Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Причины совершения учащимися образовательных учреждений правонарушений.





ББК

Печатается по решению Редакционно-издательского совета СПбАППО

Автор:

Косабуцкая Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО

 

Рецензенты:

Нагавкина Людмила Серафимовна – к.п.н., доцент кафедры психологии семьи и детства СПБГУКИ

Розет Марина Валерьевна,к.пс.н., доцент кафедры психологии СПбАППО

 

Причины правонарушений учащихся в образовательном учреждении и пути их профилактики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2013. – 90 с. – ISBN

В пособии раскрываются причины совершения правонарушений учащихся образовательных учреждений, представлены основные пути преодоления и технология профилактики правонарушений, даются методические рекомендации по организации профилактической деятельности. Данное пособие может служить основой в выявлении причин и условий совершения правонарушений несовершеннолетними, а в дальнейшем для разработки и апробации вариативных технологий профилактики правонарушений несовершеннолетних в разнопрофильных учреждениях системы образования и социальной защиты. Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов общеобразовательных учреждений и специалистов, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних в учреждениях социальной защиты.

 

 

ISBN

ã СПбАППО, 2013

 

 

Предисловие

 

Проблемы, связанные с осуществлением профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, продолжают оставаться одними из ключевых, стоящих перед современным обществом. Необходимость решения этих вопросов обусловлено тем, что на протяжении последних лет сохраняется достаточно сложная криминогенная ситуация, неуклонно растет количество преступлений и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в организованную преступность втягивается все больше детей и подростков. Этот факт подтверждается данными социологических исследований и опросов среди социальных педагогов Санкт-Петербурга в 2009-2013 годах. Около 90% специалистов отмечают, что наиболее часто в своей профессиональной деятельности они сталкиваются с профилактикой правонарушений несовершеннолетних.



В этих условиях совершенно по-новому перед обществом и субъектами профилактики предстают вопросы, связанные с профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних, т.к. применения мер уголовного наказания, какова бы ни была их эффективность, теперь уже недостаточно для сдерживания и ограничения числа совершаемых преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних может быть успешным только при комплексном воздействии на причины и условия, их порождающие. Деятельность специалистов по профилактике должна преследовать цель выявления и устранения факторов, вызывающих противоправное поведение подростков, поиск наиболее эффективных путей их преодоления.

В пособии предпринята попытка проанализировать основные понятия, характеризующие правонарушения несовершеннолетних, рассмотрены причины возникновения противоправного поведения и основные пути его преодоления.

С помощью предложенного «Исследования по выявлению причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений» можно выявить реальные причины и спектр социальных проблем, влияющих на рост преступности и правонарушений среди несовершеннолетних в конкретном образовательном учреждении, определить уровень правовой грамотности участников образовательного процесса и родителей учащихся, наиболее эффективные методы и формы преодоления противоправного поведения среди учащихся подростков. Это позволит комплексно и всесторонне влиять на причины возникновения правонарушений среди несовершеннолетних и подобрать наиболее эффективный путь преодоления и профилактики праовнарушений.

Для повышения эффективности профилактической деятельности представлена авторская технология профилактики правонарушений несовершеннолетних. Эта технология может быть использована в практической деятельности специалистов образовательных учреждений различных типов (общеобразовательные школы, коррекционные школы, детские дома, приюты) в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Хочется надеяться, что представленное издание будет способствовать повышению компетентности специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность, что свою очередь приведет к снижению правонарушений среди несовершеннолетних.

Автор выражает благодарность заведующему кафедрой социально-педагогического образования СПб АППО, к.п.н, Барышникову Е.Н., к.с.н. Мальченковой А.Е., методистам Городского методического объединения социальных педагогов, педагогам образовательных учреждений, которые принимали участие в организации и проведении исследования по выявлению причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений.

