Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Философия (Зачем идти?) Стратегия (Куда идти?) Эффективность (Как идти?)





Предметную область «организация времени», соответс­твенно, я делю на три уровня: технологический, стратеги­ческий и мировоззренческий (философский). Разумной ор­ганизацией времени я считаю такую, в которой все эти три уровня находятся в непрерывном взаимодействии: ценности влияют на стратегию и технику, события на техническом и стратегическом уровнях дают материал для переосмысления и корректировки ценностей.

ТМ-идеология

ТМ-идеология — это основные положения дисциплины «ор­ганизация времени» на ее третьем уровне, философско-ми-ровоззренческом. Эти положения вытекают из ТМ-фактов, сформулированных в предыдущей главе.

Кратко я бы выразил ТМ-идеологию следующим образом: «Вдумчиво и осмысленно использовать невосполнимое время жизни в соответствии с осознанными личными ценностями и приоритетами». Все остальное приложится — и техники, и их грамотное применение без перекосов и «вредных по­бочных эффектов».

Если развернуть ТМ-идеологию более подробно, я могу выделить в ней несколько основных ценностей, или принци­пов. Это аксиомы, которые могут быть либо приняты, либо не приняты, но не могут быть доказаны или опровергнуты. Без принятия этих аксиом на мировоззренческом уровне я считаю мало осмысленным и мало полезным освоение тайм-менеджмента на уровне технологическом.


Аксиомы таковы:

1. Свобода выбора. Человек свободен. Наши поступки,
конечно, зависят от начальных условий — наследс­
твенность, ограничения, доступные ресурсы и т.п. Мы
также зависим от внешних воздействий и обстоятельств.
Однако ни начальные условия, ни внешние обстоятельс­
тва не определяют нашу жизнь на 100%. Решающее зна­
чение все равно имеет наш собственный выбор и наша
готовность что-то менять в своей жизни. На семинарах
часто спрашивают: «Как я могу ставить цели — с моей
зарплатой... в моем городе... в нашем государстве...».
На это можно ответить: «Сколько великих государс­
твенных деятелей, и великих предпринимателей, и вели­
ких ученых родились в совершенно неблагоприятных
начальных условиях?» Свобода начинается внутри, в
сознании, в нашей картине мира — и дает нам свободу
действовать, свободу изменять мир.

Далее, если человек поверил, что он может изменять мир, что он свободен, — этот мировоззренческий прин­цип проецируется на уровень технологий в форме, во-первых, постановки «дерзких», «недостижимых» целей; во-вторых — в форме отсева внешних воздейс­твий, пытающихся выстроить жизнь человека по своим штампам. Будь то воздействия ближайшего окружения, общества, системы образования, рекламы и т.п.

— 2. Ответственность. Человек отвечает за то, как он
строит свою жизнь и на что он тратит свое время. Веру­
ющий отвечает перед Богом и собой, неверующий —
перед собой и кем-нибудь еще (в зависимости от базо­
вых ценностей — перед своей семьей, потомками, чело­
вечеством и т.п.). «Амебой», а не «Человеком», я назову
человека, неосмысленно и безответственно плывущего
по течению, реагирующего на внешние воздействия, но
не применяющего свою свободу к построению своей


жизни и не берущего на себя ответственность за то, что с его жизнью и его временем происходит.

К сожалению, именно на постсоветском пространстве эта болезнь особенно сильна. Сколько наш человек может придумать причин, почему он не несет ответс­твенности за то, что с ним происходит. Виноваты всегда правительство, президент, жидомасоны, оли­гархи, демократы, коммунисты, ЖЭК, работодатель и т.д. Знакомо? Кто как, а я считаю, что этот рабский подход к жизни нужно «выдавливать по капле» из себя и окружающих и что тайм-менеджмент в этом — неза­менимое средство.

3. Развитие. Я считаю, что достойно, праведно, кра­сиво, соответствует великолепной гармонии мирозда­ния — развиваться. Развиваться на разных уровнях и в разных смыслах. Это тоже аксиома, ее невозможно обсуждать, можно лишь принять или не принять. Время жизни — это время развития, время совер­шенствования, время пути.

