|
Принцип поэтапного («пошагового») формирования психических функций ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 В процессе коррекции дислексии и дисграфии необходимо минимальное введение трудностей, так как эти нарушения связаны с «поломкой» нормального психофизиологического механизма осуществления речевой деятельности. В связи с этим на каждом логопедическом занятии необходимо усложнять либо речевой материал, либо характер задания. Рекомендуется давать новые задания на наиболее простом речевом материале, постепенно его усложняя. В процессе коррекции дислексии и дисграфии выделяются определенные этапы логопедической работы. Выделение этапов учитывает последовательность формирования данной функции в онтогенезе (см. онтогенетический принцип), поэтапность формирования умственных действий, а также «пошаговый» характер.формирования психических функций. При коррекции дислексии и дисграфии ставится задача формирования умственных действий (дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза и т. д.). Становление умственных действий представляет собой сложный и длительный процесс. Вначале то или иное действие осуществляется с опорой на развернутые внешние действия, но в дальнейшем внешние действия сокращаются, свертываются, автоматизируются и постепенно переводятся во внутренний план, становятся умственными действиями, т. е. инте-риоризуются (П. Я. Гальперин и др.). Онтогенетический принцип В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение чтением и письмом, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе. Так, в процессе коррекции аграмматической дислексии и дисграфии учитывается, в частности, последовательность формирования словоизменения в онтогенезе: дифференциация существительных единственного и множественного числа именительного падежа, закрепление употребления форм винительного, далее творительного, родительного, дательного падежей без предлогов, в дальнейшем уточнение в импрессивной и экспрессивной речи предложно-падежных конструкций. При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза формирование фонематического анализа осуществляется с учетом онтогенетической последовательности появления форм фонематического анализа. Вначале проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление умения выделять первый и последний звук в слове, места звука (начало, середина, конец). В дальнейшем формируется умение определять количество, последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам. С учетом этих принципов и разработано содержание логопедических занятий по коррекции нарушений чтения и письма, представленных в данном пособии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ (2 класс) КОНСПЕКТ 1 Темы Логопедическая: развитие фонематического Лексическая: зима. Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный Ь. Цели: 1) развивать фонематические обобщения в про 2) формировать умение различать на слух твер 3) развивать слуховую память и слуховое вос 4) научить обозначению мягкости согласных на 5) прививать умение ориентироваться в лекси 6) расширять словарный запас прилагательных Оборудование: картинки, дидактический материал. План и ход занятия I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Каждый из детей загадывает по одной загадке. После отгадывания каждой загадки соответствующая картинка выставляется на доске. Загадки 1. Кручу, урчу, знать ничего не хочу. (Вьюга.) 2. Летом бродит без дороги между сосен и берез. (Медведь.) 3. Кто всех пугается, под кустом спасается? (Заяц.) 4. Чтобы осень не промокла, не прокисла от воды, 5. У нас под крышей белый гвоздь висит. Солн III. Выделение мягких согласных из слов-от — Назовите по картинкам слово, в котором пос — Почему в этом слове после М—Е? (Слово запи — Назовите слово с мягким согласным в сере — Какой мягкий согласный в этом слове? (ЛЬ.)
