|
Тема V. Общество как система.Философское понятие общества. Основные подсистемы общества. Формы общественного сознания.
Философское понятие общества Термин «общество» очень многозначен. Он употребляется в научном (категориальном) и обыденном смыслах. В обыденном смысле его используют для обозначения добровольных объединений людей по интересам, например, общество «Рыболов-спортсмен» и т.п. В научном (категориальном) значении термин «общество» также употребляется в различных смыслах: 1. отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории, целостным самодостаточным социальным организмом (например, российское, французское, японское и др. общества); 2. совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.); 3. все человечество в целом; 4. общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное); 5. под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных свойств и признаков всех социальных организмов. Это значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества. Оно позволяет соотнести общество с другими видами бытия. В ходе исторического развития вырабатывалось наиболее широкое, собственно философское понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Философское понятие общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание. Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. Будучи динамической системой, общество непрестанно изменяет свое состояние, развивается во времени, причем это развитие носит вероятностный характер. Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении взаимодействии. В философской науке имеются как естественные, так и телеологические интерпретации системности и развития общества. В первом случае развитие общества описывается как естественно-исторический процесс, в основе которого лежат определенные закономерности. Во втором — как процесс, направленный на достижение кем-то (Богом, провидением, фатумом) заранее заданной цели. Указанные выше интерпретации исключают друг друга. Общество является самой сложной из всех известных человеку систем. Прежде всего, общество — система иерархическая, многоуровневая. Каждый элемент, или подсистема этой системы, может быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельной системы, в свою очередь включающей в сем собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой целое господствует над частным. Свойства системы как целого не могут быть сведены к сумме свойств составляющих ее элементов. Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической, духовной. Общественные сферы общественного бытия и главные сферы жизни общества
Основные подсистемы общества Экономическая подсистема Экономической подсистемой общества является экономика, которую в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни, включая совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю; в узком — как народное хозяйство какой-то страны или отдельной ее отрасли -экономику промышленности, экономику сельского хозяйства и т.п. В экономику также включают всю совокупность отраслей народного хозяйства, производство средств производства я и предметов потребления, а также сферу материальных услуг: материально-техническое снабжение, производственную связь, торговлю, общественное питание, ремонт предметов домашнего обихода. Экономика имеет и глобальное измерение, учитывающее мировые хозяйственные связи, разделение труда, мировую торговлю. Ядром экономики является материальное производство. Это сфера, в которой создается совокупный общественный продукт и национальный доход. Способ производства материальной жизни, по мнению Маркса, обусловливает социально-политический и духовный процесс жизни вообще. К раскрытию действительной роли материального производства и трудовой деятельности в жизни общества наука пришла не сразу. Первыми попытками дать анализ буржуазного общества были монетаристская и меркантилистская теории, исходившие из товарного обращения, из денег, усматривая в них источник прибыли. Следующая стадия развития политической экономии — мануфактурная, или коммерческая, теория. Ее представители переносили источник богатства в коммерческий и мануфактурный труд. Хотя сама мануфактурная и коммерческая деятельность понималась ими в ограниченной форме (только как производящая деньги), это был один из важных этапов развития экономической науки. Физиократические теории (Тюрго, Кенэ) полагали, что богатства создают определенный вид труда, а именно — труд земледельческий. Вершиной развития буржуазной политической экономии были системы Адама Смита и Давида Рикардо. Огромный прогресс их теорий в сравнении с предыдущими состоял в том, что они в качестве источника богатства рассматривали не какой-то определенный вид труда, а труд вообще. Однако эти классики политической экономии не были последовательными и не дошли до понимания абстрактного труда, независимо от его конкретных форм, не дали анализа прибавочной стоимости. Это сделали Маркс и Энгельс. Как это очевидно, экономическая мысль шла от единичного к общему и от него к всеобщему, от раскрытия специфических разновидностей труда (мануфактурного, земледельческого и т.