Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Приемы развития понимания собеседника. Правила слушания





 

Существует очень большое количество приемов развития способности понимать другого человека. Подробно перечислим и разберем три группы приемов:

1. Развитие творчества и творческого воображения.

2. Знание возрастных особенностей подростков как основа развития их понимания.

3. Развитие умения слушать собеседника.

 

Выше был подробно описан “принцип зеркала”.

Что же надо делать, чтобы не быть в его власти?

а. Не жалейте времени на уточнение индивидуального смысла, который вкладывает ученик в свою речь, используя для этого умение слушать и задавать уточняющие вопросы;

б. Занимайтесь самопознанием;

в. Развивайте социальную чувствительность;

г. Упражняйтесь в развитии творчества и творческого воображения. Творчество (любое: музыкальное, художественное, в рукоделии, обустройстве дома, в работе и так далее) развивает у учителя способность нестандартно относиться к вещам, ситуациям, общению и возможности гибко перестраиваться в зависимости от обстоятельств. Творческий подход к жизни и общению с людьми можно развивать с помощью несложных упражнений:

упражнения на вхождение в образ другого человека или вещи. Например: рассказать о событии в классе так, как будто вы – один из учеников или посторонний наблюдатель, или от лица классной доски, кусочка мела, птицы, наблюдающей за происходящим в окно и так далее;

– упражнение: нестандартно взглянуть на вещи: например, найдите как можно больше способов того, как можно использовать любую вещь (ключ, наперсток, ручку...). Вы должны придумать не просто как можно больше вариантов, но и особо ценных, нестандартных. К примеру: ключ можно использовать как чертежный, столярный, слесарный, музыкальный, инструмент, украшение, грузило, расческу... Это может быть родник, бьющий из-под земли, ключевая мысль в предложении и так далее.

Потренировавшись, вы заметите не только то, как увеличивается число вариантов, но и то, что у вас стало меньше сложностей в общении с детьми и с окружающими вас людьми.

Особенности подросткового возраста

 

Для того чтобы грамотно строить общение с учениками, необходимо учитывать особенности возраста, в котором они находятся. Подростковый возраст – возраст взросления, созревания, возмужания. Перемены, в том числе и перемены в общении, происходят в нем очень быстро. То, что облегчало общение с шестиклассниками, может, например, затруднять общение с восьмиклассниками, и наоборот. Американский психолог А. Гезелл составил классификацию и периодизацию подросткового возраста, описав наиболее важные и характерные особенности поведения.

Десять лет – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности.

В одиннадцать лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунты против родителей.

В двенадцать лет такая взрывчатость частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главные черты этого возраста – разумность, чувство юмора, терпимость, подросток активно проявляет инициативу, начинает заботиться о своей внешности и интересоваться представителями противоположного пола.

В тринадцать лет ведущим становится обращение внутрь себя, интровертность. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, становятся более избирательными в дружбе. Колебания в настроении очень часты и велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов.

В четырнадцать лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении. Подростки очарованы словом “личность”, любят обсуждать вопросы психологии, обсуждать себя и сравнивать с другими, активно идентифицируются с референтными персонами и группами, узнавая в них собственные черты.

Сущность пятнадцатилетних нельзя выразить единой формулой, так как быстро возрастают индивидуальные различия. Общим новообразованием в этом возрасте является возрастание духа независимости, который способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряженными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.

В шестнадцать лет снова наступает равновесие, возрастает жизнерадостность, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Очень велик жизненный оптимизм.

Разумеется, А.Гезелл дал приблизительное описание особенностей каждого возраста. В реальных условиях велико значение скорости созревания подростка и культурно-социальных различий. Но значение этой классификации велико, так как она дает возможность строить и корректировать общение с подростками с учетом возраста и прогнозировать развитие детей и детских коллективов.

Развитие умения слушать

 

На то, как учитель понимает учеников, значительное влияние оказывает его умение слушать и слышать то, что они говорят. Вторым достоинством умения слушать является то, что оно сокращает время, затрачиваемое на разговор, что для учителя, при его интенсивном общении, немаловажно.

Можно сформулировать четыре условия правильного слушания:

1. Не допускать никаких побочных мыслей. Соблюдать это правило сложно, поскольку скорость мышления в четыре раза быстрее скорости речи. “Свободное время и пространство” можно использовать на критический анализ и выводы, но только из того, что непосредственно слышит учитель. Нельзя допускать потока ассоциаций, вызванного словами ученика.

2. Когда вы слушаете, не обдумывайте вопрос, который следует задать, и не готовьте контраргументы. Увлекшись подготовкой вопроса или доказательств, вы можете пропустить то, что говорит ученик.

3. Сконцентрируйтесь на сущности предмета обсуждения и вытесните из головы второстепенное.

4. Сконцентрируйте свое внимание только на той теме, о которой идет речь.

Общее правило таково: дайте ребенку возможность высказаться, по возможности не перебивая его.

Кроме умения слушать, пониманию способствует умение запоминать разговоры и их результаты:

· начиная разговор, напомните себе, что хорошее запоминание повысит эффективность вашего общения с учениками;

· приложите волю и усилия к тому, чтобы запомнить, не ждите пассивно, что все отложится в голове само;

· слушайте, обсуждайте, обдумывайте именно в тот момент, когда происходит событие;

· вспомните разговор позже, в удобный момент;

· создавайте в ходе разговора “опорные точки” для вспоминания, увязав их с другими событиями;

· разработайте систему ведения записей и записывайте все, что надо запомнить.

Восприятие и понимание смысла речи включает в себя осознание предмета разговора, основанное на включении вновь получаемого впечатления (вопроса или сообщения) в систему уже имеющихся знаний. Понимание является высшим уровнем приема и переработки информации. Оно включает в себя процесс раскрытия и установления связей и отношений, воссоздания или порождения смысла в результате и в ходе восприятия. Помните, что процесс понимания никогда не бывает пассивным. Чем активнее педагог использует знания и приемы понимания учеников, тем легче и спокойнее складывается их общение.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.