Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЧАСТЬ I. НАВИГАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ





С.А. Старчиков

ОСНОВЫ АЭРОНАВИГАЦИИ

ЧАСТЬ I. НАВИГАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

ПОЛЕТА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

АЭРОНАВИГАЦИИ

Методическое пособие

Красный Кут

 

2005 г.

Одобрено и рекомендовано к изданию Методическим советом Краснокутского летного училища гражданской авиации

 

 

Старчиков С.А. Основы аэронавигации. Часть I. Навигационные элементы полета и обеспечение безопасности аэронавигации: Методическое пособие. - ККЛУГА, 2005, - 186 с.

Написано в соответствии с программой по дисциплине «Аэронавигация» объемом 240 часов.

Изложены основы аэронавигации. Рассмотрены вопросы авиационной картографии, использование авиационных карт для подготовки и выполнения полета, основы измерения времени, курсы полета воздушного судна, расчет навигационных элементов полета, влияние ветра на полет воздушного судна, обеспечения безопасности аэронавигации и штурманская подготовка к полету.

Предназначено для курсантов и слушателей летных училищ гражданской авиации. Может быть использовано также летным составом летных училищ гражданской авиации.

 

Рецензенты:

Проскурня И.В. – старший штурман АО (АК «Саратовские авиалинии»)

Варфаломеев С.П. – старший штурман ЛО (ККЛУГА)

Нагорнов А.М. - – преподаватель дисциплины «Аэронавигация» (ККЛУГА)

ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
Введение ………………………………………………………………….  
Глава 1. Авиационная картография ……………………………….  
1.1. Общие сведения о форме и размерах Земли ………………….  
1.2. Навигационные системы координат ………………………….  
1.3. Направления на земной поверхности и единицы измерения расстояний……………………………………………………..…….…….  
1.4. Линии пути и линии положения ……………………………….  
Глава 2. Авиационные карты ……………………………………….  
2.1. Авиационные карты ………………………………………….....  
2.2. Картографические проекции и их классификация ……………  
2.3. Разграфка и номенклатура авиационных карт ………………..  
2.4. Содержание и оформление карты ……………………………..  
2.5. Классификация авиационных карт. Сборные таблицы …….  
2.6. Измерения на картах…………………………………………….  
Глава 3. Основы измерения времени ………………………………  
3.1. Единицы измерения времени ………………………………….  
3.2. Системы счисления времени …………………………………..  
3.3. Проверка времени в аэропортах ……………………………….  
3.4. Определение времени наступления солнечных явлений …….  
Глава 4. Курсы полета воздушного судна …………………………  
4.1. Элементы земного магнетизма …….…………………………..  
4.2. Виды курсов воздушного судна ……………………………….  
4.3. Графики девиации компаса …………………….………………  
4.4. Курсовые приборы и их погрешности ………………………...  
Глава 5. Навигационная счетная линейка ………………………..  
5.1. Принцип устройства линейки НЛ-10м и ее использование ….  
5.2. Решение навигационных задач с помощью НЛ-10м …………  
Глава 6. Высота и скорость полета ………..……………………….  
6.1. Методы измерения высоты полета ………………………….…  
6.2. Поверхности отсчета высот ………………………………….…  
6.3. Классификация высот полета ………………………………..…  
6.4. Погрешности барометрических высотомеров ………………..  
6.5. Скорость полета ……………………………………………...…  
6.6. Погрешности указателя воздушной скорости ………………...  
6.7. Расчет скорости полета …………………………………………  
Глава 7. Влияние ветра на полет воздушного судна …………….  
7.1. Общие сведения о ветре ………………………………………..  
7.2. Навигационный треугольник скоростей и его элементы …….  
7.3. Зависимости УС и W от изменения угла ветра, скорости ветра и воздушной скорости ………………………………………….…  
7.4. Решение навигационного треугольника скоростей с помощью навигационной линейки и подсчетом в уме ………………..  
7.5. Эквивалентный ветер.………………………………………..…  
7.6. Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени полета подсчетом в уме.………………………………………  
Глава 8. Визуальная ориентировка ………..………………………  
8.1. Основные определения ….……………………………………..  
8.2. Классификация ориентиров и их главные признаки …………  
8.3. Условия ведения визуальной ориентировки..……………….  
8.4. Правила ведения визуальной ориентировки и способы ориентирования карты по странам света ……………………..……….  
8.5. Порядок ведения визуальной ориентировки и способы сличения карты с местностью …..……………………………..……….  
8.6. Полная и штилевая прокладка пути ………………………….  
Глава 9. Обеспечение безопасности аэронавигации ……………..  
9.1. Основные требования к безопасности аэронавигации ……….  
9.2. Эшелонирование высот полета ……………………………...…  
9.3. Безопасные высоты полета …………………………………..…  
9.4. Предотвращение случаев потери навигационной ориентировки ……………………………………………………………..  
9.5. Предотвращение случаев нарушения порядка использования воздушного пространства и попадания ВС в зоны опасных метеорологических явлений …………………………………………….  
Глава 10. Штурманская подготовка к полету …………………….  
10.1. Общая наземная штурманская подготовка к полетам ………  
10.2. Предварительная штурманская подготовка …………………  
10.3. Предполетная штурманская подготовка ……………………..  
10.4. Штурманский бортовой журнал ……………………………...  
10.5. Штурманский контроль готовности экипажа к полету …….  
10.6. Осмотр и проверка навигационно-пилотажного оборудования к полету …………………………………………………..  
10.7. Аэронавигационное обеспечение полетов …………………..  
Литература …………………………………………………………...  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Гражданская авиация – это уникальный вид транспорта, который требует всесторонней подготовки авиационных специалистов. Для обеспечения полетов по воздушным трассам (маршрутам) требуются серьезные и глубокие знания аэронавигации, которая является неотъемлемой частью авиационного образования летного и диспетчерского состава.

