Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новейшая текстология Нового Завета.





Наиболее известными изданиями Нового Завета в XX в. являются издания Бернарда Вайса, Александра Сутера, фон Зодена, Генриха Фогельса, Августина Мерка, Хосе Марии Бовера, Эберхарда Нестле, Нестле-Аланда. Последними наиболее значительными изданиями критического текста Нового Завета являются третье издание Объединенных Библейских Обществ (1966), предназначенное для библейских переводчиков и студентов, и 26-е издание Нестле-Аланда (Штутгарт, 1979), содержащее тот же текст. Первое из изданий снабжено аппаратом, в который сведены почти все рукописные данные, включает около 1440 групп разночтений, отобранных, в основном, по их экзегетической значимости. Второе издание сопровождается вновь подготовленным аппаратом, который отражает широкий спектр свидетельств по минускульным и другим греческим рукописям.

К чему же свелись в конце концов труды ученых текстологов по отысканию автографа — первоначального текста? Несмотря на неутешительные результаты исследований многочисленных ученых и их неудачи в отношении первоначального текста Нового Завета, была досконально изучена история новозаветного текста, установлены спорные чтения и намечены пути для их согласования. Скорее всего, первоначальный текст Нового Завета так никогда и не будет реконструирован. Но, несмотря на огромное число разночтений и вариантов в памятниках священной письменности, следует помнить, что они касаются главным образом вербальной стороны текста, а не его смысла, и нисколько не затрагивают богодухновенного содержания евангельского благовестия и апостольских писаний.

 

Билет 20

1. Апокрифическая литература.

Вдобавок к книгам, которые повсеместно стали принимать как канонические, существовали десятки писаний, которые в некоторых частях Церкви некоторое время тоже считались каноническими. Однако с течением времени их по разным причинам признавали негодными для того, чтобы включать в постоянный список авторитетных писаний, принимаемых всей Церковью как Священное Писание. Некоторые их них получили название «апокрифов». Это слово греческого происхождения, означающее «утаенный, скрытый». С точки зрения тех, кто принимал эти книги, они были «скрыты» или изъяты из общего употребления, поскольку считалось, что в них содержится тайное или эзотерическое учение, слишком глубокое для того, чтобы сообщать его кому-либо, кроме посвященных. С другой точки зрения, однако, считалось, что такие книги надо «скрывать» потому, что они подложные или еретические. Таким образом, у этого термина первоначально было и весьма высокое значение, и умаляющее в зависимости от того, кто им пользовался.

Очевидно, громадное большинство апокрифических книг пыталось как-то воспроизвести те литературные формы, которые оказались включенными в Новый Завет, то эта фраза направлена на то, чтобы охватить некоторые сомнительные по происхождению части: Мк. 16:9-20, Лк. 22:19b-20, 43-44; Ин. 7:53-8:11.есть евангелия, деяния, послания и апокалипсисы. Посланий — меньше всего, так как ясно, что написать послание, напоминающее настоящее, намного труднее, чем повествование о событиях, герои которых — Иисус и разные апостолы.

Желание писать евангелия могло проистекать от того, что мы находим в конце Евангелия от Иоанна: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» (20:30) и «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (21:25). Апокрифические евангелия бывали двух видов: одни стремились дополнить, другие — заместить четыре Евангелия, принятые вселенской Церковью. Членам древней Церкви особенно хотелось узнать о тех сторонах жизни и служения Иисуса, о которых канонические Евангелия не рассказывали ничего или почти ничего. Это, во-первых, детство и отрочество (только у Луки есть один рассказ 2:41-51); во-вторых, то, что делал Иисус после смерти на кресте до воскресения. Когда людьми владеет любопытство, они обычно стремятся его удовлетворить. Поэтому нас не должно удивлять, что члены древней Церкви составляли рассказы о том, что, по их мнению, происходило. Среди таких апокрифических евангелий, написанных во II, III и последующих веках, — Протоевангелие Иакова, История детства от Фомы, Арабское евангелие детства, Армянское евангелие детства, История Иосифа плотника. Евангелие о Рождестве Марии и некоторые другие евангелия, рассказывающие о первых годах жизни Иисуса. Евангелие Никодима (иначе известное как Деяния Пилата) и Евангелие Варфоломея повествуют о Его схождении в ад. Также известны Евангелие Египтян, Евангелие Евреев, Евангелие от Петра.

