|
Билет 15. 1. Адаптивная физическая реабилитация: цель, задачи, средства, функции (педагогические и социальные), методы и организация занятий
Адаптивная физическая реабилитация – вид АФК, направленный на восстановление у лиц с отклонениями в состоянии здоровья временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или нарушены на длительный срок или на всю жизнь в связи с основным заболеванием) после травм, заболеваний, физических и психических перенапряжений. Основная цель: Формирование адекватных психических реакций инвалидов на заболевание, ориентация их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма. А также обучение соответствующим комплексам ФУ, приемам самомассажа, закаливающим и термическим процедурам. Задачи: 1. Определение степени снижения физической работоспособности. 2. Стабилизация общего состояния больного, профилактика возможных осложнений. 3. Применение медикаментозного лечения с целью ускорения восстановления нарушенных функций организма вследствие заболевания, операции или травмы 4. Применение средств физической реабилитации (лечение положением, ЛФК, массаж, физио -, бальнео -, и гидротерапии) в целях ускорения восстановительных процессов. 5. Осуществление периодического контроля за состоянием пораженных органов и систем с использованием клинических и инструментальных методов. 6. Оценка психологического статуса больного и проведение при показаниях корригирующей терапии 7. Оценка социального статуса больного, определение статуса трудоспособности, решение вопроса профессиональной переориентации. 8. Проведение мероприятий по вторичной профилактике. Средства: 1 - разнообразные ФУ в рамках ЛФК, лечебной гимнастики 2 - естественно-средовые факторы 3 - гигиенические факторы 4 - занятия на тренажерах и с помощью тренажерных устройств 5 - массаж 6 - физиотерапия 7 - бальнеолечение 8 - грязелечение 9 - гидротерапия Функции АФР. Педагогические:
Социальные:
Методы АФР.
(Рассказ, беседа, словесные приемы: объяснение и пояснение - характеризуется доказательностью утверждений, аргументированностью основных положений, не только ЧТО и КАК делать, но и ПОЧЕМУ так, а не иначе. Инструктирование - точное и конкретное изложение заданий. Комментарии и замечания, которые в краткой форме оценивают качество выполнения заданий или указывают на допускаемые ошибки. Распоряжения, указания - средства оперативного управления деятельностью пациентов. Педагогическая оценка действий пациента, направленная на стимулирование и поддержание сознательной активности)
(обеспечение наглядности: фронтальный и сагитальный показ специалистом или, по его заданию, одним из успешно занимающихся пациентов; метод опосредованной наглядности - демонстрация фотографий правильно выполняемых положений, видеоматериалы, муляжи)
Метод стандартно-повторного упражнения в режиме непрерывной нагрузки (направлен на тренировку специальной выносливости - упражнения изометрического характера) Метод принудительного выполнения упражнения с использованием отягощения Игровой метод Метод сухого вытяжения Организация занятий. Физическая реабилитация в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений реализуется в двух формах:
Физическая реабилитация взрослых инвалидов осуществляется в стационарах, поликлиниках, реабилитационных центрах, профилакториях и других медицинских учреждениях, а также самостоятельно. Билет 15. 2. Комплексная реабилитация больных с переломами костей нижних конечностей на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации СТАЦИОНАРНЫЙ (ИММОБИЛИЗАЦИОННЫЙ) этап – длится до момента консолидации перелома или формирования соединительнотканного рубца, имеющего достаточную механическую прочность. Место проведения комплексной реабилитации – Травматологическое отделение больницы / травматологический стационар. Цель – Обеспечить условия для максимально возможной двигательной активности больного и сохранения функций поврежденной конечности. Задачи: 1) Активизация кровообращения в поврежденной конечности 2) Поддержание тонуса мышц поврежденной конечности 3) Сохранение подвижности в свободных от иммобилизации суставах Форма реабилитационных мероприятий: 1 - Общеразвивающие упражнения для здоровых конечностей и туловища 2 - Лечение положением (возвышенное положение для поврежденного сегмента) 3 - Изометрические напряжения отдельных мышц (мышечных групп) только при условии сопоставления костных отломков (т. к. в период репозиции длительное и интенсивное напряжение мышц может препятствовать проводимой для сопоставления отломков тракции и вызывать травматизацию мягких тканей костными отломками, а после сопоставления взаимодавление костных отломков способствует формированию костной мозоли). 