Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Заместители председателя Конституционного суда Украины





Заместители председателя Конституционного суда Украины избираются по предложению председателя в порядке, предусмотренном для избрания председателя Конституционного суда Украины. Заместители председателя исполняют по поручениям председателя Конституционного суда Украины отдельные его полномочия.


39. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Украины. Организация деятельности Конституционного Суда Украины.


40. Конституционное производство.


Конституционный Суд Украины реализует конституционное правосудие (конституционную юрисдикцию) за конституционными представлениями и конституционными обращениями определенных субъектов.

Конституционное представление или конституционное обращение е поводом для рассмотрения дела в КСУ, то есть обязывает этот суд принять ее к рассмотрению.

Конституционное представление - это письменное ходатайство к Конституционному Суду Украины о признании правового акта (его отдельных положений) неконституционным, об определении конституционности международного договора или о необходимости официального толкования Конституции и законов Украины. Конституционным представлением есть также обращение Верховной Рады Украины о предоставлении вывода относительно сдерживания конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об отстранении Президента Украины от должности в порядке импичмента.

Субъектами права на конституционное представление по вопросам конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады АР Крым являются:

- Президент Украины;



Если Президент Украины останавливает действие актов Кабинета Министров Украины, нормативно-правовых актов Верховной Рады АР Крым из мотивов их несоответствия Конституции Украины, он должен одновременно обратиться к КСУ относительно не конституционности указанных актов (п. 15 ч. 1 ст. 106, ч. 2 ст. 137 Конституции).

- не меньше сорок пять депутатов Верховной Рады Украины (то есть десятая часть общего состава, установленного ч. 1 ст. 76 Конституции);

- Верховный Суд Украины;

- Уполномочен Верховной Рады Украины по правам человека;

- Верховная Рада АР Крым (абз. 2 ч. 1 ст. 150 Конституции, п. 1 ст. 13 и ст. 40 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины»).

Конституция Украины не предусматривает прямого права граждан, иностранцев, лиц без гражданства и юридических лиц обращаться в Конституционный Суд по вопросам неконституционности законов и других правовых актов (право на конституционную жалобу). Физические и юридические лица могут по этим вопросам обращаться к Президенту Украины, который е гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 102 Конституции Украины), к Уполномоченному Верховному Совету Украины по правам человека (ч. 3 ст. 55 Конституции, Закон Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека») или других субъектів права на конституционное представление.

Субъектами права на конститутуционное представление по вопросам предоставления выводов Конституционным Судом Украины являются:

1) относительно соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для предоставления согласия на их обязательность, - Президент Украины, Кабинет Министров Украины (ч. 1 ст. 151 Конституции Украины, п. 2 ст. 13 и абз. 2 ст. 41 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины »);

2) относительно соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дел об устранении Президента Украины в порядке импичмента - Верховная Рада Украины (ч. 6 ст. 111 и ч. 2 ст. 151 Конституции Украины, п. 3 ст. 13 и абз. 3 ст. 41 3акону Украины « О Конституционном Суде Украины »);

3) относительно нарушения Верховной Радой АР Крым Конституции или законов Украины - Верховная Рада Украины (п. 28 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины);

4) относительно соответствия требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины законопроекта о внесении изменений к Конституции Украины - Верховная Рада Украины (ст. ст. 154, 159 Конституции, Решения КСУ от 9 июня 1998 г. в деле № 1-26/98 относительно внесения изменений к Конституции Украины);

5) относительно официального толкования Конституции и законов Украины - Президент Украины, не меньше сорок пять народных депутатов Украины (подпись депутата не отзывается), Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Верховный Суд Украины, Кабинет Министров Украины, другие органы государственной власти, Верховная Рада АР Крым, органы местного самоуправления (абз. 4 ст. 41 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины »).

Основанием для конституционного представления о неконституционность закона или другого правового акта е наличие спора относительно его неконституционности. Наличие основания для рассмотрения дела обязываете Конституционный Суд Украины рассмотреть ее в сущности в судебном заседании и вынести по ней мотивированное решение.

Основанием для конституционного представления по делам относительно конституционности правовых актов, которые вызывают спор о полномочии конституционных органов государственной власти Украины, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления, является наличие спора относительно полномочий этих органов, если один из субъектов права на конституционное представление считает, что правовые акты, которыми установлено полномочие отмеченных органов, не отвечают Конституции Украины (ст. 75 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины»).

Основаниями для поднятия вопроса об открытии осуществления в деле относительно соответствия норм действующего законодательства принципам и нормам Конституции Украины относительно прав и свобод человека и гражданина являются:

1) наличие спорных вопросов относительно конституционности принятых и оглашение в установленном порядке законов, других правовых актов;

2) возникновение спорных вопросов относительно конституционности правовых актов, выявленных в процессе общего судопроизводства;

3) возникновение спорных вопросов относительно конституционности правовых актов, выявленных органами исполнительной власти в процессе их применения и Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека в процессе его деятельности (ст. 82 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины»).

В случае возникновения в процессе общего судопроизводства спора относительно конституционности нормы закона, которая применяется по делу, рассмотрение останавливается. При таких условиях открывается конституционное осуществление, и дело рассматривается Конституционным Судом Украины безотлагательно (ст. 83 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины »).

