Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфика и уровни научного познания





Р

ассмотренные проблемы относятся к любой познавательном деятельности. Особое значение для науки имеет научное познание.

П

ознание (и, соответственно, знание) можно разделить на научное и ненаучное, а последнее — на донаучное, обыденное и вненаучное, или паранаучное.

Донаучное познание — это исторический этап в развитии по знания, предшествующий научному познанию. На этом этапе складываются некоторые познавательные приемы, формы чувственного и рационального познания, на основе которых формируются более развитые виды познавательной деятельности.

Обыденное и паранаучное познание существуют наряду с научным.

Обыденным, или житейским, называется познание, основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном многими поколениями жизненном опыте. Не отрицая науку, оно не использует ее средства — методы, язык, категориальный аппарат, однако дает определенные знания о наблюдаемых явлениях природы, нравственных отношениях, принципах воспитания и т.п. Особую группу обыденных знаний составляют так называемые народные науки: народная медицина, метеорология, педагогика и др. Овладение этими знаниями требует дли­мого обучения и немалого опыта, в них содержатся практически полезные, проверенные временем знания, но это не науки в полном смысле слова.

К вненаучному (паранаучному) относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию, действительности не совместимое с наукой. Это так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, магия и др. Возникшие в эпоху поздней античности и получившие развитие в средние века, они не исчезли и в настоящее время, несмотря на развитие и распространение научных знаний. Более того, на переломных этапах общественного развития, когда общий кризис сопровождается духовным кризисом, происходит оживление оккультизма, отход от рационального к иррациональному. Возрождается вера в колдунов, хиромантов, астрологические прогнозы, в возможность общения с душами умерших (спиритизм) и тому подобные «чудеса». Широко распространяются религиозно-мистические учения.

Существование наряду с научными вненаучных представлений обусловлено тем, что научное знание еще не может ответить на все вопросы, в решении которых заинтересованы люди.

Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами Она опирается на рациональное объяснение действительности отвергая веру в сверхразумные средства познания — мистическую интуицию, откровение и т.п.

Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленной на производство знаний о природе, обществе, че­ловеке. Наряду с учеными с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, она включает научные учреждения с их экспериментальным оборудованием и приборами, со всей суммой достигнутых знаний, методы научного познания, понятийный и категориальный аппарат.

Современная наука обладает мощными материальными и интеллектуальными средствами познания, она не только противостоит различным ненаучным учениям, но и отличается от обыденного познания.

Отличия обыденного и научного познания:

1. По объекту. Объектом обыденного познания являются преимущественно наблюдаемые явления, а полученные знания представляют собой совокупность сведений, не приведенных в систему, они не всегда обоснованы и нередко уживаются с отжившими представлениями предрассудками. Научное познание имеет дело не только с наблюдаемыми, но и с ненаблюдаемыми объектами (элементарная частица, ген и т.п.). Оно характеризуется последовательностью систематичностью, стремлением обосновать свои положения законами, специальными способами проверки (научный эксперимент, правила выводного знания).

2. По цели. Цельобыденного познания ограничена главным образом непосредственными практическими задачами, оно не способно проникнуть в сущность явлений, открыть законы, формировать теории. Научное познание ставит и решает коренные проблемы, выдвигает обоснованные гипотезы, вырабатывает долговременные прогнозы. Его цель — открытие законов природы, общества, мышления, познание сущности явлений, создание научных теорий.

3. По средствам. Средства обыденного познания ограничены естественными познавательными способностями, которыми располагает человек: органами чувств, мышлением, формами естественного языка, опирается на здравый смысл, элементарные обобщения, простейшие познавательные приемы. Научное познание использует, кроме того, научную аппаратуру, специальные методы исследования, создает и использует искусственные языки, специальную научную терминологию.

Уровни научного познания.

