|
Билет 7. 3. Врачебный контроль и исследование функционального состояния лиц с нарушениями нервно-мышечной системы
Нервная и нервно-мышечная системы исследуются клиническими и электрофизиологическими методами. Клинические методы исследования: 1. Анализ. 2. Определение состояния кожного, двигательного и вестибулярного анализаторов. 3. Исследование координации движений. 4. Исследование поверхностных и глубоких безусловных рефлексов. ~ Пальпаторно определяется тонус при сокращении и расслаблении. ~ С помощью угломера - определение объема активных движений. ~ Оценка силы мышц - по степени сопротивления усилием исследующего и динамометрии. Электрофизиологические методы применяются для исследования таких показателей функционального состояния нервно-мышечной системы, как возбудимость и лабильность. Оценка вестибулярного анализатора с помощью пробы Яроцкого Основана на определении времени, в течение которого испытуемый способен сохранить равновесие при раздражении вестибулярного аппарата непрерывным вращением головы. Методика исследования: ИП стоя, испытуемому предлагают делать непрерывные круговые движения головой в одном направлении (в темпе 2 оборота за 1 секунду); длительность сохранения равновесия определяется по секундомеру; исследователь должен стоять рядом с испытуемым, чтобы страховать от внезапного падения. Оценка пробы: 28 и более секунд - нормальное состояние вестибулярного аппарата. Исследование двигательного анализатора с помощью определения дифференцированных порогов его кинестетической чувствительности Двигательный анализатор обеспечивает организму человека информацию об изменении положения конечностей и всего тела в пространстве, о скорости и направлении движения частей тела, веса, давления, воспринимает вибрацию. Мышечно-суставное чувство сложное и складывается из кинестетической чувствительности, оценки усилия мышц, оценки веса и давления и проприоцептивной чувствительности, обеспечивающей восприятие изменения положения конечностей и всего тела в пространстве. Без этих видов чувствительности невозможны координированные движения. Методика исследования: - динамометром определяется максимальная сила кисти; Оценка пробы: степень отклонения выполненного усилия от контрольного является мерой оценки кинестетической чувствительности. Эту оценку выражают в процентах по отношению к контрольному усилию. Разница 20 и менее % соответствует нормальному состоянию кинестетической чувствительности. Контрольные движения, используемые для оценки функций рук при центральных парезах 1 - поднимание параллельно прямых рук ладонями вперед, пальцы разогнуты; 2 - отведение прямых рук с одновременной наружной ротацией и супинацией, ладони вверх, пальцы разогнуты, большой палец отведен; 3 - сгибание рук в локтевых суставах без отведения локтей от туловища с одновременной супинацией предплечья и кисти; 4 - разгибание рук в локтевых суставах с одновременной наружной ротацией и супинацией и удержание их перед собой под прямым углом по отношению к туловищу, ладони вверх; 5 - вращение кистей в лучезапястных суставах по и против часовой стрелки; 6 - противопоставление большого пальца остальным; 7 - демонстрация двигательных навыков: застегивание и расстегивание пуговиц, причесывание, поднесение предметов ко рту.
Контрольные движения, используемые для оценки функций ног и мышц туловища 1 - сгибание ноги со скольжением пятки по кушетке в положении лежа на спине; 2 - поднимание прямых ног на 45 - 50 градусов от кушетки в и. п. лежа на спине; 3 - сгибание ноги в коленном суставе в и. п. лежа на животе и стоя; 4 - тыльное и подошвенное сгибание стопы в ИП лежа на спине и животе, стоя; 5 - качание голеней в ИП сидя на высокой кушетке или табурете (одновременное/ попер-ное); 6 - ходьба по лестнице (подъем/спуск). Билет 8. 1. Основные формы организации занятий по АФК А - Урочные Занятия урочного типа: уроки, оздоровительно-реабилитационные занятия, Классификация в зависимости от целей (направленности урока): - образовательные (формирование спец. знаний, обучения разным двигательным умениям); - коррекционно-развивающие (развитие и коррекция физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, сенсорных систем и психических функций); - оздоровительные (коррекция осанки, плоскостопия, профилактика соматических заболеваний, укрепления СС и ДС); - лечебной направленности (лечение, восстановление, компенсация утраченных / нарушенных функций); - спортивной направленности (совершенствование физической, технической, психической, волевой, теоретической подготовки в ИВС); - рекреационной направленности (для организованного досуга). Наиболее типичными для детей с ограниченными функциональными способностями являются комплексные уроки. По организации проведения: фронтальные (одновременно все выполняют), индивидуальные, По способу проведения: поточный, раздельный, интервальный, метод круговой тренировки. Деятельность преподавателя: подготовка зала, инвентаря; контроль за выполнением; Основные требования к уроку: ù всестороннее воздействие на организм, ù непрерывность, Урок состоит из 3х частей: 1. Вводно-подготовительная (7-10 мин) Задачи: начальная организация занимающихся, создание психологической установки, Средства: строевые упр., ОРУ, подводящие, подготовительные, игровые, упр. на внимание. 