Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оценка экономики советского периода за десятилетие с 1965 по 1975 гг.





Для того чтобы понять какую роль выполнял Главтюменнефтегаз в освоении нефтегазового комплекса Тюменского региона и какое значение он оказал на развитие нефтяной промышленности страны в целом, в том числе и Западной Сибири, считаем целесообразным рассмотреть интересующее нас десятилетие того советского периода, в которое начал функционировать нефтяной Главк.

Данный раздел представляется возможным рассмотреть по следующим причинам:

Во-первых, в этот период образуется Главное Тюменское производственное управление по нефтяной и газовой промышленности – Главтюменнефтегаз;

во-вторых, в этот период целиком входят восьмая (1966 по 1970) и девятая (1971 по1975) пятилетки развития народного хозяйства страны, содержавшиеся в Директивах XXIII и XXIV съездов КПСС;

в-третьих, этот период совпадает с периодом реформирования социалистической экономики «косыгинских» реформ в стране (1965 – 1979 гг.).

Для советской командно - плановой системы была характерна постановка весьма глобальных задач, совмещающих в себе определенные экономические и в значительной мере политические аспекты, - коллективизация, индустриализация, послевоенное восстановление и т.д. При этом лозунговые цели воплощались во множество конкретных задач по развитию отдельных отраслей народного хозяйства.

Главной цель рассматриваемого десятилетия с 1965 по 1975 гг., призванной дать толчок развитию всей экономики страны была поставлена цель, содержавшаяся в Директивах XXIII и XXIV съездов КПСС по восьмому и девятому пятилетним планам, о форсированном развитии совершенно нового нефтегазового региона и создании крупнейшей топливно-энергетической базы страны Западной Сибири.

Постановка этой задачи вытекала из предыдущего развития советской экономики – эпохи Хрущева. Этот период был временем экономических противоречий и политической «оттепели».

Влияние на советскую экономику «холодной войны» и необходимость поддержания военного паритета не позволили обеспечить сбалансированность экономики. Обострились противоречия между накоплением и потреблением.

Все управление страной осуществлялось из центра по отраслевой и партийной вертикали, на единых государственных директивных планах-законах развития народного хозяйства. Экономическое планирование все больше подчинялось политическим амбициям.

Эпоха Хрущева оставила весьма неоднозначное экономическое наследие новому руководству страны. С одной стороны, управленческие метания (деление партийных органов на городские и сельские, совнархозы), амбициозные, совершенно нереальные политические программы (построение коммунизма к 1980 г.), с другой стороны нехватка товаров народного потребления, низкие темпы развития сельского хозяйства (кукурузная эпопея, оставившая Россию без хлеба с 1953 по 1963 гг.).

В результате к концу хрущевского десятилетия начали значительно уменьшаться темпы роста экономики и особенно уровня жизни населения. На внутреннем розничном рынке катастрофически не хватало товаров. Особенно отставало производство непродовольственных предметов потребления.

Период с 1965 по 1975 гг. начался со сменой руководства страной. К власти пришел Л.И. Брежнев. Была осознана необходимость выправления негативных результатов предшествующего периода, формирование экономической основы для построения социализма.

Были исправлены некоторые решения хрущевского периода: осуществлен возврат к министерской системе управления экономикой, вновь объединены партийные органы; началось осуществление «косыгинской» экономической реформы по переходу на преимущественно экономические методы управления страной.

Здесь, ставилась задача преодолеть основные недостатки жесткой плановой системы, совместить жесткую административно-командную систему с хозяйственным расчетом. Начался сложный путь внедрения новой системы планирования народным хозяйством и экономического стимулирования, предложенный А.Н. Косыгиным. Однако реформа была свернута. Она была недостаточно радикальна и не получила должной поддержки экономическому реформированию со стороны партийных органов.

Главным в экономическом прагматизме данного десятилетия являлся выход народного хозяйства из кризиса. Руководство страны видело это в поиске и создании устойчивого источника денежных, в том числе валютных средств. Реальным источником этих средств мог быть только экспорт энергоносителей – нефти и газа.

Весьма высоким рост их добычи и экспорта был и до десятилетия 1965 по 1975 гг., однако в дальнейшем существенный рост их добычи на старых месторождениях обеспечить было невозможно. Требовалось создать новую топливно-энергетическую базу страны на практически не освоенных территориях.

Таким образом, было принято, как теперь говорят, судьбоносное решение создания в стране мощного топливно-энергетического комплекса, форсированного развития для этого Западно-Сибирского нефтегазового региона, изменения структуры топливного баланса в пользу нефти и газа.