— Найдите слово с мягким согласным в начале Запись слова. IV. Сообщение темы урока. — Сегодня мы будем продолжать работать над V. Развитие звукобуквенного анализа и син 1. Развитие фонематического синтеза. Отгадай 2. Развитие фонематического анализа. а) Отгадывание слова. — Это слово — часть суток; чтобы узнать это сло Дети задают вопросы: Сколько звуков в слове? Сколько букв? В этом слове первый согласный твердый или мягкий? (Это слово ДЕНЬ.) б) Работа со звукобуквенной линейкой. У каждого ученика звукобуквенная линейка. Логопед называет слово и задает следующие вопросы: Сколько звуков в этом слове? Сколько букв? На каком по счету месте надо писать Ь? Почему? Предлагаемые слова: ХЛОПЬЯ, ДЕНЬКИ, ЖИЛЬЕ, ДЕКАБРЬ. в) Развитие позиционного анализа. На магнитной линейке картинки: коньки, деревья, голубь, ель, календарь. Логопед предлагает назвать картинки: — Возьмите картинку, название которой состо
— Какой согласный звук в конце слова? (ЛЬ.) — Как он обозначается на письме? (Буквами Л — Возьмите картинку, в названии которой звук — Какую букву вы напишете перед Я? (Ь.) Ка — Возьмите картинку, в названии которой пос — Какую последнюю букву вы напишете в кон — Возьмите картинку, в названии которой У слы
г) Запись слов по картинкам предыдущего зада д) Развитие фонематических представ Логопед дает задание подобрать к схемам слова. На движущейся ленте воспроизводятся схемы (обозначения цветом по Горец-кому). 1-я схема — Ь в конце слова, 2-я — Ь между мягкими согласными, 3-я — Ь между мягким и твердым согласным, 4-я — разделительный Ь. е) Запись придуманных слов в тетради. VI. Работа со словосочетаниями. — О каком времени года напоминают вам сло — Назовите зимние месяцы. Какие мягкие со
— В декабре уже морозы, правда, не такие силь — В феврале становится уже теплее, иногда бы Запись родственных слов: ДЕКАБРЬ — ДЕКАБРЬСКИЙ, ЯНВАРЬ — ЯНВАРСКИЙ, ФЕВРАЛЬ — ФЕВРАЛЬСКИЙ. VII. Работа с текстом. — Известный русский поэт А. Блок написал На доске стихотворение, в некоторых словах пропущены буквы. Снег да снежные узоры, В поле в(5—2), разговоры, В п(4—4) часов уж т(4—2). Д(4—4) — к(6—4), снежки, салазки: Вот она зима. Логопед объясняет шифровку слов: первая цифра означает, сколько букв в слове, а вторая — на каком месте пишется буква Ь (слова: ВЬЮГА, ПЯТЬ, ТЬМА, ДЕНЬ, КОНЬКИ). Дети выходят к доске и вписывают слова в текст. А потом выразительно читают написанное стихотворение. VIII. Подведение итогов занятия. КОНСПЕКТ 2 Темы Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры (продолжение). Лексическая: зима. Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака; разделительный Ь. Цели: 1) развивать фонематические обобщения в про 2) формировать умение различать на слух твер 3) развивать слуховую память и слуховое вос 4) научить обозначению мягкости согласных на 5) прививать умение ориентироваться в лекси 6) развивать морфологический анализ и синтез; 7) расширять словарный запас прилагательных План и ход занятия I. Организационный момент. П. Беседа о зиме. — Поговорим о приметах зимы. Какая погода — Да, зима — это холод, мороз, ветер, вьюга, ме
5. Нарушение чтения и письма пишется Ь? (ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, КОНЬКИ, ВЕСЕЛЬЕ.) После каких букв пишется Ь в этих словах? (ВЬЮГА — после В, МЕТЕЛЬ — после Л, КОНЬКИ — после Н, ВЕСЕЛЬЕ — после Л.) III. Работа с однокоренными словами. — Зимой ребята очень любят играть в снежки. Сейчас и мы поиграем в игру-соревнование «Кто дальше бросит снежок?» Выиграет эту игру тот, кто назовет больше однокоренных слов.
На доске наглядное пособие с изображением фигуры мальчика и траектории полета снежков. Речевой материал: 1. ЗИМА (ЗИМНИЙ, ЗИМОВЬЕ, ЗИМУШКА). 2. ЛЫЖИ (ЛЫЖНИК, ЛЫЖНИЦА, ЛЫЖНЯ, 3. ЛЕД (ЛЬДИНА, ЛЕДЯНОЙ, ОЛЕДЕНЕЛ). 4. СНЕГ (СНЕЖОК, СНЕГОВИК, СНЕЖИНКА, 5. КОНЬКИ (КОНЬКОБЕЖНЫЙ, КОНЬКОБЕ 6. ВЕСЕЛО (ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСЕЛЫЙ, ВЕСЕЛИТЬ). Определяется победитель. — Итак, в каких же словах вы напишете Ь? (ЛЬДИНА, КОНЬКИ, КОНЬКОБЕЖНЫЙ, КОНЬКОБЕЖЕЦ, ВЕСЕЛЬЕ.) Запишем эти слова. В каком из этих слов Ь разделительный? (ВЕСЕЛЬЕ.) IV. Разгадывание кроссворда.
