Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ РАБОТЫ ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ





 

§ 1. Теоретическая часть

 

Надежностью называется свойство объекта выполнять заданные функции при постоянстве эксплуатационных показателей в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени.

Основные понятия и термины надежности. Надежность характеризуется следующими основными состояниями и событиями.

Работоспособность – состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданные функции.

Исправность – состояние изделия, при котором оно удовлетворяет всем не только основным, но и вспомогательным требованиям.

Неисправность – состояние изделия, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований технической документации.

Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособности изделия.

Отказы классифицируются:

1) по причине возникновения на:

случайные, вызванные непредусмотрительными перегрузками, дефектами материала, погрешностями изготовления, ошибками обслуживающего персонала, сбоями системы управления и т. п.;

систематические – это закономерные явления, вызывающие постепенное накопление повреждений (влияние среды, времени, температуры, облучения вызывает коррозию, старение, усталость, износ, засорение и т. д.);

2) по характеру развития и проявления на:

внезапные – поломки от перегрузок, заедания;

постепенные по развитию и внезапные по проявлению – усталостные разрушения, перегорание ламп, короткое замыкание из-за старения изоляции;

постепенные – износ, старение, коррозия и т. п.;

3) по последствиям на:

легкие, которые легкоустранимы;

средние, не вызывающие разрушения других узлов;

тяжелые, вызывающие тяжелые вторичные разрушения;

4) по возможности дальнейшего использования изделия на:

полные, которые исключают возможность работы изделия до их устранения;

частичные, при которых изделие может частично использоваться;

5) по сложности устранения на:

– устранимые в порядке технического обслуживания;

– устранимые в порядке капитального ремонта;

6) по месту устранения на следующие:

– устранимые в эксплуатационных условиях;

– устранимые в стационарных условиях;

7) по времени возникновения на следующие:

– приработанные;

– отказы при нормальной эксплуатации;

– износовые;

8) по характеру появления на следующие:

отказы функционирования, т. е. когда прекращается выполнение функций (поломка зубьев шестерни);

отказы параметрические, при которых параметры изделия изменяются в недопустимых пределах.

Надежность изделий обусловливается их безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью и сохраняемостью.

Безотказность – свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного времени.

Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с требующимися перерывами для технического обслуживания и ремонтов.

Ремонтопригодность – приспособленность изделия к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособности путем технического обслуживания и ремонтов.

Сохраняемость – свойство изделия сохранять эксплуатационные показатели и после срока хранения и транспортирования.

Показатели надежности

Показатели безотказности.

Вероятность безотказной работы – вероятность того, что в пределах заданной наработки отказ не возникает.

Средняя наработка до отказа – наработка до отказа невосстанавливаемого изделия (подшипники качения, лампы накаливания).

Средняя наработка на отказ – отношение наработки восстанавливаемого изделия к числу его отказов в течение этой наработки.

Интенсивность отказов – показатель надежности невосстанавливаемых изделий, равный отношению среднего числа отказавших в единицу времени объектов к числу объектов, оставшихся работоспособными.

Параметр потока отказов – показатель надежности восстанавливаемых изделий, равный отношению среднего числа отказов восстанавливаемого объекта за произвольно малую его наработку, к значению этой наработки.

2. Показатели долговечности.

Технический ресурс – наработка объекта от начала эксплуатации до предельного состояния.

Срок службы – календарная наработка до предельного состояния (в годах).

3. Показатели ремонтопригодности и сохраняемости.

Среднее время восстановления работоспособного состояния.

Вероятность восстановления работоспособного состояния в заданное время.

Средний и гамма-процентный сроки сохраняемости.

Комплексные показатели включают в себя:

– коэффициент технического использования k ти

, (1.1)

где T раб – время работы машины за некоторый период эксплуатации; – суммарная продолжительность ремонтов машины за тот же период;

– коэффициент готовности k г

, (1.2)

где T р.с – время нахождения машины в работоспособном состоянии за некоторый период эксплуатации; – суммарная продолжительность внеплановых ремонтов за тот же период;

– коэффициент долговечности k д

, (1.3)

где Тi – срок службы (наработка) до i- ого отказа; ti – продолжительность (трудоемкость) i- ого отказа.

Общие зависимости. Рассмотрим эксплуатацию числа N элементов в течение времени t. Пусть к концу срока эксплуатации остается N p работоспособных и n отказавших элементов. В этом случае относительное количество отказов Q(t)

. (1.4)

Если N достаточно велико, то Q(t) можно рассматривать как вероятность отказа.

Тогда вероятность безотказной работы P(t)

. (1.5)

Из (1.5) следует, что

P(t) + Q(t) = 1. (1.6)

Распределение отказов во времени характеризуется функцией плотности распределения f(t) наработки до отказа:

. (1.7)

При этом вероятности отказов и безотказной работы в функции плотности f(t) выражаются зависимостями

(1.8)

и . (1.9)

Интенсивность отказов l(t)

. (1.10)

Перепишем (1.10) в виде

. (1.11)

Интегрируя (1.11), получаем

или . (1.12)

 

Рис. 1.1. Интенсивность отказов машины в процессе ее эксплуатации

 

Уравнение (1.12) является одним из основных уравнений теории надежности.

В процессе эксплуатации изделия можно выделить три периода (рис. 1.1): I – приработка, II – нормальная эксплуатация; III – износовые (постепенные) отказы.

Надежность в период нормальной эксплуатации. В этот период отказы имеют постоянную интенсивность, т. к. износовые (постепенные) отказы еще не проявляются, а имеют место только внезапные отказы, т. е.

, (1.13)

где m t – средняя наработка до отказа, ч.

Вероятность безотказной работы

, (1.14)

подчиняется экспоненциальному закону распределения времени t безотказной работы и одинакова за любой одинаковый промежуток времени (рис. 1.2).

Существенным достоинством экспоненциального распределения является его простота: оно имеет только один параметр.

Плотность распределения в общем случае

. (1.15)

Надежность в период постепенных (износовых) отказов. Для постепенных отказов целесообразно использовать такие законы распределения времени безотказной работы, которые дают вначале низкую плотность распределения, затем максимум и далее падение, связанное с уменьшением числа работоспособных элементов.

Для описания износовых отказов в теории надежности применяют: нормальное усеченное нормальное и логарифмически нормальное распределения, а также распределение Вейбулла (табл. 1.1).

Надежность в период совместного действия внезапных и постепенных отказов. Вероятность безотказной работы машины в период совместного действия внезапных и постепенных отказов по теореме умножения вероятностей определяется по формуле

, (1.16)

где P в (t)=е-lt и P п (t)=P п (T+t)/P п (t) – соответственно вероятности отсутствия внезапных и постепенных отказов, T – время наработки на отказ, t – продолжительность работы машины за некоторый период эксплуатации.

Рис. 1.3. Кривые вероятности безотказной работы P общ ( t) при совместном действии внезапных P в ( t) и постепенных P п ( t) отказов

 

Анализ кривых на рис. 1.3. показывает, что в период постепенных отказов их интенсивность значительно выше, чем в период внезапных отказов.

Основные пути повышения надежности машин:

1. Повышение сопротивляемости машин внешним воздействиям (создания более прочных, износостойких машин, уменьшение нагрузок, применение упрочняющей технологии и т. д.).

2. Изоляция машин от вредных воздействий (установка машин на фундаменты, применение антикоррозионных покрытий, защита от пыли, грязи, вибро- и звукоизоляция и т. д.).

3. Создание оптимальной конструкции машины.

4. Применение автоматики для повышения надежности машин.

5. Создание машин с регламентированными показателями надежности.

 


 

 


Таблица 1.1







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.