Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поведение учителя в ситуации конфликта





 

Одним из сложных моментов, в котором проявляется умение учителя понять ученика и добиться, чтобы он понял его, является конфликтная ситуация. Конфликты различного уровня сложности и продолжительности – явление в школе нередкое. Каковы бы ни были их причины, кто бы ни выступал их участниками (ученики, учитель и ученик, родители и ученики и так далее), учителя бывают вынуждены разбираться в них и решать их.

Первый шаг, который должен сделать учитель для того, чтобы разобраться в конфликте – выяснить его причину. Поводов (то есть непосредственных причин) конфликтов может быть много. Но учитель совершит ошибку, если остановится на выяснении повода и не будет анализировать глубже. Главное – узнать социально-психологическую причину.

Если педагог выяснил социально-психологическую причину конфликта, он может быстрее его решить, подобрав соответствующие аргументы. В случае личного конфликта, – помогая ученику разобраться в себе и в своих целях и желаниях. В межличностном – или научив детей быть более терпимыми, или разъединив конфликтующих, или помогая им измениться. В конфликте принадлежностей, – переведя споры и ссоры в русло конструктивного обсуждения ценностей и привычек различных социальных слоев. В межгрупповом, – переведя конфликт в здоровое соперничество или сотрудничество или проведя работу по изменению структур микрогрупп в классе.

Следующий шаг в работе педагога в ситуации конфликта – выяснение типа реакции на него и перевод отрицательных реакций в положительные. Это самый сложный этап работы. Выделяют два основных типа реакции на конфликт: отрицательные и положительные. Отрицательные реакции – это разрядка накопившихся эмоций, при которой цель (разрешение конфликта) не достигается, но напряжение снижается. Разрядка может быть в виде агрессивных (обвинения других людей или обвинение себя) и неагрессивных (бегство, избегание неприятных людей или ситуаций, попытка добиться своего любыми средствами, регрессия или подавление реакций). В любом случае конфликт только затягивается, “обрастает” новыми случаями и деталями, вовлекая в себя новых членов.

К положительным реакциям относятся: преодоление препятствия (например, откровенный разговор, результатом которого является выяснение всех причин и недомолвок), обход препятствия (например, уговор забыть конфликт, перестать обращать внимание на неустраивающие черты характера...), компенсирующие действия (найти друга, более похожего по характеру), отказ от цели. В любом случае это пути решения конфликта, полного устранения вызванного им напряжения.

Задача учителя – не просто погасить эмоции, а привести конфликтующих к одному из положительных вариантов реакции. Как это можно сделать?

1. Попытаться овладеть конфликтной ситуацией. Прежде всего – разрядить эмоциональную напряженность, самому приняв спокойную расслабленную позу и проявив выдержку. Если конфликт затяжной или сопровождается слишком бурными эмоциями, то лучше дать время его участникам на разрядку, спокойно за ними наблюдая.

2. Своим поведение повлиять на партнеров. Понять их состояние.

3. Понять причины конфликта и мотивы поведения его участников. Выразить им понимание и передать словами свое состояние (“Меня огорчает...”).

4. Согласовать цель дальнейшего разговора. Для этого обсудить с учениками, как они понимают повод и причину конфликта и определить вместе с ними, о чем пойдет дальнейший разговор.

5. Закрепить свою позицию уверенностью в возможность продуктивного решения.

6. После завершения конфликта вернуться к нему, проанализировать причины, ход его решения и возможность дальнейшего сохранения стабильной ситуации.

Одна из возможных причин конфликтов между учениками или между учителем и учеником – реакция ученика на критику и замечания (межличностный конфликт). Критика и замечания – довольно распространенный способ оценивания и воспитания. Порой учитель и ученики даже не замечают, что они критикуют друг друга. Например, пытаясь повлиять на ребенка, учитель говорит: “Посмотри, на кого ты похож!” или “Ты как всегда сделал не то, что надо”, – и так далее.

Учитель может и должен высказывать ребенку то, как он относится к тому или иному поступку, без этого процесс воспитания невозможен. Но оценка поступка, облеченная в критику, – это ошибка со стороны педагога. Почему? Критика наносит удар по личности человека, его самооценке. Поэтому первая реакция ученика – не принять к сведению отношение учителя к его поступку, а защитить свое “Я”. Замечания, даже сказанные вскользь, без желания обидеть человека, заставляют ребенка обороняться и стремиться оправдать себя.

Когда спрашиваешь и учителей, и учеников, каковы первые чувства в момент критики, большинство ответов бывает: “злость”, “обида”, “горечь” и так далее. Часть людей отвечает: “ничего не чувствую”, “безразлично”. Так отвечают те, у кого выработалась прочная защитная реакция. Они научились не реагировать, но вместе с тем и не слышать смысла обращенных к ним замечаний.

