Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Главный нефтяник – В.И. Муравленко





Период огромного взлета в развитии нефтяной отрасли, области и всей страны в целом начинается с работы талантливого организатора, крупного инженера - нефтяника, профессора, Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР В.И. Муравленко на посту начальника Главтюменнефтегаза.

Имя Виктора Ивановича Муравленко по праву стоит в ряду выдающихся организаторов отечественной нефтяной промышленности, таких как И. М. Губкин, Н. К. Байбаков, С. А. Оруджев, В.А. Динков, В. Д. Шашин.

Благодаря ему за короткое время, проявив свои организаторские способности, В.И. Муравленко вывел Главное Тюменское производственное управление в число передовых структур Министерства нефтяной промышленности СССР.

Не случайно в высших эшелонах власти Виктору Ивановичу всецело доверяли и верили. Верили в знания, опыт, в то, что именно он тот самый человек, который сможет найти неординарные решения для рентабельной добычи тюменской нефти в столь трудных природных, геологических и инженерных условиях.

Высокое доверие Виктор Муравленко оправдал с честью. При нем в Западной Сибири была достигнута самая низкая в стране себестоимость добычи нефти, при нем было доказано, что на Тюменском Севере можно бурить круглый год и добиться среднеотраслевой скорости бурения, а вскоре эта скорость здесь была превышена в три раза.

Об этом высоком доверии и особой важности освоения Тюменского Севера для развития экономики страны свидетельствовало то, что у Муравленко были самые лучшие, доверительно-деловые отношения с председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным, председателем Госплана СССР Н.К. Байбаковым, начальником управления нефтяной промышленности российского совнархоза В.Д. Шашиным, в последующем министром нефтяной промышленности.

В подтверждении этих слов А.Н. Косыгин, сообщая Муравленко о его назначении начальником Главтюменнефтегаза, сказал ему по телефону буквально следующее: «Виктор Иванович … разрешаю вам в любое время дня и ночи, если вы считаете это необходимым, связываться со мной. Я вам буду помогать…» (1).

При переезде в Тюмень единственным условием Виктора Ивановича была «вертушка» – прямой телефон с правительством, и Косыгин такую возможность ему дал.

Такое особое положение позволяло Муравленко решать в Тюмени сложнейшие задачи[11].

В деле организации производственных процессов в нефтяной отрасли В.И. Муравленко был далеко не новичок.

После окончания Грозненского нефтяного института в 1936 году, он прошёл практически все нефтяные районы страны: начинал на нефтепромысле в Чечено-Ингушетии, продолжил бурильщиком на промысле имени Молотова в Баку, старшим инженером нормативно-исследовательской станции Главнефти, в Сызрани очень быстро становится директором конторы бурения.

В годы Великой Отечественной войны работает на Сахалине начальником нефтеразведки, главным инженером треста «Дальнефтеразведка».

В 1949 году возглавляет трест «Ставропольнефть» в г. Жигулевске, а вскоре становится начальником всего объединения «Куйбышевнефть». Здесь, в Куйбышевской области, пройдут пятнадцать лет его жизни.

Сам В.И. Муравленко говорил: «Я породнился с Поволжьем. Работа здесь и на Сахалине стала своего рода репетицией перед штурмом главной вершины – Тюменского Севера»[12].

Таким образом, в трудовой биографии Муравленко значатся почти все нефтяные районы СССР: от Баку до Сахалина.Ему довелось участвовать в развитии нескольких нефтегазовых комплексов, пройдя все ступени: от бурового мастера до руководителя Главка.

К моменту назначения в Тюмень Виктор Иванович считался нефтяником союзного масштаба, имел репутацию депутата Верховного Совета РСФСР, был избран членом Тюменского обкома партии, делегатом трех съездов КПСС, депутатом Верховного Совета СССР.

А, следовательно, будучи уже начальником управления нефтяной промышленности Средне-Волжского совнархоза - богатый опыт и научно-технический задел по освоению нефтяных месторождений в Куйбышевской области, Татарской и Башкирской АССР.