Процесс навигации на воздушном судне начинается с момента взлета и заканчивается после приземления, при этом нагрузка на членов летного экипажа в течение полета сохраняется, и в этой связи в обеспечении безопасности полета навигации принадлежит особое место. Полет можно выполнить без связи, без наблюдения со стороны органа обслуживания воздушного движения, однако без осуществления навигации не выполняется ни один полет.

Существуют различные определения термина "навигация" и "аэронавигация".

Навигация – способ наведения воздушного судна для выполнения полета от одного известного местоположения к другому известному местоположению [6]. Это определение, к примеру, ИКАО заимствовало из RTCA/DO-208, т.к. в документах ИКАО термин "навигация" отсутствует. Приведенный выше термин не совсем точен, т.к. в нем отсутствует такой важный элемент навигации как осуществление навигации по времени. А, кроме того, коль речь идет о навигации применительно к воздушным судам, а не морским, то в дальнейшем вполне уместно будет использовать термин "аэронавигация".

Аэронавигация – управление пространственно-временной траекторией движения воздушного судна, осуществляемое летным экипажем в полете.

Работая с документами в области аэронавигации, автор постарался переработать эти материалы таким образом, чтобы у читателя было полное представление не только о теоретических основах аэронавигации, но и о практическом применении навигационных вычислений, измерений, расчетов для выработки прочных навыков в выполнении штурманских расчетов.

При написании методического пособия автор постарался изложить материал таким образом, чтобы он был доступен для курсантов при изучении дисциплины «Аэронавигация» и для летного состава при проведении курсов повышения квалификации.

Основное содержание методического пособия представлено в оглавлении, которое раскрывает рассматриваемые вопросы.

Методическое пособие охватывает весь объем первоначальной штурманской подготовки пилота квалификации «пилот коммерческой авиации», рекомендуемый квалификационными требованиями ИКАО.

