|
Условия и предпосылки возникновения организации
Хотя сфера деловых взаимодействий не являет- ся единственной сферой жизнедеятельности организации, основанием для возникновения и существования организации является имен- но коллективная деятельность. Любая органи- зация в социологии организаций рассматрива- ется как сУбъект, объект и средство обеспечения коллективной деятельности, построенное на соединении и кооперации разнонаправленных усилий индивидов, профессиональных групп и подразделений. Условиями появления организации являются, во-первых, возникновение общих для всех участников либо извне поставленных целей и задач, требующих кооперации усилий ряда людей и продиктованных потребностями более широкого социума; во-вторых, заинтересованность индивидов (групп) в сотрудничестве как в средстве реализации собственных целей и решения своих проблем. Согласно распространенной в западной социологии и общей теории организаций точке зрения (Ч. Барнард, П. Блау, П. Лоуренс, П. Лорш, Дж. Пфеффер, Дж. Саланчик, М. Крозье и др.), в современных организациях именно ориентация индивида на решение своих задач, ожидание выгоды от участия в совместной кооперированной деятельности или обмене дея-тельностями заставляет будущих участников взаимодействия (индивидов и профессиональные группы) включаться в работу организации и принимать участие в совместной деятельности. Например, американский управленец-практик и теоретик Ч. Барнард рассматривает в качестве обязательной предпосылки вклю-
574 575 чения работника в ситуацию сотрудничества с организацией ситуацию «баланса мотивации», при которой, по представлениям работника, совокупность ожидаемых за его участие в деятельности вознаграждений (денежных, материальных, социальных, статусных, моральных и др.) будет превышать объем его энергетических и психических затрат*. Однако изначальная готовность индивида к включению в деятельность организации (даже если эта готовность будет сохраняться у работника достаточно долго) еще недостаточная предпосылка для обеспечения условий конструктивного сотрудничества по достижению общих целей. Для объединения деятельности этих людей необходимо соблюдение ряда дополнительных условий, которые в конечном счете и формируют организацию. Важнейшими условиями возникновения органи- зачии являются рациональное разделение сфер КАК условие коллективного труда, специализация базовой возникновения деятельности и профессионализация людей, уча- организации ствующих в ней, с последующим выделением целевых групп (коллективов) и специализиро-ваннцх структурных подразделений разного профиля. Такое разделение труда именуется обычно разделением труда по горизонтали. Исследование роли разделения труда в организации — одна из наиболее старых областей исследования в организационной теории, не утратившая актуальность и по сей день. Этой проблематике уделялось внимание еще в работах представителей классической экономической и политэкономической теории XVIII—XIX вв. (А. Смит, А. Бэббидж, К. Маркс и др.), работах классиков социологии XIX — начала XX в. (Э. Дюркгейм, М. Вебер) и в разработках всех ведущих представителей классической школы организации и управления (Г. Гантт, Л. Гьюлик, М. Вебер, А. Муни, Дж. Рейли, Ф.У. Тейлор, Л. Урвик, А. Файоль, Г. Форд и др.)**. Коллективы (целевые группы) и структурные подразделения, как конечный продукт разделения и специализации базовой деятельности, рассматриваются в теории организаций как первооснова, базовые элементы строительства организации, основания ее структуры. Их особенность состоит в том, что каждое указанное подразделение выполняет строго конкретные задачи и реализует вспомогательные цели, являющиеся средством реализации общих целей. * См.: Гвишиани Д,М. Организация и управление, с. 203—206. ** См.: Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. — М., 1991; Файоль А. Общее промышленное управление. — М., 1992; Дункон Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. — М., 1996; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури М. Основы менеджмента. — М., 1993. При этом, создавая основы для эффективной кооперированной деятельности, горизонтальная специализация одновременно создает ряд проблем в управлении (дисфункций). Прежде всего это проблема «дивергенции целей», проанализированная Г. Саймоном и Ф. Селзником, и тесно связанная с ней проблема позиционного конфликта (Г. Саймон, Ф. Селзник, А. Гоулднер, А. Этциони и др.). Суть эффекта дивергенции целей состоит в том, что по мере профессионализации и специализации деятельности как продукта разделения труда специализированный персонал подразделения часто утрачивает способность воспринимать происходящие в организации процессы через призму общеорганизационных целей и