Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет 15. 1. Адаптивная физическая реабилитация: цель, задачи, средства, функции (педагогические и социальные), методы и организация занятий





 

Адаптивная физическая реабилитация – вид АФК, направленный на восстановление у лиц с отклонениями в состоянии здоровья временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или нарушены на длительный срок или на всю жизнь в связи с основным заболеванием) после травм, заболеваний, физических и психических перенапряжений.

Основная цель: Формирование адекватных психических реакций инвалидов на заболевание, ориентация их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма. А также обучение соответствующим комплексам ФУ, приемам самомассажа, закаливающим и термическим процедурам.

Задачи:

1. Определение степени снижения физической работоспособности.

2. Стабилизация общего состояния больного, профилактика возможных осложнений.

3. Применение медикаментозного лечения с целью ускорения восстановления нарушенных функций организма вследствие заболевания, операции или травмы

4. Применение средств физической реабилитации (лечение положением, ЛФК, массаж, физио -, бальнео -, и гидротерапии) в целях ускорения восстановительных процессов.

5. Осуществление периодического контроля за состоянием пораженных органов и систем с использованием клинических и инструментальных методов.

6. Оценка психологического статуса больного и проведение при показаниях корригирующей терапии

7. Оценка социального статуса больного, определение статуса трудоспособности, решение вопроса профессиональной переориентации.

8. Проведение мероприятий по вторичной профилактике.

Средства:

1 - разнообразные ФУ в рамках ЛФК, лечебной гимнастики

2 - естественно-средовые факторы

3 - гигиенические факторы

4 - занятия на тренажерах и с помощью тренажерных устройств

5 - массаж

6 - физиотерапия

7 - бальнеолечение

8 - грязелечение

9 - гидротерапия

Функции АФР.

Педагогические:

  • Лечебно-восстановительная (главная функция в АФР).
  • Коррекционно-компенсаторная (Основанием для коррекции служат отклонения в физическом и психическом развитии).
  • Профилактическая (направлена на предупреждение осложнений, обусловленных малоподвижным или ограниченным двигательным режимом, а также на сдерживание возможных вторичных отклонений в системах организма).
  • Развивающая
  • Профессионально-подготовительная (восстановление трудоспособности по своей профессии или для переориентации на освоение новой специальности)

Социальные:

  • Гуманистическая (признание человека высшей ценностью, понимание и помощь лицам с отклонениями в состоянии здоровья не только со стороны специалистов, но и всего общества в целом)
  • Социализирующая (включения инвалида в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни)
  • Интегративная (включение инвалидов в социальные системы, структуры предназначенные для здоровых людей)

Методы АФР.

  • Методы слова

(Рассказ, беседа, словесные приемы: объяснение и пояснение - характеризуется доказательностью утверждений, аргументированностью основных положений, не только ЧТО и КАК делать, но и ПОЧЕМУ так, а не иначе. Инструктирование - точное и конкретное изложение заданий. Комментарии и замечания, которые в краткой форме оценивают качество выполнения заданий или указывают на допускаемые ошибки. Распоряжения, указания - средства оперативного управления деятельностью пациентов. Педагогическая оценка действий пациента, направленная на стимулирование и поддержание сознательной активности)

  • Наглядные методы

(обеспечение наглядности: фронтальный и сагитальный показ специалистом или, по его заданию, одним из успешно занимающихся пациентов; метод опосредованной наглядности - демонстрация фотографий правильно выполняемых положений, видеоматериалы, муляжи)

  • Методы практических упражнений

Метод стандартно-повторного упражнения в режиме непрерывной нагрузки (направлен на тренировку специальной выносливости - упражнения изометрического характера)

Метод принудительного выполнения упражнения с использованием отягощения

Игровой метод

Метод сухого вытяжения

Организация занятий.

Физическая реабилитация в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений реализуется в двух формах:

  • Уроки ЛФК в школе
  • Занятия ЛФК в лечебных учреждениях

Физическая реабилитация взрослых инвалидов осуществляется в стационарах, поликлиниках, реабилитационных центрах, профилакториях и других медицинских учреждениях, а также самостоятельно.


Билет 15. 2. Комплексная реабилитация больных с переломами костей нижних конечностей на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации

СТАЦИОНАРНЫЙ (ИММОБИЛИЗАЦИОННЫЙ) этап – длится до момента консолидации перелома или формирования соединительнотканного рубца, имеющего достаточную механическую прочность.

Место проведения комплексной реабилитации – Травматологическое отделение больницы / травматологический стационар.

Цель – Обеспечить условия для максимально возможной двигательной активности больного и сохранения функций поврежденной конечности.

Задачи:

1) Активизация кровообращения в поврежденной конечности

2) Поддержание тонуса мышц поврежденной конечности

3) Сохранение подвижности в свободных от иммобилизации суставах

Форма реабилитационных мероприятий:

1 - Общеразвивающие упражнения для здоровых конечностей и туловища

2 - Лечение положением (возвышенное положение для поврежденного сегмента)

3 - Изометрические напряжения отдельных мышц (мышечных групп) только при условии сопоставления костных отломков (т. к. в период репозиции длительное и интенсивное напряжение мышц может препятствовать проводимой для сопоставления отломков тракции и вызывать травматизацию мягких тканей костными отломками, а после сопоставления взаимодавление костных отломков способствует формированию костной мозоли).