Почему же люди пользуются критикой? Во-первых, потому что понимают: с помощью критики можно управлять другими.

Разозлившийся или обиженный ученик становится более пассивным в отстаивании собственной точки зрения. Вторая причина – критиковать легче и быстрее, чем подбирать слова для высказывания своих чувств, вызванных поступком, и аргументы для убеждения в своей правоте.

Любой педагог должен помнить, что критика подобна бумерангу – она порождает желание не исправляться, а критиковать в ответ. В результате отношения между людьми не направлены на оказание помощи и поддержки друг другу, а напоминают состояние затяжной войны с чередованием наступления и обороны.

Чем же можно заменить критику, когда мы обсуждаем с детьми их поступки? В психологии есть понятие “обратная связь на поступок”. Предположим, что ученик совершил поступок, на который учитель считает себя обязанным отреагировать. В этом случае педагог высказывает свое (подчеркиваю, – свое личное) отношение и разговаривает с учеником о нормах общества, которые он нарушил. Смысл разговора остается таким же, как и при высказывании критического замечания, но меняются форма и тон разговора. При критике тон обычно нападающий, агрессивный, едкий или насмешливый. При высказывании обратной связи на поступок -заинтересованный, с желанием действительно разобраться в происшедшем. В связи с этим меняется и форма – разговор начинается не с нападок учителя, а с высказывания им желания выслушать и разобраться. Самое же главное в том, что в ходе разговора обсуждается только один поступок, а не личность, характер, деятельность или отношение к миру ученика в целом.

Стремясь разрешить конфликт, необходимо опреде­литься, что же мы должны для себя выяснить:

– установить действительных участников конфликтной ситуации;

– определить в пределах возможного причины, цели, мотивы, особенности характера конфликтующих сторон;

– изучить ранее существовавшие межличностные от­ношения участников конфликта;

– изучить намерения конфликтующих сторон и пред­ставления о способах разрешения конфликта;

– определить отношение к конфликту не вовлеченных в него членов группы, коллектива;

– принять решение о наиболее приемлемых способах разрешения конфликта.

В разрешении конфликтных ситуаций используются как прямые, так и косвенные методы. Владение этими методами позволит педагогу быть более гибким такти­ком, учитывая не только собственные возможности, но и множество других факторов, характеризующих особен­ности ситуации, сопутствующих ей обстоятельств.

В практике руководства коллективами широко распро­странены прямые методы гашения конфликтов, среди ко­торых индивидуальная беседа, групповое и коллективное обсуждение.

При организации индивидуальной беседы руководитель (учитель) поочередно приглашает к себе конфликтующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом необходимо пресекать любую попытку оценоч­ных суждений и требовать привести только факты, избегая эмоций. Далее учитель, насколько это возможно, уточняет факты. Как только он, независимо от суждений конфлик­тующих, приходит к определенному решению, учитель вызы­вает обоих и просит их в его присутствии высказать все, что ученики считают нужным, при этом прерывает любые проявления негативных эмоций и объявляет им свое ре­шение. Оно может быть в пользу одного либо не в пользу обоих; в любом случае педагог говорит прямо, он деловит и опирается на свой авторитет, этические традиции, существующие в обществе. Это решение служит сигналом, что инцидент исчерпан и возвращаться к нему – отнимать время у заня­тых людей.

Педагог может принять решение прибегнуть к группо­вому или коллективному обсуждению. Педагог предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг к другу в присутствии всей группы на соб­рании. Последующее решение он принимает на основе вы­ступлений участников обсуждения, и решение объявляется от лица группы.

Если конфликт, несмотря на указанные меры, не прекращается, педагог прибегает к санкциям в отношении конфлик­тующих (одного из них либо обоих): от повторных крити­ческих замечаний (с глазу на глаз и при группе) до адми­нистративных воздействий, коль скоро конфликт наносит ущерб учебному процессу.

Если и это не помогает, педагогу необходимо изыскать способы развести конфликтующие стороны (по разным классам, группам) так, чтобы они реже встречались.

Бывает, однако, и так, что прямое воздействие оказы­вается малоэффективным и не столько разрешает кон­фликт, сколько “загоняет его вглубь”. В таких случаях конфликт переходит в хроническую форму. Более эффек­тивными часто становятся косвенные методы гашения конфликта.