Автор будет признателен за отзывы и пожелания. Просьба отправлять их по адресу: fspo@mail.ru

Причины, приводящие к нарушению законов несовершеннолетними (по мнению подростков)

Таблица 1

Какие, по Вашему мнению причины приводят к нарушению законов несовершеннолетними (оцените по 5-бальной шкале степень значимости). Индекс по 5-ти бальной шкале
1.низкий уровень жизни большей части населения 2,9
2. социальное расслоение 2,7
3.ограничение социально приемлемых способов получения высокого заработка для подростков 2,9
4.безработица 2,6
5.информационное давление 2,7
6.различные стартовые возможности подростков из семей с различным уровнем дохода
7.отсутствие или недоступность позитивных досуговых развлечений 2,3
8.духовно-нравственный кризис общества 2,7
9. заболевания ребенка (психические, пограничные состояния и т.д.) 2,7
10.повышенная возбудимость, неумение контролировать себя 2,7
11.наличие у подростков психопатологии или акцентуаций отдельных черт характера, личностных расстройств 2,3
12.отчуждение ребенка от школьного коллектива 2,8
13.возникновение конфликта в школе 2,7
14. отставание в учебе 2,8
15.недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудными ситуациями в воспитании 2,8
16.чрезмерная занятость родителей 3,2
17.неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи 3,
18. неблагоприятный социально-психологический климат в семье 3,1
19.низкий материальный уровень жизни семьи 2,8
20.плохие жилищные условия 2,7
21.насилие в семье 3,2
22.конфликты с родителями 3,3

 

Проранжировать причины, приводящие к нарушению законов несовершеннолетними, по мнению подростков, можно следующим образом (Таблица 1): конфликты с родителями; насилие в семье; чрезмерная занятость родителей; неблагоприятные социально психологические и материально-бытовые условия жизни семьи; различные стартовые возможности подростков из семей с различным уровнем дохода; отсутствие денег для личных нужд и ограничение социально-приемлемых способов получения высокого заработка для подростков; низкий уровень жизни большей части населения [22].

Таким образом, основные причины, приводящие к нарушению закона, подростки связывают с различными проблемами в семье, отсутствием материальных средств и невозможностью их получить социально-приемлемым способом.

Таблица 2

Какие, по Вашему мнению причины приводят к нарушению законов несовершеннолетними (оцените по 5-бальной шкале степень значимости). Индекс по 5-ти бальной шкале
1.низкий уровень жизни большей части населения 3,1
2 социальное расслоение 2,8
3.ограничение социально приемлемых способов получения высокого заработка для подростков 2,5
4.безработица 2,2
5.информационное давление 2,8
6.различные стартовые возможности подростков из семей с различным уровнем дохода 2,7
7.отсутствие или недоступность позитивных досуговых развлечений 2,8
8.духовно-нравственный кризис общества 2,9
9. заболевания ребенка (психические, пограничные состояния и т.д.) 2,2
10.повышенная возбудимость, неумение контролировать себя 2,4
11.наличие у подростков психопатологии или акцентуаций отдельных черт характера, личностных расстройств 2,3
12.отчуждение ребенка от школьного коллектива 2,3
13.возникновение конфликта в школе 2,4
14. отставание в учебе 2,3
15.недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудными ситуациями в воспитании 2,9
16.чрезмерная занятость родителей 3,2
17.неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи 3,2
18. неблагоприятный социально-психологический климат в семье 3,2
19.низкий материальный уровень жизни семьи 3,0
20.плохие жилищные условия 2,6
21.насилие в семье 2,8
22.конфликты с родителями 2,7

 

Родители видят причины, приводящие к нарушению законов, прежде всего (Таблица 2): в низком уровне жизни большей части населения, а в частности, в неблагоприятных материально-бытовых условия жизни семьи, низком материальном уровне жизни семьи, чрезмерной занятости родителей; неблагоприятном социально-психологическом климате в семье, который опять же вызван неблагоприятной социально-экономической ситуацией, духовно-нравственном кризисе общества, информационном давлении и отсутствии или недостатке позитивных досуговых развлечений для подростков.

