Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Язык как предпосылка возникновения и развития культуры. Виды языка.





 

Язык – это совокупность слов или иных знаков, организованных по определенному правилам, составляющим его грамматику.

Естественный язык – это набор передаваемых через культуру моделей поведения, общих для самой большой группы индивидов, т.е общества.

Естественный язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, неразрывно связан с мышлением. Он служит средством хранения и передачи информации, механизмом управления человеческим поведением.

Языковой набор:

Национальный язык- язык на котором говорит большинство населения данного гос-ва либо влиятельное меньшинство, навязавшее свой родной язык большинству в качестве национального.

Официальный язык- это язык правительства, власти и управления.

Родной язык – это первый усвоенный человеком язык общения.

Совокупность языков, которыми полностью или частично владеет человек, называется языковым набором.

Символ- это звук, предмет или событие, которые для членов данной нации, сообщества или группы имеют определенное значение (смысл).

Роль языка в культуре. Вне языка культура невозможна. При помощи языка мы фиксируем символы, нормы, обычаи, передаем информацию и научные знания, а что еще важнее – модели поведения. Язык – социальное средство, коммуникации, использующее звуковые и письменные символы.

Культура передается посредством языка – совокупности произвольно произносимых или записываемых символов, способность к которому отличает человека от всех других существ. Благодаря языку возможна культура как накопление, аккумуляция знаний, а также их передача из прошлого в будущее. Язык – предпосылка культуры, а не ее результат. Он праматерия культуры. Язык – фундамент, предпосылка всех предпосылок.


47. Понятие о культурно-речевом статусе.

 

У каждого человека есть не только социальный, но культурно-речевой статус, который обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры.

В одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых систем.Культурно-речевая среда.

Под культурно-речевой средой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм).

Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс являют собой разновидности культурно-речевой среды. Культурно-речевая среда выступает средой социализации и одновременно- средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции. Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей регулируют привычки, этикет, манеры и кодекс. Привычки надо понимать как твердо усвоенные образцы поведения, возникающие в результате долгого повторения и выполняющиеся автоматически, бессознательно. Манеры – стилизованные схемы (стереотипы) привычного поведения. Манеры базируются на привычках, но выражают внешние формы поведения. Характерная деталь манеры – стилизация поведения, т.е превращение привычного действия в образную систему действий, подчеркивающих что-либо (намерение, цель).

Этикет – принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного повеления, иначе говоря, комплекс манер. Кодекс чести, этот систематический набор правил, даже законов, если хотите, по которым живет человек, либо выработан им самим, либо достался ему в наследство или же подсмотрен у других.

 


48. Социокультурное пространство общества.

 

Очевидна многомерность социокультурного пространства как объекта изучения. Можно выделить три среза социума как социокультурного пространства. Это, во-первых, символическое пространство духовной культуры, объективированное в ценностях и нормах поведения, в совокупности творений человеческой души и разума – сакральных и светских, мифологических и рациональных, традиционных и современных, закрытых и открытых. Такое символическое пространство не имеет физических границ; оно многослойно и включает несколько типов культур. Их способом бытия служит диалог – внутри каждой культуры, между культурами и субкультурами. Различные слои этого пространства противоречиво взаимодействуют, проникают один в другой.

Во-вторых, институциональное пространство социальных отношений, включая экономические, политические, идеологические. В России для этого пространства характерны: территориальная многовариантность и региональная закрытость (автаркия), которая лишь отчасти может компенсироваться проникновением административной вертикали.

