Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и объект социологии: уровни и типы определения предмета социологии.





Иерархия социологического знания

 

В современной методологии – и в нашей стране, и за рубежом – научное знание принято понимать иерархически и мыслить здание социологической науки состоящим из пяти этажей.

- на самом верхнем этаже расположена научная картина мира (философские предпосылки),

- на четвертом этаже – общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня,

- на третьем находятся частные, или специальные теории – обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов,

- на втором этаже размещаются эмпирические исследования – сравнительные, крупномасштабные, репрезентативные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и способствующие приращению нового знания.

- на нижнем этаже находятся прикладные исследования – маломасштабные и нерепрезентативные исследования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разобрать практические рекомендации для ее решения.

Четыре верхних этажа социологического знания занимает фундаментальная социология, а последний, пятый – прикладная. Три верхних уровня в пятиэтажном здании социологии занимает теоретическое знании, а два нижних принято именовать общим названием эмпирическое знание.

Прикладные исследования – это исследования местных событий. Цель прикладного исследования – не описание социальной реальности, а ее изменение.

Эмпирические исследования нацелены на приращение знаний, и они подтверждают либо опровергают какую-то частную теорию.

 


9. Научная теория, ее структура, функции и эмпирическое подтверждение.

Центральным элементом в системе теоретического знания выступает научная теория, которая подразделяется на два уровня - общая теория и частная теория. частная и общая теории различаются тем, что описывают разные совокупности фактов. Частная не выводится из Общей.

Общая теория - совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория - логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования.

Эмпирическое (фундаментальное) исследование - непосредственное исследование объекта, проведенное с помощью конкретных социологических методов (опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.) и направленное на проверку частной теории.

Научная теория есть знание особого рода - знание всеобщее (универсальное) и необходимое

(содержательно аподиктическое).

Научная теория имеет сложную иерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего

слоя образуют относительно автономные области (теоретические системы), которые связаны

с областями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования.

Из естествознания перешли в социальные науки, в том числе в социологию, все

методологические принципы и требования к научному исследованию.

У научной теории две важнейшие функции - объяснять устройство реального мира и

предсказывать будущие события. Объясняются связи абстрактных объектов модели, а

предсказываются - связи реальных объектов в окружающем мире.

Относительная молодость социологии накладывает свой отпечаток на процесс развертывания теории, ее тип и структуру. Здесь появляются, например, эмпирические теории как итог конкретного исследования, теории отдельных процессов, т.е. унитарные теории, в социологии меняется функция НКМ. Иными словами, в социологии многие уровни и компоненты теоретического знания присутствуют здесь как бы в свернутом виде. У картины мира и общесоциологической теории много общего. И в том, и в другом случаях фиксируется знание о наиболее существенных чертах социального бытия человека и фундаментальных закономерностях развития общества. Но в картине мира фундаментальное знание фиксируется в строгую систему неупорядоченно, иначе говоря, в неявном виде, а в общей теории заключено явное (текстуальное) знание.

 


10. Социологические теории общества.

 

Типы социологических теорий:

Общие соц теории – описание и объяснение жизни общества в целом: теория общ формаций Маркса, теория соц действия Вебера, структурно-функциональная теория Парсонса и т.п.

Специальные соц теории – изучают социальные хаконы и закономерности функционирования и развития соц общностей, т.е. То, что образует непосредственно предмет социологии

Дополняющие их теории формируются на стыке с др науками (экономика, политология и т.п.). Объект – отдельные части общества

Различия между динамическими и стохастическими теориями состоят в характере тех законов и процессов, которые лежат в их основе. Динамические теории характеризуют поведение системы и объекта строго однозначно. В основе стохастических теорий лежат статистические законы. Эти теории описывают или объясняют поведение системы или объекта с определенной степенью вероятности. Теории, описывающие изменения структуры изучаемого объекта, относятся к разряду теорий развития, а теории, описывающие факторы стабилизации его структуры, составляю класс теорий функционирования.

Теоретический оптимизм – теоретический пессимизи

«Атомистическая» теория – общество-совокупность действующих личностей или отнощений между ними. «легкая паутина межличностных чувств и установок» Дж. Дэвис. Крайним выражением этой концепции стала теория Зиммеля – общесвто-взаимодействие индивидов. Оно всегда складывается вследствии опр влечений или ради опр целей. Это взаимодествие означает, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется общество.