Также как и подростки, анализируя причины возникновения противоправного поведения, родители большой акцент делают на социально-экономические (материальные) проблемы семьи и общества в целом, которая влечет за собой излишнюю занятность родителей и нарушение взаимоотношений с ребенком, отсутствие досуговой инфраструктуры. Особо родители отмечают, что они испытывают недостаток знаний о том, как справиться с трудными ситуациями в воспитании своих детей.

Таблица 3

Какие, по Вашему мнению причины приводят к нарушению законов несовершеннолетними (оцените по 5-бальной шкале степень значимости). Индекс по 5-ти бальной шкале
1.низкий уровень жизни большей части населения 2,7
2 социальное расслоение 2,7
3.ограничение социально приемлемых способов получения высокого заработка для подростков 2,3
4.безработица 2,4
5.информационное давление 2,1
6.различные стартовые возможности подростков из семей с различным уровнем дохода 2,8
7.отсутствие или недоступность позитивных досуговых развлечений 3,1
8.духовно-нравственный кризис общества 3,3
9. заболевания ребенка (психические, пограничные состояния и т.д.) 2,6
10.повышенная возбудимость, неумение контролировать себя 3,1
11.наличие у подростков психопатологии или акцентуаций отдельных черт характера, личностных расстройств 2,3
12.отчуждение ребенка от школьного коллектива 2,5
13.возникновение конфликта в школе 2,3
14. отставание в учебе 2,5
15.недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудными ситуациями в воспитании 3,9
16.чрезмерная занятость родителей 3,6
17.неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи 3,2
18. неблагоприятный социально-психологический климат в семье 3,7
19.низкий материальный уровень жизни семьи 3,1
20.плохие жилищные условия 2,5
21.насилие в семье 4,1
22.конфликты с родителями 3,8

Педагоги видят основные причины, приводящие к нарушению законов преимущественно в сфере семьи (Таблица 3) - насилие в семье, конфликты с родителями, недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной ситуацией в воспитании, чрезмерная занятость и неблагоприятный социально-психологический климат в семье. Также как ведущие причины они отмечают духовно-нравственный кризис общества, низкий уровень жизни большей части населения и социальное расслоение общества, различные стартовые возможности подростков из семей с различным уровнем дохода. Также педагоги, единственные из всех опрашиваемых, кто относит к возможным причинам совершения преступлений/правонарушений - возбудимость и неумение подростками контролировать себя .

Видно, чтосуществует определенное расхождение в понимании причин правонарушений среди несовершеннолетних у педагогов, родителей и подростков. Однако, по мнению большинства опрашиваемых, основными причинами правонарушений являются:

- социально-экономические проблемы, проявляющиеся в первую очередь в социальном расслоении общества, низком уровне жизни большей части населения и излишней занятостью родителей на работе,

- не знание законодательной базы РФ и не понимание степени ответственности за совершение преступлений и правонарушений,

- неблагоприятная обстановка в семье: конфликты с родителями и неблагоприятный социально-психологический климат в семье, насилие в семье, излишняя занятость родителей, неблагоприятные материально-бытовые условия жизни семьи,

- недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудными ситуациями в воспитании ребенка,

- ограничение социально-приемлемых способов получения высокого заработка для подростков,

- различные стартовые (финансовые) возможности подростков из семей с различным уровнем дохода,

- наличие большого количества неорганизованного свободного времени у подростков (предлагаемые системой дополнительного образования возможности для организации досуга подростков не соответствуют их интересам и запросам) [22].

При этом все респонденты, особо подчеркивают, что материальное и «моральное» неблагополучие семьи является основной причиной обуславливающей формирование установок к правонарушению/ преступлению среди несовершеннолетних.

Вопросы и задания

1. В чем суть понятий применительно к подростковому возрасту: антисоциальное (делинквентное) поведение, склонность к совершению правонарушений, преступление, правонарушение.

2. Охарактеризуйте основные подходы к определению причин возникновения правонарушений/преступлений с точки зрения биологического, психологического и социологического подходов?