д. к труду вообще, т.е. общечеловеческому абстрактному труду. Политическая экономия, развиваясь, также отражала происходящие в общественной жизни изменения. Этапы ее развития в общем и целом соответствовали этапам развития экономических отношений. Маркс и Энгельс пришли к выводу, что способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы являются сложной системой, включающей, во-первых, субъективные компоненты (трудящийся человек, технологические и научные знания, применяемые в процессе труда) и, во-вторых компоненты вещественные (орудия и средства производства). Производительные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. Они являются наиболее подвижной и ведущей стороной способа производства. С изменения производительных сил начинаются изменения всего способа производства. Каждой качественно новой ступени развития производительных сил соответствует определенный тип производственных отношений. Производственные отношения — это материальные экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства и потребления орудий труда и средств жизни. Их надо отличать от технологических и технических отношений, без которых невозможен процесс производства: это отношения между инженерами и рабочими, между участками и цехами и т.п., основанные на техническом сотрудничестве, на чисто технологическом разделении труда в процессе производства. В отличие от такого типа отношений производственные отношения являются социально-экономической формой производственных сил. Они характеризуют не технические навыки и опыт работников, а прежде всего собственность на средства производства. Именно поэтому они являются не техническими или технологическими отношениями, а экономическими отношениями. В общественном производстве люди вынуждены относиться другу как собственники и несобственники. Система производственных, или экономических, отношений включает в себя три основных элемента. Во-первых, типы и формы собственности на средства производства и произведенные продукты. Во-вторых, характер взаимного обмена деятельностью в процессе производства. В-третьих, способы распределения произведенного продукта. Ведущую роль в этой системе играет первый элемент: собственность на средства производства. Поэтому в истории общества выделяют следующие основные формы собственности: первобытно - общинную, рабовладельческую, феодально-крепостническую, буржуазную, социалистическую. Развитие материального производства рассматривается как основа всего исторического процесса, а экономическая подсистема выступает фундаментом, базисом всех остальных подсистем. Экономическая сфера
Социальная подсистема Термин «социальность» означает общественность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности в общественной жизни. Употребляются также термин «социум» — общее, совместное и «социальный» — относящийся к обществу в целом, затрагивающий интересы всех общественных групп и слоев населения. Взятый в широком смысле термин «социальный» по объему и по содержанию совпадает с термином «общественный». Под «социальной философией» обычно понимают науку об обществе, его структуре, движущих силах и закономерностях развития. Социальная философия при этом рассматривается как разновидность или важнейший раздел философии. По своей проблематике она совпадает с общей, или теоретической, социологией. В узком смысле под «социальным» понимают все, что относится к разновидностям социума - семейно-родственные, национально-этнические, территориальные сообщества. Сюда же входят проблемы структурирования общества или его деления на группы по различным социальным признакам: классовым, профессиональным, демографическим и т.п. Существует не только социально-групповой, но и институциональный срез социума. Социальными институтами называют организации, учреждения, образования и т.п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. В ходе истории складываются устойчивые группы людей, получившие название исторические общности. Исторически первыми были родо-племенные общности, основанные на кровнородственных связях. Вместе с ними возникают первые формы семьи и брака, прошедшие большой путь развития: от кровно - родственной, групповой семьи, к парной и, наконец, к моногамной семье — наиболее распространенному типу семейно-брачных отношений. Разновидностью моногамной семьи является так называемая нуклеарная семья, состоящая из супругов и их детей. На социальном микроуровне семья оказалась наиболее устойчивой общностью, несмотря на многочисленные попытки расшить ее, заменив «свободным сожительством». На социальном макроуровне современного общества наиболее устойчивой исторической общностью следует признать нацию. В первобытно-общинном