“Выход чувств”. Реализация данного метода требует профессионального терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника. Вполне допустимо в процессе слушания демонстрировать собеседнику сочувственное по­нимание, которое, однако, еще не гарантирует вашего с ним согласия. По наблюдению одного из видных современных психотерапевтов К. Роджерса, если человеку дать возможность беспре­пятственно выразить свои отрицательные эмоции, то по­степенно они сами собой сменяются положительными.

“Эмоциональное возмещение”. Человек, обращающийся к вам со своими проблемами эмоционального дискомфор­та, должен рассматриваться как страдающее лицо. Стра­дания не следует игнорировать, будь они даже неправед­ными. Показав, что считаетесь с этим, вы уже эмоционально возмещаете имеющийся у собеседника эмоциональный дискомфорт. Уместно высказанное в разговоре одобрение действительно имеющимся у собеседника качествам явля­ется своеобразным ключом к пониманию ситуации. Льстить конфликтующему нельзя, лесть легко распознает­ся и вызывает впоследствии открытое или тайное презре­ние к неискреннему взрослому. Просто надо сказать о том хорошем, что действительно есть в человеке.

“Обнажение агрессии”. Прямая форма реализуется таким способом: педагог побуждает конфликтующие стороны ссориться в его присутствии и достаточно длительное время не пресекает ссоры. Как правило, при третьем лице она не достигает таких крайностей, чтобы пришлось, в букваль­ном смысле слова, разнимать враждующих. Дав им выска­зать “наболевшее”, необходимо продолжить работу, осно­вываясь на одном из нижеуказанных принципов.

“Принудительное слушание оппонента”. Останавливая ссору, необходимо поставить условие: “Каждый из вас, прежде чем ответить обидчику, должен с предельной точ­ностью повторить его последнюю реплику”. Обычно об­наруживается, что конфликтующие не слышат друг друга, а обидчику приписываются тон и слова, которых в дейст­вительности не было. Фиксируя на этом внимание кон­фликтующих сторон (иногда можно прибегнуть к магни­тофонной записи), вы тем самым принуждаете их слушать друг друга. Непривычность такой ситуации снижает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокри­тичности спорящих.

“Обмен позиций”. Педагог останавливает развернувшую­ся на его глазах ссору, просит конфликтующих поменяться местами, на которых они до сих пор сидели, а затем дается следующая инструкция: “Поменявшись ролями, выскажите все обвинения, которые приходят вам в голову”. Взгляд со сто­роны другого – азбучная истина общения. Однако людям, охваченным гневом и обидой, он дается с большим трудом и преимущественно в ситуации профессионального вмеша­тельства в их конфликт извне. Этот прием психологи рас­сматривают как универсальный в разрешении конфликтов, имеющих разную причину возникновения, т.е. уместен при гашении конфликтов любого типа.

“Расширение духовного горизонта спорящих”. Высказы­вания спорящих сторон протоколируются или, что лучше, записываются на магнитофон или видеомагнитофон. Ос­тановив ссору, вы воспроизводите сделанную запись. Как правило, конфликтующие подавлены тем, что услышали, поскольку начинают понимать, что вели себя недостойно либо, по крайней мере, некрасиво. На этом фоне целесо­образно приступить к профессиональному разбору ссоры, показывая эгоизм и недоброжелательность аргументации каждого из конфликтующих. Далее разоблачается все мелкое, непринципиальное, что сопровождало конфликт. В беседе с конфликтующими важно раскрыть им смысл жизненных ценностей более высокого порядка, опреде­лить духовные цели, в стремлении к которым они, по су­ществу, едины, а не взаимно враждебны.

Уменьшение количества конфликтных ситуаций – серь­езная практическая проблема, стоящая перед руководите­лями как детских, так и взрослых коллективов.

Следует признать, что в процессе профессиональной деятельности педагога происходит взаимное влияние субъектов взаимоотношений, непрерывное их воздействие и преобразование. Исследованиями доказано, что каков учитель, таковы и его ученики. Имеются статистически достоверные различия ряда личностных свойств учащихся конфликтных и неконфликтных педагогов. Так, ученики конфликтных учителей характеризуются большей тревож­ностью, враждебностью, агрессивностью. Различная сте­пень конфликтности учителей влияет на структуру лично­стных свойств их учеников, определяет разные тенденции личностного развития учащихся. Следовательно, для учи­теля, стремящегося уменьшить количество конфликтов в руководимом им коллективе, весьма актуальна работа по самосовершенствованию. Не менее для него важна про­фессиональная помощь психолога по психокоррекции и оптимизации взаимоотношений с учениками. Педагог должен иметь возможность обращаться за советом, реко­мендациями к психологу и, главное, не бояться этой воз­можностью воспользоваться.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.