— Порисуем на снегу (на доске кроссворд). — Отгадаем кроссворд. Впишите следующие V. Подбор прилагательных и глаголов к словам кроссворда. Ученики подбирают карточки с прилагательными или глаголами. У каждого свой вариант. — Сейчас мы будем подбирать к словам крос — Первое слово ДЕНЬ. Какой может быть день — А какая может быть НОЧЬ зимой? (Ночь — — Второе слово ЗВЕРЬ. Подберите слова, кото — Третье слово МЕТЕЛЬ. Подберите слова, ко — Четвертое слово ПРОРУБЬ. Какая вода в про — А какой снег зимой? — Снег что делает? VI. Дидактическая игра «Умный телефон». — В лесу на снегу расписываются лапами звери Дети произносят: «Я нашел лисьи следы», «Я увидел птичьи следы» и т. д. — На доске «Умный телефон», который помо Дети набирают слово и комментируют его (лисьи, заячьи, оленьи, птичьи, беличьи). После каждого слова логопед задает вопрос: — Какой здесь Ь? Что он показывает? (Пока VII. Выделение слов с разделительным Ь из — За всеми зимними развлечениями дети не за — Одна из этих птиц будет у нас почтальоном. Вывешивается изображение снегиря. Это картинка с конвертом. — Снегирь принес нам много газетных вырезок — Выберите и прочитайте из текста заметки — Отложите заметки в сторону и запишите сло VIII. Диктант. — Я составила рассказ о зиме. Послушайте его. Снег пушистыми хлопьями засыпал сучья деревьев, землю, крыши. Мороз сковал льдом реку.
Тихо в лесу. Спит в берлоге медведь. В дупле большого дуба проводит зиму серенькая белка. Под кусты ведут заячьи и лисьи следы. Холодно и голодно зимой птицам. Школьники делают для них кормушки. Раздолье детям. Можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду. — А теперь запишите этот рассказ. IX. Домашнее задание: нарисовать картину X. Подведение итогов занятия. КОНСПЕКТ 3 Темы Логопедическая: развитие фонетического анализа на материале слов различной звукослоговои структуры. Лексическая: части тела. Грамматическая: безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Цели: 1) развитие слогового анализа и синтеза; 2) формирование фонематического анализа, син 3) расширение словарного запаса по теме «Час 4) формирование умения понимать переносное 5) закрепление синтагматических связей суще План и ход занятия I. Организационный момент. — Здравствуйте! Сядет тот, в чьем полном име П. Знакомство с лексической темой. — Вспомним песенку про забавного человечка. Точка, точка, запятая, Минус, рожица кривая. Палка, палка, огуречик, Вот и вышел человечек. — Этот человечек поможет нам познакомиться III. Развитие слогового и звукового анализа и синтеза в процессе работы со «слоговичками». — «Слоговички» помогут нам правильно назвать — У кого «слоговичок» несет груз — целое сло — У кого «слоговичок» несет слог, где после — У кого недостающая часть слова? (ЛО: полу — У кого слог, читая который мы вспоминаем — Кто добавит слог до слова? (ВОТ: получается — У кого слог, где после ВЬ слышится И? (ВИ.) — Какой «слоговичок» пойдет ему навстречу? — У кого слог, где И слышится между КЬ и С?
— Какой слог надо добавить, чтобы получилось — У кого слог с мягким согласным, обозначен — Какого «слоговичка» не хватает? (ЦЫ.) — Прочитайте полученные слова. (ГРУДЬ, ЛО IV. Тренировочные упражнения в написании 1. На доске слова с пропущенной гласной: Логопед дает задания: а) прочитайте слово, б) назовите ударный гласный, в) какая буква безударная, г) как проверить написание безударной гласной в этом слове (дети подбирают родственные слова). — Какое правило мы вспомнили? (О правописа Дети вспоминают правило правописания безударных гласных в корне. — Через некоторое время вы должны будете за 2. Запись слов по памяти. — А теперь проверьте, правильно ли вы записа V. Развитие слуховой памяти, закрепление — Передавая друг другу куклу, надо назвать 1-й ребенок: голова; 2-й: голова, шея; 3-й: голова, шея, волосы и т. д. VI. Закрепление правила переноса слова. — Из названных слов запомните те, которые КОЛЕНО, ШЕЯ, ЛОБ, БРОВИ. Почему слова ШЕЯ, ЛОБ нельзя переносить? ЯЗЫК, СПИНА, ЩЕКИ, УШИ, ТОРС. Почему слова ЯЗЫК,.УШИ, ТОРС нельзя переносить? — Вспомните выбранные вами слова и запишите их в тетради. VII. Развитие фонематических представлений. На доске изображение гнома, в руках у которого схемы слов (лента передвигается, меняются схемы). Гном дает задание: подобрать к схеме слова, обозначающие части тела.
