|
Философия (Зачем идти?) Стратегия (Куда идти?) Эффективность (Как идти?)Предметную область «организация времени», соответственно, я делю на три уровня: технологический, стратегический и мировоззренческий (философский). Разумной организацией времени я считаю такую, в которой все эти три уровня находятся в непрерывном взаимодействии: ценности влияют на стратегию и технику, события на техническом и стратегическом уровнях дают материал для переосмысления и корректировки ценностей. ТМ-идеология ТМ-идеология — это основные положения дисциплины «организация времени» на ее третьем уровне, философско-ми-ровоззренческом. Эти положения вытекают из ТМ-фактов, сформулированных в предыдущей главе. Кратко я бы выразил ТМ-идеологию следующим образом: «Вдумчиво и осмысленно использовать невосполнимое время жизни в соответствии с осознанными личными ценностями и приоритетами». Все остальное приложится — и техники, и их грамотное применение без перекосов и «вредных побочных эффектов». Если развернуть ТМ-идеологию более подробно, я могу выделить в ней несколько основных ценностей, или принципов. Это аксиомы, которые могут быть либо приняты, либо не приняты, но не могут быть доказаны или опровергнуты. Без принятия этих аксиом на мировоззренческом уровне я считаю мало осмысленным и мало полезным освоение тайм-менеджмента на уровне технологическом. Аксиомы таковы: — 1. Свобода выбора. Человек свободен. Наши поступки, Далее, если человек поверил, что он может изменять мир, что он свободен, — этот мировоззренческий принцип проецируется на уровень технологий в форме, во-первых, постановки «дерзких», «недостижимых» целей; во-вторых — в форме отсева внешних воздействий, пытающихся выстроить жизнь человека по своим штампам. Будь то воздействия ближайшего окружения, общества, системы образования, рекламы и т.п. — 2. Ответственность. Человек отвечает за то, как он жизни и не берущего на себя ответственность за то, что с его жизнью и его временем происходит. К сожалению, именно на постсоветском пространстве эта болезнь особенно сильна. Сколько наш человек может придумать причин, почему он не несет ответственности за то, что с ним происходит. Виноваты всегда правительство, президент, жидомасоны, олигархи, демократы, коммунисты, ЖЭК, работодатель и т.д. Знакомо? Кто как, а я считаю, что этот рабский подход к жизни нужно «выдавливать по капле» из себя и окружающих и что тайм-менеджмент в этом — незаменимое средство. — 3. Развитие. Я считаю, что достойно, праведно, красиво, соответствует великолепной гармонии мироздания — развиваться. Развиваться на разных уровнях и в разных смыслах. Это тоже аксиома, ее невозможно обсуждать, можно лишь принять или не принять. Время жизни — это время развития, время совершенствования, время пути. Для меня эти ценности являются проекцией на ряд тайм-менеджерских вопросов христианской картины мира, которую я считаю наиболее мировоззренчески убедительной и практически действенной. Но ТМ-ценности ценны и вне христианской картины мира, как некое общее поле согласия в вопросе о том, чем человек отличается от амебы. Эти же принципы лежат в основе ТМ-этики: совокупности принципов, вытекающих из ТМ-фактов и ТМ-идеологии. Эти принципы-заповеди еще предстоит сформулировать. Например, «не укради время ближнего твоего» — поскольку, похищая время, из которого сделана жизнь, ты нарушаешь заповедь «не убий». Или, скажем: «не замусоривай гармонию мироздания ворами времени» — игровыми автоматами или графоманскими романами, например. Проще говоря: «помни, что тайм-менеджмент — это не только защита своего времени, но и бережное отношение к времени других». Итак, я изложил ТМ-идеологию — аксиомы, лежащие в основе моей теории и методологии организации времени. Осознанное принятие и применение этих принципов, проникновение их духом я считаю выходом на «уровень мастерства» в этой предметной области. Но все сказанное касалось пока только лично человека. А что значит ТМ-идеология для взаимоотношений человека с окружающим миром? «ТМ-бацилла» Занявшись тайм-менеджментом, я первым делом стал смотреть, что есть на эту тему в Интернете. Было на тот момент, 2000 год, очень мало — западники не любят делиться идеями в бесплатном режиме, а в отечественном Интернете ТМ-тема вообще почти не была представлена. Одним из первых найденных мною материалов, во многом определивших дальнейшую стратегию, был «Хронометраж, или Алгебра любви-3» Алексея Бабия. В этой работе, насколько мне известно, впервые была озвучена способность организации времени менять ценности человека. Механизм этого изменения таков. Начав, как правило, с техники экономии времени, задавшись вопросом «На что тратится мое время и как тратить его более рационально», человек приходит к вопросу о целях своей деятельности. Без понимания целей невозможно выяснить, что более эффективно, а что менее; на что стоит