|
Примерный речевой и наглядный материал для исследования произношения звука РСтр 1 из 6Следующая ⇒ Анкетные данные 1. Фамилия, имя. 2. Возраст. 3. Школа, класс.
4. Национальность, родной язык, на каком язы 5. Приходящий или живущий в интернате. Анамнез • 1. Данные о наличии у родителей и родственни 2. Протекание у матери беременности в первую 3. Протекание родов у матери (в срок, досроч 4. Состояние ребенка в момент рождения. На 5. Данные о соматическом, нервно-психическом 6. Данные о развитии речи ребенка: время появ
ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграм-матизмов; какие звуки долго произносились неправильно, характер неправильного произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих. Состояние звукопроизношения Определить характер нарушения произношения звуков речи (отсутствие, замены, смешения), дефектную артикуляцию в различных условиях: — при изолированном произношении звуков; — в слогах: открытых, закрытых, простых и со — в начале, середине и конце слов; — во фразах; — в тексте. В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чисто-говорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется. Анатомическое строение артикуляторного аппарата Отметить наличие и характер имеющихся аномалий в анатомическом строении периферического отдела артикуляторного аппарата: — челюстей (дефекты верхней, нижней челюсти); — соотношение верхней и нижней челюсти, т. е. — зубов (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, — языка (толстый, мясистый, «географический» — твердого неба (высокое узкое, так называемое — мягкого неба (нормальное или укороченное, — губ (излишне толстые губы, наличие рубцов,
Особенности динамической стороны речи Указать: — темп и ритм речи (нормальный, замедлен — употребление ударений (словесного, логиче — употребление пауз в потоке речи (нормальное, — особенности голоса (сила: слишком громкий, Исследование Языкового анализа и синтеза 1. Анализ предложения на слова. Определить количество, последовательность и место слов в предложении. Примерный речевой материал: Стоят теплые деньки. Осенью часто льют дожди. Зимой в поле уныло воет ветер. Желтые листья падают на землю. Из леса вышел старик с большой корзиной. 2. Слоговой анализ и синтез. Определить количество слогов в слове. Ш ЗАДАНИЯ 1. Определить количество слогов в слове, назван Примерный речевой материал: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее. 2. Отобрать картинки, в названии которых три Примерные картинки: дом, собака, зонт, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед. 3. Назвать слово, предложение, произнесенное по слогам. Примерные слова: ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га. Примерные предложения: На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки. 3. Фонематический анализ. Исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа. А. Выделение звука на фоне слова. Ш ЗАДАНИЯ Есть ли звук М в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа? Есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка? Б. Выделение первого звука из слова. Ш ЗАДАНИЕ
Какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?
В. Выделение последнего звука из слова. Г. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове. ЗАДАНИЯ Где слышится звук Р в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор? Где слышится звук Ц в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец? Д. Определение количества звуков в словах. II ЗАДАНИЕ Сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант? Е. Определение места звука по отношению к другим звукам слова. \Ш ЗАДАНИЯ (позиционный анализ) Какой по счету звук Р в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия? Назови соседей звука Ш в словах (какой звук слышится перед, после звука III?): кошка, смешно, ушки, солнышко, пороша, слышно. 4. Фонематический синтез. Ш ЗАДАНИЕ Назвать слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука. Ч-а-с, п-ы-ль, т'-м-а, п-а-р-к, з-в-у-к, с-т'-и-х'-и, ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з-д'-и, а-л-ф-а-в'-и-т, п-л-о-щ-а-д'-и. 5. Фонематические представления. Определить способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений. ИР ЗАДАНИЯ ' Придумать слова, в которых есть звук Ш. Придумать слова, в которых 4 звука, 5 звуков. Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков. Примерные картинки: роза, крыша, машина, заяц, лампа, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга, скатерть. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем) Звонкие и глухие звуки дифференцирует. Нарушена дифференциация звуков Ц—С, Ш—С, Р—Л.