строе доминировали родовые отношения, базирующиеся на кровных связях. Носителями родовых отношений были племена, из которых впоследствии образовались народности и народы. Нации начали формироваться только в период становления буржуазного общества и возникновения единого рынка. Например, русская нация начала складываться в XVII в., когда на базе растущего товарного обращения и концентрации местных рынков возник всероссийский рынок Нацию принято определять как историческую общность людей, которая характеризуется общностью территории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера. Было бы неправильно рассматривать нации как чисто природное, биологическое образование. Нация прежде всего продукт развития социальных отношений и связей, характерных для эпохи капитализма. Но каждая нация имеет глубокие корни, уходящие в глубь ее истории. Психологические черты и другие особенности русской нации стали складываться не в XVII в., а на несколько веков раньше. В них отразились как особенности исторической судьбы, так и природно-географические условия жизни наших предков. Социальные классы. Первобытно-общинный строй просуществовал не менее миллиона лет. Ему был присущ крайне медленный темп социальных изменений. Тем не менее, примерно 7 - 8 тыс. лет назад этот строй подошел к важнейшему рубежу — возникновению частной собственности, которая постепенно вытеснила коллективную (общинную и родовую) собственность и привела к возникновению классов, или социальных групп, с противоположными интересами и особым местом в социальной структуре общества. Материальной предпосылкой формирования классов стало общественное разделение труда. Сначала отделились скотоводческие племена от той массы племен, которые продолжали заниматься охотой, рыболовством, собиранием диких плодов и кореньев. Затем ремесло отделилось от возникшего регулярного земледелия, наконец, торговля превратилась в самостоятельный вид деятельности, и сформировался класс торговцев, первая в истории человечества социальная группа, которая ничего не производила, но осуществляла ставшую общественно необходимой коммуникативную функцию обмена произведенными продуктами. Существование классов и классовой борьбы было известно античным философам и историкам. Классики английской политической экономии раскрыли экономическую анатомию социальных классов, а французские историки времен Реставрации (первая половина XIX в.) усматривали в борьбе классов ключ к пониманию всей французской истории, считали эту борьбу естественным явлением в жизни любого общества, причину возникновения классов находили в насилии, приведшем к порабощению слабых сильными. Еще с античных времен и до наших дней бытует так называемая органическая теория общества, с точки зрения которой существование классов так же необходимо, как наличие органов, выполняющих целенаправленные функции в живом организме. По-иному решалась эта проблема в социальной философии марксизма. Существование классов связано с определенными историческими фазами в развитии производства. Никакое насилие не могло бы привести к возникновению классов, пока не сформировались необходимые материальные предпосылки для их появления, а именно: выросший уровень развития производительности труда. Исходя из этих предпосылок, Ленин дает следующее определение: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (В.И.Л. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 15). В рамках каждого исторического типа общества классы делятся на основные и не основные. Основными считаются те классы, которые непосредственно порождены данным способом производства. Не основные классы связаны либо с прошлыми экономическими укладами, либо являются предвестниками будущего общественного строя. В докапиталистических классовых обществах существовали также сословия — социальные группы, пользующиеся особыми правами и имеющие обязанности, которые были закреплены в обычаях или законах. В России до 1917 г. имелись сословия дворян, купцов, мещан, селян. Купцы делились на гильдии, которые отличались правами и платимыми пошлинами Свои градации были и в других сословиях. Любой социальный класс неоднороден. В его состав входят слои и группы, различающиеся по роду деятельности, квалификации, богатству, происхождению и т.