с трудом

564


привыкает к новому для него ритму жизни, новым нормам, прави­лам. Он уже не сельский житель, так как постоянно живет в городе, но и еще не горожанин, так как еще не адаптировался полностью к городской социокультурной среде, в его поступках постоянно про­скальзывают усвоенные ранее нормы сельской жизни.

Процесс утраты объективной принадлежности к определенной социальной общности, страте без последующего субъективного вхождения в иную общность, страту называется маргинализацией. Обычно маргинализация начинается с выхода из социальной груп­пы (смена места жительства, смена профессии, внезапное разоре­ние или обогащение и т.п.), а затем начинается внутреннее пре­одоление субкультуры новой социальной группы, в которой ока­зался индивид.

Возможна, как отмечает Е. Стариков*, и обратная модель мар­гинализации, когда вначале происходит духовный, психологичес­кий разрыв индивида с субкультурой своего слоя, группы. Он разо­чаровывается в ценностях своей группы, начинает ощущать бес­смысленность групповых норм и дистанцируется от других членов группы. Но в силу ряда причин его выход из группы может не со­стояться, и индивид оказывается маргиналом, изгоем в собствен­ной группе или страте. Такой вид маргинализации, связанный с утратой индивидом социальной идентичности, т.е. социальных и психологических связей с группой, грозит последней распадом, если этот процесс примет массовый характер.

Однако чаще маргинал —. это индивид, утративший свой пре­жний социальный статус, лишенный возможности заниматься при­вычным видом деятельности и оказавшийся неспособным адапти­роваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках ко­торой он формально существует. Поведение такого человека отли­чается крайностями: он либо чрезмерно пассивен, либо очень аг­рессивен, легко преступает нравственные нормы и способен на непредсказуемые поступки. Сложность адаптации приводит к тому, что маргинал в зависимости от личностных качеств может играть роль возмутителя спокойствия, лидера социально-политического движения или стать изгоем, неудачником**.

Маргинальные группы (слои) возникают при массовой миграции (беженцы) или в условиях «выталкивания» определенной части населения за пределы социально значимых структур (потеря рабо­ты, жилища, обнищание, лишение гражданских и политических прав). Типичной маргинальной группой являются^ например, люди,

* Стариков Е. Маргиналы/В человеческом измерении, — М., 1991. ** Стоунквист Э.В. Маргинальный человек/Современная зарубежная этнопси­хология. — М., 1979.

565


лишившиеся постоянного жилья, постоянного заработка, находя­щиеся «на дне», на периферии значимых для общества социальных позиций.

Исключенные из общества маргинальные группы создают соб­ственную субкультуру, начинают воспроизводить себя. Они могут представлять серьезную опасность для социума в целом, если рас­тут в количественном отношении, так как нередко не приемлют основных ценностей данного общества. В условиях нестабильности общества, его переструктуризации свойственная маргиналам сис­тема ценностей может распространяться на широкие слои населе­ния, что чревато усилением конфликтности общества и серьезны­ми последствиями для его политической системы.


Раздел X.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.