«Сетевая» теория – совр название данной концепции. Р. Берт – личностные атрибуты действующих индивидов

Теория «социальных групп» - общество-совокупность различн пересекающихся групп людей. Кот явл разновидностями одной доминирующей группы. Знанецкий – народное общество-группы и совокупности в пределах одного народа, «общество»=«человечество»

Общество - система соц институтов и организаций, большая совокупность людей, осущ совместную соц жизнь в пределах ряда СИ и орг – Ботомор, Липсет

Дюркгейм первый после Конта сделал попытку интерпретации об-ва как нечто своеобразного. Оно представляет собой органическое единство не меньше, чем предшестующие формы общества

Функциональная концепция трактует общество как группу человеч существ, представляющ собой самообеспеч-ся систему действия

Аналитическая дефиниция – об-ва-относит самост нас, хар внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естеств воспроизводством.

Общество – определившаяся в процессе историчесокго развития чел-ва относит устойчивая система соц связей и отношений как больших так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции,закона, соц инст, основывающаяся на опр способе произв, распр,обмена и потр мат и дух благ.

 

Сферы и институты общества.

 

Экономическая сфера, социальная, политическая, духовная

Гос-во – важнейший соц институт организованного об-ва. С внешней точки зрения – совокупность лиц, учреждений, снабженных опр мат ср-вами и осущ конкр соц ф-ию. С содержат стороны – установленный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения опр лиц в опр ситуациях.

Соц институт –совокупность соц норм и правил, регулирующих опр сферу общ отношений т.е. Контролирует и упорядочивает поведение индивидов, поддерживает установленный порядок общ отношений.

Ф-ии соц институтов: ф-ии как задача,ф-ии как реальный результат, латентные ф-ии, удовлетворение осн общ потребностей в опр сфере

Дисфункции. Изм соц потребности не находят адекватного отражения в структуре и ф-иях соц инст, в результате такого несоответствия – дисфункция. Внешне выражается в недостатке кадров, там ср-в, орг недостатках. Обнаруживается в случае потери деперсонализации, защита от капризов и произвола индивидов.

Эффективность СИ зависит от четкого распр ролей и успешной работы механизмаЮ обеспеч их должное исп

Соц факт выполняет опр соц ф-ию

Социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

С. И. – совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, обеспечивающая определенную потребность посредством функционирования системы взаимосогласованных, целесообразно ориентированных стандартов поведения.

- Совокупность норм и правил по определенному кругу общ-ых отношений.

 

Признаки общества Э. Шилза.

 

Американский социолог Э. Шилз выделяет следующие критерии общества:

1) оно не является частью более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данного объединения;

3) оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

5) у общества есть собственное название и собственная история;

6) оно обладает собственной системой управления;

7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил) которую называют культурой.

 

Предмет и объект социологии: уровни и типы определения предмета социологии.

Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Если при описании объекта исследования главным действующим лицами у социологов являются респонденты - живые люди, то при описании предмета науки таковыми выступают понятия и категории – мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.

Выбор объекта и предмета в социологическом исследовании

-очерчивает круг изучаемых проблем

-выступает структурообразующим моментом, определяет место и роль в научной дисциплине.

Предмет – это развернутое вовне, то, что представлено наблюдателю, Объект – неразвернутое.

Объект представлен живыми людьми, реальными явлениями, процессами и организациями – он многогранен,поэтому социолог выбирает 1 грань объекта.

Предмет соц исследования отражает выбранную грань объекта, отсеивая все второстепенное и выделяя наиболее важное и устойчивое.

Предмет определяет специфику науки, тк предмет есть определенный слой, сторона объекта, свзятая одной наукой в качестве основной.

Надо различать «предмет науки и предмет социологии.

Предмет науки – модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, отражает специфику науки.

Предмет социологии – совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых оценивается соц.реальность.

С помощью понятий оценивается соц.реальность проблемы указывают на темы эмпирических исследований.

Типы определения предмета социологии:

-экстенсивный (расширительный, связанный с увеличением, сбором фактов) Представляет совокупность всех тем соц.исследований (актуальность, наличие тн «белых пятен» - в годы «застоя» нет соц. Девиантного поведения – искусственное ограничение кругозора социологии).

-интенсивный (углубленный, появляющийся за счет внутренней организации теоретического знания). Тематическое (проблемное) поле социологии, совокупность всех исследований.

 

Уровни определения предмета социологии.

1 эмпирический уровень знания – тематическое поле социологии

2 концептуальный уровень – сумма частных теоретических понятий, в социологии – совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет практическое решение социальных проблем (общество, личность, соц.структура), разделы социологии.

3 категориальный – самый общий уровень, определяет СОЦИОЛОГИЮ КАК НАУКУ ОБ ОБЩЕСТВЕ, ИЗУЧАЮЩУЮ ЕГО СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦ. ГРУПП, ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА.