4 - Идеомоторные упражнения (воображаемые)

5 - Дыхательные упражнения

6 - Обучение ходьбе с помощью костылей

· Упражнения выполняются индивидуально, в медленном темпе. Количество повторений 6-8 раз.

· В течение дня занятия лечебной гимнастикой проводится 1 раз под руководством инструктора ЛФК и 3 – 4 раза самостоятельно.

· Продолжительность занятий 15 – 25 минут (в зависимости от возраста пациента, сопутствующих заболеваний)

7 - Физиотерапия

· Диадинамотерапия (токи Бериара) в области перелома – для снятия болевого синдрома (воздействие двумя постоянными низкочастотными импульсными токами полусинусоидальной формы с частотой 50 и 100 Гц, применяемых раздельно или в различных комбинациях);

· УВЧ (переменное электрическое поле ультразвуковой частоты), магнитотерапия (воздействие постоянными или переменными магнитными полями) – для улучшения трофики поврежденных тканей.

8 - Массаж – ограничивается применением прерывистой вибрации в области перелома поверх гипсовой повязки (постукивание деревянным молоточком, пальцем).

В первый период в занятия включают статические и динамические ДУ и ОРУ для всех мышечных групп. Для неповрежденной ноги широко используют активные движения пальцами стопы, тыльное и подошвенное сгибание стопы, круговые движения стопой, сгибание и разгибание в коленном суставе, отведение и приведение ноги, сгибание и разгибание в тазобедренном сус­таве, изометрическое напряжение мышц бедра и голени, ста­тическое удержание конечности в течение нескольких секунд, имитация ходьбы по плоскости постели, осевое давление сто­пой о подстопник различной плотности, захватывание и удер­жание пальцами стопы различных легких предметов.

С помо­щью инструктора, поддерживающего бедро и голень повреж­денной ноги, больной поднимает и опускает выпрямленную ногу, сгибает и разгибает ее в коленном и тазобедренном сус­таве с небольшой амплитудой (30—40°). С 4-5-го дня после операции больному разрешается сгибать и разгибать опериро­ванную ногу в коленном и тазобедренном суставе, скользя сто­пой по плоскости постели, сидеть и опускать ногу. Через 2-3 недели больного ставят на костыли. Сроки нагрузки на трав­мированную конечность индивидуальные (от 1,5 до 5-6 месяцев). Больного обучают ходьбе на костылях по ровному полу, лестнице, затем с одним костылем и палкой.

Во второй период на фоне ОРУ и ДУ выполняются всевозможные упражнения для всех суставов поврежденной ноги, во всех направлениях в разных исходных положениях. Гвоздь удаляют через 1,5-2 года, а у некоторых больных он остается в шейке бедренный кости пожизненно.

 

Правильное обучение ходьбе с костылями:

- при ходьбе по ровным поверхностям костыли с поврежденной ногой переносят вперед, не опираясь на нее или приступая, здоровая нога остается сзади (по принципу равностороннего треугольника), затем приставляют здоровую ногу. Поворот делают только в сторону поврежденной ноги, переступая здоровой ногой на месте.

- при ходьбе с одним костылем (палкой) опираются на него с поврежденной стороны таким образом, чтобы костыль (палка) стоял у края стопы. Больную ногу, костыль (палку) одновременно передвигают вперед, затем присоединяют к ним здоровую ногу. Поворот с одним костылем (палкой), как и с двумя, выполняют в сторону поврежденной ноги, не отодвигая его от стопы.

- при спуске с лестницы костыли опускают одновременно с поврежденной ногой, не наступая на нее или слегка приступая, затем приставляют здоровую ногу;

- при подъеме на лестницу здоровую ногу ставят на верхнюю ступеньку. Затем подтягивают к ней костыли и поврежденную ногу.

- при спуске с лестницы без перил одновременно опускают поврежденную ногу и костыль (палку), приставляя к ним здоровую ногу; при подъеме на лестницу ставят на верхнюю ступеньку здоровую ногу и к ней подтягивают одновременно поврежденную ногу и костыль.

 

Сращение внесуставных латеральных переломов происходит гораздо быстрее, чем медиальных (2,5—3 месяца), поэтому основной метод лечения — консервативный.

Ногу помещают на шину Белера и накладывают скелетное вытяжение за бугристость болынеберцовой кости.

В период иммобилизации с первых дней больные выполняют ДУ в сочетании с наклонами, поворотами головы и туловища, активными движениями в суставах здоровых конечностей, активным присаживанием в постели, придерживаясь за балканс­кую раму. Для больной ноги рекомендуются активные движения пальцами стопы, тыльные подошвенные сгиба­ния стопы, круговые движения стопой, изометрическое напря­жение мышц бедра и голени, идеомоторные упражнения. Через 2—3 недели больные начинают выполнять активные движения в коленном суставе сломанной конечности для предуп­реждения тугоподвижности. Для этого гамачок стандартной шины заменяют съемным, уменьшают тягу вытяжения, бла­годаря чему больной может проводить сгибательно-разгибательные движения в коленном суставе сначала с помощью инструктора, а затем — шнура, перекинутого через блок шины и прикрепленного к стопе.

Включают упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса и верхних конечностей (динамические и с незначительным мышечным напряжением). Для поддержания нормального тонуса мышц здоровой ноги занятия дополняют упражнениями с сопротивлени­ем, отягощением (в виде манжеток с грузом, фиксированных в области голеностопного сустава).

 








Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.