Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Статья 112. Прекращение полномочий судьи







1. Полномочия судьи прекращаются в случае его смерти.

2. О наличии основания для прекращения полномочий судьи председатель суда, в котором судья занимал должность, сообщает Высшую квалификационную комиссию судей Украины. К уведомлению прилагаются документы, которые свидетельствуют о наличии основания для прекращения полномочий судьи.

 


53. Дисциплинарная ответственность судей и ее основания.

Дисциплинарная ответственность судей является элементом социального контроля за судебной властью. В этом контексте всегда актуальным остается вопрос, какими средствами можно достичь баланса между социальным контролем за судом и судейской независимостью.
Решение этой проблемы заключается прежде всего в устранении логико-структурных дефектов в правовом регулировании. Речь идет, в частности, о неурегулированности процедурных вопросов, нечеткость выписанных в законе норм.

Опыт дисциплинарной работы Комиссии, проведение семинаров и научных конференций, выработка согласованной стратегии взаимодействия всех органов, задействованных в этом процессе, позволил усовершенствовать процедуру дисциплинарного производства и сформулировать позицию относительно спорных вопросов дисциплинарной ответственности судей.
Продолжаются профессиональные дискуссии относительно целесообразности увеличения срока, в течение которого судью можно привлечь к дисциплинарной ответственности с момента совершения им дисциплинарного проступка, закрепление на законодательном уровне порядка рассмотрения Комиссией жалоб в случае, если судьей совершено незначительный проступок, который не привел к негативным последствиям, а также целесообразности создания единого дисциплинарного органа.



Достичь консенсуса и получить конкретный ответ в процессе совместного обсуждения нужно в таких вопросах: каким образом должна рассматриваться дисциплинарное дело, если на момент ее рассмотрения судья, отношении которого поступила жалоба, подал заявление об отставке; должны ли дисциплинарные инспекторы быть судьями (судьями в отставке); является ли основанием для прекращения дисциплинарного производства отзыве жалобы заявителем; необходимость учета предыдущего дисциплинарного взыскания в случае повторного дисциплинарного проступка; введение психологического тестирования кандидатов на должности судей как предотвращение назначению потенциально проблемных судей.

Решение указанных вопросов, безусловно, будет способствовать объективному и оперативному рассмотрению дел о дисциплинарной ответственности судей в перспективе.
По состоянию на 1 декабря 2011 года к Высшей квалификационной комиссии судей Украины поступило 25374 обращения. Относительно 12386 обращений были даны ответы по существу затронутых вопросов без проведения проверки данных о наличии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. 1574 обращения были направлены по принадлежности или признаны такими, что ненадлежащим образом оформлены.

За 8528 обращениями проведена проверка с принятием соответствующего решения Комиссии, в том числе 3031 решение об отказе в открытии дисциплинарного дела. По 2886 жалобах проверка продолжается и по 513 заявлениям (жалобам) принято решение об открытии дисциплинарного дела. Из общего количества рассмотренных дисциплинарных дел привлечено к дисциплинарной ответственности 127 судей местных и апелляционных судов с наложением дисциплинарного взыскания в виде выговора.

По иску к Высшей квалификационной комиссии
судей Украины, Высший административный суд Украины рассмотрел 97 административных дел из 113: по 77 - отказано в удовлетворении исков; 11 - удовлетворенно; 5 - оставлено без рассмотрения.

В отношении 21 дисциплинарного дела Комиссией было принято решение о направлении рекомендации к Высшего совета юстиции для решения вопроса внесения представления об освобождении судьи от должности.

Практика реализации Комиссией полномочий по дисциплинарной ответственности судей свидетельствует, что процедура дисциплинарного производства требует более детального законодательного урегулирования. В частности, необходимо обеспечить оперативное действенное реагирование дисциплинарных органов при совершении дисциплинарного производства; независимость судьи во время дисциплинарного производства и исключить влияние на судью как члена Комиссии, так и дисциплинарного инспектора. Также следует на законодательном уровне четко разграничить понятия «дисциплинарный проступок» и «нарушение присяги судьи», закрепить и расширить виды дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены го судьи; разработать и внедрить дисциплинарный устав (положение), в котором четко прописать процедуру дисциплинарной ответственности судьи; законодательно урегулировать вопрос единоличного рассмотрения членом Комиссии жалобы, что не содержит признаков дисциплинарного проступка. Кроме того, правовой определенности требует статус дисциплинарных инспекторов и требования к ним.
54. Виды дисциплинарных взысканий, применяемых к судьям.

В законодательстве выделяется два вида дисципли­нарной ответственности: общая и специальная. Общая дисциплинарная ответственность наступает по КЗоТ Ук­раины (ст. 147). Специальная дисциплинарная ответ­ственность предусматривается только для конкретно оп­ределенных категорий работников на основании уста­вов о дисциплине и специальных нормативных актов.