Ставилась задача обеспечить приток валюты, обеспечивший резкий рост экспортного потенциала, увеличение возможностей для импорта и развития отечественного производства предметов потребления,а также для строительства и развития крупных государственных предприятий, определяющих до сих пор состояние российской экономики (БАМ, Красноярская ГЭС и др.).

Однако следует согласиться, что для форсирования разработки нефтегазовых месторождений Западной Сибири, учитывая климатические условия и удаленность региона от мест потребления и особенно экспорта нефти и газа, нужны были высокоэффективные вложения сил и инвестиций.

Таким образом, для осуществления этих политико-экономических задач страны - крупнейшим государственным инвестиционным проектом страны, становится Главтюменнефтегаз, который в соответствии с государственным планом выступает в роли генерального заказчика в создании нефтегазодобывающего комплекса Западной Сибири, ставшим главной топливно-энергетической базой страны.

В следующем разделе нашего исследования мы раскроем те поставленные задачи, которые возлагались на Главтюменнефтегаз при его создании, в освоении нефтегазоносной провинции Западной Сибири.

1.1. Главтюменнефтегаз – главный штаб по освоению нефтяных месторождений.

Так сложилось, что время, когда Западная Сибирь заявила о себе открытием новых нефтяных и газовых месторождений, совпало со временем расформирования советов народного хозяйства. И практически весь состав нефтяников Средне-Волжского совнархоза во главе с начальником управления по добыче нефти В.И. Муравленко и его главным инженером В.Ю. Филановским был брошен на освоение нефтяных богатств Западной Сибири.

11 сентября 1965 г. постановлением правительства было принято решение на базе объединения Тюменнефтегаз создать Главное Тюменское производственное управление по нефтяной и газовой промышленности – Главтюменнефтегаз (с 1965 по 1990 гг.), в связи с наметившимся резким ростом объемов добычи, бурения и строительства в Тюменской области.

Судьбоносным было назначение начальником самого крупного нефтяного Главка (как его тогда называли) Виктора Ивановича Муравленко (1965 по 1977 год), талантливого руководителя, одного из крупнейших деятелей нефтяной промышленности нашей страны.

Главтюменнефтегаз становится центром огромной организаторской работы по освоению нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири, выполняет координирующую роль при взаимодействии подразделений всех министерств и ведомств, предприятий и научных институтов, участвовавших в развитии нефтедобывающего центра страны Западной Сибири.

В ведении Главтюменнефтегаза находились производственные объединения по добыче нефти и газа на территории Тюменской и Томской областей - нефтегазодобывающие, буровые, вышкомонтажные, строительные, геофизические, транспортные, машиностроительные, снабженческие и другие предприятия, а также научно-исследовательские и проектные институты, как Гипротюменнефтегаз, Главтюменьгеология, СибНИИНП (Сибирский Научно-исследовательский институт нефтяной промышленности), Тюменский индустриальный институт (в настоящее время Тюменский государственный нефтегазовый университет).

Среди Главков различных ведомств (их в Тюмени было около десятка) Главтюменнефтегаз был очевидным лидером, главком союзного значения.

Главтюменнефтегаз - являлся своего рода министерством в министерстве нефтяной промышленности СССР (1).

Режим работы нефтяного Главка был близок к военному, команды по вертикали проходили быстро и жестко. Здесь Муравленко определял направления главного удара. Если выражаться военным языком, словами того же Виктора Ивановича: «И снова Фронт! Еду на фронт!», то это был действительно фронт (только трудовой), командование под одним началом «различными родами войск» - разнопрофильными производственными подразделениями, занимаемый район для проведения «боевых наступательных действий» - огромная, неприступная территория нефтяной целины. (1)

Без преувеличения, Главтюменнефтегаз являлся боевым штабом по развитию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, где вырабатывались и реализовывались сложнейшие организационные, технические и технологические решения. По размаху задач, которые предстояло решить главному штабу тюменских нефтяников, аналогов этому в Советском Союзе не существовало [3].

Яркие страницы в историю Главтюменнефтегаза для обеспечения буровых работ, обустройства месторождений и добычи вписали высококвалифицированные специалисты, из которых формировался Главк, это были профессионалы практически из всех нефтяных регионов страны Куйбышевской области, Татарии, Самарской области, Башкирской АССР и Оренбуржья.