Так, девочка неправильно показала картинки ЦВЕТ — СВЕТ, КРЫША — КРЫСА, МАРИНА — МАЛИНА. Неправильно воспроизвела последовательность в серии слогов с фонетически близкими звуками: ЦА—СА—ЦА—СА—ЦА, СА—ША—СА—СА—СА. Не смогла придумать предложения на слова-квазиомонимы. Состояние процесса чтения Способ чтения послоговой. Чтение замедленное. Н словах со стечением согласных допускает ошибки: КУРСК — КУРСТРОК, ВДРУГ — ВРУГ. Понимание прочитанного в пределах программы 3 класса вспомогательной школы. Состояние процесса письма Списывание без ошибок. В письме под диктовку допускает разнообразные ошибки: — замены йотированных и нейотированных глас — пропуски согласных, особенно при стечении; — пропуски слогов; — аграмматизмы; — замены согласных (Ш—С, Ц—С, Т—С, П—Т
Примеры диктантов л-и^ссс с сл-кп-и^ься. сх (Ранней весной вернулись из теплых стран скворцы. Прилетели они в свои скворечники).
Проводилась ли коррекция дефекта Состояние звукопроизношения
Проводилась коррекция нарушений звукопроизношения и дисграфии. Логопедическое заключение РЕЧЕВАЯ КАРТА 2 Анкетные данные 1.ЮраШ. 2. 10 лет. 3. Вспомогательная школа-интернат и 2, 3 класс. 4. Русский. 5. Живет в интернате. 6. Домашний адрес: Заводской пер., д. 8, кв. 1. Анамнез 1. Нервно-психических, хронических сомати 2. Мальчик от первой беременности матери, про 3. Раннее психомоторное развитие с задержкой. 4. Лепет с 7 мес. Первые слова — в 2 года, фра Мономорфное нарушение звукопроизношения: увулярный ротацизм. - Звукослоговая структура слова В спонтанной речи нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем) Наблюдаются затруднения при дифференциации звуков: звонких и глухих, Р—Л, Р'—Л' и др. Так, мальчик неправильно дифференцировал слова: ПОЧКА — БОЧКА, МАРИНА — МАЛИНА. Не всегда правильно воспроизводил серию слогов с фонетически близкими звуками: ЩА—ЖА—ША, БА—ПА—ПА, ДА—ТА—ДА и др. Не смог придумать предложения на слова-квазиомонимы. Состояние языкового анализа и синтеза 1. Анализ предложения на слова. Затрудняется в определении количества и последовательности слов в предложениях с союзами и предлогами: СЛАДКА ЯГОДА, ДА НИЗКО РАСТЕТ — 3 слова, РЕБЯТА ПОШЛИ В ЛЕС — 3 слова. 2. Слоговой анализ и синтез. Количество слогов в многосложных словах определяет неправильно: КРОВАТЬ — 4, СКОВОРОДА — 3, МИЛИЦИОНЕР — 3. 3. Фонематический анализ. А. Умение выделять звук на фоне слова сформировано. Б—В. Первый и последний звук в слове определяет правильно. Г. Определение места звука в слове (начало, середина, конец) сформировано. В слове ПЧЕЛА — Л в середине слова. Д. Последовательность и количество звуков в слове не всегда определяет правильно: КОТ — К-Т, КНИГА — К-И-Г-А, ДОСКА — Д-С-К-А, МАШИНА — М-Ш-И-Н-А. В слове МАМА — 4 звука, в слове ДЕРЕВО — 4, ПАРТА — 4. Е. Место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно: в слове ДОРОГА звук Р слышится после Д, в слове ПЧЕЛА звук Л слышится после Ч. 4. Фонематический синтез сформирован. буквам: С-Н-Е-Г, Д-О-Р-О-Г-А, Т-Р-У-Б-А. 5. Фонематические представления. КНИГА, КАРАНДАШ), на звук Л (ЛАМПА), на звук М (МАМА, МОЛОТОК). Но затрудняется придумать слова на определенное количество звуков (4, 5). Неверно отобрал картинки, в названии которых 5 звуков (ЗАЯЦ, ВОЛК, КРОВАТЬ, РАДУГА).