начинает рассматривать все происходящее через призму целей подразделения, что затрудняет достижение общеорганизационных целей. Содержание же позиционного конфликта, тесно связанного с проблемой дивергенции целей, состоит в том, что специализация деятельности и рассогласование целей подразделений, противоположность выполняемых функций, определенных структурой управления, часто изначально, приводят эти подразделения в состояние перманентного конфликта по отношению друг к другу. Вместе с тем процессы разделения и специализации деятельности являются обязательной частью процесса формирования и развития организации. Разделение труда и последующее формирование специализированных структурных подразделений тесно связаны с проблемой рационализации коллективной деятельности. Логика формирования структурных подразделений в организации вариативна и базируется на разных основаниях, именуемых «принципами департамента-лизации». Из множества этих принципов назовем четыре основных, определенных еще в 30—40-е гг. Л. Гюликом: • департаментализация по цели — основой формирования под • департаментализация по процессу — основой формирования • департаментализация по географии — основой формирова • смешанная логика, совмещающая на разных уровнях орга
576 19 Обща» социологи» 577
Это условие предполагает формирование административно-управленческой иерархии, которая является неотъемлемым признаком любой развитой организации. Логика ее формирования была намечена еще А. Файолем, который связал формирование многоэтажной управленческой иерархии (построенной на принципах линейной структуры управления) с проблемой возрастающей сложности контроля за деятельностью подчиненных при возрастании их численности и указывал, что эффективность контроля обусловлена предельным количеством подчиненных, выполняющих базовую деятельность и нуждающихся в контроле. Именно с этой проблемой Файоль связывал рост уровней управленческой пирамиды. Позже (в работах Л. Урвика, Л. Гьюлика, В. Грайкунаса и др.) эта проблема получила наименование проблемы границ внешнего контроля, или проблемы диапазона руководства. Она заключается в том, что границы внешнего контроля обусловлены двумя факторами: 1) увеличение численности подчиненных (согласно В. Грайкунусу, увеличение числа подчиненных на одну единицу ведет к квадратичному увеличению объема отношений, которые руководитель вынужден контролировать, что при превышении известного предела становится практически невозможным) и 2) сложность контролируемых отношений. На верхних этажах управленческой иерархии допустимый предел числа подчиненных будет гораздо меньше (3—5 человек), чем на нижних этажах организационной иерархии (25—30 человек). Все это заставляет лицо, располагающее властью и выполняющее функции контроля и координации, формировать дополнительную группу подчиненных ему руководителей более низкого уровня, сужая им зоны контроля, специализируя и наделяя их частью своих полномочий и власти, т.е. формируются новые звенья административного управления и административная иерархия. Такой взгляд на проблему координации был впервые сформулирован еще представителями классической школы (А. Файоль, Л. Гыолик, Л. Урвик и др.) и нашел наиболее адекватное отражение в принципах «максимального делегирования полномочий» (Л. Урвик) и «координации средствами иерархии» (Дж. Муни, А. Рейли)*. Согласно утверждениям этих специалистов, увеличение численности и дифференциация базовой деятельности ведут к возрастанию числа «этажей» управленческой иерархии и формированию «скалярной цепочки», предполагающей снижение объема власти и сокращение сферы контроля при продвижении к нижним этажам иерар- * См.: Гвишиани Д.М. Организация и управление. 578 хии. Такая форма контроля в теории организаций получила наименование координации средствами иерархии (Дж. Муни, А. Рейли).': Развитие системы управления предполагает дальнейшую дифференциацию видов управленческой деятельности по вертикали; при этом ряд специалистов связывают с вертикальной дифференциацией различие не только в объеме контроля, но и в самом содержании деятельности. Например, Т. Парсонс разделяет всех управляющих в организации