 

Глава 1. АВИАЦИОННАЯ КАРТОГРАФИЯ

Основные сведения о картах.

Так как Земля имеет форму эллипсоида, то изобразить без искажений ее поверхность можно только на глобусе-модели Земли в уменьшенном виде. Однако для аэронавигации нужно более детальное изображение поверхности Земли, поэтому подробно ее изображение делают на плоскости в виде плана или карты.

План – изображение на плоскости небольшого земного участка земной поверхности. План составляется в крупном масштабе. При построении плана небольшие участки Земли в радиусе 10 – 15 км принимают за плоскость, поэтому все элементы местности изображаются без искажений. Особенностью плана является отсутствие сетки меридианной и параллелей.

Карта – условное изображение всей земной поверхности или ее части на плоскости, выполненное в уменьшенном виде по определенному закону [14]. При построении карт применяют условные способы изображения земной поверхности на плоскости, каждая из которых имеет определенные законы искажения. В зависимости от назначения карты составляются в определенном масштабе.

Масштаб карты – отношение длины линии, взятой на карте, к действительной длине этой же линии на местности. Различают численный и линейный масштабы.

Численный масштаб – дробь, у которой числитель – единица, а знаменатель – число, показывающее, во сколько раз действительные расстояния на Земле уменьшены при нанесении их на карту, например, 1: 100 000. Более крупным называется тот масштаб, у которого знаменатель меньше.

Линейный масштаб – прямая линия, разделенная на равные отрезки, обозначенные числами, показывающими, каким расстояниям на местности соответствуют эти отрезки (рис. 2.1). На рис. 2.1 расстояние между точками А и В равно 30 км.

 
 

 

 


Рис. 2.1. Линейный масштаб

 

Отрезок линии, положенный в основу линейного масштаба, называется основанием масштаба. Отрезок длиной 1 см обычно берут в качестве основания масштаба. Величина масштаба – расстояние на местности, соответствующее основанию масштаба. Например, величину масштаба записывают так: в 1 см 10 км.

Содержание и оформление карты

К каждой карте в соответствии с ее назначением предъявляются вполне определенные требования по ее содержанию.

Содержание карты – степень отображения топографических элементов местности и других сведений на ней. Авиационные карты должны достаточно правильно отображать общий характер местности на ней с тем, чтобы можно было оценить возможности ведения визуальной ориентировки. Большое значение имеет сохранение конфигурации площадных ориентиров, так как они используются для определения места ВС. Необходима высокая точность нанесения на карту точечных ориентиров (пресечения дорог, центры населенных пунктов, развилки рек), между которыми весьма часто измеряют расстояния для определения путевой скорости полета.

На авиационные карты наносят гидрографические объекты: моря, озера, водохранилища, заливы, крупные реки. Благодаря хорошей видимости их с воздуха, они являются важными ориентирами. На карты также наносят населенные пункты и дорожную сеть. Эти ориентиры, в сочетании с другими элементами местности, дают возможность быстрой ориентировки. Кроме того, на карты наносят изогоны и магнитные аномалии. Обязательным элементом содержания карт является государственная граница России. Для дополнительной характеристики местности на карты наносят рельеф, болота, пески и лесные массивы. На некоторые авиационные карты, кроме перечисленных элементов, наносят специальную нагрузку: местные воздушные линии или воздушные трассы с их навигационной разметкой, месторасположение аэродромов и отдельных приводных радиостанций.

Условные топографические знаки. Оформление карты должно быть таким, чтобы она легко читалась в любых условиях освещенности. Для этого требуется подбор таких условных знаков для изображения ориентиров, которые соответствуют их форме на местности. Выделение ориентиров контрастными красителями обеспечивает быстрое чтение карты. Наиболее желаемыми являются такие красители или такое покрытие карты, при которых она могла бы легко читаться днем и ночью без специальной подсветки. Например, водные ориентиры изображены, синей или голубой краской, леса – зеленой, рельеф – коричневый, железные дороги – черной, шоссейные дороги – красной. Такой способ изображения ориентиров обеспечивает быстрое чтение карты.