Для меня эти ценности являются проекцией на ряд тайм-менеджерских вопросов христианской картины мира, кото­рую я считаю наиболее мировоззренчески убедительной и практически действенной. Но ТМ-ценности ценны и вне христианской картины мира, как некое общее поле согласия в вопросе о том, чем человек отличается от амебы.

Эти же принципы лежат в основе ТМ-этики: совокупнос­ти принципов, вытекающих из ТМ-фактов и ТМ-идеологии. Эти принципы-заповеди еще предстоит сформулировать. Например, «не укради время ближнего твоего» — поскольку, похищая время, из которого сделана жизнь, ты нарушаешь заповедь «не убий». Или, скажем: «не замусоривай гармонию мироздания ворами времени» — игровыми автоматами или графоманскими романами, например. Проще говоря: «помни,


что тайм-менеджмент — это не только защита своего вре­мени, но и бережное отношение к времени других».

Итак, я изложил ТМ-идеологию — аксиомы, лежащие в основе моей теории и методологии организации времени. Осознанное принятие и применение этих принципов, про­никновение их духом я считаю выходом на «уровень мастерс­тва» в этой предметной области. Но все сказанное касалось пока только лично человека. А что значит ТМ-идеология для взаимоотношений человека с окружающим миром?

«ТМ-бацилла»

Занявшись тайм-менеджментом, я первым делом стал смот­реть, что есть на эту тему в Интернете. Было на тот момент, 2000 год, очень мало — западники не любят делиться иде­ями в бесплатном режиме, а в отечественном Интернете ТМ-тема вообще почти не была представлена. Одним из первых найденных мною материалов, во многом опреде­ливших дальнейшую стратегию, был «Хронометраж, или Алгебра любви-3» Алексея Бабия. В этой работе, насколько мне известно, впервые была озвучена способность органи­зации времени менять ценности человека.

Механизм этого изменения таков. Начав, как правило, с техники экономии времени, задавшись вопросом «На что тратится мое время и как тратить его более рационально», человек приходит к вопросу о целях своей деятельности. Без понимания целей невозможно выяснить, что более эф­фективно, а что менее; на что стоит тратить время, а на что — не стоит. Приходится определяться с целями, и самое главное — с приоритетами.

Но вопросы целей и приоритетов неотделимы от воп­роса ценностей. Нельзя ответить на вопрос «Что для меня важнее, то или это?», не ответив на вопрос «Что для меня важно вообще, в принципе?». Таким образом, благодаря тайм-менеджменту всего за несколько логических ходов


происходит переключение внимания с технологических воп­росов организации времени на мировоззренческие. Человек задумывается о том, зачем ему нужно достижение тех или иных результатов, проще говоря — зачем и ради чего он живет в этом мире.

Именно эту последовательность «технология — страте­гия — философия» я выше назвал «ТМ-лестницей». В целом же такое «развитие благодаря тайм-менеджменту», в силу его нелинейности и специфических закономерностей распро­странения, я называю «ТМ-бациллой». Термин восходит к классику научной организации труда и поэту Алексею Гас-теву, который писал: «Форд и Тейлор дали рабочему инс­трукционную карточку, но не создали методики, которая заражала бы массы, заставляла бы их проявлять непрерыв­ную инициативу, прививала определенную организационно-трудовую бациллу».

Теперь такая методика, «тайм-менеджмент как инстру­мент развития», существует, она разработана в моей первой монографии «Организация времени: от личной эффектив­ности к развитию фирмы». Необходим «тайм-менеджмент как инструмент развития общества», к чему и сделан один из шагов в этом ТМ-манифесте.

Что самое главное, описанное внимание к собственным целям и ценностям, как правило, делает человека лучше. Снижается доля «амебы», повышается доля свободной и ответственной личности, способной делать самостоятельный выбор и совершать поступки, не на 100% детерминирован­ные внешними обстоятельствами. Благодаря вниманию к себе, своей деятельности, своему времени благодаря осо­знанию необратимости и конечности этого времени человек достаточно заметно и существенно изменяется. Отцы-аскеты открыли этот механизм самосовершенствования много веков назад, рекомендуя своим ученикам два простых правила: «внимать себе» и «помнить о смерти» (в контексте ТМ —


о конечности времени жизни), чтобы удерживаться от не­подобающих поступков и настраиваться на подобающие.