Это условие формирования любой крупной современной организации предполагает разделение управленческой деятельности на два принципиально различных вида деятельности: 1)' административную — осуществление программирующих и контролирующих функций управления людьми, выполняющими базовую деятельность (це-леполагание, планирование, координация, контроль); 2) функциональную (а позже менеджерскую) — создание условий для осуществления управления, функционирования и развития организации. Необходимость такого разделения вызвана дифференциацией и усложнением базовой деятельности организации. Появление функциональных специалистов предполагает выделение нескольких узких направлений узкоспециализированной деятельности и переход от управления людьми к организации деятельностями*, примерами которых могут быть техническая, финансовая, маркетинговая, кадровая и другие виды деятельности в рамках управления. Цель такой деятельности — организация деятельности или созда-' ние условий для нормального осуществления базовой и управленческой деятельности, развитие организации. Возникнув первоначально как вспомогательная функция, в помощь администраторам, эта деятельность становится ключевой менеджерской деятельностью в современных системах управления. Именно с ее развитием связан тезис Г. Саймона, что по мере усложнения организации деятельность узких вспомогательных специалистов играет все большую роль в управлении организаций, в то время как роль * См,: Файоль А. Общее промышленное управление. — М., 1992. 579 высших администраторов становится все более символической. Проблема обоснования необходимости разделения этих двух принципиально различающихся видов управленческой деятельности достаточно подробно была обоснована еще в работах Ф. Тейлора и А. Файоля, а разные способы соединения этих деятельностей, начиная с разработок классической школы, отражены в разных типах организационных структур. Это необходимое условие связано с формирова-и^культурных нием предсказуемых и устойчивых отношений, деятельностных обеспечением известного уровня стабильности и и поведенческих предсказуемости поведения людей (групп и подстандартов КАК разделений), участвующих в сфере деловых вза-предпосылка к имодействий, как необходимых предпосылок, деятельности совместной деятельности. Оно предполагает: ОРГАНИЗАЦИИ # создание социокультурных стандартов, правил, норм и предписаний, регулирующих отношения в сфере деловых взаимодействий, а также средств контроля за соблюдением предписанных правил поведения; • закрепление властных полномочий, системы прав, обязанностей, подчиненности и ответственности в системе безличных позиций (официальных статусов) — должностных и профессиональных, подкрепленных системой юридически закрепленных норм (формальный авторитет), создающих основание для законности власти конкретного должностного лица (М. Вебер, А. Файоль, М. Фоллет, Ч. Барнард, Г. Саймон и др.). Именно этот аспект рассматривался нами, когда мы пытались формулировать взгляд на организацию как на средство целедостижения. ^то Успош^ ~ пРеДпосылка для обеспечения при- ЛЕГИТИМНЫМИ конных. Исследование этой проблемы восходит к ФОРМИРУЕМЫХ работам М. Вебера по изучению легитимности и организацион- нашло продолжение в разработках таких специа-ных отношении листов как р дарендрофа, Л. Козера, Э. Шилза и др. Согласно представлениям М. Вебера, власть, понимаемая как реальная способность одних людей модифицировать поведение других в своих интересах, всегда базируется на готовности Другого к подчинению*. При этом, хотя власть может базироваться на силе подчиняющего или интересе подчиненного, устойчивая власть связана с признанием законности (легитимности) формируемых вла- * См.: Вебер М. Три типа господства. 580 стных отношений. Основаниями для признания легитимности властных отношений, согласно тезисам М. Вебера, могут быть: • признание подчиненными за лицом (лицами), претендую • вера подчиненных в незыблемость и естественность уста • вера подчиненных в рациональность установленных отно Проблема легитимности в западной традиции находит отражение и в понятиях «формальный авторитет» и «неформальный авторитет», которые связаны с признанием подчиненными права на власть у конкретного лица в уже сформированной системе деловых отношений (А. Файоль, М. Фоллет, Ч. Барнард, Г. Саймон и др.). Формальный авторитет определяется как юридически закрепленное право на власть, обусловленное спецификой занимаемой должностной позиции. Оно никак не связано с индивидуальными качествами данного лица и целиком определяется сферой делегированных ему и нормативно закрепленных властных полномочий. Неформальный авторитет соотносится с веберовским понятием «харизматическое лидерство» -г право на власть, полученное вследствие признания подчиненными факта, что конкретный руководитель обладает набором дефицитных и уникальных в данном социуме качеств или набором качеств (административных, профессиональных, моральных и др.), необходимых, с точки зрения подчиненных, для занятия и выполнения функций, связанных с этой должностью. Представление о неформальном авторитете "тоже во многом является продуктом западной культуры. Здесь продвижение работника по служебной лестнице, занятие им позиции руководителя рассматривается как производная от его неоспоримых достоинств (профессиональных