|
Тема 8: Определение итоговой величины рыночной стоимости.Отчет об оценке. Теоретический материал ВЫБОР ПОДХОДОВ И МЕТОДОВ В ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ Сравнительный анализ применимости подходов и методов оценки. Бизнес, как правило, оценивается несколькими методами различных подходов. Существующая нормативная база оценки (Закон об оценочной деятельности и ФСО) требует от оценщика применения по возможности всех подходов к оценке или разумного и профессионального обоснования отказа от использования какого-либо из них. Потребность в одновременном использовании альтернативных подходов к оценке достаточно мотивирована, поскольку применение различных методов в оценке конкретного бизнеса позволяет рассмотреть компанию с разных позиций, проанализировать имеющуюся информацию с различных точек зрения, в свете различных концепций и в итоге получить взвешенный, наиболее обоснованный и максимально достоверный результат. Кроме того, различные результаты оценки, полученные одновременным применением нескольких методов различных подходов, позволяют определить те разумные границы, в пределах которых находится оцениваемая стоимость (т.е. установить диапазон для данного вида стоимости). Доходный подход, как правило, является наиболее приемлемым для оценки бизнеса, однако в ряде случаев (для некоторых видов объектов, определенных целей оценки) Затратный или Сравнительный подходы могут оказаться более точными и эффективными. При его применении для определения стоимости оцениваемого предприятия используются коэффициенты капитализации, рассчитываемые по данным рынка, или ставки дисконта, методы расчета которых изложены выше. Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Точность оценки по этому подходу зависит от качества собранных данных, достоверности информации о недавних продажах сопоставимых объектов. Объекты сравнения обычно выбираются из среды конкурирующих с объектом оценки бизнесов. Соответствующие корректировки данных на существующие различия проводятся по принципу вклада. Если сделок было мало и моменты их совершения и дату оценки разделяет продолжительный период или рынок находится в аномальном состоянии (быстрые изменения на рынке приводят к искажению показателей), то действенность (эффективность применения) Сравнительного подхода снижается. Затратный подход по-прежнему широко применим в России ввиду ограниченной возможности применения Сравнительного подхода (отсутствие рынка малых и средних предприятий, непрозрачность информационного поля), нередко официальной убыточности бизнеса, недостаточной развитости и активности фондового рынка, низкого доходоприносящего потенциала действующих предприятий, что часто делает затруднительным использование в российских условиях и Доходного подхода. В целом все три подхода взаимосвязаны и не только не являются взаимоисключающими, но и дополняют друг друга. Каждый из них предполагает использование различных видов рыночной и внутренней для предприятия информации. Эти подходы имеют свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов, из многообразия которых оценщик выбирает наиболее подходящие для конкретного оцениваемого объекта и для данной цели оценки, поскольку было бы странным (и методологически вряд ли оправданным) пытаться использовать все возможные методы для оценки одного объекта. Проблемы выбора и отказа от применения подхода или метода. Обычно при оценке стоимости компании (бизнеса) в зависимости от целей оценки, вида оцениваемой стоимости, условий Задания на оценку, типа объекта и состояния его и экономической среды используют сочетание двух-трех методов, наиболее подходящих для данной конкретной ситуации. Действительно, некоторые методы оказываются предпочтительнее и рекомендуются к применению для оценки определенных видов стоимости предприятия, обусловленных конкретными целями проводимой оценки. Например, при оценке предприятия, приносящего стабильный доход, рекомендуется использовать метод капитализации дохода, а холдинговая компания в сфере недвижимости должна оцениваться в первую очередь методом чистых активов. Метод дисконтирования денежных потоков, метод чистых активов, рынка капитала и метод сделок ориентированы на оценку благополучно функционирующей компании, которая, предполагается, и дальше будет нормально функционировать. Метод ликвидационной стоимости применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть компанию либо существенно сократить объем выпуска ее продукции. Метод капитализации разумно применять к тем компаниям, которые успели накопить активы в своей предыстории; этот метод наиболее адекватен при оценке «зрелых» по своему возрасту компаний со стабильным доходом. Оценка венчурных компаний требует учета повышенного уровня риска и, следовательно, применения метода дисконтирования денежных потоков. Единая система критериев применимости подходов к оценке. Применимость (как возможность применения) подходов и количество применяемых методов обусловлены в значительной степени уместностью концепций, лежащих в основе того или иного подхода, целью оценки, сформулированной в Задании на оценку (а значит, видом оцениваемой стоимости и организационно-правовой формой компании), а также типом объекта оценки и наличием и качеством информации, требуемой для реализации алгоритмов тех методов, которые объединяет тот или иной подход. Так, для определения рыночной стоимости уместны все концепции и, следовательно, все подходы, а для ликвидационной - бессмысленно использовать метод дисконтирования денежных потоков, метод рынка капитала или метод сделок. Применяется только затратная концепция и, соответственно, Затратный подход и в его рамках — только метод ликвидационной стоимости. Стоимости в использовании не приемлют рыночной концепции, а значит, Сравнительный подход для них неприменим. Однако если для определения инвестиционной стоимости используются Доходный и Затратный подходы, то для определения потребительной стоимости (в рамках концепции предприятия как действующего) единственно приемлемым является Доходный подход. Излишне говорить, что при определении затрат воспроизводства/замещения применим, соответственно, только затратный подход. Однако исследование здесь не ограничивается анализом применимости той или иной концепции. Следующим важным фактором при выборе методов оценки является наличие или отсутствие достаточного количества достоверных данных, необходимых для применения различных методов. Для этого требуется в первую очередь анализ отрасли. При наличии соответствующей информации внимание следует уделить следующим моментам: •воздействие на отрасль макроэкономических факторов; •темпы ее роста и перспективы развития; •уровень конкуренции на дату оценки и прогноз ее динамики; •наличие проблем с вхождением в отрасль; •уровень финансового риска среди компаний отрасли; •среднеотраслевая рентабельность в прошлом и ожидаемая (валовой доход и структура затрат); •продолжительность цикла развития отрасли и его этап на дату оценки; •проблемы с прогнозированием будущих доходов и пр. Процедура согласования - завершающий этап оценки. После того как оценщик выбрал различные методы нескольких классических подходов и применил их в оценке стоимости бизнеса, возникает необходимость проанализировать и согласовать результаты, полученные при их применении. Таким образом, для получения окончательного заключения встает вопрос о выведении итогового значения стоимости бизнеса (или диапазона ее значений). В п. 8 разд. III «Требования к содержанию отчета об оценке» ФСО № 3 указывается, что вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должен содержаться раздел «Согласование результатов». Хочется подчеркнуть, что стоимость бизнеса, указанная как итог в отчете, — это мнение независимого оценщика и не более того. Покупатель имеет полное право с этим мнением не согласиться и в процессе переговоров предложить свою цену. Таким образом, цена сделки может достаточно серьезно отличаться от стоимости, которую определил оценщик в отчете. Причин этому может быть много: например, цена может зависеть от целей, стоящих перед покупателем, его субъективных мотиваций, особенностей проведенной сделки. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|