На авиационных картах наносится картографическая сетка. Ее обычно изображают с частотой 1º. За рамкой карты выходы меридианов и параллелей подписаны значениями долготы и широты.

Изображение рельефа местности на картах. Решение многих задач аэронавигации требует знания рельефа местности. На картах он изображается: горизонталями, отметками высот, отмывкой и гипсометрическим способом.

Способ горизонталей заключается в том, что изображается замкнутыми кривыми линиями (горизонталями), соединяющими на карте точки с одинаковой высотой относительно уровня Балтийского моря (нуль Кронштадского футштока). Горизонтали проводят через определенное число метров высоты. Разность между двумя смежными горизонталями называется высотой сечения, которая зависит от масштаба карты и характера местности. По взаимному расположению горизонталей можно судить о форме рельефа. Чем ближе они расположены друг к другу, тем местность круче и наоборот.

Способ отметки высот заключается в указании на карте положения и высот командных точек рельефа. Командные высоты отмечают на карте точками, а их абсолютные высоты – цифрами. Данный способ позволяет быстро находить наибольшие высоты рельефа на каждом участке маршрута.

Способ отмывки заключается в изображении рельефа местности в горных районах посредством нанесения на карту теней, якобы образуемых горами. Тени наносят темно-серой краской в юго-восточном направлении, предполагая, что источник освещения находится с северо-западной части карты. Чем выше горы, тем окраска темнее и наоборот. Данный способ дает общее представление о рельефе и позволяет судить об абсолютных высотах гор.

Гипсометрический способ заключается в том, что различные высоты рельефа окрашивают красками разного тона от бледно-желтого до темно-коричневого. Чем выше рельеф, тем темнее тон окраски. Этот способ дает наглядное изображение абсолютных высот рельефа. Для приближенной оценки высоты рельефа в данном месте карты, на ее нижнем обрезе наносят шкалу, имеющую тоновую окраску. Сравнивая фон карты с подобным фоном шкалы, можно без особого труда определить высоту рельефа, которая указывается на шкале, в зависимости от ее оттенка.

Определение на карте высоты точек местности и крутизны ската. Абсолютную высоту точек на карте определяют по горизонталям или отметкам высот. Если точка расположена на горизонтали, то ее высота равна отметке горизонтали, а если точка расположена между горизонталями, то ее высота равна отметке нижней горизонтали плюс превышение точки над этой горизонталью, которое определяют по карте интерполированием.

Относительную высоту точек находят по разности абсолютных высот заданных точек. Эта высота показывает, насколько одна точка местности выше или ниже другой.

Крутизну ската определяют при выборе посадочных площадок, уклон которых не должен превышать установленных значений. Для этого нужно взять циркуль или линейку и измерить расстояние между двумя смежными основными горизонталями в заданном месте карты. Затем, не изменяя раствора циркуля, приложить его к шкале заложений так, чтобы один конец касался основания шкалы, а другой – верхней кривой линии, и отсчитать у основания шкалы крутизну ската в градусах. Крутизну ската можно определить расчетным путем [16]:

,

где h – высота сечения горизонталей; S – заложение.

 

Измерения на картах

Определение географических координат точек. Для определения по карте географических координат точки (пункта), используют сетку меридианов и параллелей. На рамках полетных и бортовых карт у каждого меридиана и параллели указаны значения широты и долготы.

Для определения по карте географических координат заданной точки необходимо (рис. 2.13) [19]:

- провести через эту точку отрезки прямых, параллельных ближайшим параллели и меридиану;

- в точках пересечения этих отрезков с меридианом и параллелью, отсчитать соответственно искомые широту и долготу заданной точки.