или моральных). Признание фактического права на власть предполагает соотнесение представлений подчиненных о том, какими качествами должен обладать руководитель, с его реальными свойствами. Согласно некоторым современным западным концепциям, именно неформальный авторитет является главным фактором признания его власти подчиненными. Например, в концепции Ч. Барнарда неформальный авторитет — это прежде всего продукт признания подчиненными моральных достоинств руководителя, обусловленных соблюдением руководителем набора разнообразных принятых (писаных и неписаных) травил и социальных норм (профессиональных, административных, граж- 581 данских и др.). именуемых моральными кодексами. При этом выполнение подчиненными распоряжений руководителя обусловлено отношением к нему, признанием его права на власть. Характерно, что в этой концепции именно подчиненные рассматриваются как обладающие фактическим правом «накладывать вето» на выполнение распоряжений руководителя*. Из сказанного совершенно очевидно, что в цен-представления тРе изучения организации в рамках общей тео-о социальной Рии организаций находится функция обеспече-ОРГАНИЗАЦИИ. ния социального порядка, как предпосылка це-ФОРМАЛЬНАЯ ленаправленной деятельности и самого существо-ОРГАНИЗАЦИЯ вания организации. Исследование средств ее обеспечения — одна из центральных проблем теории организаций. Однако, как уже говорилось, организация — сложное и гетерогенное образование. Социальный порядок здесь может быть обеспечен (и фактически обеспечивается) множеством факторов, имеющих разную природу, — технологических, экономических, социокультурных и др. Не отрицая важности указанных факторов для обеспечения социального порядка, социология организаций в соответствии со спецификой своего предметного видения ставит в центр исследования организации и рассматривает как базовую лишь одну, из подсистем социальной регуляции поведения и деятельности — социальную организацию. Под последней обычно понимают относительно автономную подсистему социальной регуляции поведения людей в организации, в которой источником воздействия на социальный объект является культура. В рамках социальной организации, в свою очередь, обычно выделяют две подсистемы: формальную (официальную) и неформальную. Формальная организация — это базовая подсистема организации. Она образует костяк любой административной системы, а иногда термин «формальная организация» употребляется как синоним понятия организации. Формальная организация — это ориентированная на достижение общеорганизационных целей, искусственно и жестко структурированная безличная система регуляции деловых взаимодействий, закрепленная в нормативных документах. Последняя представляет собой: • систему взаимосвязанных должностных и профессиональ • соответствующую систему прав, обязанностей, властных пол • систему социальных норм, предписаний и правил, регулирующих их взаимоотношения и деятельность; систему ролевых предписаний, задающих основу организационного поведения людей и социальных групп. Будучи связанной с системой установленных правил, формальная организация стандартизирует и унифицирует отношения в сфере деловых взаимодействий, существенно снижает роль личного фактора (позволяя не учитывать в управлении индивидуальные особенности его участников) в деятельности организаций; делает деловые отношения более определенными и предсказуемыми; сводит сложность и многофакторность человеческих отношений к упрощенным стандартизированным безличным деловым взаимодействиям между позициями. Построенные на этом принципе отношения — это не отношения реальных людей, а. отношения их позиций — например, директора магазина игрушек с заведующим секции мягких игрушек. С точки зрения обеспечения порядка и предсказуемости в сфере деловых отношений преимущества такой системы отношений очевидны. Стремление же свести все организационные отношения организации к деловым и формальным привело к появлению в теории организаций и управленческой практике одной из наиболее популярных в первой половине XX в. моделей организации, именуемой моделью «идеальной бюрократии». Формирование последней связано с именем М. Вебера, хотя сам термин «формальная организация» был введен значительно позже Э. Мэйо. Рассматривая бюрократию как наиболее эффективную форму принципов легитимной власти (работа по правилам), Вебер трактовал последнюю как самый эффективный и технически чистый тип социальной организации из созданных человечеством и как единственный тип пбдлинно профессионального управления, как машину по принятию рациональных решений. Будучи направленной на рационализацию деловых взаимоотношений, построенных на власти универсальной и безличной нормы, она противостоит власти реального человека, поскольку та всегда Предполагает произвол*. Логика высокоформализованных бюрократических деловых отношений по Веберу предполагает, что: • бюрократия представляет собой «штаб», состоящий из ве • деятельность каждого ведомства специализирована, компе