тратить время, а на что — не стоит. Приходится определяться с целями, и самое главное — с приоритетами. Но вопросы целей и приоритетов неотделимы от вопроса ценностей. Нельзя ответить на вопрос «Что для меня важнее, то или это?», не ответив на вопрос «Что для меня важно вообще, в принципе?». Таким образом, благодаря тайм-менеджменту всего за несколько логических ходов происходит переключение внимания с технологических вопросов организации времени на мировоззренческие. Человек задумывается о том, зачем ему нужно достижение тех или иных результатов, проще говоря — зачем и ради чего он живет в этом мире. Именно эту последовательность «технология — стратегия — философия» я выше назвал «ТМ-лестницей». В целом же такое «развитие благодаря тайм-менеджменту», в силу его нелинейности и специфических закономерностей распространения, я называю «ТМ-бациллой». Термин восходит к классику научной организации труда и поэту Алексею Гас-теву, который писал: «Форд и Тейлор дали рабочему инструкционную карточку, но не создали методики, которая заражала бы массы, заставляла бы их проявлять непрерывную инициативу, прививала определенную организационно-трудовую бациллу». Теперь такая методика, «тайм-менеджмент как инструмент развития», существует, она разработана в моей первой монографии «Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы». Необходим «тайм-менеджмент как инструмент развития общества», к чему и сделан один из шагов в этом ТМ-манифесте. Что самое главное, описанное внимание к собственным целям и ценностям, как правило, делает человека лучше. Снижается доля «амебы», повышается доля свободной и ответственной личности, способной делать самостоятельный выбор и совершать поступки, не на 100% детерминированные внешними обстоятельствами. Благодаря вниманию к себе, своей деятельности, своему времени благодаря осознанию необратимости и конечности этого времени человек достаточно заметно и существенно изменяется. Отцы-аскеты открыли этот механизм самосовершенствования много веков назад, рекомендуя своим ученикам два простых правила: «внимать себе» и «помнить о смерти» (в контексте ТМ — о конечности времени жизни), чтобы удерживаться от неподобающих поступков и настраиваться на подобающие. Тайм-менеджмент, таким образом, работает как инструмент своеобразного «прогрессорства», в терминологии братьев Стругацких. Прогрессоры, напомню, пытались влиять на отсталые цивилизации, стимулируя их развитие различными научными и политическими методами. Но, в отличие от прогрессоров, «засеивая» «ТМ-бациллу», вы не навязываете человеку свои ценности. Вы «всего лишь» помогаете ему найти свои собственные — очистить их от внешних наслоений, вырастить и развить. Таким образом, тайм-менеджмент решает задачу, непосильную для сотен книжек про «что такое хорошо и что такое плохо». Этот результат применения тайм-менеджмента я считаю гораздо более важным, чем собственно повышение эффективности и результативности. Они, конечно, приятны, но по большому счету — суета сует и всяческая суета. Настоящее счастье и удовлетворенность жизнью крайне нелинейно зависят от чисто материальных результатов. Для меня создавать и видеть изменения в ценностях людей, их установках, отношении к жизни — гораздо интереснее, чем создавать прирост бездушных цифр и кривых на графиках. Суммируя сказанное, я бы сформулировал еще один элемент ТМ-идеологии так. Организация времени — уникальный инструмент, помогающий людям и мирозданию развиваться, изменяться в лучшую сторону на самом сложном и «неоперабельном» уровне — на уровне ценностей и мировоззрения. На мой взгляд, это — интересно. Это уникально. Это помогает эффективнее решать проблемы, над которыми на протяжении всей истории человечества бились самые выдающиеся личности. В этой области много Достойных Целей. В целом — это красивое, достойное и большое Дело. Желающие — подключайтесь. Общенациональная задача Один из губернаторов в книге Салтыкова-Щедрина «Помпадуры и помпадурши» издал указ, в котором были следующие знаменательные слова: «Неоднократно замечено было мною, что в нашем обществе совершенно отсутствует тот дух инициативы, с помощью которого великие народы совершают великие дела... Ввиду всего вышеизложенного, я вновь и в последний раз предлагаю принять решительные меры (не прибегая, однако ж, до времени к экзекуциям) к поднятию общественного духа и возбуждению в оном наклонности кдеяниям смелым и великим...» К сожалению, с помощью решительных мер и экзекуций невозможно повысить организованность, целеустремленность и конкурентоспособность нашего народа. Петр I пытался это сделать, но, при всей его настойчивости и энергии, многие начинания после его смерти заглохли. Более эффективным для решения наших национальных задач мне представляется использование механизма «ТМ-бациллы», постоянное распространение культуры отношения к времени, привитие