Центральный аппарат Главтюменнефтегаза состоял из таких лидеров, как В.Ю. Филановский – главный инженер, первый заместитель начальника Главка; М.М. Крол – первый заместитель начальника Главка; М.Н. Сафиуллин - заместитель начальника Главка по бурению; Ю.Б. Фаин - заместитель начальника Главка по геологии; В.К. Борисенко – начальник технического отдела; В.П. Росляков – главный энергетик; М.О. Крист – начальник производственного отдела по бурению; И.Г. Ермолаев - начальник транспортного отдела; Л.Ф. Кин – начальник финансового отдела; В.И. Деринговский – главный бухгалтер; А.Е. Михайлов – заместитель начальника Главка по кадрам и быту; А.С. Парасюк – заместитель по капитальному строительству, П.П. Коровин – начальник производственного управления автомобильного транспорта (ПУАТ), М.А. Баринов – директор конторы связи и другие. Под стать им были командиры производства – такие, как Г.Н. Малкин – управляющий трестом «Тюменнефтепромстрой», а затем начальник объединения Запсибнефтестрой», Л.И. Вязовцев – главный инженер треста «Тюменнефтегазразведка», в дальнейшем начальник объединения «Запсиббурнефть», В.С. Мансуров – управляющий трестом «Тюменнефтегеофизика», А.С. Барсуков, Ю.П. Баталин – руководители «Главтюменнефтегазстрой», Ю.Г. Эрвье – начальник «Главтюменьгеология», Я.М. Каган – директор «Гипротюменнефтегаз» и другие.

В последующем, слаженность всех звеньев аппарата управления, оперативная информация с мест и контроль над исполнением тех заданий и решений, которые вырабатывались, позволит Главтюменнефтегазу за короткий срок решить крупнейшие задачи социально-экономического развития Тюменской области, укрепления экономики страны и ее международного авторитета.

Нельзя ни отметить, что 1965 год внес много важных изменений в связи с переходом к отраслевому принципу руководства промышленностью и образованием министерств. В первое десятилетие рассматриваемого периода функционировала трехзвенная структура управления: Министерство – Главк – предприятия, расположенные, в основном, на севере Тюменской и Томской областей.

Каждое предприятие по своему профилю подчинялось управлению или отделу в Главке и соответствующему заместителю начальника Главка.

Главк непосредственно подчинялся вышестоящим министерствам и ведомствам: Миннефтепрому СССР, Госплану СССР, ЦК КПСС, Тюменскому обкому КПСС.

Несмотря, на представленную структуру управления на деле оказалось так, что в правительственных и в планово-директивных документах, Главтюменнефтегаз шел отдельной строкой под Миннефтепромом, который на тот момент возглавлял министр нефтяной промышленности СССР В.Д. Шашин.

Как позднее признал Л.Д. Чурилов, последний министр нефтяной и газовой промышленности СССР, В.И. Муравленко создал организацию, превышающую возможности Миннефтепрома. [4]

Считаем, что это произошло, во-первых, благодаря тому, что деятельность Главка и его предприятий невозможно было представить в отрыве от поддержки правительства, Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина («косыгинские» реформы). В области планирования он сделал попытку освободить предприятия от излишней опеки министерств, а министерства – от давления валовых показателей и выполнения планов любой ценой.

Командно - плановый диктат постепенно заменялся комплексной системой планово-экономических мероприятий, увязывающих деятельность министерств, подведомственных предприятий и объединений с конечными результатами.

Во-вторых, благодаря заслуге самого начальника нефтяного Главка Виктора Муравленко, его личностным и профессиональным качествам, умеющего отстаивать и защищать интересы Главтюменнефтегаза в высших органах власти Госплане, Миннефтепроме и смежных министерствах.

В-третьих, при тесном взаимодействии и поддержке областных и местных партийных и советских органов - Тюменского обкома КПСС, и его первых секретарей Г.П. Богомякова, А.К. Протозанова, Б.Е. Щербины, заинтересованных в формировании Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.

Возвращаясь к точке зрения Л.Д. Чурилова, большинство историков, разделяют мнение, считая, что влиятельность Главка и его сила были даже большими, чем у Министерства нефтяной промышленности СССР, хочется привести яркий пример Н.П. Захарченко, главного механика, главного инженера в системе Глвтюменнефтегаз, генерального директора ПО «Сургутнефтегаз» (1969 по 1980 гг.)