Статья 147 КЗоТ предусматривает два дисциплинар­ных взыскания: выговор и увольнение. За нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть приме­нено только одно дисциплинарное взыскание.

Выговор — это вид взыскания, который является дисциплинарной мерой личного неимущественного характера и заключается в негативной оценке и осуждении поведения работника в трудовом коллективе.

Увольнение — это организационная мера, связанная с расторжением трудовых отношений с работником, нарушающим трудовую дисциплину.

Законодательством, уставами и положениями о дис­циплине могут быть предусмотрены для отдельных ка­тегорий работников и другие дисциплинарные взыска­ния.

Согласно Закону Украины „ О статусе судей” от 15 декабря 1993[9] года ст.32 предусматривает применение к судьям таких дисциплинарных взысканий как : выговор, понижение квалификационного класса, увольнение с должности.

Установление специальных правил дисциплинарной ответственности судей говорит о том, что нормы КзоТ Украины о дисциплинарной ответственности на судей не распространяются.

[1] Закон України від 15 грудня 1992 року” Про сттус суддів”// Відомості Верховної Ради України .-1993.-№8.-Ст.56.


55. Правовые основы деятельности прокуратуры.

Полномочия прокуроров представляют собой закрепленные в Законе их права совершать действия, направленные на выявление, устранение и предупреждение нарушений Закона Кабинетом Министров Украины, министерствами, государственными комитетами, ведомствами, другими органами государственного и хозяйственного управления и контроля, правительства Автономной Республики Крым, местными Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, воинскими частями, политическими партиями, общественными организациями, массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами. Реализуя полномочия, прокурор обязан принимать меры к устранению нарушений Закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Организация деятельности прокуратуры — это закрепленная в Законе система правил осуществления ее функций, а также регламентация взаимоотношений органов и должностных лиц прокуратуры по руководству ею.

Началами деятельности прокуратуры являются основные положения, принципы, порядок осуществления которых определяется компетенцией ее органов и должностных лиц и правилами реализации ими своих полномочий.

Основными нормативными актами, регламентирующими деятельность прокуратуры, являются:

Конституция, в целом закрепляющая правовой статус прокуратуры (глава VII, п.9 главы XV).

Закон Украины «О прокуратуре Украины».

Уголовно-процессуальный, исправительно-трудовой, гражданский процессуальный, арбитражный процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, регламентирующих участие прокурора в соответствующих видах процесса.

Жилищный кодекс, регламентирующий выселение в административном порядке с санкции прокурора лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах грозящих обвалом (ст. 109 ЖК Украины).

Кодекс о браке и семье, предусматривающий использование прокурором полномочий для устранения нарушений прав и законных интересов граждан в сфере брачных и семейных отношений (ст. ст. 47, 69, 71, 75, 76, 121, 125).

Уголовный кодекс, предусматривающий ответственность за нанесение телесных повреждений, оскорбление, угрозу в отношении работника прокуратуры или его близких родственников, уничтожение их имущества и другие насильственные действия в связи с исполнением прокурором или следователем прокуратуры своих служебных обязанностей (ст. ст. 176, 189).

Иные законы, содержащие нормы, относящиеся к деятельности прокуратуры: «О языке в Украине», предусматривающие требования к языку прокурорского надзора (ст. 22); «О внешнеэкономической деятельности», согласно которому «От имени государства в процессе выступает государственный орган, и (или) должностное лицо, указанное в иске, и (или) один из прокуроров Украины» (ст. 34) и другие;

Нормативные акты, утвержденные постановлениями Верховной Рады: структура Генеральной прокуратуры, Положение о классных чинах работников органов прокуратуры, Дисциплинарный Устав прокуратуры;

Изданные Генеральным прокурором обязательные для всех органов прокуратуры приказы, распоряжения, утвержденные им положения и инструкции, указания по вопросам расследования, обязательные для исполнения всеми органами дознания и предварительного следствия.

Органы прокуратуры в пределах своей компетенции разрешают вопросы, вытекающие из общепризнанных норм международного права, прежде всего в области охраны прав человека. Основным нормативным актом здесь является Всеобщая декларация прав человека, закрепившая свободу и равенство людей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения, имущественного или иного положения; их право на жизнь, личную неприкосновенность, свободное передвижение, выбор места жительства, социальное обеспечение, труд, отдых, образование, участие в культурной жизни, свободу мысли, совести, убеждений и т.д. К этим нормам относятся также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция об охране материнства. Конвенция о свободе ассоциаций и защите прав на их организацию. Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Прокуратура в пределах своих полномочий решает вопросы, вытекающие из заключенных Украиной межгосударственных договоров (двусторонних и многосторонних), которые представляют собой источники международного права. В соответствии с Законом «О действии международных договоров на территории Украины» заключенные и ратифицированные Украиной международные договоры составляют неотъемлемую часть национального законодательства и применяются в предусмотренном для него порядке.