4 - Идеомоторные упражнения (воображаемые) 5 - Дыхательные упражнения 6 - Обучение ходьбе с помощью костылей · Упражнения выполняются индивидуально, в медленном темпе. Количество повторений 6-8 раз. · В течение дня занятия лечебной гимнастикой проводится 1 раз под руководством инструктора ЛФК и 3 – 4 раза самостоятельно. · Продолжительность занятий 15 – 25 минут (в зависимости от возраста пациента, сопутствующих заболеваний) 7 - Физиотерапия · Диадинамотерапия (токи Бериара) в области перелома – для снятия болевого синдрома (воздействие двумя постоянными низкочастотными импульсными токами полусинусоидальной формы с частотой 50 и 100 Гц, применяемых раздельно или в различных комбинациях); · УВЧ (переменное электрическое поле ультразвуковой частоты), магнитотерапия (воздействие постоянными или переменными магнитными полями) – для улучшения трофики поврежденных тканей. 8 - Массаж – ограничивается применением прерывистой вибрации в области перелома поверх гипсовой повязки (постукивание деревянным молоточком, пальцем). В первый период в занятия включают статические и динамические ДУ и ОРУ для всех мышечных групп. Для неповрежденной ноги широко используют активные движения пальцами стопы, тыльное и подошвенное сгибание стопы, круговые движения стопой, сгибание и разгибание в коленном суставе, отведение и приведение ноги, сгибание и разгибание в тазобедренном суставе, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, статическое удержание конечности в течение нескольких секунд, имитация ходьбы по плоскости постели, осевое давление стопой о подстопник различной плотности, захватывание и удержание пальцами стопы различных легких предметов. С помощью инструктора, поддерживающего бедро и голень поврежденной ноги, больной поднимает и опускает выпрямленную ногу, сгибает и разгибает ее в коленном и тазобедренном суставе с небольшой амплитудой (30—40°). С 4-5-го дня после операции больному разрешается сгибать и разгибать оперированную ногу в коленном и тазобедренном суставе, скользя стопой по плоскости постели, сидеть и опускать ногу. Через 2-3 недели больного ставят на костыли. Сроки нагрузки на травмированную конечность индивидуальные (от 1,5 до 5-6 месяцев). Больного обучают ходьбе на костылях по ровному полу, лестнице, затем с одним костылем и палкой. Во второй период на фоне ОРУ и ДУ выполняются всевозможные упражнения для всех суставов поврежденной ноги, во всех направлениях в разных исходных положениях. Гвоздь удаляют через 1,5-2 года, а у некоторых больных он остается в шейке бедренный кости пожизненно.
Правильное обучение ходьбе с костылями: - при ходьбе по ровным поверхностям костыли с поврежденной ногой переносят вперед, не опираясь на нее или приступая, здоровая нога остается сзади (по принципу равностороннего треугольника), затем приставляют здоровую ногу. Поворот делают только в сторону поврежденной ноги, переступая здоровой ногой на месте. - при ходьбе с одним костылем (палкой) опираются на него с поврежденной стороны таким образом, чтобы костыль (палка) стоял у края стопы. Больную ногу, костыль (палку) одновременно передвигают вперед, затем присоединяют к ним здоровую ногу. Поворот с одним костылем (палкой), как и с двумя, выполняют в сторону поврежденной ноги, не отодвигая его от стопы. - при спуске с лестницы костыли опускают одновременно с поврежденной ногой, не наступая на нее или слегка приступая, затем приставляют здоровую ногу; - при подъеме на лестницу здоровую ногу ставят на верхнюю ступеньку. Затем подтягивают к ней костыли и поврежденную ногу. - при спуске с лестницы без перил одновременно опускают поврежденную ногу и костыль (палку), приставляя к ним здоровую ногу; при подъеме на лестницу ставят на верхнюю ступеньку здоровую ногу и к ней подтягивают одновременно поврежденную ногу и костыль.
Сращение внесуставных латеральных переломов происходит гораздо быстрее, чем медиальных (2,5—3 месяца), поэтому основной метод лечения — консервативный. Ногу помещают на шину Белера и накладывают скелетное вытяжение за бугристость болынеберцовой кости. В период иммобилизации с первых дней больные выполняют ДУ в сочетании с наклонами, поворотами головы и туловища, активными движениями в суставах здоровых конечностей, активным присаживанием в постели, придерживаясь за балканскую раму. Для больной ноги рекомендуются активные движения пальцами стопы, тыльные подошвенные сгибания стопы, круговые движения стопой, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, идеомоторные упражнения. Через 2—3 недели больные начинают выполнять активные движения в коленном суставе сломанной конечности для предупреждения тугоподвижности. Для этого гамачок стандартной шины заменяют съемным, уменьшают тягу вытяжения, благодаря чему больной может проводить сгибательно-разгибательные движения в коленном суставе сначала с помощью инструктора, а затем — шнура, перекинутого через блок шины и прикрепленного к стопе. Включают упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса и верхних конечностей (динамические и с незначительным мышечным напряжением). Для поддержания нормального тонуса мышц здоровой ноги занятия дополняют упражнениями с сопротивлением, отягощением (в виде манжеток с грузом, фиксированных в области голеностопного сустава).
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|