 

При экстенсивном определении перечисляются все темы эмпирических, теоретических и прикладных исследований, при Интенсивном – дается спецификация аналитической «мощи»?? социологии.

 

Предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения:

1. Всеобщем (С – наука об обществе)

2. Частном (С – нау4ка о поведении людей, как представителей больших социальных групп)

3. Единичном (С – совокупность всех тем эмпирических исследований)

 

Предмет – совокупность понятий, при помощи которых наука описывает объективную реальность.


5. Научная теория в социологии.

 

Центральным элементом в системе теоретического знания выступает научная теория, которая подразделяется на два уровня - общая теория и частная теория. частная и общая теории различаются тем, что описывают разные совокупности фактов. Частная не выводится из Общей.

Общая теория - совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.
Частная теория - логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших подтверждение в результате эмпирического (фундаментального) исследования.
Эмпирическое (фундаментальное) исследование - непосредственное исследование объекта, проведенное с помощью конкретных социологических методов (опрос, наблюдение, эксперимент и т.д.) и направленное на проверку частной теории.

 

Научная теория есть знание особого рода - знание всеобщее (универсальное) и необходимое (содержательно аподиктическое).
Научная теория имеет сложную иерархическую структуру. Абстрактные объекты верхнего слоя образуют относительно автономные области (теоретические системы), которые связаны с областями нижестоящих уровней не прямо, а через специальные преобразования.

Из естествознания перешли в социальные науки, в том числе в социологию, все методологические принципы и требования к научному исследованию.

У научной теории две важнейшие функции - объяснять устройство реального мира и предсказывать будущие события. Объясняются связи абстрактных объектов модели, а предсказываются - связи реальных объектов в окружающем мире.

Относительная молодость социологии накладывает свой отпечаток на процесс развертывания теории, ее тип и структуру. Здесь появляются, например, эмпирические теории как итог конкретного исследования, теории отдельных процессов, т.е. унитарные теории, в социологии меняется функция НКМ. Иными словами, в социологии многие уровни и компоненты теоретического знания присутствуют здесь как бы в свернутом виде.

У картины мира и общесоциологической теории много общего. И в том, и в другом случаях фиксируется знание о наиболее существенных чертах социального бытия человека и фундаментальных закономерностях развития общества. Но в картине мира фундаментальное знание фиксируется в строгую систему неупорядоченно, иначе говоря, в неявном виде, а в общей теории заключено явное (текстуальное) знание.


6. Понятийный аппарат, его роль в концептуализации предметной области.

Статус – социальное положение индивида в группе или обществе.

Роль – модель поведения в соответствии с правилами и обязанностями, закрепленными за статусом, соответствующими социальными нормами, роль – динамическая характеристика статуса.

Социальная структура общества = совокупность устойчивых связей между элементами социальной системы.

Социальное взаимодействие – взаимодействие между индивидами, в процессе которого передается социально значимая информация или осуществляются действия, ориентированные на другого другого.

 

Социализация – продолжающееся всю жизнь усвоение культурных норм и социальных ролей.

Культура - совокупность традиций, обычаев, соц.норм, правил, регулирующих поведение и передаваемых из поколения в поколение.

Социальный контроль – механизмы поддержания в обществе порядка через использование властных полномочий, соц.норм и санкций.

Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями, и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Соц.система – совокупность основных элементов общества, совокупность соц.институтов.

Соц.группа – совокупность людей, занимающих одну и ту же соц.позицию или выполняющих одну соц.роль.

Соц.стратификация – расслоение людей на классы и иерархические ранги, неравномерное распределение прав и привилегий, власти и влияния, ответственности и обязанностей.

Соц.процесс – серия случайных явлений, связанных межу собой структурными и ***** *****???

Соц.действие – поведенческий акт, совершенный соц.субъектом, ориентированный на др.человека.

Концептуализация – наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их в понятия.


7. Структура социологического знания

 

Основные компоненты знания. Первый компонент вкл. в себя знание о знании (методологическое знание) и знание о предмете. Второй компонент – это отдельные методы, и собственно социологические исследования.

Методологическое знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии; знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; процессе социологического явления, его структуре и функциях.

Знание о предмете – это специально построенные классификации или типологии, концептуальные или математические модели, гипотезы и теории, статистические данные.

Методы в социологии – это средство получения и систематизации научного знания о социальной реальности. Они включают в себя принципы организации познавательной деятельности, регулятивные нормы или правила, совокупность способов и приемов действия, порядок действий.