п. Все они объединены общими условиями существования и функционирования соответствующего класса. Различают также прослойки между классами. Прослойка обычно включает в себя выходцев из различных классов, она неоднородна, различные ее части ориентируются на основные классы данного общества. Такой прослойкой считали интеллигенцию. Значительное внимание проблемам социальной структуры общества уделяют западная социальная философия и социология, где создано много теорий и концепций. Понятию класса западные социологи обычно противопоставляют понятия «группа» и «малая группа». Социальная группа определяется как коллективное единство, возникшее в результате свободного выбора заинтересованных лиц. Первичной группой в американской социологии принято называть любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена, для того чтобы он смог в тот момент или при позднейшем опросе как-то реагировать на каждого другого члена как на отдельную личность хотя бы только для того, чтобы вспомнить, что другой присутствовал. Как видно, объем понятия «социальная группа» чрезвычайно широк. В него можно включить самые различные, в том числе случайные, объединения людей. Конкретизированная социальная группа определяется как некое коллективное единство, направленное на выполнение общего дела, выражающее себя через определенное поведение и стремящееся к известному равновесию, в котором центростремительные силы преобладают над центробежными. Дальнейшая конкретизация понятия «социальная группа» дается в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество делится на особые слои, или страты. Этот термин заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологической породе. Иногда в социологии страты называют классами, статусами и т.п. На основании каких признаков следует относить людей к определенному слою? Однозначного ответа на этот вопрос западные социологи не дают. Обычно в качестве основания деления выдвигают следующие признаки: профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, культурный уровень или образование, стиль и образ жизни, обладание политической властью и т.п. Деление общества на страты можно производить по одному и вышеуказанных признаков, но чаще берется несколько признаков, и тогда получается «многомерная стратификация», согласно которой один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким слоям, или классам. Например, входить в класс людей, имеющих высшее образование, в класс менеджеров, в класс людей, имеющих собственные дома, и т.п. При такой множественности признаков отходит на второй план или вовсе игнорируется такой важнейший признак, как место социальных групп в системе общественного производства и их отношение к собственности на средства производства, что с точки зрения марксизма является главным классообразующим признаком. Различные социологи называют разное число страт, или классов: от двух до десяти и выше. Если страт названо много, то они нумеруются или разбиваются на три группы: высшие, средние и низшие. Существуют, к примеру, «высший низший» и «низший высший» классы. Характерной чертой общества, разделенного на страты, является социальная мобильность, которая подразделяется на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это перемещение людей внутри одного и того же слоя, например, перемена места работы по той же самой специальности при сохранении примерно такого же заработка. Наибольший интерес представляет вертикальная мобильность — перемещение людей из низших слоев в высшие и наоборот. Часть западных социологов полагает, что западное общество, как общество «открытое» характеризуется высокой вертикальной мобильностью, причем мобильностью, повышающей статус людей. В нем имеются равные возможности на старте, и каждым имеет шансы стать миллионером. Называют «социальные лифты», при помощи которых можно подняться наверх. Обычно говорят о шести таких лифтах: 1) экономика, сфера бизнес; 2) политика; 3) армия, военная служба; 4) церковь (и здесь есть шансы пробиться в высшую церковную иерархию); 5) наука (это наименее благодарное и весьма трудоемкое поприще); 6) 6рак (благодаря ему можно моментально попасть на вершину общественной пирамиды). Таким образом, общество уподобляется большому дому с мужеством лифтов, поднимающих людей главным образом в верхние этажи. Приводится сравнение общества с автобусом, где страты - это места, на которых попеременно сидят пассажиры. Однако серьезные социологи не подтверждают тезиса о высокой мобильности с повышением статуса в западном обществе. Английский исследователь Т. Боттомор считает, что важная особенность социальной мобильности заключается в том, что она в основном имеет место между общественными слоями, близкими друг к другу, например, между высшими прослойками рабочегокласса и низшими прослойками среднего класса. Перемещение рабочего в высший класс носит в любом обществе, и особенно в Англии, ограниченный характер. Анализ состава высших чиновников государственной службы говорит, что лишь около 3% происходит из среды рабочего класса. Опираясь на эти факты, ученые констатирует, что «Англия все еще весьма далека от достижения равенства возможностей в получении образования» и в целом остается «жестким» и «иерархическим обществом», в котором «выбиваются в люди» лишь единицы. Концентрация и централизация капитала, а также развертывание научно-технической революции вносят серьезные изменения в социальную структуру западного общества. Ускоренными темпами идет вымывание «старых средних слоев» — ремесленников, крестьян, и одновременно бурно растут «новые средние слои» — научно-техническая интеллигенция, работники сферы обслуживания и т.