3. С какими видами правонарушений несовершеннолетних Вам чаще всего приходится сталкиваться в своей профессиональной деятельности?

4. В чем Вы видите основные причины, которые способствуют совершению несовершеннолетними преступлений/ правонарушений, применительно к Вашему образовательному учреждению с точки зрения?

Сопровождение

Социально – педагогическое сопровождение подростка, склонного к совершению правонарушений – комплекс мер и действий, направленных на создание условий для предупреждения и решения различных кризисных и проблемных ситуаций в жизни подростка, которые могут привести или (привели) к правонарушению.

Цель социально-педагогического сопровождения - открыть и использовать скрытые, подсознательные резервы подростка для выхода из кризисной социальной ситуации, а также научить его в дальнейшем самостоятельно справляться с возникающими в жизни социальными проблемами, которые могут привести к правонарушению [14,21].

При этом необходимо учитывать, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее социальное окружение ребенка.

В литературных источниках выделяют общие принципы сопровождения, которые могут быть применены и к сопровождению ребенка, совершившего правонарушений: ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий обладает только совещательным правом; приоритет интересов ребенка; непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность (комплексный подход) специалистов [14,30].

В педагогической теории и практике выделяются следующие этапы сопровождения:

1. Диагностический этап.Начинается выявления проблемной социальной ситуации, которая может привести (привела) к правонарушению, выявляются основные факторы риска, подбирается диагностический инструментарий, вырабатывается логика проведения диагностического исследования. На этом этапе устанавливается контакт с подростком и его ближайшим социальным окружением, для совместной оценки возможности ее решения.

2. Поисковый этап. Происходит анализ диагностических данных, сбор необходимой информации о путях и способах решения социальной проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком. Определяются социальные проблемы ребенка и его ближайшего окружения, которые специалисты образовательного учреждения могут решить самостоятельно, и те для решения которых необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств.

3. Консультативно-проективный (или договорной) этап. Специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы со всеми заинтересованными лицами; проявляют внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая критических суждений. После выбора способа решения проблемы, происходит распределение обязанностей по его реализации, определяется последовательность действий и сроки исполнения планов.

4. Деятельностный этап.Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства таких специалистов как: психологов, медицинских работников, юристов и т.п. На данном этапе происходит включение ребенка в различные виды деятельности, ведется активная работа с его ближайшим окружением

5. Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности по решению проблемы. На данном этапе возможно два варианта:

- Действия оказались не эффективны: определить причины (что не сработало в алгоритме); откорректировать алгоритм действий с учётом выявленных ошибок; подключить дополнительные ресурсы, оптимизировать методы; рассмотреть вопрос о дальнейших действиях в отношении ребенка, совершившего противоправные действия.

- Если положительный результат есть: завершить программу, проанализировать и описать социально-педагогический опыт [14,16, 21]

При осуществлении сопровождения, подростков, склонных к совершению правонарушений необходимо опираться на следующие принципы:

-рекомендательный характер советов сопровождающего (необходимость развития самостоятельности ребенка в решении проблем);

-приоритет интересов ребенка (специалист системы сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка);

-непрерывность сопровождения (специалист сопровождения прекращает поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена, или тенденция решения будет очевидна);

-мультидисциплинарность сопровождения (согласованная работа специалистов, владеющих единой системой методов) [14,30].

Помощь

Помощь – процесс поддержки ребенка в достижении заявленных им целей, которые способствуют преодолению ситуаций и причин, приводящих к совершению правонарушений. Необходимость в помощи возникает тогда, когда ребенок осознанно определяет для себя логику своего поведения, но не способен ей следовать (воплотить) самостоятельно [21].

Применительно к преодолению правонарушений для оказания помощи ребенку могут привлекаться различные специалисты, которые могут оказывать следующие виды помощи: по средствам (словесную, практическую, словесно-практическую, медицинскую, психологическую), по признаку субъекта (государственную и общественную, индивидуальную, групповую), по целям и задачам (познавательную и практическую). При оказании какой-либо помощи необходимо учитывать ряд требований: возрастной целесообразности, дифференцированности и индивидуализации, вариативности, гуманности, требований учета региональных особенностей, позитивного настроя … [11].