Существенные различия обыденного и научного познания не исключают их тесную связь. Наука возникает из обыден­ного знания, на его основе. Вместе с тем было бы ошибочным игнорировать их качественные различия. Наука — не простое развитие обыденного знания, а явление особого рода, существенно отличающееся от обыденного и других видов познания, не только по объекту, целям и средствам, но и по уровням познавательной деятельности. Если в обыденном и других видах познания эта деятельность рассматривается как единство двух ее сторон: чувственной (сенситивной) и рациональной, то в научном познании принято выделять два уровня: эмпирический и теоретический. Они различаются по объекту, видам знания методам познания.

1. Объект познания. На эмпирическом уровне объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Полученный эмпирический материал обобщается и систематизируется. Хотя в формировании эмпирического объекта существенную роль играет чувственное познание, опираясь на которое исследователь — непосредственно и опосредованно, с помощью приборов — получает эмпирический материал, существенная роль принадлежит рациональной, мыслительной деятельности, без которой обработка и систематизация эмпирических данных была бы невозможной

Теоретический объект представляет собой мысленную реконструкцию эмпирического объекта. Это абстракция, логическая модель реального объекта, выраженная, как правило, на специальном языке науки: научными терминами, знаками искусственного языка. Теоретическими объектами могут быть предполагаемые свойства и связи, которые еще не обнаружены, но существование которых с определенной степенью вероятности выводится из имеющейся теории. Такие объекты называются ненаблюдаемыми.

2. Виды знания. На эмпирическом уровне содержанием знания являются научные факты и сформулированные на их основе эмпирические законы. Содержанием теоретического уровня являются научные понятия, категории, законы науки. Развитое научное знание выражается в форме научной теории.

3. Методы: эмпирические (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент), с помощью которых осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая и индуктивная обработка, и теоретические (аналогия и моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический, гипотетический и др. методы); с их помощью формируются законы науки, теории.

Отношение эмпирического и теоретического уровней познания не совпадает с отношением «чувственное — рациональное». Это разные отношения, разные подходы к познанию. Эмпирическое познание включает в себя не только деятельность органов чувств, использование приборов, описание результатов познания на специальном языке науки, активную деятельность мышления. Теоретическое познание — это не всякая рациональная деятельность, а научно-теоретическая деятельность, подчиненная выдвижению и решению научных проблем, познанию законов, формированию теорий. Это деятельность, опирающаяся на сознательное использование научных методов познания.

 

Истина и ее критерии

Цель познания - достижение истины. Несомненной ценностью в познавательном процессе обладает истинное знание.

Истина - это такое знание, которое соответствует объекту познания, его свойствам и законам, другим характеристикам. Истина может быть адекватной материальным объектам познания. Идеальные объекты познаются опосредованно или принимаются на веру.

Истина имеет ряд существенных характеристик:

1. Объективность и субъективность истины. Объективность истины означает независимость ее содержания от познающего субъекта. Объектив­ность истины определяется объектом познания. Если объект познания идеален, мера объективности знаний в нем существенно снижается или вовсе отсутствует. Объективность истины состоит также в содержании и смысле информации об объекте познания.

Субъективность истины свя­зана с выражением знания в той или иной форме (знаковой системе). Как назвать открытое (обнаруженное) свойство или сам объект позна­ния, в каких словах или понятиях выразить полученное знание, какие акценты усилить или ослабить - это и многое другое зависит от познаю­щего субъекта. Субъективностью обладает и оценка полученного знания как истинного, как заблуждения или ложного знания.

2. Всякое истинное знание- это единство абсолютного и относительного знания. Абсолютность истины означает полное, завершен­ное, исчерпывающее знание об объекте познания. Такой истины не су­ществует, так как все бытие непрерывно меняется, а возможности человека к познанию всегда ограничены сложностью объекта познания, недостаточностью инструментария, а также субъективно-гносеологичес­кими способностями человека. Но абсолютность истины означает также неопровержимость и достоверность знания на каждый конкретный момент его существования. Такое знание можно получить, провести его до­статочную аргументацию и использовать на практике. Неопровержи­мость и достоверность в абсолютной истине составляют «зерна» вечного, правильного знания. Такое знание часто проявляется в форме методоло­гического основания для получения более конкретного знания. Так, суждение «все в мире находится в постоянном изменении и относитель­ном покое» опровергнуть невозможно. Это достоверное знание общего, мировоззренчески-методологического характера. Оно может быть кон­кретизировано применительно к объектам познания меньшей степени общности.

Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность. Но благодаря объективности истины, мы доверяем такому знанию, ис­пользуем в жизни. Всякое знание относительно. Но абсолютизация это­го признака истины приводит к релятивизму. Относительное знание не­обходимо соотносить с моментами абсолютного знания, другими признаками. Тогда абсолютность и относительность будут осмысливать­ся как имманентные признаки истины, неразделимые характеристики верного знания.

3. Истина - единство абстрактного и конкретного знания. Абстрактность истины выражает возможность самостоятельного существования знания от объекта познания, когда в нем опускаются многие конкретные признаки, а общие, типовые - сохраняются. Чем выше сте­пень обобщения, тем «дальше» удаляется знание от объекта познания, тем абстрактнее оно становится. Абстракции всеобщего характера приобрета­ют мировоззренческий смысл. Такие понятия, как «бытие», «материаль­ное», «идеальное», «изменение», «покой», «движение» и другие являются предельно широкими абстракциями истинного знания. Существует абст­рактно-истинное знание и меньшей степени общности: «человек», «об­щество», «политика», «юрист» и т.д. Абстрактное в истине - необходи­мый признак. Он позволяет осуществлять классификацию и типизацию объектов познания, временно обращать внимание на одни характеристи­ки, изучая их более подробно и глубоко, отвлекаясь от других характери­стик. Вне абстрактного знания невозможна ни одна теория.

Абстрактность истины неотделима от ее конкретности. Конкретное в истине указывает на соотносимость знания с определенным объектом познания. Как и объективность, конкретность ярко проявляется при по­знании материальных объектов.

Способы проверки истинности знания:

1. Многократное повторение чувственного опыта, подтверждающего или опровергающего имеющееся знание. Особую значимость при этом име­ет практический эксперимент.

2. Логическая аргу­ментация и опровержение. В теории накоплен значительный инстру­ментарий формально – логической или диалектической проверки истинности знания. Многие фундаментальные, а также ряд гуманитар­ных наук используют данный способ как основной, потому что другие способы или неубедительны, или невозможны.

3. Обращение к практике. Данное обращение не означает простую, многократную опытную проверку. Практика как критерий истины показывает ее истинность, подтверждая знание зако­номерным ходом развития, существенными признаками, специально разрабатываемыми программами и методиками. Практика как матери­ально-чувственная, предметная и целеполагающая деятельность субъек­тов истории и культуры, имеет своим содержанием преобразование при­родных и социальных объектов. Истинность знания проверяется объективностью, общесоциальным характером, конкретностью и зако­номерностями практики. Но и практика не является абсолютным, итого­вым критерием истины, так как в ней присутствует высокая вариант­ность, субъективизм, изменчивость и другие признаки, они выступают как бы оппозиционными по отношению к объективности практики как критерия истины.

Таким образом, процесс познавательной деятельности человека до­статочно сложен, но он и хорошо изучен. Важное значение имеет твор­ческий характер достижения истинного знания и его всесторонней про­верки. В современном обществе ценность имеют прежде всего научные знания.

Структура познания

                       
 
   
Познающий субъект – человек – существо, наделённое разумом и освоившее арсенал познавательных средств, накопленных человечеством, а так же общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объём материальной и духовной культуры - носителей результатов познания
   
 
 
   
Объект познания – окружающий мир (бытие во всём его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которого направлен познавательный интерес субъекта
   
 
 
     
Истина – адекватное и идентичное отражение объекта субъектом
 
 
   
Заблуждение – неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности. искажённый, не соответствующий действительности результат познания
   
 
 
   
Оценка – логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности
   
 
 
   
   
 
 
     
 
 
   


ü является критерием истины;
ü является основой познания;
ü является целью познания;
ü является результатом познания.
ü материальное производство;
ü управленческая деятельность;
ü научный эксперимент.

       
   
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике
 
 
 
   
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности
 
 
   
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне
 
 

 

 








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.