Главк для Министерства нефтяной промышленности был «бельмом в глазу». Сменивший В.Д. Шашина на министерском посту Н.А. Мальцев таким положение дел был чрезвычайно недоволен: не мог смириться с тем, что Главтюменнефтегаз в Госплане СССР проходил отдельной строчкой; что руководители Главка, в том числе и В.И. Муравленко при командировках в Москву в обязательном порядке заходили в правительство и ЦК КПСС и могли сами предлагать рассмотрение важных вопросов развития нефтегазового комплекса Западной Сибири на уровне председателя правительства или его первых заместителей.

Поэтому ни одна коллегия Миннефтепрома не проходила без критики Главтюменнефтегаза. Такое обстоятельстволишало будущего министра Мальцева основных рычагов управления Главком, и он всячески пытался «отыграть» постановления правительства назад (1).

Ясно, одно, что темпы добычи нефти задавались в два - три раза более высокие, и без прессинга со стороны партийных органов и правительства не обходилось, поэтому В.И. Муравленко и его команде приходилось работать в чрезвычайно сложных условиях, каких до сих пор не было ни в одном нефтедобывающем регионе.

Но, тем не менее, следует признать, что при сотрудничестве с Н.К. Байбаковым – председателем Госплана СССР, председателем Совета Министров СССР – А.Н. Косыгиным, министром нефтяной промышленности – В.Д. Шашиным, разум при разработке директивных планов все же побеждал.

Располагая поддержкой В.Д. Шашина и в соответствии с государственным планом освоения разведанных месторождений, Главтюменнефтегаз выступал в роли заказчика, а это значит, ему было дано право самостоятельно решать вопросы на месте, без согласования в Москве.

Решение вопросов заключалось не только в промышленном освоении тюменского Севера, техническом перевооружении нефтяной отрасли, поиске экономических подходов к обустройству и разработке месторождений, но и то, что было связано со становлением в Западной Сибири нефтегазодобывающего комплекса, в частности с развитием социальной и производственной инфраструктуры Тюменского региона.

Как мы уже отмечали выше, являясь непосредственным заказчиком в освоении нефтегазовой провинции, Главтюменнефтегаз участвовал в ряде других масштабных организационно-технических мероприятиях, заключающиеся в совершенствовании организации труда и управления, мотивации социалистического соревнования, выработке единой технической политики, комплексной транспортной системы Западной Сибири, материально-технического обеспечения и т.д.

 

Из выше сказанного следует, что Главтюменнефтегаз для данного советского времени является серьезной, весомой и самостоятельной структурой, позволяющей самостоятельно решать неотложные вопросы освоения нефтегазовой отрасли; выстраивать кадровую политику (по подбору, расстановке, обучению и воспитанию кадров); определять и утверждать штаты, производственно-ведомственную иерархию в решении стратегических вопросов освоения Севера; заниматься внедрением новой техники и воспроизводства (фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд новой техники).

Подводя итог по данному экскурсу, можно сделать вывод:

Главной целью рассматриваемого десятилетия с 1964 по 1975 гг., призванной дать толчок развитию всей экономики страны была поставлена цель, содержавшаяся в Директивах XXIII и XXIV съездов КПСС по восьмому и девятому пятилетним планам, о форсированном развитии совершенно нового энергетического района Тюменской области и создании крупнейшей топливно-энергетической базы страны Западной Сибири.

Большая организаторская роль в создании основного нефтедобывающего центра страны принадлежит штабу нефтяной промышленности Западной Сибири – Главтюменнефтегазу.

Главтюменнефтегаз становится центром развития нефтедобычи в Западной Сибири и выполняет стратегическую роль многофункционального центра, объединившего масштабную разведку, геологию, бурение, добычу и строительство.

Значение Главтюменнефтегаза в этих мероприятиях трудно недооценить, он выступал связующим звеном и обеспечивал согласованность и координацию взаимодействий подразделений всех министерств, государственных плановых и хозяйственных органов, научно-исследовательских и проектных организаций, участвовавших в развитии нефтегазового комплекса Западной Сибири.

Следовательно, Главтюменнефтегаз представлял собой целую нефтяную империю. Здесь трудилось более четверти миллиона человек. Каждый, из которой, был нацелен только на результат, как можно больше дать стране нефти и газа.

Главк являлся своего рода министерством в министерстве нефтяной промышленности СССР (1), являясь главным штабом всех мероприятий по освоению нефтяных и газовых месторождений в северных районахТюменской области, генеральным заказчиком в создании Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.

Беспрецедентное решение создать в Западной Сибири Главтюменнефтегаз, означало, что впереди фактов следовала горячая вера в тюменскую нефть – и все ожидания оправдались сполна.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.