Состояние процесса чтения Слоги и слова читает правильно. Чтение посло-говое. Простые слова читает целостно. Делает запинки при чтении многосложных слов. Скорость чтения невысокая. При чтении текста наблюдаются ошибки. Состояние процесса письма При списывании наблюдаются лишь единичные ошибки. В письме под диктовку допускает большое количество ошибок: — замены согласных (Д—Т, Б—П, Ж—Ш и др.); — пропуски букв; — добавления; —пропуски предлогов; — слитное написание слов.
Примеры диктантов и,
-илл.оггил, с-а-л-со
ил, иил-ал-пь Анамнез 1. Нервно-психических, хронических сомати 2. Ребенок от пятой беременности. Вторые роды. 3. Раннее психомоторное развитие протекало с за 4. Первые слова — с 2 лет. Фразовая речь — Состояние звукопроизношения Произношение звуков нормальное. Фонематическое восприятие (дифференциация фонем) Слуховая дифференциация фонетически близких звуков не нарушена. Мальчик правильно показал картинки на слова-квазиомонимы. При повторении серии слогов с фонетически близкими звуками были допущены лишь единичные ошибки. Состояние процесса чтения Способ чтения — послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание читаемого не нарушено (в пределах интеллектуального развития), па уровне программы 3 класса вспомогательной школы. Состояние процесса письма В процессе списывания, диктантов, изложения допускает искажения букв, замены графически сходных букв. Примеры письменных работ СПИСЫВАНИЕ
ДИКТАНТ и, Млиих.
ГЛАВА 4 КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА Принцип учета симптоматики Чтения и письма При одном и том же виде дислексии или дисгра-фии уровень недоразвития тех или иных функций, степень выраженности нарушений чтения и письма может быть различной. Так, при тяжелой степени дисграфии, обусловленной несформированно-стью языкового анализа и синтеза, у ребенка отмечается недоразвитие как анализа предложений на слова, так и фонематического анализа и синтеза. При легкой степени этого вида дисграфии может наблюдаться лишь недоразвитие сложных форм
фонематического анализа. В связи с этим и направления логопедической работы будут дифференцироваться с учетом симптоматики и степени выраженности нарушения, а также этапа формирования навыков чтения и письма. Принцип комплексности Во многих случаях возникновение дислексии и дисграфии обусловлено недоразвитием устной речи, несформированностью языковых обобщений. В то же время дислексия и дисграфия не являются изолированными друг от друга нарушениями. Они вызываются едиными механизмами и тесно связаны с нарушениями устной речи. В связи с этим логопедическое воздействие при коррекции этих расстройств осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма). Принцип системности Коррекция каждого вида дислексии и дисграфии осуществляется на основе использования системы методов. Использование определенных методик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса. С другой стороны, принцип системности предполагает формирование речи в единстве всех ее компонентов как единой функциональной системы. А Т Р VII. Составление рассказа-описания «Мед На доске следующие записи: Опорные слова Форма, величина Морда Вытянутая, продолговатая Глаза Маленькие, хитрые Мех Бурый, густой Хвост Короткий Походка. Косолапый, (как передвигается) медлительный, переваливается Чем питается? Мед, малина, ягоды Где живет и зимует? Лес, берлога — Составим рассказ о медведе по опорным словам (с использованием картинки). VIII. Запись рассказа в тетрадях. IX. Домашнее задание: составить письменный
