|
Билет 9. 1. Функции (педагогические и социальные), принципы (социальные, обще-методические, специально-методические) АФКФункции АФК – это объективно-присущее ФК свойство воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
I. Педагогические: 1. Коррекционно-компенсаторная. Ведущая. Основания для нее – отклонения в физической и психической сфере. Основные направления: - коррекция сенсорных систем, - психических нарушений, - соматических, - координационных способностей, - нарушений физической подготовленности, - техники основных движений (пространственных, ритмических, динамических). 2. Профилактическая. Целесообразность всех доступных видов двигательной активности, гигиенических и природных, факторов закаливания. Соблюдение режима отдыха и рационального питания, ликвидация вредных привычек, сохранение и формирование осанки. 3. Образовательная. Формирование знаний и двигательных умений на оптимальном для жизнедеятельности уровне. Наиболее ярко выражено в АФВ и АС. 4. Развивающая. Целенаправленное воздействие на развитие физических качеств и координационных способностей, т.к. эти нарушения закономерны для всех нозологических групп. 5. Воспитательная. Цель воспитания – всестороннее гармоничное развитие личности при сужении сенсорных, моторных, интеллектуальных возможностей. 6. Ценностно-ориентационная. Ценности АФК связаны с освоением, совершенствованием, поддержанием, восстановлением, самореализацией физических и духовных сил. 7. Лечебно-восстановительная. Главная. Цель - восстановление человека как личности, ускорение восстановительных процессов после травм, заболеваний, предотвращение или уменьшение инвалидизации. 8. Профессионально-подготовительная. Включает: - приобщение к доступным видам труда, - коррекция и компенсация основного дефекта, - развитие профессионально-важных умений и психических способностей. 9. Творческая. Раскрытие многогранных способностей людей с ОВ в разных видах ФД. Наибольшее развитие в креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практиках. 10. Рекреативно-оздоровительная. Удовлетворение потребности в активном отдыхе, развлечении, как средство переключения на др. вид деятельности. 11. Гедонистическая. Проявляется в тех видах деятельности, которые доставляют радость. 12. Спортивная и соревновательная. Тренировочный процесс и участие в соревнованиях являются действенными способами физической, психической, социальной адаптации.
II. Социальные: 1. Гуманистическая. Ориентация на личностное развитие: - осознанное отношение к любым формам двигательной активности - формирование знаний, умений, способностей для самостоятельной полноценной жизни - освоение интеллектуальных, нравственных, этических, эстетических ценностей ФК для самореализации. 2. Социализирующая. Социальная адаптация личности, приобщение к ценностно-нормативной системе общества, воспитание психических, нравственных качеств, общения, отдыха. Ярко проявляется в АС. 3. Интегративная. Включение различных категорий И. в социальные системы, предназначенные для здоровых людей, активное участие во всех направлениях жизни, самореализация. 4. Коммуникативная. В общении отражается потребность в эмоциональном контакте. Средства: речь, жесты, позы, звуки, мимика, пантомимика. Вербальные и невербальные способы общения. 5. Зрелищная и эстетическая. В АФК реализуется в процессе занятий ФУ. Все педагогические ф-ции имеют предметное выражение в деятельности, а социальные – развивают духовную сферу, интеллектуальные, психические способности, формируя активное отношение к ценностям ФК, здоровому стилю жизни.
Принципы АФК являются составной частью методологии и представляют собой базовые теоретические положения, отражающие сущность обучения, воспитания, развития личности и др. Служат ориентиром для конструирования практики. I. Социальные: 1. П. гуманистической направленности: - создание равноправных условий на занятиях ФУ - индивидуальное телесное совершенствование - свобода выбора доступных форм двигательной активности 2. П. непрерывности физкультурного образования. Сохранение потребности в двигательной активности на протяжении всей жизни. Оказывает тренирующее влияние на биологические структуры и функции организма, на социальную и психическую адаптацию. 3. П. социализации. Начинается с рождения и продолжается всю жизнь; без телесного здоровья как главной человеческой ценности, невозможно освоение никаких других культурных ценностей. 4. П. Интеграции. Социальная интеграция предполагает активное включение инвалидов в культурную, трудовую жизнь общества вместе со здоровыми. Педагогическая – обучение детей и взрослых с различными дефектами в учреждениях системы образования вместе со здоровыми. 5. П. приоритетной роли микро-социума. Семья является 1й инстанцией социализации ребенка и способствует или препятствует его развитию. II. Обще-методические: 1. П. научности. - знание теорий, законов, проблем АФК - биологических и психологических закономерностей функционирования организма с патологическими нарушителями 2. П. прочности. Сохранение приобретенного двигательного опыта на годы. III. Специально-методические: 1. П. диагностирования. Учет основного дефекта, времени поражения, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, показаний и противопоказаний к занятиям ФУ. 2. П. дифференциации и индивидуализации. Дифференцированный подход в АФВ – это объединение детей в относительно однородные группы. Осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия. Индивидуальный подход – это учет особенностей, присущих одному человеку (пол, возраст, телосложение и др.). 3. П. коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса. Педагогическое воздействие должно быть направленно не только на преодоление физических и психических недостатков, но и на активное развитие их познавательной деятельности, физических способностей и нравственных качеств. 4. П. учеты возрастных особенностей. Процесс АФВ должен опираться на следующие законы: - единство генетического хода развития - максимальное использование сенситивных периодов развития - учет зоны ближайшего развития 5. П. адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий. 6. П. адекватности. Это требование, чтобы выбор средств, методов соответствовал занимающихся. 7. П. оптимальности. Это разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки. 8. П. вариативности. Это бесконечное многообразие содержания и возможностей движения. Билет 9. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ЦНС (острое нарушение мозгового кровообращения) на санаторном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации Основные задачи: - закрепление положительных сдвигов, достигнутых в стационаре и реабилитационном центре при лечении основного сосудистого заболевания головного мозга; - ликвидация последствий заболевания (парезы, параличи, расстройства речи ит.д.); - предупреждение повторных нарушений мозгового кровообращения; - дальнейшее повышение психической и физической активности больного, адаптационных возможностей организма к бытовому самообслуживанию, трудовой и общественной деятельности. Для выполнения этих задач используют климатические факторы самого курорта, диетотерапия, средства лечебной физкультуры, массаж, различные физические факторы, психотерапия. При необходимости – занятия с логопедом и нейропсихологом.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|