 
 

 

 


Рис. 2.13. Определение по карте географических координат точки

Нанесение точек на карту по заданным географическим координатам. Для нанесения на карту точки по заданным географическим координатам необходимо [19]:

- приложить линейку к делению широты заданной точки и провести карандашом линию, параллельную ближайшей параллели;

- приложить линейку к отсчету долготы заданной точки и провести линию, параллельную ближайшему меридиану;

- пересечение двух проложенных линий укажет место заданной точки на карте.

Измерение расстояний и направлений на карте. Измерение расстояний на карте выполняется с помощью специальной масштабной линейки. Чтобы измерить расстояние на карте между двумя пунктами, необходимо:

- наложить линейку так, чтобы нуль шкалы расположился в центре одного из пунктов, а против центра другого пункта отсчитать расстояние по шкале, соответствующей масштабу данной карты.

В практике полетов обычно измерение расстояний производят с помощью сантиметровой шкалы НЛ-10М. Измерив длину линии на карте в сантиметрах и, зная масштаб карты, определяют в уме, чему равно это расстояние в километрах. Кроме этого, пилотам очень важно уметь глазомерно определять на карте расстояния отрезков в 1, 5 и 10 см. Рекомендуется запомнить, какой длине в сантиметрах соответствует ширина ладони, раствор большого и указательного пальцев. Умение глазомерно определять расстояние на карте необходимо развивать систематическими тренировками.

Направление на карте измеряют при помощи навигационного транспортира. Его внешняя шкала оцифрована от 0 до 180º, а внутренняя – от 180 до 360º.

Чтобы измерить направление на карте между двумя пунктами, необходимо:

- провести прямую линию, соединяющую пункты на карте;

- наложить центр транспортира на середину линии таким образом, чтобы вершина транспортира была направлена в сторону полета, а линия 0 – 180º была параллельна ближайшему меридиану карты;

- отсчитать ЗИПУ против пересечения линии со шкалой транспортира (рис. 2.14);

- при полете с путевым углом 0 – 180º ЗИПУ отсчитывают по внешней шкале, а при полете с путевыми углами 180 – 360º по внутренней шкале.

Путевой угол измеряют по среднему меридиану участка маршрута, так как меридианы на картах не параллельны.

 

 


Рис. 2.14. Измерение ЗИПУ на карте

 

В практике полетов пилотам необходимо уметь без транспортира, глазомерно, определять на карте углы в 5, 10 и 15º. Кроме того, рекомендуется уметь откладывать на глаз основные направления: 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315º.

 

 

Глава 3. ОСНОВЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ

В гражданской авиации соблюдение расписания движения ВС во многом зависит от единого счета времени. Знание времени необходимо при выполнении штурманских расчетов, особенно при использовании астрономических средств навигации. Кроме того, время является важным фактором, от которого зависит четкость управления воздушным движением и безопасность полетов.

Единицы измерения времени

Год (тропический) – промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра истинного Солнца через точку весеннего равноденствия. Тропический год равен 365 сут 5 ч 48 мин 46 с. Для удобства летоисчисления календарный год считается равным 365 сут и 6 ч. Поэтому три календарных года по 365 дней, а каждый четвертый год 366 дней. Такой год называется високосным.

Сутки – промежуток времени, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг своей оси относительно какой-нибудь точки на небе. В качестве таких точек принимают: точку весеннего равноденствия, центр истинного Солнца или центр среднего Солнца и различают соответственно: звездное, истинное солнечное и среднее солнечное время. Сутки делятся на 24 ч, 1 ч – на 60 мин, 1 мин – на 60 с, 1 с – на более мелкие доли. Рассмотрим кратко основные единицы времени, связанные с вращением Земли вокруг своей оси.

Звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия на одном и том же меридиане. Однако в повседневной жизни пользоваться звездным временем неудобно потому, что начало звездных и солнечных суток не совпадает. Это объясняется движением Земли по орбите, которое приводит к тому, что точка весеннего равноденствия обгоняет видимое положение солнца на небесной сфере на 3 мин 56 с в сутки, а за год на 24 ч.