В-третьих, предметное пространство материальной культуры – разнообразных предметов, создаваемых человеком: предметы быта, одежды, культа, орудия труда, машины, обработанная природа и т. д. Оно заключено в физическое пространство и время. Совокупность этих срезов социокультурного пространства дифференцирована по вертикали и по горизонтали. Вертикальная дифференциация означает иерархическое неравенство (по принципу «выше–ниже») статусов различных компонентов пространства, их престижей в сознании населения. Горизонтальная дифференциация означает структурные различия между компонентами, находящимися на одном уровне иерархии статусов/престижей. Так возникает структурный плюрализм социокультурного пространства. Большинство россиян, как граждане и как личности, включены в несколько разных, часто противоречивых компонентов этой структуры. Наиболее активные индивиды и группы населения, обладающие сильным социальным ресурсом, воспринимают такой плюрализм как пространство своей свободы, которое позволяет им активно адаптироваться к спонтанно возникающим структурам, подниматься вверх по лестнице статусно/престижной иерархии, создавать «под себя» недостающие ступени этой лестницы, навязывать другим людям и группам собственную волю, даже вседозволенность. Но для многих индивидов и слоев населения со слабым ресурсом плюрализм социокультурного пространства оказывается фактором неустойчивости их положения, мобильности по горизонтали или вниз по лестнице статусно/престижной иерархии, нередко на ее дно. В настоящем проекте авторы сосредоточили внимание на горизонтальной дифференциации социокультурного пространства России, хотя не упускается из вида и вертикальная его дифференциация. Мезоуровнем горизонтальной дифференциации, его комплексным звеном служит регион, который в данном случае понимается в территориальных границах субъекта Российской Федерации. Это основной элемент федеративного (политического, административно-управленческого) устройства России и вместе с тем – исторически сложившаяся территориально-культурная общность, ячейка социокультурного пространства страны. Регион выполняет определенные функции по отношению к людям, которые проживают на данной территории и связаны взаимоотношениями по ее освоению и воспроизводству своей жизни. В свою очередь, внутри региона существует множество дифференциаций – вертикальных и горизонтальных. Сопоставляя регионы, мы рассматриваем внутренние его дифференциации как находящиеся на одном уровне, как элементы горизонтальной дифференциации социокультурного пространства всей страны.

каждое поколение выстраивает собственный жизненный мир - социокультурное пространство, которое состоит из определенных значений ведущих понятий, системы символов, системы ценностей и норм. Именно в данном пространстве происходит идентификация индивида как личности, как социального субъекта и как профессионала.


49. Культурно-речевая среда. Элементы культурно-речевого поведения: привычки, манеры, этикет, кодекс чести.

Основа культуры общения – соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета).

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют

культурой общения, культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно

понимать сущность речевого этикета.

В коммуникативном общении люди передают друг другу ту или иную информацию,

что-то сообщают, к чему-то побуждают, о чем-то спрашивают, совершают

определенные речевые действия. Однако прежде чем перейти к обмену логико-

содержательной информацией, необходимо вступить в речевой контакт, а это

совершается по определенным правилам. Мы их почти не замечаем, поскольку они

привычны. Заметным становится как раз нарушение неписаных правил: продавец

обратился к покупателю на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, кого-то

не поблагодарили за услугу, не извинились за проступок. Как правило, такое

неисполнение норм речевого поведения оборачивается обидой, а то и ссорой,

конфликтом в коллективе. Поэтому важно обратить внимание на правила

вступления в речевой контакт, поддержания такого контакта - ведь без этого

деловые отношения невозможны.

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом -сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и многие другие.

Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику, что может создать благоприятный климат общения. Богатый набор

языковых средств дает возможность выбрать уместную для речевой ситуации и

благоприятную для адресата ты- или в ы форму общения, установить

дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.

В речевом этикете передается социальная информация о говорящем и его адресате, о том, знакомы они или нет, об отношениях равенства/неравенства по возрасту, служебному положению, об их личных отношениях (если они знакомы), о том, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, и т.д.

Можно выделить несколько сущностных признаков

речевого этикета, объясняющих его социальную остроту.

Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков

этикета. Хочешь быть “своим” в данной группе — большой или малой,

национальной, социальной,— исполняй соответствующие ритуалы поведения и

общения.