Помощь детям, склонным к совершению правонарушений осуществляется в следующих формах: индивидуальная беседа, интервью, психологическое консультирование, индивидуальная, информирование, убеждение, эмоциональное заражение, релаксация и т.п.

Социальный контроль

Социальный контроль – совокупность способов целенаправленного воздействия общества или социальной группы на личность, с целью реализации ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной системе нормами. Так же социальный контроль может рассматриваться и в качестве внутреннего контроля (самоконтроля) [8].

Хотя специалисты и отмечают, что социальный контроль является эффективным путем преодоления противоправного поведения среди подростков, но конкретных практических способов и методов применения социального контроля в образовательных учреждениях практически нет. В большинстве случаев социальный контроль осуществляется совместно с представителями социальных служб в виде социального надзора и социальной опеки.

В отечественной научной литературе (Я.И. Гилинский, А.М. Яковлев) определены и описаны 8 компонентов, образующих систему социального контроля:

1. Индивидуальные действия (проявляющиеся в ходе активного взаимодействия индивида с социальной средой) акты познавательного и приспособительного характера.

2. Реакция социальной среды на индивидуальное действие.

3. Категоризация индивидуального акта, отнесение его к определенной категории действий (социально одобряемой или порицаемой).

4. Категоризация индивидуального акта в зависимости от характера общественного самосознания, в том числе общественной самооценки и оценки группой ситуации, в рамках которой она действует.

5. От состояния общественного самосознания непосредственно зависит характер и содержание социальных действий, выполняющих функцию позитивных или негативных социальных действий.

6. Реакция индивида на социальные действия зависит от индивидуальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов, устремлений индивида.

7. Результатом функционирования индивидуальной шкалы оценок является самокатегоризация индивида.

8. Самокатегоризация индивида зависит от характера индивидуального самосознания [8,9].

Социальный контроль направлен на: вытеснение наиболее опасных форм девиантного (преступного) поведения общественно-полезным или нейтральным; направление активности ребенка в общественно одобряемое или нейтральное русло; легализацию (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (проституция, бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков); создание специальных служб социальной помощи; либерализация и демократизация режима содержания несовершеннолетних в тюрьмах и колониях, при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности [8,9]

Перевоспитание

Ряд авторов отождествляют понятие «воспитание несовершеннолетних правонарушителей» с понятием «перевоспитание».

Перевоспитание (воспитание) - процесс взаимодействия педагога и ребенка, направленный на формирование ценностно-смысловых установок, положительных волевых качеств, позволяющих ребенку осознанно отказаться от противоправного поведения и принять требования, предъявляемые со стороны социума [20].

В этом процессе можно выделить 4 этапа:

1. Раскрытие сущности отдельных волевых качеств иллюстрация их примерами.

2. Выработка обобщенных представлений о воле и волевом облике подростка, установление соотношения между смелостью и наглостью, настойчивостью и упрямством и т.п.

3. Планомерное самовоспитание, поиск своих недостатков, путей их исправления

4. Зрелое самовоспитание, то есть реализация потребности в самоусовершенствовании [7].

Процесс перевоспитания строится в зависимости от проявления отклонений в поведении ребёнка и их причин, от возможностей и готовности специалиста к целенаправленному воздействию, от характера влияния социального окружения, особенностей индивидуального и личностного развития ребёнка.

Процесс воспитания предполагает достижение результата в изменении отношения ребёнка к себе, своему поведению, к окружающим людям и к общепринятым нормам поведения. Для этого используют следующие методы воздействия на отдельные стороны личностных отношений:

· интеллектуальная сфера – методы убеждения, самоубеждения;

· мотивационная - методы поощрения, наказания, стимулирования;

· эмоциональная - побуждения, увлечения положительным….;

· волевая - прямые и косвенные требования, требование – совет, требование – игра, и т.п.;

· действенно-практическая - включение в активную жизнедеятельность, в реальную социально (или жизненно) полезную ситуацию [7,21]

Для включения ребёнка в процесс самоубеждения, саморегулирования и самовоспитания используются комплексные методы воздействия на личность - коррекция поведения на основе личного примера значимого для него человека, тренинговые и консультативные формы занятий.