Истинные солнечные сутки – промежуток времени между двумя последовательными нижними кульминациями центра истинного Солнца на одном и том же меридиане. За начало истинных суток из практических соображений условились считать момент нижней кульминации центра истинного Солнца, т.е. момент средней полуночи. Однако, пользоваться истинным солнечным временем так же неудобно, как и звездным потому, что продолжительность истинных солнечных суток в разное время года различна. Это объясняется неравномерностью движения Солнца по эклиптике и наклоном эклиптики по отношению к небесному экватору. Чтобы получить сутки одинаковой продолжительности, условились измерять время относительно среднего Солнца. Среднее Солнце – условная точка на небесной сфере, которая движется равномерно по небесному экватору в том же направлении, в котором истинное Солнце движется по эклиптике, и совершает годичный оборот за то же время, что и истинное Солнце.

Средние солнечные сутки – промежуток времени между двумя последовательными нижними кульминациями среднего Солнца на одном и том же меридиане. Продолжительность средних солнечных суток постоянна и равна средней продолжительности истинных солнечных суток за год. Началом средних солнечных суток принято считать полночь. Среднее солнечное время положено в основу измерения времени в повседневной жизни.

Системы счисления времени

В авиационной практике применяется несколько систем счисления времени. Это системы счисления: местного, поясного и гринвичского времени. Кроме того, в нашей стране приняты еще системы счисления декретного и летнего времени. Поэтому пилот должен знать сущность каждой системы и уметь переходить от одной системы измерения времени к другой.

Местное время. Местное время Т м – время на данном географическом меридиане. Каждый меридиан имеет свое собственное местное время. Из рис. 3.1 видно, что во всех точках, лежащих на одном меридиане, в один и тот же момент местное время одинаково.

 
 

 

 


Рис.3.1. Связь между временем и долготой

 

На восток от любого меридиана оно увеличивается, а на запад – уменьшается. Местное время рассчитывается по следующей формуле:

Т м = Т гр ± , где Т гр – гринвичское время; - долгота пункта восточная или западная.

Зависимость между долготой и временем. Эта зависимость позволяет долготу места выражать во времени и, наоборот, время выражать в единицах дуги, что необходимо при решении задач, связанных с расчетом времени. Принимая во внимание то, что Земля совершает полный оборот в 360º за 24 ч, можно установит следующую зависимость между долготой и временем:

15° = 1 ч; 1° = 4 мин; 15' = 1 мин; 1' = 4 с; 15'' = 1 с; 1'' = 1/15 с.

Пример. Гринвичское время Т гр = 4 ч 20 мин; долгота пункта λв = 90°. Определить местное время.

Решение 1. Переведем долготу пункта во время: λt = 90: 15 = 6 ч.

2. Определим местное время: Т м = Т гр + λв = 4 ч 20 мин + 6 ч = 10 ч 20 мин.

Поясное время. Поясное время Т п – местное среднее солнечное время среднего меридиана данного часового пояса. В 1884 г. по международному соглашению была введена система счисления поясного времени. Сущность поясного времени состоит в том, что вся поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса, от нулевого по 23-й включительно. Каждый пояс занимает по долготе 15°. За средний меридиан нулевого пояса принят Гринвичский, от которого ведется отсчет долгот. Средние меридианы соседних поясов отстоят друг от друга на 15°, что соответствует 1 ч времени. Счет поясов ведут к востоку. В каждом часовом поясе единое для всего часового пояса время, которое соответствует местному среднему солнечному времени среднего меридиана данного пояса. Номер часового пояса равен долготе его среднего меридиана, выраженной во времени, и показывает, на сколько часов время данного пояса опережает гринвичское. На всех средних меридианах поясов поясное время совпадает с местным временем, а на границах поясов поясное и гринвичское время различаются на 30 мин. Поясное время можно рассчитать по следующей формуле:

Т п = Т гр + N, где N – номер часового пояса.