(нос, рот, зуб, лоб, рты, лбы); (шея); (ухо, уши);
(зубы, щеки, носы); (голова, борода, волосы); (плечо, плечи, бедро, бедра, глаза, брови, кисти). (глаз, торс). (Все точки на схеме одного цвета). VIII. Физкультминутка. — Сейчас мы отдохнем. Удобно сядьте. Глаза — Рука правая! Нога левая! Кисть правой руки! IX. Работа над антонимами и многозначнос 1. Игра с мячом «Лови—говори» (или «Скажи наоборот»). Логопед бросает мяч одному из детей, называя словосочетание. Поймав мяч, ученик должен подобрать противоположное по значению словосочетание. Речевой материал
темные волосы узкое лицо густые волосы широкая спина редкие зубы длинная шея короткие пальцы мягкие вблосы сильные руки высокий лоб
На доске рисунки двух клоунов. — Этих двух клоунов-близнецов нарисовал ху — А чем отличается их одежда? (На голове у 3. Добавление названий частей тела к слову-прилагательному. — Я буду называть прилагательные. А вы дога
Широкое — (лицо), широкие — (плечи), тонкие —(брови, пальцы, ноги, руки), густые — (волосы, ресницы, брови), крупный — (нос), острое —(колено). Существительные называются вместе с прилагательными. 4. Рисование портрета. — Знание частей тела, умение подбирать к ним — Возьмите цветные карандаши и чистый лист Логопед отвечает на вопросы. По окончании работы дети выставляют портреты на доске. X. Работа над фразеологизмами. 1. — Сейчас я вам покажу необычные рисунки (см. с. 142—144). На них нарисована только одна часть тела. А под рисунками — сочетания слов. — Что художник хотел показать этой подписью? Логопед раздает детям карты-справки.
На картах-справках следующие слова и словосочетания: бездельничать чувство товарищества быть внимательным обманывать умная умный
6) душа в пятки испугаться 7) голова на плечах замерзнуть 8) держать ухо востро сосредоточиться 9) взять себя в руки устать
10) валиться с ног 11) палец о палец 12)губы надуть 2. — А теперь вы переводчики. Запишите текст, заменяя некоторые выражения, вставляя слова из карты-справки. ТЕКСТ После школьных уроков мы едва не валились с ног. На логопедическом занятии мы взяли себя в руки. Работали, не хлопая ушами. Показали, что в нас развито чувство локтя. XI. Домашнее задание и подведение итогов занятия. КОНСПЕКТ 4 Темы Логопедическая: выделение гласных звуков из слогов и слов. Лексическая: цирк. Грамматическая: безударные гласные в корне, не проверяемые ударением. Цели: 1) развитие слогового и фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
2) расширение и уточнение словаря по теме 3) формирование умения подбирать родственные 4) закреплять правописание безударных глас 5) прививать умение ориентироваться в лекси Оборудование: картинки, дидактический материал. План и ход занятия I. Организационный момент. П. Сообщение темы занятия. 1. Из ряда звуков запомнить только гласные. 2. — А какие еще гласные буквы вы знаете? (Е, — Назовите все 10 гласных букв. 3. — Очень много хлопот доставляют нам глас — В каком случае пишется та же гласная, что и — А когда при письме возникают сомнения? — А как проверить, какую писать гласную бук — Сегодня мы будем работать над словами с не III. Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
— Раздаю вам билеты. Расшифруйте, на какое число выписан билет.
— Слушайте, я вам буду говорить разные слова. а) Сначала ТЬ, потом Е, потом А, потом Т, по — Подходит ли это слово к схеме? (Не подхо б) Сначала КЬ, потом И, потом Н, потом О. — Подходит это слово к схеме? (По количеству в) Сначала Ц, потом И, потом Р, потом К. (Цирк.) — Подходит это слово к схеме? (Подходит, так — Какой звук слышится на 2-м месте? (Ы.) IV. Работа над уточнением значения и звуко-буквенной структуры слов по теме «Цирк», закрепление правильного правописания безударных гласных в этих словах. — Сегодня мы будем говорить о цирке. Артис 1. Кроссворд. На доске картинка с изображением клоуна, в руках у которого съемные шары. Каждый ученик «берет» по одному шару. На шарах написаны кроссворды. На обратной стороне шара записаны вопросы и задания: а) Подбери слово, близкое по значению слову б) Самый веселый человек в цирке. (КЛОУН.) в) Слово, близкое по значению слову ОБЪЯВЛЕ г) Слово, близкое по значению слову ЗРИТЕЛИ.