Последовательность способов и приемов действия называется процедурой. Процедура является неотъемлемой частью любого метода.

Методика – это реализация метода в целом, а следовательно и его процедуры. Методика включает в себя технику. Техника – это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства.

Уровни и функции знания. В зависимости от уровня знания социологического исследования делят на теоретические и эмпирические.

Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональный и генетический. Первый касается соотношения развитого теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса. Второй аспект проблемы соотношение теоретического и эмпирического в научном познании касается формирования теоретического аппарата, том числе научной теории, перехода от эмпирической стадии науки к теоретической ее стадии.

Социологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: объяснения социальной действительности и ее преобразования. Если деление социологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнями знания, то деление социологии на фундаментальную и прикладную – с ее ориентацией на собственно научные и практические задачи. Прикладные исследования не образуют особого уровня.

По характеру получаемого знания исследования делятся на методологические (знание о знании) и неметодологические (знание о предмете). Результатом методологического исследования являются методологические знания, т.е. знания о средствах исследования предмета социология. Методологические исследования относятся к любому уровню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии.

Социологическое исследование состоит из трех стадий, каждая из которых может представлять собой самостоятельное исследование. Первая стадия – собственно методологическая – связана с разработкой программы исследования на основе либо уже имеющихся знаний и методов, либо формируемых заново, специально предназначенных для данного исследования. Вторая стадия – эмпирическая – связана с получением эмпирического знания. Это прежде всего Полеве исследование, работа на объекте, сбор социологической информации, ее обработка и анализ. Третья стадия – теоретическая – связана с получением теоретического знания. Следует различать социологические и социальные исследования. Первые посвящены изучению законов и закономерностей развития различных социальных общностей, характера и способов взаимодействия людей, их совместной деятельности. Социальные исследования, в отличии от социологических, наряду с формами проявления и механизмами действия социальных законов и закономерностей предполагают изучение конкретных форм и условий социального взаимодействия людей. Социальные исследования являются комплексными, проводятся на стыке наук.

Социологическая парадигма.

Парадигма как совокупность философских, общенаучных и метатеоретических оснований науки – социологии. Три вида парадигм:1) парадигмы, обосновывающие самостоятельный статус определенной науки, ограничивающие на качественном уровне одно научное знание от другого;2) парадигмы, проводящие существенные различия между историческими стадиями в развитии науки;3) парадигмы, дифференцирующие научные сообщества в рамках одной и той же науки на одном и том же историческом этапе ее развития.

Парадигма науки и научная теория. Понятие парадигма шире по объему, чем понятие «теория». Теория – это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме, а также совокупность более или менее достоверных и логически взаимосвязанных суждений. В теории выделяются 1) основные научные категории, связи и отношения которых образуют структуру предмета данной науки; 2) система понятий, принятая для интерпретации этих категорий, фундаментальные законы и принципы, посредством которых выражаются связи и отношения между понятиями; 3) вся совокупность логических следствий, которая вытекает из фундаментальных законов и принципов теории.

Социологическая парадигма и социологическая теория. В социологической парадигме объектом социологии является социальная реальность и ее основные элементы. Социологическая теория – это логически взаимосвязанная система понятий и принципов, посредством которых интерпретируется природа тех или иных элементов социальной реальности и взаимодействие между ними.

Социологическая теория и метатеория. Метатеория есть критическое изучение определяющих принципов какой-либо совокупности уже аккумулированного знания. Два основных вида метатеорий: те, которые служат предпосылками выработки социологической теории, и те, которые связаны с ее дальнейшем развитием.

Различные виды метатеорий и метаанализа в социологии можно объединить общим названием метасоциология. Метасоциология – это анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии вообще, равно как и ее различных компонентов – концепций, теорий, моделей, методов и т.д. Отличие метасоциологии от социологии состоит в том, что объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии – сама социология.

Четыре социологических парадигмы: социальных фактов, социальных дефиниций, социального поведения, социально – исторического детерменизма. Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов: социальным структурам и социальным институтам, акцентирует внимание на их природе и взаимодействии. Иное представление о социальное реальности содержится в парадигме социальных дефиниций. Ее основным элементом являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Социальная реальность в парадигме социального поведения выступает как совокупность таких факторов, исходя из которых, действующие личности оценивают свое окружение; эта реальность, сконструированная из различных символов и значений, в свою очередь, детерминирует их социальное действие.

Основными элементами социально – исторического детерминизма являются структурные и личностные элементы соц реальности. Их внутренние и внешние связи и отношения образуют в совокупности то, что называется социальной реальностью.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.