Границы часовых поясов проводят с учетом государственных и административных границ таким образом, чтобы население отдельной страны, края или области вело единое счисление времени. В открытых морях, океанах границы часовых поясов проходят по разграничительным меридианам. Границы часовых поясов на территории нашей страны периодически пересматриваются. Так, например, с 27 марта 1988 г. Волгоградская и Саратовская области переведены на исчисление по второму часовому поясу. На территории нашего государства проходят 11 часовых поясов со 2-го по 12-й включительно. При решении некоторых задач необходимо знать, в каком часовом поясе находится тот или иной пункт. Для этого используют карту часовых поясов, которая имеется в Авиационном астрономическом ежегоднике (ААЕ) для всего земного шара. Чтобы определить, в каком часовом поясе находится заданный пункт, необходимо найти его на карте часовых поясов. Если этого пункта на карте нет, его наносят на карту по широте и долготе, указанным на рамке карты, затем по его положению определяют, к каком часовом поясе он находится.

Гринвичское время. Гринвичское (всемирное) время Т гр – среднее солнечное время на меридиане Гринвича с началом отсчета от полуночи. Гринвичское время базируется на вращении Земли вокруг своей оси. Время вращения Земли может быть определено с помощью астрономических наблюдений или рассчитано по звездному времени. Однако, гринвичское время, определенное по астрономическим наблюдениям с течением времени, будет не соответствовать значению всемирного времени, которое рассчитывается по звездному времени. По этой причине Международное бюро времени (МБВ) в качестве международного стандарта времени ввело новый термин Всемирное координированное время (UTC) - атомное время, откорректированное в целях максимального его приближения к среднему солнечному времени Гринвичского меридиана [3]. Атомное время равномерно, начало его отсчета совмещают со шкалой всемирного времени. По рекомендации МБВ атомное время корректируют с таким расчетом, чтобы расхождение всемирного координированного времени со средним солнечным гринвичским временем не превышало 0.5 с.

По всемирному координированному времени согласовывают свою работу международные средства транспорта и связи, включая гражданскую авиацию. В практике решения задач, связанных с расчетом времени, приходится по местному времени данного пункта определять гринвичское время и наоборот:

Тгр = Т м , где Т м – местное время; - долгота пункта восточная или западная.

Пример. Местное время Т м = 10 ч 20 мин; долгота пункта λв = 90°. Определить гринвичское время.

Решение 1. Переведем долготу пункта во время: λt = 6 ч.

2. Определим время на меридиане Гринвича: Т гр = Т м – λв = 10 ч 20 мин – 6 ч = 4 ч 20 мин.

Декретное время. Декретное время Т д – время часового пояса, увеличенное на 1 ч. Согласно декрету Совета Народных Комиссаров СССР от 16 июня 1930 г. в нашей стране все часы были переведены на 1 ч вперед относительно поясного времени: Т д = Т п + 1 ч. Это мероприятие было проведено с целью более полного использования населением дневного света из соображений экономии электроэнергии, идущей на освещение предприятий и жилых помещений.

Летнее время. Летнее время Т л – поясное декретное время, увеличенное на 1 ч. Это время введено постановлением Совета Министров СССР от 24 октября 1980 г. Порядок перехода на это время был уточнен постановлением Совета Министров СССР от 13 сентября 1984 г., в соответствии с которым ежегодно, в последнее воскресенье марта, в 2 ч по московскому времени стрелки часов на территории нашей страны переводят на 1 ч вперед, а в последнее воскресенье октября в 3 ч – на 1 ч назад. Таким образом, счисление времени в летний период смещается на 1 ч вперед по сравнению с декретным временем или на 2 ч по сравнению с поясным. Введение летнего времени позволяет дополнительно экономить электроэнергию, потребляемую на освещение. Летнее время применяют во многих странах, например, в Англии, Франции, США.