Тайм-менеджмент, таким образом, работает как инстру­мент своеобразного «прогрессорства», в терминологии бра­тьев Стругацких. Прогрессоры, напомню, пытались влиять на отсталые цивилизации, стимулируя их развитие различ­ными научными и политическими методами. Но, в отличие от прогрессоров, «засеивая» «ТМ-бациллу», вы не навязы­ваете человеку свои ценности. Вы «всего лишь» помогаете ему найти свои собственные — очистить их от внешних наслоений, вырастить и развить. Таким образом, тайм-ме­неджмент решает задачу, непосильную для сотен книжек про «что такое хорошо и что такое плохо».

Этот результат применения тайм-менеджмента я считаю гораздо более важным, чем собственно повышение эффек­тивности и результативности. Они, конечно, приятны, но по большому счету — суета сует и всяческая суета. Настоящее счастье и удовлетворенность жизнью крайне нелинейно за­висят от чисто материальных результатов. Для меня созда­вать и видеть изменения в ценностях людей, их установках, отношении к жизни — гораздо интереснее, чем создавать прирост бездушных цифр и кривых на графиках.

Суммируя сказанное, я бы сформулировал еще один эле­мент ТМ-идеологии так. Организация времени — уникальный инструмент, помогающий людям и мирозданию развиваться, изменяться в лучшую сторону на самом сложном и «неопера­бельном» уровнена уровне ценностей и мировоззрения.

На мой взгляд, это — интересно. Это уникально. Это помогает эффективнее решать проблемы, над которыми на протяжении всей истории человечества бились самые выдающиеся личности. В этой области много Достойных Целей. В целом — это красивое, достойное и большое Дело. Желающие — подключайтесь.


Общенациональная задача

Один из губернаторов в книге Салтыкова-Щедрина «Помпа­дуры и помпадурши» издал указ, в котором были следующие знаменательные слова:

«Неоднократно замечено было мною, что в нашем обществе совер­шенно отсутствует тот дух инициативы, с помощью которого вели­кие народы совершают великие дела...

Ввиду всего вышеизложенного, я вновь и в последний раз пред­лагаю принять решительные меры (не прибегая, однако ж, до вре­мени к экзекуциям) к поднятию общественного духа и возбуждению в оном наклонности кдеяниям смелым и великим...»

К сожалению, с помощью решительных мер и экзекуций невозможно повысить организованность, целеустремлен­ность и конкурентоспособность нашего народа. Петр I пы­тался это сделать, но, при всей его настойчивости и энергии, многие начинания после его смерти заглохли. Более эффек­тивным для решения наших национальных задач мне пред­ставляется использование механизма «ТМ-бациллы», пос­тоянное распространение культуры отношения к времени, привитие себе и окружающим «эффективного мышления». Это большая, кропотливая работа, позволяющая задейство­вать внутренние ресурсы каждого из нас. Если у каждого нашего соотечественника будут ясные цели и энергия к их достижению, наша общая эффективность как народа станет неизмеримо выше.

Опыт решения проблемы времени в общенациональном масштабе у нас уже есть, и этот опыт уникален. Мне неиз­вестны примеры чего-то аналогичного в других странах.

Основатель лиги «Время» Платон Михайлович Керженцев в своей не раз переиздававшейся книге «Борьба за время» цитирует статью, с которой эта лига начала свое существова­ние. Статья «Время строит аэропланы» появилась в «Правде» 18.07.1923 г. и начиналась так:


«На одном съезде Советов я сидел рядом с американским журна­листом. Заседание, назначенное в 11 ч., до часу еще не начиналось, как это у нас часто бывает. Журналист меня спросил:

- Сколько человек в зале?

- Тысячи три с половиной.

- Среди них много слесарей, токарей, модельщиков?