Основанием для конституционного представления относительно конституционности правовых актов, которыми противоречиво регулируется порядок реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, есть наличие спорных вопросов относительно конституционности норм двух или больше законов или актов международного права, признанных обязательными на территории Украины, которые устанавливают разный порядок реализации одних и тех самых конституционных прав и свобод, чем существенно ограничиваются возможности их использования (ст. 84 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины»).

Конституционное обращение - это письменное ходатайство к Конституционному Суду Украины о необходимости официального толкования Конституции Украины и законов Украины с целью обеспечения реализации или защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также прав юридического лица.

Субъектами права на конституционное обращение есть граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица (ст. 43 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины » ).

Основаниями для обращения к КСУ об официальном толковании Конституции и законов Украины у формах конституционного представления и конституционного обращения е соответственно: практическая необходимость в выяснении или разъяснении, официальной интерпретации положений Конституции и законов Украины (ч. 1 ст. 93 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины») или наличие неоднозначного применения положений Конституции или законов судами Украины, другими органами государственной власти, если субъект права на конституционное обращение считает, что это может привести или привело к нарушению его конституционных прав и свобод (ст. 94 3акону Украины «О Конституционном Суде Украины»).

Практическая необходимость официального толкования Конституции либо законов Украины может быть обусловлена неясностью (двусмысленностью, расплывчатостью, неточностью, нечеткостью) их отдельных положений, либо неоднозначным применением, либо хоть и однозначным, но неправильным их пониманием и применением. Официальное толкование Конституции или законов Украины как раз и призвано преодолеть эти обстоятельства, сделать, в частности, неясные положения ясными, понятными.

Неоднозначность толкования и применения положений Конституции Украины вызвана тем, что она была принята в результате взаимных уступок, компромиссов. При ее принятии сглаживались и сближались разные теоретические подходы к тем или других проблем, им предоставлялось общей расцветки, одинаково приемлемой для разных политических сил. К тому же значительная часть норм Конституции Украины сформулирована достаточно в и абстрактно общих чертах, во многих случаях с использованием оценочных понятий.

Неоднозначность толкования и применения законов Украины вызвана также динамической развития общества и невозможностью своевременного урегулирования соответствующих общественных отношений, обязаностью законодателя регулировать также те отношения, природа и закономерности которых недостаточно исследованы, реформированием всех сфер общественной жизни, нестабильностью законодательства в переходный период, его противоречивостью, наличием коллизий и пробелов, недостатками законодательной техники и тому подобное.

Необходимость одинаковости практики применения положений Конституции и законов Украины, а следовательно, определенность правовых отношений виплывают из требований правового государства и, в частности, законности, правовой безопасности, равенства конституционных прав и свобод граждан и их равенства перед законом (ст. 24 Конституции Украины), а также и того, что иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми самыми правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как граждане Украины, за исключениями, установленными Конституциею, законами или международными договорами Украины (ст. 26 Конституции Украины). К тому же одними из основных основ судопроизводства е законность и равенство усек участников судебного процесса перед законом и судом (пункты 1 и 2 ч. 3 ст. 129 Конституции Украины), а это невозможно без однозначного (одинакового) применения положений Конституции и законов Украины ко всем одинаково, без одинаковой судебной практики.

Основанием для официального толкования Конституции и законов Украины за конституционными представлениями органов государственной власти, не предусмотренных ст. 150 Конституции Украины, и органов местного самоуправления е только те положения указанных нормативно-правовых актов, которые касаются вопросов, отнесенных к веданью этих субъектов.

Основанием для официального толкования Конституции или законов Украины за конституционными обращениями физических та юридичник лиц е только те положения этих нормативноправових актов, которые применены или подлежат применению относительно субъекта конституционного обращения в конкретном деле и это привело или может привести к норушению его конкретного конституционного права. Субъект конституционного обращения должен указать конкретные факты и обстоятельства, которые бы свидетельствовали об этом.

Основание для рассмотрения в КСУ отсутствует, если субъект права на конституционное обращение направленно к этому суду не в связи с нарушением (возможностью нарушения) его конституционных прав и свобод, а на защиту определенных положений Конституции или законов Украины.

На практике случаются такие ситуации, когда те или другие положения Конституции или законов Украины применяются хотя и однозначно, но неправильно, и это нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина или создает возможность их нарушения. Конституционный Суд Украины в этих случаях также рассматривает дела за обращениями физических или юридических лиц и принимает по ним соответствующие решения. Да, все суды в стране уже после принятия Конституции отказывали гражданам Украины в принятии жалоб (исков):

1) на решение Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов;

2) на действии должностных лиц органов прокуратуры;

3) на бездеятельность должностных лиц относительно распределения жилья;

4) Кабинета Министров Украины о выполнении обязательства за облигациями Государственной целевой беспроцентной ссуды 1990 г. и возмещения морального вреда. Конституционный Суд Украины признал такую практику антиконституционной и дал официальное толкование соответствующих положений Конституции и законов Украины.

Было бы логическим, правильным и справедливым предоставить право гражданам Украины, иностранцам, лицам без гражданства и юридическим лицам обращаться к КСУ не только в случаях неоднозначного применения положений Конституции и законов Украины, как это предусматривает Закон Украины «О Конституционном Суде Украины», но и при однозначном, но неконституционном их применении.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.