Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Условия ведения визуальной ориентировки





На ведение визуальной ориентировки оказывают влияние следующие условия: масштаб карты, характер местности, время года и суток, метеорологические условия, высота и скорость полета, рельеф местности, ночные условия, условия обзора из кабины ВС.

Масштаб карты. Наиболее полные сведения об ориентирах на земной поверхности дают крупномасштабные карты (1: 200 000 и крупнее). На этих картах большинство ориентиров (населенные пункты, лесные массивы, озера, реки и т.д.) изображается масштабными знаками, т.е. их конфигурация, площадь и взаимное расположение, изображенные на карте, соответствуют тому, что имеется на местности. Чем мельче масштаб карты, тем меньше изображено на ней деталей объектов местности. Это ограничивает и затрудняет возможности опознавания ориентиров. На рис. 8.1. показано изображение одно и того же участка местности на карте масштаба 1: 200 000 и на карте масштаба 1: 2 000 000. Из рисунка видно, что многие характерные детали ориентиров при изображении их на карте мелкого масштаба теряются. Так, например, если ВС пересекает реку Кушу (см. рис. 8.1, а) западнее пункта Ключи, то при ориентировании по карте крупного масштаба пилот может опознать и точно определить место ВС у пункта Сосновка, т.к. этот пункт расположен у характерного изгиба реки с небольшим озером на противоположной стороне. Если у пилота будет карта мелкого масштаба (см. рис. 8.1, б), то он может зафиксировать только то, что пролетел реку Кушу западнее пункта Ключи, а точно определить место пересечения р. Кушу не сможет, т.к. на карте не изображены детально изгибы реки, нет населенного пункта Сосновка и не изображено озеро.

а) б)

 
 

 


Рис. 8.1. Изображение ориентиров:



а) на карте масштаба 1: 200 000; б) на карте масштаба 1: 2 000 000

 

Характер местности. В районах с крупными и характерными ориентирами вести визуальную ориентировку легче, чем в районах с большим количеством однообразных ориентиров. При полетах над малоориентирной местностью визуальная ориентировка крайне затруднена.

Время года и суток. Наиболее благоприятны условия для ведения визуальной ориентировки летом, когда местность и ориентиры имеют естественную окраску. Зимой местность менее контрастна, реки и озера трудно различимы, поэтому визуальную ориентировку вести сложнее. В переходные периоды года (весной и осенью) условия ведения визуальной ориентировки самые неблагоприятные. Осенью, когда земля частично покрыта снегом, местность приобретает однообразный серый фон, на котором трудно различать небольшие населенные пункты и грунтовые дороги. Весной снеговые пятна создают пестрый ландшафт местности, затрудняющий визуальную ориентировку. Таяние снега и выпадение осадков вызывает разлив рек и озер, вследствие чего искажается их вид и затрудняется опознавание. Для переходных периодов года характерна слабая естественная освещенность, а также большая влажность воздуха, которая ухудшает прозрачность атмосферы и, как следствие, сокращение дальности видимости ориентиров.

Лучшее время года для визуальной ориентировки – день, особенно солнечный. При наблюдении в сторону Солнца видимость ориентиров ухудшается, т.к. солнечные лучи ослепляют наблюдателя. В утренние и вечерние часы косые лучи Солнца окрашивают местность в красные тона, что затрудняет распознавание ориентиров.

В сумерки обнаружение и опознавание ориентиров затруднены, т.к. ухудшается естественная освещенность. В это время пилоту приходится наблюдать земную поверхность из освещенного лучами заходящего Солнца пространства. Кроме того, в сумерки очень часто образуются дымка и туман, вследствие чего, прозрачность воздуха и видимость ориентиров ухудшается.

Метеорологические условия. Дождь, снегопад, пыльная буря, дымка ухудшают видимость ориентиров и затрудняют ведение визуальной ориентировки. При полете в облаках и за облаками визуальная ориентировка невозможна.

Высота полета. На малых высотах ведение визуальной ориентировки ухудшаются вследствие малой площади обзора и больших угловых перемещений местности относительно ВС. На средних высотах хорошо различаются детали ориентиров и просматривается достаточно большой район обзора местности, поэтому условия ведения визуальной ориентировки самые наилучшие. На больших высотах дальность видимости ориентиров увеличивается, но при этом затрудняется распознавание мелких ориентиров, пригодных для визуальной ориентировки со средних высот. Поэтому при полетах на больших высотах рекомендуется больше обращать внимания на взаимное расположение ориентиров, направление рек, конфигурацию крупных озер и массивов леса.

Скорость полета. Условия ведения визуальной ориентировки усложняются с увеличением скорости полета, т.к. время на опознавание ориентиров резко уменьшается. Например, при скорости полета 180 км/ч с высоты 1000 м время наблюдения одного и того же ориентира в поле зрения пилота равно 3 мин, а при скорости 360 км/ч оно составляет всего лишь 1 мин 40 с. Увеличение скорости полета особенно затрудняет визуальную ориентировку на малых высотах. На больших и средних высотах увеличение скорости полета оказывает незначительное влияние на ведение визуальной ориентировки.

Рельеф местности. В горной местности визуальная ориентировка затрудняется тем, что отдельные ориентиры, расположенные в долинах или за склонами гор, могут быть не видны вообще или видны короткое время. Дороги в горной местности видны только при наблюдении по вертикали. В качестве ориентиров для ведения визуальной ориентировки в горных районах необходимо использовать вершины гор, хребты, долины и ущелья.

Ночные условия. В светлые лунные ночи ориентиры хорошо различимы, но выглядят несколько иначе, чем днем, и наблюдаются с меньших расстояний. На опознавание ориентиров ночью большое влияние оказывает расположение наблюдателя и ориентиров относительно Луны. Когда Луна находится высоко над горизонтом, лучше видны ориентиры в той части горизонта, где расположена Луна. Если Луна находится низко над горизонтом, наоборот, лучше заметны ориентиры в противоположной от нее стороне горизонта.

В темные ночи, особенно с больших высот, земная поверхность практически не просматривается и визуальную ориентировку можно вести только по световым ориентирам. Со средних высот большие освещенные города видны с расстояний 60 – 100 км, небольшие освещенные населенные пункты – с 30 – 50 км, сигнальные ракеты – с 20 – 30 км. Световые ориентиры ночью кажутся ближе, чем на самом деле. Это создает трудность в определении истинного расстояния до них. В течение ночи конфигурация освещенных пунктов может значительно меняться из-за выключения освещения в домах. Наблюдение и распознавание ориентиров ночью требует от пилота темновой адаптации. В связи с этим, перед сличением карты с местностью, необходимо уменьшить освещение в кабине или вообще выключить его на некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте.

Условия обзора из кабины ВС. Хороший обзор с рабочего места пилота способствует успешному ведению ориентировки, а ограниченный обзор затрудняет ее.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.