2. Разгадывание чайнворда. На доске картина: жонглер с кольцами (чайнвордами). Ученики берут по 2 кольца: 1 — с картинками, 1 — без картинок. — На арене — жонглеры. Назовите ударный — После какого звука безударная гласная, тре — Какой буквой обозначим безударную гласную а) Вписать названия картинок (предлагаются словарные слова: САМОЛЕТ — ТЕЛЕФОН — НАРОД — ДОРОГА —АДРЕС); б) самостоятельно заполнить кольцо любыми словами. В процессе работы по вопросам логопеда дети комментируют слова, которые вписывают в чайнворд. — Жонглеры работают четко, быстро. Мы дол — Что делают в цирке жонглеры? (Жонглиру 3. — А теперь на арену выходят акробаты (выставляется картинка, изображающая акробатов). Аналогично предыдущему заданию анализируется слово АКРОБАТЫ. 4. Пирамида из однокоренных слов. На доске нарисованы пирамиды из клеточек. Сверху одной слово ХОХОТ, сверху другой — СМЕХ. — Чем отличаются значения слов СМЕХ и ХО — С. Я. Маршак так писал: «В слове ХОХО — Подберем родственные слова к слову СМЕХ — Подберем родственные слова к слову ХОХОТ
5. На арене цирка эквилибристы. На доске выставляется рисунок артистки, движущейся по канату. — Эквилибристы способны сохранять равнове Проводится анализ слова ЭКВИЛИБРИСТЫ (аналогичным образом), — Эквилибристка сделает шаг вперед лишь в а) В слове КОСТЮМ какой звук слышится меж б) В слове ГРИМЕРНАЯ какую букву надо пи в) Назовите соседей звука Л в слове ТАЛАНТ? г) Что означает слово РЕКВИЗИТ? Назовите в д) Какая гласная в слове ТРЮК? — Следующий трюк эквилибристка выполняет так: без остановок она должна пройти по всему канату. Чтобы помочь ей, вы должны последовательно, без длительных остановок, придумывать слова: с одним гласным, затем с двумя, с тремя, четырьмя, пятью гласными... Слово—шаг. 6. — А сейчас на арену цирка выходят дрессировщики. Что они будут делать? (ДРЕССИРО-
ВАТЬ, ОБУЧАТЬ, УКРОЩАТЬ ЗВЕРЕЙ.) Каких животных чаще всего дрессируют в цирке? Проводится анализ слова ДРЕССИРОВЩИКИ. 7. — А теперь нас ждут фокусники. Проводится анализ слова ФОКУСНИКИ. Вместе с фокусниками мы тоже займемся фокусами. Фокус первый. С помощью волшебной палочки, на которой написаны волшебные буквы, будем делать чудесные превращения: а) будем превращать животных в предметы или Речевой материал ЛИС — ЛИСТ КОТ — СКОТ ВОЛ — ВОЛК ЛЕВ — ХЛЕВ ЛЕЩ —КЛЕЩ РАК —МРАК б) а теперь предметы — в животных. Речевой материал МЕЛЬ — ШМЕЛЬ ЛЕНЬ — ОЛЕНЬ БАР — БАРС РАБ — КРАБ РОТ — КРОТ ЗУБ — ЗУБР 8. Нахождение названий цирковых профессий среди графических схем слов.
9. Слуховой диктант. — А теперь по памяти запишите слова, связан V. Составление рассказа по опорным словам и вопросам. На доске слева записаны вопросы (интервью), справа — опорные слова. — Я взяла интервью у артиста цирка, но не ус
1) Когда вы стали 2) Почему вы выбрали 3) Почему же вы стали 4) Что должен уметь делать клоун?
5) Ваш самый любимый 6) Как вы добиваетесь 7) Что помогает создать 8) С какими зрителями Дети ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|