Московское время. Московское время Т мск – декретное (летнее) время Москвы, или поясное время третьего (четвертого) часового пояса. Следовательно, московское время в период действия декретного времени идет впереди гринвичского на 3 ч, а в период летнего – на 4 ч. В практике приходится по московскому времени определять поясное декретное или поясное летнее время в заданном пункте:

Т п.д(л) = Т мск.д(л) ± , где - разность между часовыми поясами.

В этой формуле знак «плюс» берется, если данный пункт расположен восточнее второго часового пояса, а знак «минус» - если западнее.

Пример. Дата 25 декабря 2004 г. Московское декретное время Т мск.д = 12 ч 20 мин. Определить поясное декретное время в г. Салехарде.

Решение 1. Определяем по карте часовых поясов, в каком часовом поясе находится г. Салехард, а затем находим разность между часовым поясом заданного пункта и 2-м часовым поясом г. Москва: = 5 – 2 = 3.

2. Определяем поясное декретное время в г. Салехарде: Т п.д = Т мск.д ± = 12 ч 20 мин + 3 = 15 ч 20 мин.

Зависимость между временами. Зависимость между рассмотренными выше системами измерения времени показана на рис. 3.2.

Переход из одной системы измерения времени к другой выполняется по формулам [14]:

Т м = Т гр ± ; Т д = Т п + 1 ч;

Тгр = Т м ; Т п = Т д – 1 ч;

Т гр= Т п – N; Т л = Т п + 2 ч;

Т п = Т гр + N; Т п = Т л – 2 ч;

Т м = Т п – N ± ; Т гр = Т мск.д – 3 ч;

Тп = Т м + N; Т гр = Т мск.л – 4 ч,

где N – номер часового пояса, в котором расположен данный пункт.

В аэронавигации принято показания бортовых часов обозначать буквой Т. Перевод бортовых часов в местное время и наоборот, удобнее производить по следующим формулам:

Т м = Т – Nч ± ; Т п = Т м + Nч, где Nч – номер часового пояса, по времени которого идут часы.

 
 

 

 


Рис. 3.2. Зависимость между системами измерения времени

 

Пример. 20 мая 2004 г. Показания бортовых часов Т = 11 ч 15 мин; Nч = 4; долгота пункта λв = 45°. Определить Т м на данном меридиане.

Решение 1. Переведем долготу пункта во время: λt = 3 ч.

2. Определим местное время: Т м = Т – Nч + λв = 11 ч 15 мин – 4 ч + 3 ч = 10 ч 15 мин.

Линия смены дат. Для исключения ошибок в счете суток по международному соглашению установлена линия смены дат (демаркационная линия времени). Она проходит в основном по меридиану 180°. Линия смены дат идет от Северного полюса через Берингов пролив, обходя многочисленные острова в Тихом океане, и заканчивается на Южном полюсе. На западной стороне этой линии каждый раз в полночь начинается новая календарная дата. При пересечении линии смены дат в направлении с востока на запад необходимо изменить дату на сутки вперед, а при пересечении линии с запада на восток – на сутки назад.

Элементы земного магнетизма

Свойства магнитного поля Земли положены в основу принципа действия курсовых приборов, с помощью которых определяется и выдерживается направление полета.

Земля представляет собой естественный магнит, вокруг которого существует магнитное поле. Магнитные полюсы Земли не совпадают с географическими полюсами и располагаются не на поверхности Земли, а на некоторой глубине. Условно принимают, что Северный магнитный полюс, расположенный в северной части Канады, обладает южным магнетизмом, т.е. притягивает северный конец магнитной стрелки, а Южный магнитный полюс, расположенный в Антарктиде, обладает северным магнетизмом, т.е. притягивает к себе южный к







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.