Разрешение прокуратурой вопросов, вытекающих из международно-правовых норм, состоит, во первых, в защите гарантированных ими прав и свобод человека и гражданина и, во-вторых, в реализации относящихся к прокуратуре полномочий, которые касаются возбуждения и расследования уголовных дел, выдачи преступников и т.п.


56. Задачи прокурорского надзора.

согласно п.9 Переходных положений Конституции Украины, на прокуратуру Украины возлагается надзор за соблюдением и применением законов. Эту функцию конкретизированы в ст.1 Закона Украины "О прокуратуре", согласно которой прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом Министров Украины, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, органами государственного и хозяйственного управления и контроля, Советом министров Автономной Республики Крым , местными советами, их исполнительными органами, воинскими частями, политическими партиями, общественными организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Прокурорский надзор за соблюдением и применением законов является по сути видом деятельности специально уполномоченных органов государственной власти, которая осуществляется от имени государства путем использования предусмотренных законом полномочий и правовых средств их обеспечения с целью выяснения состояния соблюдения Конституции Украины и законов, принятия мер к устранению нарушений законов, привлечения виновных к установленной законом ответственности, восстановление нарушенных прав.

В общем виде задачи прокурорского надзора сформулированы в ст.4 Закона "О прокуратуре". Согласно ее положениям, деятельность органов прокуратуры направлена ​​на всемерное утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка и имеет своей задачей защиту от неправомерных посягательств: 1) закрепленных Конституцией Украины независимости республики, общественного и государственного строя, политической и экономической системы, прав национальных групп и территориальных образований , 2) гарантированных Конституцией, другими законами Украины и международными актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина; 3) основ демократического устройства государственной власти, правового статуса местных советов, органов самоорганизации населения.

Указанные задачи надзора за соблюдением и применением законов конкретизированы в приказе Генерального прокурора Украины № 6 гн от 15.04.2004 г. "Об организации надзорной деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод граждан и интересов государства". В частности, с учетом актуальности общественно-правовых отношений, которые происходят в отдельных отраслях экономики, промышленности, агропромышленном комплексе, финансовой системы, прокуроры должны сосредоточивать свою деятельность на обеспечении соблюдения требований законов относительно:

- Предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- Разоблачение коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией;

- Охраны собственности, земельных ресурсов и природной среды;

- Осуществление приватизации государственного и коммунального имущества;

- Банковской, таможенной и внешнеэкономической деятельности;

- Бюджетной деятельности, налогообложения и энергосбережения (п. 2.3 приказа Генерального прокурора Украины № 6 гн).

Первоочередной обязанностью прокуроров является своевременное выявление и опротестования незаконных нормативно-правовых актов, поскольку их действие одновременно распространяется на широкий круг лиц.

Особое внимание прокуроры должны уделять надзору за соблюдением законов об административных правонарушениях правоохранительными и контролирующими органами, использовать в полном объеме полномочия, указанные в ст. 250 КУпАП. При этом нужно принимать меры по протесту незаконных постановлений о наложении административных взысканий, оперативно реагировать на факты незаконного применения к гражданам уполномоченными органами и их должностными лицами мер административного принуждения. С этой целью прокуроры должны ежемесячно проверять соблюдение закона: при административном задержании, при доставке правонарушителя; о порядке и условиях содержания лиц, подвергнутых административному аресту, в спецприемниках и изоляторах временного содержания.

 


57. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Организация и деятельность органов прокуратуры Украины базируется на определенных принципах. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 122 Конституции Украины и ст.6 Закона "О прокуратуре". Это принципы единства прокурорской системы, ее централизации с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, независимости, гласности, внепартийности, законности и т.д..

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, которые действуют в Украине, составляют единую систему. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Украины в целом, а также наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Действие этого принципа проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, предусмотренных законом.

Централизация системы органов проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Украины. Он назначает по согласованию с Верховной Радой Автономной Республики Крым прокурора Автономной Республики Крым. Прокуроры областей, городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность только Генеральным прокурором Украины. Ему подчинены и подотчетны все прокуроры. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые выдает Генеральный прокурор Украины, являются обязательными для всех органов.

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследования дел и т.д.) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, собственного убеждения и материалов проверок (расследований), учитывая полноту, всесторонность и об объективность их проведения.

Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, средств массовой информации, общественно-политических организаций (движений) и их представителей в деятельность прокуратуры по надзору за соблюдением законов или по расследованию деяний, содержащих признаки преступления, запрещается.

Влияние в любой форме на работника прокуратуры с целью помешать выполнению им служебных обязанностей или добиться принятия неправомерного решения влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.

Обращение представителей власти, других должностных лиц к прокурору по поводу конкретных дел и материалов, находящихся в производстве прокуратуры, не должны содержать каких-либо указаний или относительно результатов их решения.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.