|
Билет 14. 1. Адаптивная двигательная рекреация (АДР): цель, задачи, средства, педагогические и социальные функции. Методы и формы организации занятий
Адаптивная двигательная рекреация – вид АФК, позволяющий удовлетворить потребности человека с отклонениями в состоянии здоровья (в т. ч. инвалида) в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получения удовольствия в общении. Главная цель: · Оптимизация состояния и восстановление физических и духовных сил, затраченных занимающимися в процессе основного вида деятельности (учебы, реабилитационно - лечебных мероприятий, труда и профессиональной деятельности, АС, АФВ) за счет его смены, переключения на занятия развлекательного характера и получения от них удовольствия. · А для инвалида АДР – это еще и способ преодоления замкнутого пространства, психологическая защита, возможность общения, удовлетворение личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий. · Т.е., в АДР ключевыми являются слова – переключение, получение удовольствия, отдых, восстановление. Основные задачи АДР: 1. переключение с основного вида деятельности на другой, связанный с двигательной активностью. 2. получение удовольствия от движений, повышение настроения от занятий ФУ. 3. оптимизация своего состояния, восстановление физических и духовных сил 4. обеспечение активного отдыха и приобщение к ЗОЖ 5. привитие интереса к АФК и вовлечение в занятия другими ее видами – АС, экстремальными и креативными видами двигательной активности 6. вовлечение занимающихся в общение со здоровыми людьми и овладение коммуникативными, социальными навыками 7. преодоление психологических комплексов 8. повышение уровня качества жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Характеристика средств АДР. Основными средствами являются физические упражнения, выполнение которых может вызвать у занимающихся удовольствие:
Все зависит от потребностей, которые удовлетворяет человек в процессе своей двигательной активности, которые позволяю сформулировать требования к подбору упражнений и условиям их проведения: 1. Используемые в АДР ФУ должны отличаться от двигательных действий, составляющих базу основной деятельности (учебной, профессиональной, адаптивно-спортивной). Иначе невозможно переключиться, сменить основную деятельность, отдохнуть от нее. 2. Запрет на ФУ максимальные как по объему, так и по интенсивности нагрузки, недопущение чрезмерных как физических, так и психических напряжений занимающимися. Необходим строгий контроль и самоконтроль каждого занимающегося, учет исходного уровня физической подготовленности. 3. Наличие очевидного восстановительного, оздоровительного эффекта (активизация работы основных физиологических систем организма, строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований). 4. Необходим подбор интересных, новых, необычных упражнений, а также периодическая смена двигательных действий, режимов и условий их выполнения. 5. К условиям проведения АДР относятся: проведение занятий на природе (желательно во все времена года), применение упражнений, выполняемых в водной среде, интеграция двигательной активности со средствами искусства (использование в занятиях музыки, танцев, рисунка, лепки), включение в занятия взаимодействия с животными. 6. Обязательно использование игровых и соревновательных методов, стимулирующих мотивацию занимающихся к участию в рекреационной деятельности. 7. Ориентировка на коллективные, а не индивидуальные занятия. 8. Социально-психологические условия: обеспечивать возможность для проявления инициативы и самостоятельности, удовольствие и получение удовлетворенности, как от самого процесса занятий, так и его результата. Педагогические и социальные функции. · Ведущей функцией является гедонистическая. Т. к., человек во время занятий АДР должен получать удовольствие, наслаждение, радость, восторг, ощущение счастья. · Ведущие позиции также занимают лечебно-восстановительная и рекреационно-оздоровительная функции. Т.к., главное для чего используется АДР – это восстановление сил после основной деятельности и оздоровление занимающихся. · Ценностоно-ориентационная – предполагает освоение инвалидами и лицами с отклонениями в состоянии здоровья ценностей АФК, отражающих их внутренние установки и желания. Только тогда, когда у занимающихся будут сформированы ценностные ориентации на ЗОЖ, здоровье, как важнейшую ценность – можно рассчитывать на достижение успеха в жизни. · Спортивная и соревновательная функции – отличаются в АДР от АС, где занимают центральное место. В АДР соперничество, конкурентное сопоставление возможностей занимающегося используют преимущественно для повышения мотивации, интереса к занятиям. Соревнования в большинстве случаев проводятся по упрощенным правилам. Особое внимание уделяется соблюдению участниками правил честной игры. · Творческая – проведение самостоятельных занятий требует инициативы, выдумки, творчества, внедрение новых видов АДР, объединение их с традиционными средствами искусства. · Коммуникативная – в АДР ярко проявляются вербальные (словесные) и невербальные (жесты, мимика, звуки) способы общения. А главное – их самые разнообразные сочетания, позволяющие выплескивать свои эмоции, делиться впечатлениями. Формы организации занятий. АДР осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Внеурочная форма подразделяется на две подгруппы: В режиме дня; Внеклассная. В режиме дня занятия представлены в виде:
Внеклассные занятия включают:
Во внешкольное время АДР имеет следующие формы:
Методы АДР. -методы формирования знаний · Методы слова (информация речевого воздействия) (вербальная, невербальная, сопряженная речь – созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз, идеомоторная речь – самостоятельное мысленное проговаривание «про себя») · Методы наглядности (информация перцептивного воздействия) – построены на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных, температурных анализаторов, создающего сенсорно-перцептивный образ движения. У инвалидов с различными нарушениями используются разнообразные методы, рассчитанные на использование сохранных функций, обходные пути, компенсацию нарушений. -методы обучения двигательным действиям: Метод расчлененного обучения, Метод целостного обучения; -методы развития физических качеств:
Основные виды АДР. 1. Адаптивный туризм 2. Водные виды АДР (гидрореабалитация, аква-аэробика, ныряния, погружения с аквалангами, плавание) 3. Игровые виды АДР (подвижные игры, эстафеты, спорт. игры по упрощ-ым правилам) 4. Танцевальные виды АДР (ритмика, танцы, художественная гимнастика на инвалидных колясках, хореография) 5. Анималотерапия (иппотерапия, дельфинотерапия, гирудотерапия, филинотерапия, апитерапия (лечение пчелиным ядом), канистерапия (общение с собаками)) 6. Нетрадиционные методики, различные виды гимнастики, дыхательные методики (по Стрельниковой, по Бутейко, трехфазное дыхание по Лукьяновой) ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|