* Гвишиани Д.М. Организация и управление, с. 203—206. 582 * См. Вебер М. Три типа господства. 583 • деятельность максимально дробится, упрощается и стандар • все управление строится на принципах разделения компе • каждый руководитель наделяется властью и формальным ав • каждый подчиненный имеет руководителя; • приказы отдаются сверху, но обжалуются снизу; • власть любого руководителя строго нормирована и ограни • деятельность максимально регламентирована системой еди • управленец — это чиновник, наемный работник, высоко • идеальный чиновник осуществляет обязанности в соответ • 'карьера чиновника заэисит от его стажа и квалификации; • оплата труда зависит не от количества выполненной рабо Однако, как показывает практика, построить деятельность организации целиком на принципах формализации отношений невозможно. Во-первых, реальная деятельность бюрократии не столь идиллична, как ее описал М. Вебер. Как видно из работ авторитетных специалистов (П. Блау, А. Гоулднер, Р. Дабин, М. Крозье, Р. Лай-керт, Д. Макгрегор, Р. Мертон, Д. Сильверман, Н. Смелзер и др.), она порождает ряд дисфункций, из которых наиболее значимы игнорирование внешнеориентированных целей, обслуживание корпоративных интересов, отчуждение работника и др. Во-вторых, деятельность организации предполагает не только порядок, но и творческую активность работника, что в данной модели практически не предусмотрено. В-третьих, существует множество ограничений на тотальную формализацию отношений: • всю сферу человеческих взаимодействий в организации нельзя • формализация деловых отношений возможна только в том • в организации существует масса проблем, требующих ин • высокий уровень формализации отношений возможен лишь 584 бильна и определенна, что позволяет четко распределить, регламентировать и стандартизировать обязанности работников; • для установления и юридического оформления норм необходимо, чтобы эти нормы соблюдались в неформализованной сфере. Ряд специалистов (например, М. Крозье) утверждают, что даже организации, именующиеся бюрократическими, не представляют собой систем, в которых вся сфера деловых отношений формализована и упорядочена. Они представляют собой «островки упорядоченности и определенности в море неопределенности». В связи с этим возникает необходимость дать представление об альтернативном типе социальной регуляции поведения, сосуществующем в формальной организации. Неформальная организация — это во многом альтернативная, но не менее действенная подсистема социокультурной регуляции поведения, стихийно возникающая и действующая в организации на уровне малых групп. Этот тип социальной регуляции поведения ориентирован на реализацию групповых целей (зачастую, не совпадающих с общими целями организации) и поддержание социального порядка в груп.пе. Вектор ее воздействия часто не совпадает с вектором организационного воздействия формальной организации. Возникая в процессе деятельности, неформальная организация действует как в сфере деловых, так и неделовых отношений. Неформальная организация может быть определена как естественно сформированная социокультурная подсистема регуляции поведения людей, действующая в рамках малой группы и институционализирующая отношения между людьми, а не позициями. Эта подсистема направлена на обеспечение общих целей и общих интересов группы. Открытие этой подсистемы регуляции связано с разработками представителей школы человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, В. Диксоне и др.), анализом итогов знаменитого хотторнского эксперимента, а в дальнейшем — с работами Ч. Барнарда, Р. Дабина, Р. Лайкерта, Г. Саймона, Дж. Хоманса, А. Этцио-ни и др. В разработках Э. Мэйо механизм неформальной организации рассматривается как элемент процессов групповой динамики и оценивается как действенное средство регуляции поведения в группе. Оно связывается с появлением в группе воспроизводимых форм поведения — «рутин» и системы выработанных группой социальных норм, направляющих, контролирующих, регулирующих и корректирующих межличностные взаимодействия в группе и поведение отдельных ее членов. Этот механизм дополняется формированием динамичной структуры групповых отношений, связанных с выде- 585