6. Нарушение чтения и письма КОНСПЕКТ 6 Темы Логопедическая: развитие слуховых дифферен-цировок звуков П—Б на материале текстов. Лексическая: весна. Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов. Цели: 1) развивать слуховую и произносительную диф 2) формировать сложные формы фонематиче 3) развивать речеслуховую память; 4) обогащать словарный запас существительных, 5) закрепление словоизменения и словообразо 6) автоматизация правил правописания звонких План и ход занятия I. Организационный момент. II. Сообщение логопедической темы. На доске картинки: подснежники, птицы, половодье. Дети называют картинки. — Какой первый звук в этих словах? (П.) На дос — Какой первый звук в названиях этих карти III. Уточнение связи буквы и звука. 1. Сравнение звуков П и Б по звучанию. Детям предлагается произнести звук П и сказать, на что похож этот звук, какое звучание он напоминает. Предлагается произнести звук Б и сказать, какое звучание он напоминает. 2. Сравнение звуков П и Б по артикуляции. а) Определение общего в артикуляции звуков П б) Определение отличия в артикуляции П—Б. 3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и ру — Какой буквой обозначается звук П? Звук Б? IV. Закрепление дифференциации изолирован 1. Определение звуков П и Б по беззвучной ар — Определите, какой звук я хочу произнести, Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты. — Какой это звук, если работают не только губы, 2. Повторение ряда слогов со звуками П и Б. ПА—БА—ПА БА—БА—ПА—БА—БА и т. д. V. Знакомство с лексической темой «Весна». — Откройте тетради. Сейчас вы будете шифро Слова: ПОЛОВОДЬЕ, АПРЕЛЬ, ОБЛАКА, КУПАВЫ, ЯБЛОНЯ, БЛАГОУХАНИЕ, ЗАБАВЫ, КОРАБЛИКИ (Ш, П2, Б2, ПЗ, Б2, Б1, БЗ, Б5). — Вспомните слова, которые вы шифровали.
— О каком времени года они напомнили вам? 2. Краткий рассказ логопеда по сюжетной кар 3. Выделение слов со звуками П и Б из ряда а) Выделение слов со звуком П. — Из ряда слов запомните и назовите только те, Какой по счету звук П в словах ПТЕНЦЫ, ПОЧКИ, ПРОТАЛИНЫ, КАПАЮТ? б) Выделение слов со звуком Б из ряда других. — Из ряда слов запомните и назовите только те, — Какой по счету звук Б в словах НАБУХАЮТ, — И эти слова напоминают нам о чем? (О весне.) 4. Сообщение лексической темы. — Сегодня мы будем читать, слушать, расска — Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, ап —- В названии какого месяца слышится звук П? (Апрель.) — Между какими месяцами апрель? (Между мар VI. Развитие внимания и слуховой памяти. — Весной все сильнее и сильнее греет солнце. 1. Слушание голосов птиц. — Послушаем голоса птиц (включается запись 2. Повторение ритма песен птиц. — Попробуйте повторить ритм песен птиц (пред 3. Отгадывание картинок по ритму. На доске выставляются картинки: небо, стрекоза, пчела, грибы, дупло. — Сейчас мы будем узнавать, название какой кар Ведущий загадывает картинку, остальные дети отгадывают. По ходу работы проводится анализ слов по следующему плану: — В этом слове П или Б? — На каком по счету месте этот звук? — Перед звуком П (Б) какой слышится звук? — После звука П (Б) какой слышится звук? VII. Развитие звукобуквенного анализа. — Весной происходит великое переселение птиц На доске схема препятствий, которые встречают птиц на их пути. с ««*■*■
На одной стороне дидактического пособия — картинка с изображением препятствия, на обратной стороне — текст с описанием этого препятствия. 1. Беседа о первом препятствии. — Прочитаем о первом препятствии. птицы теряют дорогу, разбиваются об острые невидимые скалы». — Чтобы этого не случилось, обозначим скалы На доске — скалы. У каждого из детей также рисунки, изображающие скалы. — Запишем слова около первой или около второй скалы. Логопед читает слова, дети определяют, какой звук (П или Б) в этом слове, и записывают слово в нужное место. Затем изменяют букву П или Б. Речевой материал ПОЙ БОЙ ПАЛКА БАЛКА БОРТ ПОРТ БОЧКА ПОЧКА
БАШНЯ ЗАПОР БАЛ ПАПОЧКА 2. Беседа о втором препятствии. Ученик читает текст: «Внезапные холода сковывают воды, и птицы умирают от голода и стужи». — Преодолеем и это препятствие. а) Составление слов из букв, данных в беспорядке. — Чтобы преодолеть это препятствие, надо сло
По ходу работы логопед задает вопросы каждому ученику: — Какое слово ты составил? — Какая буква замерзла? — Докажи, что в этом слове звук П (Б). — Почему пишется: в слове ПОЛЫНЬ —мягкий — Почему в слове ПОЛОВОДЬЕ между Д и Е — Почему в слове БРАКОНЬЕР между Н и Е пи 3. Беседа о третьем препятствии. Чтение текста: «Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению».
