Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8: Определение итоговой величины рыночной стоимости.





Отчет об оценке.

Теоретический материал

ВЫБОР ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ

Сравнительный анализ применимости подходов и методов оценки.

Бизнес, как правило, оценивается несколькими методами раз­личных подходов. Существующая нормативная база оценки (За­кон об оценочной деятельности и ФСО) требует от оценщика применения по возможности всех подходов к оценке или разум­ного и профессионального обоснования отказа от использования какого-либо из них. Потребность в одновременном использова­нии альтернативных подходов к оценке достаточно мотивиро­вана, поскольку применение различных методов в оценке кон­кретного бизнеса позволяет рассмотреть компанию с разных позиций, проанализировать имеющуюся информацию с различ­ных точек зрения, в свете различных концепций и в итоге полу­чить взвешенный, наиболее обоснованный и максимально досто­верный результат.

Кроме того, различные результаты оценки, полученные одно­временным применением нескольких методов различных подхо­дов, позволяют определить те разумные границы, в пределах кото­рых находится оцениваемая стоимость (т.е. установить диапазон для данного вида стоимости).

Доходный подход, как правило, является наиболее приемлемым для оценки бизнеса, однако в ряде случаев (для некоторых видов объектов, определенных целей оценки) Затратный или Сравни­тельный подходы могут оказаться более точными и эффектив­ными. При его применении для определения стоимости оценивае­мого предприятия используются коэффициенты капитализации, рассчитываемые по данным рынка, или ставки дисконта, методы расчета которых изложены выше.

Сравнительный подход особенно эффективен в случае сущест­вования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки по этому подходу зависит от качества собран­ных данных, достоверности информации о недавних продажах сопоставимых объектов. Объекты сравнения обычно выбираются из среды конкурирующих с объектом оценки бизнесов. Соответст­вующие корректировки данных на существующие различия про­водятся по принципу вклада. Если сделок было мало и моменты их совершения и дату оценки разделяет продолжительный период или рынок находится в аномальном состоянии (быстрые измене­ния на рынке приводят к искажению показателей), то действен­ность (эффективность применения) Сравнительного подхода сни­жается.

Затратный подход по-прежнему широко применим в России ввиду ограниченной возможности применения Сравнительного подхода (отсутствие рынка малых и средних предприятий, непро­зрачность информационного поля), нередко официальной убы­точности бизнеса, недостаточной развитости и активности фондо­вого рынка, низкого доходоприносящего потенциала действующих предприятий, что часто делает затруднительным использование в российских условиях и Доходного подхода.

В целом все три подхода взаимосвязаны и не только не явля­ются взаимоисключающими, но и дополняют друг друга. Каждый из них предполагает использование различных видов рыночной и внутренней для предприятия информации. Эти подходы имеют свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов, из многообра­зия которых оценщик выбирает наиболее подходящие для конкрет­ного оцениваемого объекта и для данной цели оценки, поскольку было бы странным (и методологически вряд ли оправданным) пытаться использовать все возможные методы для оценки одного объекта.

Проблемы выбора и отказа от применения подхода или метода.

Обычно при оценке стоимости компании (бизнеса) в зависи­мости от целей оценки, вида оцениваемой стоимости, условий Задания на оценку, типа объекта и состояния его и экономиче­ской среды используют сочетание двух-трех методов, наиболее подходящих для данной конкретной ситуации. Действительно, некоторые методы оказываются предпочтительнее и рекоменду­ются к применению для оценки определенных видов стоимости предприятия, обусловленных конкретными целями проводимой оценки. Например, при оценке предприятия, приносящего ста­бильный доход, рекомендуется использовать метод капитализации дохода, а холдинговая компания в сфере недвижимости должна оцениваться в первую очередь методом чистых активов. Метод дисконтирования денежных потоков, метод чистых активов, рынка капитала и метод сделок ориентированы на оценку благополучно функционирующей компании, которая, предполагается, и дальше будет нормально функционировать. Метод ликвидационной стоимости применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть компанию либо существенно сократить объем выпуска ее продук­ции. Метод капитализации разумно применять к тем компаниям, которые успели накопить активы в своей предыстории; этот метод наиболее адекватен при оценке «зрелых» по своему возрасту ком­паний со стабильным доходом. Оценка венчурных компаний тре­бует учета повышенного уровня риска и, следовательно, примене­ния метода дисконтирования денежных потоков.

Единая система критериев применимости подходов к оценке.

Применимость (как возможность применения) подходов и количество применяемых методов обусловлены в значительной степени уместностью концепций, лежащих в основе того или ино­го подхода, целью оценки, сформулированной в Задании на оценку (а значит, видом оцениваемой стоимости и организационно-право­вой формой компании), а также типом объекта оценки и наличием и качеством информации, требуемой для реализации алгоритмов тех методов, которые объединяет тот или иной подход.

Так, для определения рыночной стоимости уместны все концепции и, следовательно, все подходы, а для ликвидационной - бессмысленно использовать метод дисконтирования денежных потоков, метод рынка капитала или метод сделок. Применяется только затратная концепция и, соответственно, Затратный подход и в его рамках — только метод ликвидационной стоимости. Стоимости в использовании не приемлют рыночной концепции, а зна­чит, Сравнительный подход для них неприменим. Однако если для определения инвестиционной стоимости используются Доход­ный и Затратный подходы, то для определения потребительной стоимости (в рамках концепции предприятия как действующего) единственно приемлемым является Доходный подход. Излишне говорить, что при определении затрат воспроизводства/замеще­ния применим, соответственно, только затратный подход.

Однако исследование здесь не ограничивается анализом при­менимости той или иной концепции. Следующим важным фак­тором при выборе методов оценки является наличие или отсутст­вие достаточного количества достоверных данных, необходимых для применения различных методов. Для этого требуется в первую очередь анализ отрасли. При наличии соответствующей информа­ции внимание следует уделить следующим моментам:

•воздействие на отрасль макроэкономических факторов;

•темпы ее роста и перспективы развития;

•уровень конкуренции на дату оценки и прогноз ее динамики;

•наличие проблем с вхождением в отрасль;

•уровень финансового риска среди компаний отрасли;

•среднеотраслевая рентабельность в прошлом и ожидаемая (валовой доход и структура затрат);

•продолжительность цикла развития отрасли и его этап на дату оценки;

•проблемы с прогнозированием будущих доходов и пр.

Процедура согласования - завершающий этап оценки.

После того как оценщик выбрал различные методы нескольких классических подходов и применил их в оценке стоимости бизнеса, возникает необходимость проанализировать и согласовать резуль­таты, полученные при их применении. Таким образом, для полу­чения окончательного заключения встает вопрос о выведении ито­гового значения стоимости бизнеса (или диапазона ее значений).

В п. 8 разд. III «Требования к содержанию отчета об оценке» ФСО № 3 указывается, что вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должен содержаться раздел «Согласо­вание результатов».

Хочется подчеркнуть, что стоимость бизнеса, указанная как итог в отчете, — это мнение независимого оценщика и не более того. Покупатель имеет полное право с этим мнением не согла­ситься и в процессе переговоров предложить свою цену. Таким образом, цена сделки может достаточно серьезно отличаться от стоимости, которую определил оценщик в отчете. Причин этому может быть много: например, цена может зависеть от целей, стоя­щих перед покупателем, его субъективных мотиваций, особенно­стей проведенной сделки.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.