лением авторитетных членов группы — лидеров — основных аген Э. Мэйо правомочно отмечал, что роль этой системы столь сильна, что любые акции, предпринимаемые руководством в организации, имеют смысл только при одобрении группы, и указывал на действенность предпринимаемых группой санкций в ответ на отклоняющееся поведение лидера. Поскольку структура формируемых здесь отношений более динамична, нормы более подвижны, чем в формальной организации, а более подвижные цели не совпадают с целями организации, по мнению некоторых специалистов, в частности Ч. Барнарда, неформальная организация хотя и является важным компонентом социальной организации, но может быть рассмотрена как бесструктурная система бессознательной регуляции, координации деятельности и поведения, проявляющейся на уровне группы. Однако большинство современных специалистов считают неформальную организацию целенаправленной и достаточно структурированной системой регуляции, действующей на уровне группы*. Взаимоотношения формальной и неформальной организаций сложны и диалектичны. С одной стороны, очевидное изначальное несовпадение целей и их функций ведет к рассогласованию векторов их организационных воздействий и часто провоцирует конфликт между ними. С другой стороны, эти подсистемы социальной регуляции взаимодополняют друг друга. Если формальная организация, объективно ориентированная на достижение общеорганизационных целей, часто провоцирует конфликт между участниками совместной деятельности, то неформальная организация снимает эти напряжения и укрепляет интеграцию социальной общности, без чего деятельность организации невозможна. Кроме того, по утверждению Ч. Барнадра, связь этих систем регуляции очевидна: во-первых, формальная организация возникает из неформальной, т.е. образцы поведения и нормы, создаваемые в процессе неформальных взаимодействий, являются основой для конструирования формальной структуры; во-вторых, неформальная организация — полигон для проверки создаваемых образцов, при отсутствии которой юридическое закрепление социальных норм в формальной подсистеме регуляции ведет к их недействительности; в-третьих, формальная организация, заполняя собой лишь часть организационного пространства, неизбежно порождает неформальную организацию. * См.: Эпштейн С. Индустриальная социология в США. — М,, 1972. 586
Весь перечень процессов формирования воспроизводимых, предсказуемых и устойчивых деловых формальных отношений в организации находит отражение и закрепление в структуре управления организацией, именуемой формальной или административной структурой организации. Последняя в наиболее общем виде может быть определена как принятый в организации способ разделения деятельностей, способ ее соединения, координации и контроля, закрепленный в системе взаимосвязанных безличных статусов (должностных и профессиональных), юридически закрепленных социальных норм и формально-ролевых предписаний подразделений, функций, закрепленных за каждым-подразделением и ролевых позиций, системе деловых коммуникаций между ними, форм и способ принятия решений. Совокупность этих элементов обеспечивает порядок в сфере деловых взаимодействий, что создает предпосылки для эффективной совместной деятельности. Структура организации, таким образом, является одной из главных характеристик внутренней среды и строения организаций. Организационные структуры вариативны. Они различаются степенью дифференциации и специализации видов деятельности и структурных подразделений; мерой централизации в принятии решений; уровнем централизации власти, числом этажей иерархии и длиной скалярной цепи; степенью стандартизации и формализации деловых отношений; мерой автономии работников и структурных подразделений; принятыми формами и степенью жесткости контроля, способами коммуникаций и др. Разные исследователи (Дж. Вудворд, А. Чендлер-мл., Д. Пью (Паг), Г. Саймон и др.) называют до 10—14 подобных признаков организационной структуры. В ряде современных концепций организации, начиная с разработок представителей «эстонской группы», громадный перечень переменных, характеризующий параметры структуры, пытаются свести к более ограниченному перечню укрупненных параметров. Так, в концепции группы Д. Пью, Б. Хайнингс, Д. Хиксона вводятся два укрупненных измерения организационной структуры: 1) горизонтальное, именуемое параметром «структурности деятельности» (последнее включает такие характеристики структуры, как степень структурной дифференциации, степень формализации и стандартизации деятельности); 2) вертикальное, именуемое степенью концентрации власти (последнее включает такие характеристики структуры, как мера автономии организации в принятии решения 587 и степень централизации в принятии решений). Наиболее типичными организационными структурами, применяющимися в разных условиях и различающимися по этим основаниям, являются функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, неофункциональная, матричная структуры и др. (рис. 1—5). ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|