— Вот что рассказали птицы. Чтобы помочь птицам выдержать морскую бурю, мы должны записать слова со звуками П и Б в два столбца, под буквой Б и под буквой П. Слева на нашей схеме записаны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых тот или иной звук на первом месте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых звук П или Б на втором месте и т. д. (Логопед диктует слова вперемешку. Дети записывают.) Образец схемы:
П 1) подуть, проплыл 2)опрокинуть 3)запустил 4) проплыл 4. Беседа о четвертом препятствии. Чтение текста: «Перелетные птицы становятся жертвами хищных птиц, орлов, соколов, ястребов». — Название какой хищной птицы произнесено — Ястреб. Какой звук слышится в конце этого — Докажите, что надо писать ЯСТРЕБ (НЕТ ЯС б) Диктант слов с конечными буквами Б и П и с объяснением написания.
КАРП ГОРБ ХЛЕБОРОБ VIII. Подведение итогов занятия. КОНСПЕКТ 7 Темы Логопедическая: развитие слуховых дифферен-цировок звуков П—Б на материале текста (продолжение). Лексическая: весна. Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов; приставка ПОД. Цели: 1) развивать фонематическое восприятие, умение 2) формировать сложные формы фонематиче 3) развивать речеслуховую память; 4) уточнять значение словаря по теме «Весна»; 5) уточнение значения приставки ПОД, закреп 6) автоматизация правил правописания звонких План и ход занятия I. Организационный момент. II. Сообщение логопедической темы. — Послушайте две строчки из сказки А. С. Пушкина: «В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут». Назовите слова в этом двустишии,
которые отличаются только одним звуком. (БЛЕЩУТ — ПЛЕЩУТ.) Какими звуками отличаются эти слова? (Б—П.) Чем отличаются эти звуки? у — Сегодня мы будем продолжать работу над звуками Б и П. — Из какой сказки эти строчки? (Сказка о царе — А какие еще строчки вы помните из этой сказ Выделение звуков П и Б из четверостиший. — А я вспомнила такие строчки: «А ткачиха с III. Отгадывание загадок о весне, о весенних месяцах. — Послушайте загадку. Шагает красавица, Легко земли касается, Идет на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна) — А теперь отгадайте загадки про месяцы. Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. (Март) Яростно река ревет И разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, И в лесу медведь проснулся. (Апрель)
Зеленеет даль полей, Запевает соловей, В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят,. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май) — В названии какого месяца есть звук П или Б? IV. Закрепление знаний о признаках весны. — Вспомните признаки весны (начало, конец На доске текст «Осень». ОСЕНЬ Пришла осень. По серому небу поплыли черные тучи. Идут холодные дожди. С деревьев слетают последние листья. Цветы вянут. Замерзли ночью лужи. Грачи, журавли улетают на юг. Они прощаются с родными местами. Детвора ждет мороза и снега. — Прочитайте текст «Осень». Сравните призна По ходу работы выделяются слова со звуками П и Б, определяется место этих звуков в слове. V. Диктант «Весна». VI. Развитие фонематических представле — Запишите в тетрадь цепочку слов.