Реализация методов воздействия предполагает использование совокупности приемов, которые можно разделить на три группы форм организации:

- организация самостоятельных действий ребёнка по осмыслению жизненной ситуации, самостимулированию к позитивным изменениям и включению в разрешение проблем, это тренинги: «просьба о помощи», «оцени поступок», «мой идеал», «ролевая маска», а также обсуждение статьи для обнажения противоречий, беседа по выработке стратегии жизни;

- организация групповой деятельности, направленная на выработку навыков и умений в действиях по правилам: непрерывная эстафета игровых действий, импровизация на свободную тему и т.д.

- организационная деятельность учителя направленная на изменение ситуации в окружении ребёнка; инструктирование, определение необходимой роли в жизненной ситуации, помощь в коррекции позиций [21]

Вопросы и задания

1. Какие пути преодоления правонарушений/преступлений предлагались в истории?

2. Чем отличается помощь от сопровождения? Постройте алгоритм сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя исходя из условий Вашего образовательного учреждения.

3. В чем специфика применения социального контроля, как пути преодоления правонарушений/преступлений несовершеннолетних? Охарактеризуйте возможности применения социального контроля исходя из специфики Вашего образовательного учреждения.

4. Постройте алгоритм социально-педагогической коррекции, учитывая формы проявлений правонарушений/преступлений в вашем образовательном учреждении.

5. Перечислите наиболее эффективные методы перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей исходя из современных условий. Постройте алгоритм перевоспитания.

 

 

Глава 3. Технология профилактики правонарушений несовершеннолетних

Проанализировав возможные пути (алгоритмы действий) по преодолению правонарушений/преступлений среди несовершеннолетних, рассмотрим возможность применения технологии в профилактике правонарушений несовершеннолетних.

По данным полученным в результате исследований («Исследование по выявлению причин и условий совершения учащимися преступлений и правонарушений» - 2012 год и анкетированию «Профессия социальный педагог: вчера, сегодня, завтра» - 2011 год) около 93 % специалистов считают профилактику, одним из самых эффективных путей решения проблем, связанных с противоправным поведением подростков, а 25 % специалистов образовательных учреждений пытаются применять в своей деятельности технологии профилактики.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению противоправного поведения несовершеннолетних [21].

В своей деятельности специалисты образовательных учреждений непосредственно осуществляют раннюю (первичную) и вторичную профилактику. При этом, первичная профилактика направлена на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование склонности к совершению правонарушений. Данный вид профилактики по своей сути предусматривает решение еще не возникших проблем, поэтому ряд мер принимается задолго до их возникновения. Сутью первичной профилактики является создание для ребенка и подростка, условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для подростка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией, которая будет способствовать совершению правонарушения. Вторичная профилактика имеет своей основной целью работу с несовершеннолетними, имеющими склонность к совершению правонарушений или совершившими административное правонарушение. Сутью вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной помощи и поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации/ Третичная профилактика осуществляется в отношении подростков, вышедших из мест лишения свободы, и имеет целью предотвращение повторного преступления подростком [4,30].

Также в своей практической деятельности специалисты образовательных учреждений осуществляют массовую, групповую и индивидуальную формы профилактики. При этом, наиболее эффективной считается именно индивидуальная профилактика, которая направлена непосредственно на своевременное выявление детей и подростков, склонных к совершению правонарушений, и дальнейшее оказание профилактического воздействия с целью устранения отрицательного влияния условий, неблагоприятных для развития личности [33]

По данным исследований, среди наиболее результативных методов и форм для решения проблем связанных с преодолением правонарушений выделяются: включение в спортивную деятельность (65%), консультирование по правовым вопросам (63%), встречи с представителями правоохранительных органов (62%), тренинги, направленные на освоение положительных социальных ролей (60%), беседы, диспуты, деловые игры на правовые темы (55%), включение в различные виды досуговой деятельности (50%), встречи с интересными людьми (49%) [23].