себе и окружающим «эффективного мышления». Это большая, кропотливая работа, позволяющая задействовать внутренние ресурсы каждого из нас. Если у каждого нашего соотечественника будут ясные цели и энергия к их достижению, наша общая эффективность как народа станет неизмеримо выше. Опыт решения проблемы времени в общенациональном масштабе у нас уже есть, и этот опыт уникален. Мне неизвестны примеры чего-то аналогичного в других странах. Основатель лиги «Время» Платон Михайлович Керженцев в своей не раз переиздававшейся книге «Борьба за время» цитирует статью, с которой эта лига начала свое существование. Статья «Время строит аэропланы» появилась в «Правде» 18.07.1923 г. и начиналась так: «На одном съезде Советов я сидел рядом с американским журналистом. Заседание, назначенное в 11 ч., до часу еще не начиналось, как это у нас часто бывает. Журналист меня спросил: - Сколько человек в зале? - Тысячи три с половиной. - Среди них много слесарей, токарей, модельщиков? - Да, вероятно, в зале преобладают рабочие разных специальностей. Тогда мой американец, что-то черкнув в книжечке, сказал: - Мы сегодня потеряли 7 тысяч рабочих часов в ожидании начала Мы прождали еще «с пол-аэроплана», и только тогда заседание началось. В самом деле, нам пора выражать наши бесконечные запаздывания в каких-то реальных величинах, например, в аэропланах нашего воздушного флота. Тогда мы скорее осознаем экономическую гибельность нашей расхлябанности. Тогда мы научимся ценить время и работать с точностью». Эта статья стала катализатором чрезвычайно широкого общественного движения. Люди организовывали ячейки лиги «Время», писали статьи, вдохновляли окружающих идеей разумного отношения к времени. Во многих газетах вскоре появились разделы «Борьба за время». При этом лига предъявляла к своим членам достаточно жесткие требования, они должны были учитывать и планировать свое время; заседания ячеек лиги были очень кратки и проходили с жестким соблюдением повестки; члены ячеек разрабатывали конкретные способы повышения эффективности предприятий, при которых эти ячейки организовывались, и т. д. К сожалению, лига «Время», как и большинство организаций, связанных с научной организацией труда, была закрыта параллельно со свертыванием нэпа (новой экономической политики). Но опыт деятельности лиги показал, что ставить задачу борьбы за время в масштабах общества и государства — возможно и необходимо. А в XXI веке это еще и жизненно важно для нашего общего развития, для повышения эффективности и конкурентоспособности нашего общества и государства на мировой арене. Возможность изменить мир Конечно, большинство читающих этот текст не станут ТМ-тренерами или ТМ-консультантами, непосредственно продвигающими технологии управления временем. Ваши действия по распространению культуры отношения к Времени не будут вознаграждены материально, во всяком случае, сразу и непосредственно. В связи с этим я вспомню анекдот про габровцев, которые договорились платить учителю водкой, по два ведра с каждого двора. В бочке с «гонораром» оказалась чистая вода — каждый габровец думал, что два ведра воды не испортят бочку крепкой водки. Полагаете ли вы, что ваши «два ведра» организованности ничего не значат в цистернах, озерах и морях всеобщей безответственности, неосмысленности и разгильдяйства? Нет, значат, и многое значат. Статьи авторов, вот уже пять лет «на общественных началах» пишущих для Improvement (низкий им поклон), читают тысячи и десятки тысяч людей. Автор тратит на небольшую заметку в среднем 2—3 часа — и она помогает тысячам читателей сайта сэкономить десятки тысяч часов. За 2—3 часа автор заметки делает столь же благородное дело, как хирург — за 2—3 часа операции. Две-три статьи дают 200—300 тысяч часов экономии времени, то есть, в пересчете на человеческую жизнь, — одного спасенного от смертельной болезни или несчастного случая. Вспомните эпиграф к ТМ-манифесту: «Успех — это когда ты можешь изменить мир. Хоть чуть-чуть. Именно ты, своей волей». В постиндустриальном обществе менять мир стало легче. Не нужен большой начальный капитал, благоприятные стартовые условия. Достаточно не бояться включаться в борьбу идеологий, ценностей, мировоззрений. Задействовать немного ответственности — за происходящее вокруг. И свободы — свободы делать что-то, не продиктованное непосредственными работно-зарплатными нуждами. Свободы менять мир в соответствии со своими ценностями. Подключайтесь. Люди и жизнь вокруг станут немного свободнее, ответственнее и осмысленнее. Может быть даже — немного счастливее. Как у Стругацких, классиков и основоположников уже упоминавшейся теории прогрессорства: «...У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой... всемогущий, всесильный, всепони-мающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!» Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|