Социальная заданность ритуальных знаков этикета воспитывается в людях с

раннего детства.

Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается

адресатом как социальное “поглаживание” Здравствуйте

будьте здоровы; Благодарю – благо дарю. Спасибо – спаси вас Бог

за доброе дело; Извините

Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение

этикетного выражения представляет собой речевое действие, или речевой акт, т.

е. выполнение конкретного дела с помощью речи. Известно, что для осуществления множества действий, состояний речь не нужна. Человек может сидеть, ходить, выполнять какую-то физическую работу, и для этого ему не надо ничего говорить.

Но есть такие действия, которые могут совершаться только с помощью одного

инструмента — языка, речи. Как осуществить действия: “совет”, или “обещание”,

или “благодарность”? Для этого надо сказать советую, обещаю, благодарю.

Исследования выявили, что зафиксированных в словарях названий речевых действий до тысячи, способов же непосредственного выражения – великое множество.

Четвертый признак связан с третьим и касается самой структуры высказываний, в

которых открытыми оказываются “я” и “ты”:

Это открытое, эксплицитное представлена коммуникантов в грамматике предложения,

но может быть и скрытое, имплицитное, семантическое представление их, как в

благодарности

Пятым важным признаком речевого этикета можно считать его связь с категорией

вежливости.

 

Н ормой речевого поведения принято считать вежливость В основе вежливости, этикета лежат извечные моральные ценности: уважение к старшим, признание человеческого достоинства, наконец, доброжелательное отношение к людям.

Этикетные правила распространяются на все слои общества: существует придворный этикет и крестьянский, и нередко среди простого народа этикетные предписания оказываются жестче, чем в высших сферах. Во многих традиционных обществах этикет действует строже, чем в современных демократических. Особенно известны приверженностью к строгому этикету кавказские народы. Для них этикет – это целая система престижного поведения, основанная на иерархии нравственных ценностей, соблюдение которой – своего рода кодекс чести.


50. Культурно-речевая стратификация. Иерархия форм языка.

 

Язык не только дифференцирован (разнообразен у социальных групп), но и стратифицирован по уровням на высшие и низшие формы.

В лит-ре выделяют следующие основные формы существования языка:

-литературный язык – главная форма существования национального языка, воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другие богатством, обработанностью строгостью.

-народно-разговорный язык – стилистически сниженная, менее нормированная форма языка. Доступна индивидам с любым видам образования.

-просторечие – нелитературный стиль обиходно-разговорной речи. Просторечие – совокупность особенностей речи людей, не вполне владеющих нормами литературного языка.

-территориальный диалект – бесписьменная форма существования языка, ограниченная бытовой сферой общения, одним географическим районом и социальным классом – а именно крестьянством. Исторически самая ранняя форма существования языка.

-социальные диалекты или социолекты – условные языки (арго) и жаргоны. Их носители – городские социальные группы.

Классификация социолектов.

1)Профессиональные языки – набор разрозненных слов и сочетаний, вклинивающихся в обиходный язык. Их называют лексическими системами или профессионализмами.

2)Корпоративные жаргоны – параллельный ряд слов и выражений, синонимичных основному языку. Жаргон – лингвистическое проявление субкультуры. Сюда же относится молодежный сленг.

3)Условные языки (арго) – лексические системы, выполняющие конспиративные функции данного языка, непонятного для посвященных. Цели засекречивания – сохранения тайн ремесла, защита в условиях бродячей жизни, желание показать языковое превосходство.

4)Жаргон деклассированных – экспрессивно-эмоциональная лексика, стилистически сниженная, грубая, вульгарная речь, изобилующая словами с резко отрицательным значением. Жаргон служит средством общения внутри группы деклассированных элементов, опознание «своих» в качестве своеобразного пароля, выражения негативного отношения к социально одобренным ценностям, официальным институтам власти.

Культурно-речевая стратификация раскрывает иерархическую структуру общества и его культуры.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.