Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проводилась ли коррекция дефекта





Проводилась коррекция нарушений звукопро-изношения и дисграфии.

Логопедическое заключение


ГЛАВА 4

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения)

В зависимости от нарушенного механизма вы­деляются различные виды нарушений чтения и письма. В процессе логопедической работы по кор­рекции определенного вида дислексии или дисгра­фии основной задачей логопедической работы яв­ляется коррекция нарушенного механизма, фор­мирование тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование опе­раций процесса чтения и письма.

Так, механизмом оптической дислексии и дис­графии у детей является несформированность зри­тельно-пространственных функций (зрительного гнозиса, мнезиса, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственного гнозопраксиса). В связи с этим в процессе логопедической работы осуществ­ляется развитие зрительно-пространственных фун­кций, что позволяет в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв, навык быстрого различения графически сходных букв.


При коррекции дист^
ния языкового анализа аф11и на почве наруше-
ся формирование навЬ1 * сИнтезй осуществляет-
на слова, слогового и **а а**ализа предложений
и синтеза. Фонематического анализа

В процессе устранен^-

сии и дисграфии необ^о грамматической дислек-ческого строя речи, фОг.АйМс> развитие граммати-ских и синтаксически* Г^РованИе морфологиче-новой грамматически ц^ЩениЙ. что служит ос-

^^в письма.

Принцип учета «зоны ближайшего

(по Л. С.

Процесс развития то

функции при коррекц^^ иЛи иной психической
должен осуществляться* Дислексии и дисграфии
жайшего уровня разь^^епенНО, с учетом бли-
того уровня, на которо^ Ия этой функции, т.е.
можно с незначительвоййь1г1олнеяие задания воз-
дагога. помощью со стороны пе-

Принцип максима,^

на полимодальные -?10** опоРы

на возможно боль^ ФФерентации,

функциональных с^66 количество

на различные ана^^Те1у1,

(на начальных этаця Заторы

^х Работы)

В основе этого приц

о речи, о речевой деяте^ 11Па лежит представление циональной системе, Ьн°сТи как сложной функ-структуре психические ТаКже Учение сложной высших психических лх Функций Формирование ставляет собой слож^УнкЦий в онтогенезе пред-

1:^ Процесс организации


, ^кциональных систем. На ранних этапах онто-

ген;еза функция осуществляется с участием различ-т2с анализаторов, на основе полимодальных аф-

ферентаций. Так, процесс дифференциации звуков „ячале осуществляется с участием зрительной,

ве, ел

ки11естетической, слуховой афферентации. Позднее дущую роль при дифференциации приобретает у5совая дифференциация. В связи с этим при не-^дзвитии дифференциации фонем первоначаль-осуществляется опора на зрительное восприя-е артикуляции, кинестетическое различение при

произношении звуков, на слуховые образы диффе-

ре1?дируемых звуков.

Принцип опоры на сохранное звено ларушенной психической функции

]>Даксимальяое использование полимодальных афферентаций осуществляется дифференцирован-„^ с опорой на сохранное звено нарушенной пси-хи-с1вской функции. Так, при акустической дисгра-фи1* формирование слуховой дифференциации зву- ко& необходимо проводить с опорой на зрительные и кинестетические афферентации. В других слу-я дх, когда нарушенной является кинестетическая

фференциация звуков, формирование дифферен-цИа.ции фонем осуществляется с опорой на слухо- въхе, зрительные афферентации.

Х1ри акустической дисграфии основное внима­ние уделяется развитию слуховой дифференциации фонетически близких звуков речи.

53 процессе устранения артикуляторно-акусти-чес^ой дисграфии основной задачей логопедиче-

ой работы выступает автоматизация правильно-
го произношения и кинестетическая дифференци-
ацц:я звуков речи. л


Принцип учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности

Процесс чтения и письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в струк­туре которой можно выделить определенные зве­нья, операции. У детей, страдающих нарушения­ми чтения и письма, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности: а) несформированность одной из опе­раций, б) несформированность нескольких опе­раций, в) недостаточная автоматизированность операций, г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сфор­мированное™ отдельных операций.

В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормализа­ции целостной деятельности процесса чтения и письма.

Принцип учета симптоматики

И степени выраженности нарушений

Чтения и письма

При одном и том же виде дислексии или дисгра-фии уровень недоразвития тех или иных функций, степень выраженности нарушений чтения и пись­ма может быть различной. Так, при тяжелой сте­пени дисграфии, обусловленной несформированно-стью языкового анализа и синтеза, у ребенка отме­чается недоразвитие как анализа предложений на слова, так и фонематического анализа и синтеза. При легкой степени этого вида дисграфии может наблюдаться лишь недоразвитие сложных форм


 


фонематического анализа. В связи с этим и направ­ления логопедической работы будут дифферен­цироваться с учетом симптоматики и степени вы­раженности нарушения, а также этапа формиро­вания навыков чтения и письма.

Принцип комплексности

Во многих случаях возникновение дислексии и дисграфии обусловлено недоразвитием устной ре­чи, несформированностью языковых обобщений. В то же время дислексия и дисграфия не являются изолированными друг от друга нарушениями. Они вызываются едиными механизмами и тесно связа­ны с нарушениями устной речи. В связи с этим ло­гопедическое воздействие при коррекции этих рас­стройств осуществляется на весь комплекс рече­вых нарушений (устной речи, чтения и письма).

Принцип системности

Коррекция каждого вида дислексии и дисгра­фии осуществляется на основе использования сис­темы методов. Использование определенных мето­дик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса.

С другой стороны, принцип системности предпо­лагает формирование речи в единстве всех ее ком­понентов как единой функциональной системы.

Принцип деятельностного подхода

Процессы чтения и письма рассматриваются как сложная многоуровневая деятельность, включаю­щая большое количество операций. Первоначаль-


 




 

 


но ставится задача формирования нарушенных операций этой деятельности. Постепенно по мере автоматизации отдельных операций формируется целостная структура этой деятельности, при этом основное внимание уделяется операциональному компоненту речевой деятельности.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.