Все эти евангелия обнаруживают гораздо худшее знакомство с географией и обычаями Палестины, нежели канонические, что неудивительно, если принять во внимание обстоятельства и время их написания. Если сравнить употребительные апокрифические евангелия с каноническими, то можно оценить разницу между характером канонических Евангелий и почти банальньм содержанием большинства апокрифов II и III веков. Хотя некоторые из них претендовали на апостольское авторство, а два канонических Евангелия не носили апостольских имен (из числа 12), эти четыре, и только они, покоились на прочном основании. Причина, возможно, в том, что именно их признали достоверными, причем достоверными в двух смыслах. Во-первых, события, о которых в " них рассказывается, повсеместно оценивались как подлинные; во-вторых, толкование этих событий было признано истинно апостольским. Даже Евангелие от Петра и Евангелие Фомы, сохраняющие следы независимого предания, и богословски и исторически малосостоятельны перед лицом четырех повествований, которые только и признаны каноническими.

Из-за того, что в канонических Деяниях упомянута миссионерская деятельность лишь немногих апостолов, авторы II и последующих веков считали нужным составлять другие Деяния, повествующие о делах, совершенных, по преданию, другими апостолами. К ним относятся: Деяния Андрея, Деяния Фомы, Деяния Филиппа, Деяния Андрея и Матфея, Деяния Варфоломея, Деяния Фаддея, Деяния Варнавы и др. Некоторых авторов вдохновляли имена даже тех апостолов, которые упоминаются в канонических Деяниях, только речь идет о других их делах. Таковы, например, Деяния Павла, " Деяния Иоанна, Деяния Петра. Эти несколько Деяний, содержание которых практически не имеет исторических оснований, в некотором отношении напоминают греко-римские романы того времени, в которых обычные непристойности заменены нравоучениями.

Хотя некоторые апокрифические Деяния несостоятельны как источники исторических сведений об апостольском веке, это все же очень важные документы. Непреходящая ценность такой христианской литературы в том, что она отражает веру их авторов, наклонности их читателей, которые находили полезным и занимательным сочинение подобных книг. Она претендовала на то, чтобы быть надежным источником сведений о словах и поступках апостолов; в действительности же под прикрытием апостольских имен выступали определенные концепции — и православные и еретические, отражая веру христиан II и последующих веков. Для внедрения своих идей авторы не колеблясь сочиняли причудливые истории.

Если сопоставить несколько апокрифических Деяний с каноническими, то в некоторых отношениях проявляются параллели. Очевидно, однако, что апокрифические Деяния существенно отличаются от Деяний Луки и по литературной форме, и по содержанию, и по богословию. Невзирая на множество заимствованных деталей и точек пересечения, апокрифические Деяния нельзя поставить на один уровень с книгой Луки.

Из четырех разных литературных форм новозаветных книг больше всего Посланий — из 27 книг Нового Завета 21 — Послания. С другой стороны, однако, среди новозаветных апокрифов посланий, как уже отмечалось, относительно мало. Несомненно, это объясняется тем, что нелегко написать послание, которое бы в достаточной мере напоминало подлинное. Из апокрифов такого рода известны Апостольские послания, Третье послание Павла к Коринфянам, Послание Павла к Лаодикийцам, Переписка Павла и Сенеки из 14 писем.

Во II и последующих веках имели хождение несколько апокалипсисов, конкурировавших с каноническим Апокалипсисом Иоанна, которые приписывались другим апостолам. Самая важная из этих книг — Апокалипсис Петра, существовало также несколько версий Апокалипсиса Павла.

Постепенно были составлены и списки апокрифических книг, предостерегающие верных от того, чтобы принимать их за часть Св. Писания. Один такой список вошел в ранний латинский документ, так называемый Decretum Gelasianum. Документ состоит из пяти частей, в одной из которых дан список канонических книг Ветхого и Нового Заветов (в последний не включен Апокалипсис). В другой части приведен длинный список апокрифов (62 названия) и еретических писателей (35 имен). Более поздние канонические списки — «Стихометрия» Никифора; каталог 60 канонических книг; и прежде неизвестный список 35 «поддельных евангелий».

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.