д. При анализе социальной структуры общества широко применяются теории элит и элитарных отношений. В социальную философию термин «элита» пришел из биологии, где этим словом называют лучшие семена данного сорта или особо ценных и продуктивных племенных животных. К общественной элите причисляют всех, кто в какой-либо области — политической, экономической, научной, военной, культурной и т.п. — наилучшим образом выполняет высшие функции. В соответствии с этим говорят о политической, экономической и прочих элитах. Элите противостоит не-элита, масса, вынужденная подчиняться избранному слою, выполняющему высшие функции. Эта идея высказывалась еще Платоном, а затем Ницше, но как система взглядов, социальная концепция оформилась в XX в. Основа этой концепции — утверждение о том, что неравенство является естественным и необходимым для функционирования любого общества. В настоящее время теорию элитарного устройства общества усердно пропагандируют «новые правые» и неоконсерваторы. Однако существуют демократические и либеральные истолкования теории элит. Известный немецкий социолог К. Манхейм утверждал, что демократия не способна функционировать без конкуренции относительно открытых политических элит, сменяющих друг друга у руля власти в многопартийной политической системе. Получила известность книга американского социолога Р. Миллса «Властвующая элита». К «властвующей элите» он относит руководителей корпораций, высших привилегированных чиновников, военные верхи. Затем идет «средний уровень власти», а фундаментом этой социальной пирамиды служат народные массы, не имеющие никаких реальных возможностей влиять на политические процессы. Социальная сфера
Политическая подсистема Политика в самом широком смысле этого термина означает сознательно проводимую линию поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам. Под социальным субъектом можно понимать социальные группы, классы, нации, партии и иные общественные организации и, наконец, то, что является в этом перечне самым главным, — государство. Направленность поведения субъектов варьируется в широком диапазоне. Поэтому существуют различные виды политики: экономическая, финансовая, социальная, политика в области культуры, образования, демографическая политика, молодежная, национальная, международная политика и т.д. Политика может быть адресована не только другим социальным субъектам, но также и объектам. Например, экологическая политика — осознанно проводимая линия поведения государства и, в конечном счете, всего мирового сообщества по отношению к окружающей природе. Центральное место во всем этом многообразии видов политики занимает «политическая политика», или политика в собственное смысле этого слова. Это линия поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение или удержание государственной власти. Все остальные виды политики осуществляются, как правило, при помощи рычагов государственной власти. Само слово «политика» происходит от греческого слова «полис», т.е. государство. Античные греки под политикой разумели прежде всего умение управлять государством. Политика — это все то, что касается устройства государства и его функционирования. Общественные классы и группы стремятся обеспечить свои интересы, используя государственные рычаги. На базе их коренных интересов формируются цели и определяются задачи, составляющие содержание государственной политики. Политика охватывает все отношения между классами, касающиеся государства. В сферу политики входят также отношения между государством и нациями. Эти отношения формируются с учетом интересов господствующих в данном обществе классов. В особых условиях (отражение вражеского нашествия, борьба за освобождение от чужеземного гнета) государство может выражать интересы всех классов, слоев и групп населения. Политические отношения в своей совокупности образуют политическую подсистему общества. В нее входит государство как основное звено, а также политические институты и организации, выполняющие определенные функции. В их числе политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граждан, церковь (прежде всего там, где она не отделена от государства). Политика невозможна без политической идеологии и политического сознания в целом, включая политические эмоции и переживания, которые проявляются особенно остро в переломные и критические моменты истории той или иной страны. Но политическая идеология (идеи, программы, доктрины, прогнозы и т.д.) — это все же слова, а политика — это дела, т.е. реальные и практические действия социального субъекта, направленные на достижение каких-то общественно значимых целей. Государство есть механизм политического управления всем обществом, и в этом смысле оно представляет все общество в целом. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|