- Да, вероятно, в зале преобладают рабочие разных специаль­ностей.

Тогда мой американец, что-то черкнув в книжечке, сказал:

- Мы сегодня потеряли 7 тысяч рабочих часов в ожидании начала
заседания. При такой затрате рабочей силы можно было построить
один, а то и два аэроплана.

Мы прождали еще «с пол-аэроплана», и только тогда заседание началось.

В самом деле, нам пора выражать наши бесконечные запаздыва­ния в каких-то реальных величинах, например, в аэропланах наше­го воздушного флота. Тогда мы скорее осознаем экономическую ги­бельность нашей расхлябанности. Тогда мы научимся ценить время и работать с точностью».

Эта статья стала катализатором чрезвычайно широкого общественного движения. Люди организовывали ячейки лиги «Время», писали статьи, вдохновляли окружающих идеей разумного отношения к времени. Во многих газетах вскоре появились разделы «Борьба за время». При этом лига предъявляла к своим членам достаточно жесткие требова­ния, они должны были учитывать и планировать свое вре­мя; заседания ячеек лиги были очень кратки и проходили с жестким соблюдением повестки; члены ячеек разрабатывали конкретные способы повышения эффективности предпри­ятий, при которых эти ячейки организовывались, и т. д.

К сожалению, лига «Время», как и большинство организа­ций, связанных с научной организацией труда, была закрыта параллельно со свертыванием нэпа (новой экономической политики). Но опыт деятельности лиги показал, что ставить задачу борьбы за время в масштабах общества и государс­тва — возможно и необходимо. А в XXI веке это еще и жиз­ненно важно для нашего общего развития, для повышения эффективности и конкурентоспособности нашего общества и государства на мировой арене.


Возможность изменить мир

Конечно, большинство читающих этот текст не станут ТМ-тренерами или ТМ-консультантами, непосредственно продвигающими технологии управления временем. Ваши действия по распространению культуры отношения к Време­ни не будут вознаграждены материально, во всяком случае, сразу и непосредственно.

В связи с этим я вспомню анекдот про габровцев, кото­рые договорились платить учителю водкой, по два ведра с каждого двора. В бочке с «гонораром» оказалась чистая вода — каждый габровец думал, что два ведра воды не ис­портят бочку крепкой водки.

Полагаете ли вы, что ваши «два ведра» организованнос­ти ничего не значат в цистернах, озерах и морях всеобщей безответственности, неосмысленности и разгильдяйства? Нет, значат, и многое значат. Статьи авторов, вот уже пять лет «на общественных началах» пишущих для Improvement (низкий им поклон), читают тысячи и десятки тысяч людей. Автор тратит на небольшую заметку в среднем 2—3 часа — и она помогает тысячам читателей сайта сэкономить десятки тысяч часов. За 2—3 часа автор заметки делает столь же бла­городное дело, как хирург — за 2—3 часа операции. Две-три статьи дают 200—300 тысяч часов экономии времени, то есть, в пересчете на человеческую жизнь, — одного спасенного от смертельной болезни или несчастного случая.

Вспомните эпиграф к ТМ-манифесту: «Успех — это когда ты можешь изменить мир. Хоть чуть-чуть. Именно ты, своей волей». В постиндустриальном обществе менять мир стало легче. Не нужен большой начальный капитал, благоприят­ные стартовые условия. Достаточно не бояться включаться в борьбу идеологий, ценностей, мировоззрений. Задейство­вать немного ответственности — за происходящее вокруг. И свободы — свободы делать что-то, не продиктованное не­посредственными работно-зарплатными нуждами. Свободы менять мир в соответствии со своими ценностями.


Подключайтесь. Люди и жизнь вокруг станут немного сво­боднее, ответственнее и осмысленнее. Может быть даже — не­много счастливее. Как у Стругацких, классиков и основопо­ложников уже упоминавшейся теории прогрессорства:

«...У меня нет слов, меня не научили словам, я не умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты на самом деле такой... всемогущий, всесильный, всепони-мающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу,ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего не могу придумать, кроме этих его слов: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!»







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.