На основании анализа более чем в 300 –х программ социальных педагогов по профилактике правонарушений несовершеннолетних на протяжении последних 10 лет, обобщив и рассмотрев этапы, содержание, методы и формы профилактической деятельности, специалистам образовательных учреждений можно предложить к использованию следующую технологию профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Данная технология апробирована на протяжении последних 2 х- лет в образовательных учреждениях различного типа (более 50 образовательных учреждений)

Содержание этапов данной технологии может конкретизироваться, изменяться, дополняться в зависимости от типа образовательного учреждения, контингента учащихся, семей и их проблем, педагогического состава, типа профилактики, вида совершаемых учащимися правонарушений и т.д.

Технология профилактики правонарушений несовершеннолетних включает в себя последовательность 4-х этапов: диагностический, аналитико-поисковый, деятельностный, вторичная диагностика. Рассмотрим каждый из них:

Диагностический этап:

Целью диагностического этапа является выявление подростков склонных к совершению правонарушений или уже совершивших правонарушение и определение причин и условий, способствующих возникновению данных отклонений в поведении [Приложение 1].

Этимологическая диагностика может восстановить «историю», приведшую ребенка к правонарушению; какие факторы спровоцировали актуальное состояние ребенка; какая часть микросреды оказалась наиболее несостоятельной в ее положительных воздействиях на ребенка; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многостороннем, интенсивным, длительным, и на какой период развития ребенка падают эти воздействия; как ребенок реагирует на позитивное, негативное или дезинтегрирующее влияние микросреды, какова его сопротивляемость; исследование внутренней среды: мотивы, ценности, Я – концепция, самооценка и т.д.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: опросы, анкеты, тесты (интеллекта и способностей, достижений, проективные, рисуночные, и т.д.), беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, экспертная оценка, биографический метод, тесты, личностные опросники, социометрия.

В диагностике можно использовать следующие методики и опросники: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н Орел), «Шкала социально-психологической адаптации» (К. Роджерса, Р. Даймонда в адаптации Т.В. Снегиревой), «Шкала оценки уровня социальной адаптации», «Тест склонности к риску», тест «Социальная установка» (О.Ф. Потемкина), «Шкала социальной компетентности» (А.М.Прихожан), «Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения», «Карта психологической характеристики личностного развития подростка», «Карта личности школьника группы риска», «Диагностика социальной запущенности детей», «Карта наблюдения Стотта», Опросник Т.М. Ахенбаха для родителей, «Методика анализа семейного воспитания», , «Оценка эмоционального неблагополучия детей» (Ю.М.Миланич), арт-педагогические методики и т.д.,

Документы: личное дело, характеристики (семьи, ребенка, класса….), заявки на постановку на внутри школьный контроль, информация по внутри школьному контролю, из базы данных по правонарушениям, выписка из классного журнала, выписка из журнала учета посещаемости, докладные, служебные письма, ходатайства, представления, уведомления, запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.), справки, протоколы диагностической беседы, акты обследования, акты ЖБУ, разрешение (согласие) родителей на проведение диагностической работы с ребенком, личное дело учащегося, рекомендации медиков о режиме работы с ребенком.

Аналитико-поисковый этап

Цель: анализ данных полученных на диагностическом этапе, определение направлении профилактической деятельности, формулировка конкретных задач по каждому направлению, подбор педагогически целесообразных средств и форм профилактической деятельности, поиск возможных субъектов (в том числе субъектов профилактики), способных осуществлять педагогически целесообразную профилактическую деятельность.

На данном этапе обычно проводятся советы по профилактике школы, педагогический консилиум, совет по профилактике района.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.