Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Деятельность Ы. Алтынсарина в развитии системы образования в Казахстане.





Ответ:

1. Благотворным стало воздействие ислама на развитие культуры. Приобщение к новой религии способствовало установлению культурных, духовных, научных связей со многими странами Ближнего и Среднего Востока. Контакты представителей разных народов стали основой для расцвета знаний и искусств в эпохумусульманского Ренессанса, так называют расцвет культуры арабо-исламского мира вIX-XIIвв. Немало достижений исламской цивилизации в области философии и науки принадлежит тюркам. Богатое наследство оставили они в области философских знаний. В архивах и музеях по всему миру сохранились сведения о десятках выходцев из казахской степи и Центральной Азии, которые внесли лепту в расцвет философской мысли в эпоху средневековья. Средневековая восточная мысль дала мощный импульс развитию классической мусульманской философии и культуре в Туркестане. Великие мыслители аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари и Мухаммед Хайдар Дулати создавали свои бессмертные произведения в рамках исламской культурной традиции. Идея Бога как основополагающего начала всего сущего присутствует в их сочинениях. Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV-начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости).Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулеймен Бакыргани, известный так же как Хаким Ата. Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием «Дивани Хикмет», называется «3амму назир китабы» (Книга о конце света). Основная мысль произведения - все на Земле и хорошее и плохое, создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все грешные и святые, ангелы и черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновь создаст мир, и все возвратится к жизни.



2. Проект программы партии «Алаш», опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство республик, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. . В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия «Алаш» получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), «Алаш» занимала 8 место среди пол

3. Сегодня все признают, что выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключалась в создании в Казахстане совершенно новых для того времени народных светских школ. По сути, именно он стоял у истоков нашего национального образования. Благодаря целеустремленности, страстному желанию видеть свой народ образованным и огромной любви к детям ему удалось открыть много школ в Тургайской области. Затем в разных городах при его участии заработали учительская семинария, ремесленное училище, 4 двухклассных центральных русско-казахских училища, 5 волостных школ, 2 училища для детей русских поселян и несколько женских училищ. Кроме того, Алтынсарин считал важным при школах и ремесленных училищах непременно организовывать библиотеки. Он помнил и ценил слова Александра Герцена о том, что «вся жизнь человечества последовательно оседала в книге».Основателя светского казахского образования и автора первых казахских учебников, рассказов и сказок для детей еще при жизни называли «вторым Ломоносовым» за его новаторские идеи. Народ и сегодня продолжает бережно хранить память об удивительном школьном инспекторе Ибрае, жившем на берегу Тобола. Его опыт и организаторский талант по переводу казахского языка с латиницы на кириллицу, на мой взгляд, мог бы снова стать востребованным в сегодняшнем реформировании казахской письменности. Вы знаете, что до 20-х годов ХХ столетия казахи писали арабской графикой, потом перешли на латиницу, затем на кириллицу.За этими фактами сухими цифрами стоит огромная организаторская работа, способность мыслить масштабно и умение убеждать власти в необходимости выделения средств (причем немалых) на развитие образования. Сегодня остается только удивляться неуемной энергии и работоспособности Ибрая Алтынсарина, вложившего неоценимый вклад в развитие образования и культуры Казахстана. Многие из созданных им школ и училищ продолжают работать до сих пор. Одну из таких школ на его родине в Костанае в 20-е годы XX столетия передали в ведение Наркомпроса Казахской ССР и реорганизовали в школу-коммуну. Затем перед Великой Отечественной войной она превратилась в среднюю школу с пансионом для воспитанников, и ей присвоили имя Ибрая Алтынсарина.Один из родоначальников художественной казахской прозы, чьи рассказы и сказки для детей стали первыми произведениями в этом жанре в казахской литературе, родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Ыбраю не было еще и четырех лет, как умер его отец Алтынсары Балгонжин. Мальчик воспитывался у своего деда – известного бия Балгожи Жанбуршина. В 1850 году бий Балгожа определил своего 9-летнего внука в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Как вспоминал Ыбрай, Оренбургская школа многое ему дала. Здесь ученики познавали русский язык, арифметику, обучались составлению деловых бумаг на русском языке и многому другому. Удивительно, что маленький Ибрай, помимо школьной программмы, увлекся такими серьезными авторами, как Шекспир, Байрон, Пушкин, Лермонтов, Гете, Навои, Фирдоуси, и многими другими, которые оказали огромное влияние на его духовный и нравственный мир. После семи лет учебы в 1857 году Ибрая как прилежного ученика и отличного выпускника оставили при областном начальнике Оренбурга В. Григорьеве в качестве переводчика. Затем некоторое время Алтынсарин работал в Тургайском уездном управлениии делопроизводителем, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно – уездного судьи. Несмотря на то что везде высоко ценили его знания, острый ум и наблюдательность, чиновничья работа тяготила, ведь Ибрай мечтал учить детей. И вот наконец в 1860 году Тургайское областное управление образования поручило ему организовать начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (г. Тургай). В этой школе, которую Ибрай торжественно открыл в январе 1864 года, ему предстояло работать учителем русского языка. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина. В 1869 году талантливого учителя назначили инспектором школ Тургайской области. В этой должности он проработал до конца своей жизни.

Билет № 23

Петербургский договор 1881 года.

Определите изменения, произошедшие в Казахстане в результате НЭПа.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.