— Прочитайте, что у вас получилось. Каждый VII. Запись слов в трех столбцах (П, Б, П + Б). Предлагаемый текст: Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибывала. Образовался настоящий потоп. Больше всех пострадали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл много десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на поверхности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю. — Найдите в орфографическом словаре слова VIII. Составление предложений из слов, дан . Детям раздаются индивидуальные карточки. 1. ГОЛУ.ОЙ, НЕ.О,.О.ЛЫЛО,.0, О.ЛАКО, 2. НАЧАТЬ,.О.РАВЛЯТЬ, ЗА.ОТЛИВО, 3. ВЕЧЕР,.ТИЦЫ, СЯДУТ,.О.АРНО,.УДТО, 4..РИГРЕТА, ТЕ.ЛЫМ, СОЛНЦЕМ,.ЛЕДНО- IX. Образование прилагательных от существи — Воздух наполнен песнями. Чей голос вы слы Крик журавлей (журавлиный крик). Чириканье воробьев (воробьиное чириканье). Трели соловья (соловьиные трели). Карканье вороны (воронье карканье). Ток тетерева (тетеревиный ток). Воркованье голубя (голубиное воркованье). — А теперь мы услышали шум крыльев ястре X. Работа с текстом В. Бианки «Кто чем поет». — Найдите предложения, в которых говорится о том, кто чем поет. По ходу работы определяется наличие в словах звуков П и Б, соседи этих звуков. Запись предложений в тетрадях. XI. Развитие зрительной памяти. — Сейчас мы будем фотоохотниками. На доске
скворец, попугай, воробей, горихвост, соловей, зяблик, голубь, журавль, ястреб). Назовите их. Задание: «Кто больше птиц успеет сфотографировать?» Запомните и запишите названия птиц, в тетрадях. — Прочитайте названия птиц, в которых вы на — Каких птиц нельзя назвать перелетными? XII. Подведение итогов занятия. Закрепление значения и правописания приставки ПРИ. а) Выделение приставки ПРИ из слов. — Какая общая часть в словах: ПРИБЕЖАЛ, — Какая это часть слова? (Приставка.) — Какой оттенок значения вносит эта пристав Приставка записывается на доске. б) Добавление приставки ПРИ к глаголам: ПОЛЗ, в) Придумывание предложений с этими слова КОНСПЕКТ 8 Темы Логопедическая: развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза. Лексическая: путешествие. Грамматическая: прописная буква в собственных именах и названиях. Цели: 1) развитие фонематического восприятия, ана 2) обогащение словаря по теме «Страны. Путе 3) закрепление правописания слов иностранно Оборудование: картинки, дидактический материал. План и ход занятия I. Организационный момент,. — Сядет тот, в чьем полном имени после РЬ—И — Сядет тот, в чьем полном имени перед Л—Е — Сядет тот, в чьем имени между Е и Е — Р (Се — А какое имя я произнесу сейчас? Сначала И, II. Сообщение лексической темы. — Имя Иван — русское. А произошло оно от Так оно и сейчас звучит в Германии. А в других странах это же имя звучит так: Джон — в Америке, Джованни — в Италии, Жак — во Франции. В эти и другие страны я приглашаю вас сегодня. III. Сообщение грамматической темы. — Откройте тетради, запишите число. Вспомни — Почему вы все слова записали с прописной
IV. Развитие слогового, фонематического анализа и синтеза. 1. —Перед вами политическая карта мира (у — Найдите государство и правильно прочитай 2. Работа в тетрадях. — Запишите название той страны, которую я за а) Название состоит из 6 букв. В середине слова б) Первая и последняя буква — одинаковые в) В названиях этих стран 3 гласные: А, И, Я. г) Название состоит из 3 букв, подлежащих рас д) В названии каких стран есть 3 гласные бук е) Название этой страны складывается так: сна ж) Название складывается: сначала М, потом О, з) В каком названии страны два согласных Т и 3. — В каждой стране есть главный город. Как — Столицы на карте обозначены так: название — Выпишите названия столиц тех стран, кото 3 4 5 6 7 8 Под соответствующей цифрой пишут названия столицы. — Почему вы эти слова писали с прописной 4. — Как называется народ, который живет в Игра «Лови—говори» (с мячом). — Я назову страну, а вы народ (Греция — гре — Усложним игру. Я буду называть представи — Запишите под названием страны националь 5. — На каком языке разговаривают жители раз Игра «Цепочка». Один ученик называет страну, следующий — язык этой страны, и т. д.: Англия — английский язык, Франция — французский язык, Швеция — шведский. И т. д. 6. Закрепление обобщающего по< Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|