2. Основная. Задачи: общие и специальные, развитие ОДА, ДС, ССС, физических и волевых качеств, Средства: специальные упражнения 3. Заключительная (5% от урока) Задачи: фиксация хорошей осанки, подведение итогов, ознакомление с заданием для самостоятельного выполнения Средства: различные варианты ходьбы, танцевальные шаги, ФУ и игры на внимание,
Б – Неурочные. Занятия делят на: малые неурочные формы, крупные неурочные формы. Особенности занятий неурочного типа: - не регламентированы временем, местом проведения, кол-вом участников, их возрастом; - могут проводиться совместно со здоровыми, родителями, добровольцами, включать детей с различными двигательными нарушениями. - должны быть привлекательными по организации, форме проведения, оформлению - массовость Цель: удовлетворение потребностей детей в эмоциональной двигательной активности, игровой деятельности, общении, самореализации. Виды: ¾ в режиме учебного дня (УГГ, организованные игры на переменах, спорт. час после уроков), ¾ внеклассные (рекреативные оздоровительные занятия в школе на самодеятельной основе, физкультурные праздники, прогулки и экскурсии, дни здоровья), ¾ внешкольные: занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях; занятия и игры в семье; занятия в реабилитационных центрах; занятия в семейно-оздоровительных клубах; самостоятельные занятия. Билет 8. 2. Комплексная реабилитация больных с заболеваниями ЦНС (острое нарушение мозгового кровообращения) на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации
Первое условие успешной реабилитации – быстрая госпитализация больного в специальные палаты и блоки; - развитие и совершенствование службы реабилитации. ФР направлена на: - восстановление правильной афферентации и рефлекторной деятельности; - разработку амплитуды и точности активных движений; - борьбу с повышением мышечного тонуса; - выравнивание ассимметрии; - профилактику контрактур, анкилозов, стойких двигательных расстройств; - улучшение вегетативного и сенсорного обеспечения двигательных актов; - формирование новых двигательных навыков; - повышение общего тонуса организма. ФР включает следующие элементы: - медикоментозную терапию; - лечение положением; - ЛФК; - вибромассаж; - физиотерапевтическое лечение. Лечение положением начинают проводить на 2-3 день после стихания острых мозговых явлений. Предупреждает развитие контрактур, болевого синдрома и патологических установок в конечностях и туловище. Варианты: рука за голову, рука вдоль туловища, рука в косынке, предплечье супинировано, кисть выпрямлена или пальцы слегка согнуты; бедро выпрямлено, ротация его устранена, колено согнуто под углом 5-10’, стопа в упоре под углом 90’ или ортопедические приспособления (лонгеты, повязки, обувь). Упражнения в перемене положения предусматривают стимулирование процессов восстановления, подготовку больного к изменению положения лежа в положение сидя, затем – стоя. ЛФК включает пассивные, активные, идеомоторные и дыхательные упражнения. Задачи ЛФК: предупреждение контрактур путем снижения мышечного тонуса и борьба с синкинезиями. Варианты: вращения, отведения и приведения, пассивные сгибания и разгибания, поднимание и опускание, супинация и пронация. Пассивные упражнения начинают с проксимальных отделов, медленно, с полной амплитудой, в одной плоскости. Добавляют активные движения в начале здоровой конечности, затем – паретичной с посторонней помощью либо в облегченных условиях. Упражнения для восстановления силы с преодолением сопротивления, с постепенным увеличением амплитуды, упражнения на растяжения с увеличением длины мышц. При переводе больного в положение стоя – изолированные движения каждой группы мышц для имитации ходьбы. В первый же день занятий проводят массаж как конечностей так и туловища. Усиливает тормозные процессы в ЦНС, снижает болевые ощущения, увеличивает объем и работоспособность атрофированных мышц, активизирует кровообращение. Поглаживание медленно спастических мышц и легкое разминание гипотонических мышц-антагонистов, от дистальных отделов конечностей к проксимальным. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|