В июне 1977 года его не стало. Он «сгорел» на работе. Слишком высока была мера личной ответственности за порученное дело, слишком масштабными были задачи. Трагический финал яркой жизни наступил внезапно. Бодрый и полный планов, Муравленко улетел на сессию Верховного Совета СССР в Москву. Здесь, в столице, у него состоялся тяжелый разговор в одном из министерских кабинетов, где он никогда не находил отклика на свое беспокойство о варварском наращивании темпов добычи нефти.

Виктор Муравленко прекрасно понимал, какой колоссальный объем работы, прежде всего организационной, предстоит выполнить Главтюменнефтегазу, чтобы в форсированном режиме достичь рубежей, установленных Директивами XXIII и XXIV съездов КПСС по восьмому и девятому пятилетним планам, даже при наличии огромных нефтяных запасов, открытых геологами.

Тем не менее, вопросы, с которыми столкнулся В.И. Муравленко в создании нового нефтегазового региона Западной Сибири, оказались слишком серьезными. Это было связано со следующими проблемами:

· первые шаги в любом случае делать трудно, а запустить такой маховик, как главную топливно-энергетическую базу страны, тем более, когда задачи по уровню добычи нефти ставились неимоверно высокие, директивные планы были слишком завышены.

· впервые в истории и не только отечественной, но и мировой пришлось осваивать перспективный нефтегазовый район столь обширный по площади и столь сложный по природно-климатическим условиям. В то время основная нефтяная провинция – Ханты-Мансийский национальный (ныне автономный) округ представляла собой самый заболоченный и заозерный регион. В общей площади болота здесь занимали 44 процента, а озер насчитывалось более 300 тысяч.

· осложняли обстановку отсутствие комплексной транспортной системы, возможность доставки огромного количества грузов к местам дислокации нефтяников, отдаленность районов нефтедобычи от промышленных районов и основных баз;

· остро нуждался вопрос в выработке технической политики, совершенствования и внедрения новой техники, учитывающей особенности Тюменского Севера, развитие механизации,создание собственной нефтяной индустрии;

· недостаточными мощностями подрядных организаций, занимавшихся обустройством месторождений, освоением нефтяных районов Западной Сибири.

Таким образом, все эти проблемы в комплексе создавали исключительные сложности в ускоренном развитии нефтегазового комплекса Западной Сибири. В то же время государство ставило высочайшую планку нефтедобычи на годы восьмой и девятой пятилеток.

Вполне становилось понятно, что осваивать нефтяные месторождения и добывать тюменскую нефть в этих климатических условиях обычными традиционными методами, применяемыми в обжитых районах страны, без внедрения новых технологий в бурении, добыче, без развитой транспортной инфраструктурыбыло практически невозможно. Здесь на Тюменском Севере просто не работал прежний опыт – ни российский, ни мировой.

Да это и сопровождалось бы такими колоссальными затратами, которые ставили под сомнение саму возможность и экономическую целесообразность широкомасштабного ведения добычи нефти и газа в Западной Сибири, и прежде всего на Севере Тюменской области.

Поэтому форсированное развитие нефтегазового комплекса параллельно требовало от нефтяного Главка и в частности от В.И. Муравленко первоочередного участия в масштабных организационно-технических мероприятиях, связанных с решением следующих вопросов:

· внедрением и совершенствованием различных прогрессивных методов и систем разработки нефтяных месторождений;

· выработки главных направлений технической политики, создание собственной нефтяной индустрии;

· развитием транспортного хозяйства – комплексной транспортной системы Западной Сибири;

· развитием своего многоотраслевого и многопрофильного хозяйства (транспорт, связь, строительство; торговля и общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт; жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения; здравоохранение, образование, культура), связанной с развитием собственной строительной индустрией;

· ускоренным вводом капитального жилья и объектов соцкультбыта, развитием инфраструктуры;

· обеспечением взаимодействия с министерствами и ведомствами, предприятиями и научными институтами, участвовавшими в развитии Тюменского нефтегазового комплекса;

· вложением дополнительных инвестиций в строительство нового нефтегазового комплекса Западной Сибири.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.