Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 24. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц





 

Согласно ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав человека и гражданина независимо от различных обстоятельств, включая должностное положение. Однако из этого правила есть исключения. В Конституции говорится о неприкосновенности Президента РФ, парламентариев, судей. Дело в том, что они, а также некоторые иные категории лиц, в силу характера выполняемых ими государственных или общественных функций нуждаются в усиленных процессуальных гарантиях для защиты от незаконного уголовного преследования и применения мер принуждения. Предоставление подобных гарантий КС РФ признано обоснованным. Так, наличие судейской неприкосновенности объясняется тем, что она «…является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия» (постановление КС РФ от 07.03.1996 №6-П). В свою очередь, неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы «…призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым – парламента, их самостоятельности и независимости» (постановление КС РФ от 20.02.1996 №5-П).

Необходимость дополнительных гарантий предопределила особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, базирующиеся на нормах Конституции РФ, международного права, УПК. Так, согласно ст. 91 Конституции РФ, Президент РФ обладает неприкосновенностью, т.е. до отрешения его от должности в отношении Президента не может быть возбуждено уголовное дело, его нельзя привлечь в качестве обвиняемого, задержать, применить к нему иную меру принуждения. Существует также дипломатический иммунитет (ч. 2 ст. 3 УПК).



В УПК разд. XVII целиком посвящен особенностям производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, среди которых названы: 1) член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат законодательного органа государственной власти субъекта РФ, депутат, член выборного органа и выборное должностное лицо органа местного самоуправления; 2) судьи, а также присяжный и арбитражный заседатели в период осуществления ими правосудия; 3) Председатель, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ; 4) Уполномоченный по правам человека в РФ; 5) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ; 6) прокурор; 7) Председатель СК РФ; 8) руководитель следственного органа; 9) следователь; 10) адвокат; 11) член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса; 12) зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Производство по уголовным делам в отношении названных лиц осуществляется в общем порядке, но с некоторыми изъятиями, которые сводятся к: 1) особым правилам принятия решения о возбуждении дела в отношении лица либо о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) особым правилам применения мер процессуального принуждения и производства отдельных следственных действий. Кроме того, по уголовным делам о преступлениях, совершенных названными лицами, а также в отношении этих лиц в связи с их профессиональной деятельностью, предварительное расследование производится только следователями СК РФ (п.п. «б» п. 1 ч. 2, п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК).

Итак, первая из особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц заключается в усложнении порядка принятия одного из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждается в отношении кого-либо из этих лиц; 2) о привлечении кого-либо из этих лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения преступления. Эти вопросы применительно к каждой конкретной категории лиц, пользующихся повышенной защитой, регламентированы в ч. 1 ст. 448 УПК.

Так, одно из упомянутых решений в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы может принять лишь Председатель СК РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ. Если будет установлено, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным парламентарием мнением или выраженной им позицией при голосовании или связано с другими его законными действиями, то Совет Федерации или Государственная Дума отказывает в даче согласия на лишение его неприкосновенности. Это исключает возможность производства по уголовному делу в отношении данного лица.

В свою очередь, возбудить уголовное дело в отношении Генерального прокурора РФ либо принять решение о привлечении его в качестве обвиняемого вправе лишь Председатель СК РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей ВС РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления (ч.ч. 2, 3 ст. 448 УПК).

Для возбуждения уголовного дела в отношении судьи ВС РФ, судьи краевого, областного и приравненных к ним судов либо для привлечения этих судей в качестве обвиняемых необходимо решение Председателя СК РФ, принятое с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Возбудить дело в отношении судьи районного суда или мирового судьи может также лишь Председатель СК РФ, получив согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.

Лишь Председатель СК РФ может возбудить уголовное дело в отношении руководителей и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, кандидата в Президенты РФ. Если дело возбуждено по факту совершения преступления, то лишь Председатель СК РФ принимает решение о привлечении их в качестве обвиняемых.

В отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката решение о возбуждении дела (привлечении в качестве обвиняемого) уполномочен принимать руководитель следственного органа СК РФ по субъекту России, а в отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов – Председатель СК РФ или его заместитель.

Некоторые изъятия из общего порядка задержания установлены ст. 449 УПК применительно к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, судье, прокурору, руководителю и аудитору Счетной палаты РФ, Уполномоченному по правам человека в РФ, Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий. Эти лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Особенности избрания меры пресечения в отношении отдельных категорий лиц, а также производства с их участием следственных действий, установлены ст. 450 УПК. Так, судебное решение об избрании в отношении судьи КС РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно КС РФ или квалификационной коллегии судей. Судебное решение об избрании в отношении парламентария, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы.

Следственные и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с УПК не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица, пользующегося повышенной защитой, если уголовное дело в отношении него не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве обвиняемого, производятся с согласия соответствующего суда, указанного в ч. 1 ст. 448 УПК применительно к данной категории лиц.

Вновь подчеркнем, что дополнительные гарантии предоставляются отдельным категориям лиц не в качестве их личной привилегии, а как составная часть защиты публичных интересов, связанных с выполнением таким лицом определенных функций. Поэтому утрата лицом соответствующего статуса к моменту производства по уголовному делу влечет за собой прекращение действия для него этих гарантий. Так, ВС РФ признано обоснованным возбуждение уголовного дела в общем порядке в отношении бывшего следователя, который хотя и совершил преступление (получение взятки) в период нахождения на этой должности, однако в дальнейшем был уволен из следственного органа, поскольку факт возбуждения дела не связан с вмешательством в его служебную деятельность и преследованием за нее (см. кассационное определение ВС РФ от 26.02.2013 по делу №18-О13-6).

 

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлено наличие особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц?

2. Каким лицам в связи с выполняемыми ими публичными функциями предоставляются дополнительные гарантии невмешательства в их деятельность?

3. Каковы особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, а также привлечения их в качестве обвиняемых?

4. Каковы особенности применения к названным лицам мер принуждения и производства с их участием следственных действий?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.